Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.12.2008 ПО ДЕЛУ N А42-2607/2008

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2008 г. по делу N А42-2607/2008


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 18.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.07.2008 (судья Романова А.А.) по делу N А42-2607/2008,

установил:

открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК Северо-Запада "Колэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 01.02.2008 N 58687.
Решением суда первой инстанции от 08.07.2008 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение суда от 08.07.2008 и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество в нарушение требований подпункта 11 пункта 1 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подтвердило правомерность применения льготы в отношении конкретного имущества, перечень которого утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Постановление N 504). Инспекция также ссылается на то, что имущество, в отношении которого Обществом заявлена налоговая льгота, не соответствует тем кодам Общероссийского классификатора основных фондов (далее - ОКОФ), которые перечислены в Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденном Постановлением N 504 (далее - Перечень).
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Приобщен к делу отзыв Общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции от 08.07.2008 без изменения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Колэнерго" (после реорганизации - открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала ОАО "МРСК Северо-Запада "Колэнерго") представило в Инспекцию уточненные декларации по налогу на имущество организаций за 1-й квартал 2007 года и первое полугодие 2007 года, согласно которым заявило льготу, предусмотренную подпунктом 11 пункта 1 статьи 381 НК РФ.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленных налогоплательщиком деклараций, по результатам которой составила акт от 14.12.2007 N 1264/26.1 и приняла решение от 01.02.2008 N 58687 (регистрационный N 70-26.1-16-13/2-24354 от 13.02.2008) об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности, доначислила в общей сумме 138 014 руб. налога на имущество организаций за 1-й квартал и первое полугодие 2007 года, начислила соответствующие пени. Обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В обоснование принятого решения Инспекция указала на то, что заявленные налогоплательщиком коды ОКОФ и наименование льготируемого имущества не соответствуют кодам и наименованиям, перечисленным в Постановлении N 504. Так, по мнению налогового органа, компрессорные установки в отношении которых заявлен код ОКОФ 11 4521010, не поименованы в Перечне имущества, утвержденного Постановлением N 504. Здание компрессорной ПС-6, заглубленный склад инвентаря ПС-6 по коду ОКОФ 11 4521123, здание диспетчерского пункта с помещением пожаротушения по коду ОКОФ 11 0000000, здание узла связи ПС-20 по коду ОКОФ 11 4526604 и волоконно-оптическая линия связи ПС-21 ПС-314, кабельная линия связи по коду ОКОФ 12 4526551 также не включены в перечень льготируемого имущества, который предусмотрен Постановлением N 504.
Поскольку Общество не представило документов, подтверждающих обоснованность включения в льготируемое имущество указанных объектов основных средств с соответствующими кодами ОКОФ, налоговый орган посчитал неправомерным использование заявителем льготы по налогу на имущество организаций.
Общество не согласилось с выводами Инспекции и обжаловало решение 01.02.2008 N 58687 в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что спорные объекты соответствуют имуществу, указанному в примечании Перечня имущества, утвержденного Постановлением N 504.
Кассационная инстанция считает решение суда первой инстанции от 08.07.2008 законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 1 статьи 56 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы (преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, в том числе возможность не уплачивать налог) при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Постановлением N 504 утвержден соответствующий Перечень.
Согласно названному Перечню льготированию подлежат как объекты, относящиеся к линиям энергопередачи, коды ОКОФ которых непосредственно перечислены в Перечне, так и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Коды ОКОФ по таким сооружениям в Перечне не приведены.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности Общества является передача электроэнергии, а следовательно, в силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) заявитель является субъектом электроэнергетики.
На основании представленного заявителем описания функционального назначения каждого из спорных объектов судом первой инстанции установлено, что эти объекты относятся к электрическому оборудованию и сооружениям электроэнергетики либо являются неотъемлемыми технологическими частями последних. Причем коды ОКОФ присвоены заявителем по спорным объектам основных средств при постановке этих объектов на баланс до утверждения названного Перечня, в связи с чем возникли формальные несоответствия кодов, присвоенных Обществом, кодам, указанным в Перечне.
В статье 3 Закона N 35-ФЗ определено, что электроэнергетика - это отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства, к котором согласно статье 3 Закона N 35-ФЗ относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 35-ФЗ технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со статьей 7 Закона N 35-ФЗ единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Положение, критерии и порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 N 648 и от 26.01.2006 N 41.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках (пункт 2 статьи 5 Закона N 35-ФЗ).
При таких обстоятельствах спорная налоговая льгота по налогу на имущество в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, может быть предоставлена только организациям, осуществляющим экономическую деятельность в сфере электроэнергетики и на балансе которых учитываются электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В рассматриваемом случае Общество осуществляет деятельность в сфере электроэнергетики, а следовательно, находящееся на его балансе электрическое оборудование и сооружения, используемые для собственных и производственных нужд, могут рассматриваться как линии энергопередачи.
В обжалуемом судебном акте обоснованно указано на то, что в Перечне имущества, утвержденном Постановлением N 504, использованы коды ОКОФ, которые, в свою очередь содержат более полную информацию об объектах основных средств, используемых организациями различных отраслей.
Как установлено судом первой инстанции, и это обстоятельство подтверждается материалами дела, здание компрессорной ПС-6 присвоен код ОКОФ 11 4521010 "Здания электроэнергетики". Размещенные в здании компрессорные установки являются технологической частью ОРУ-150, которой присвоен код ОКОФ 14 3120163 подкласса ОКОФ 14 3120010. В свою очередь, подкласс ОКОФ 14 3120010 указан в Перечне имущества, утвержденного Постановлением N 504. Здание компрессорной входит в состав подстанции 6, которая относится к коду ОКОФ 11 4521123 подкласса ОКОФ 11 4521012 "Здания электрических и тепловых сетей". Данный подкласс ОКОФ также указан в Перечне льготируемого имущества.
Заглубленный склад инвентаря относится к коду ОКОФ 11 4521123 подкласса кода ОКОФ 11 4521012, указанному в Перечне имущества, утвержденном Постановлением N 504.
Здание диспетчерского пункта с помещением пожаротушения (код 11 0000000) является неотъемлемой частью льготируемого ПС5, вид кода ОКОФ которой 11 4521123 входит в подкласс кода ОКОФ 11 4521012, и соответствует указанным в примечании Перечня инженерным сооружениям для размещения специального оборудования электрических сетей и общеподстанционного пункта управления.
Здание узла связи ПС-20 (код ОКОФ 11 4526604) является неотъемлемой частью льготируемого объекта ПС-20 и соответствует указанным в примечании Перечня инженерным сооружениям для размещения специального оборудования электрических сетей и общеподстанционного пункта управления.
Волоконно-оптическая линия связи (код ОКОФ 12 4526551) входит в состав основного объекта "Линия электропередачи воздушная", имеющего код 12 4521125, как системы связи оптоволоконные, имеющие код ОКОФ 14 3222040, и соответствует указанным в примечании Перечня системам связи оптоволоконным, входящим в состав линии электропередачи.
Кабельные линии связи ПС-21 (код ОКОФ 12 4526551) входят в состав объекта основного средства "Комплекс технических средств АСДУ-2", код ОКОФ 14 3313438 (входит в подкласс кода 14 3313040), являются его неотъемлемыми частями и относятся к указанным в примечании Перечня устройствам сигнализации и связи.
Кроме того, согласно разъяснениям отдела государственного энергетического надзора Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Мурманской области от 08.02.2008 N Э-21/09-33 и N Э-21/09-39, представленным заявителем в суд первой инстанции, спорные объекты основных средств неразрывно связаны и являются неотъемлемой частью соответствующих объектов, указанных в Перечне имущества, утвержденного Постановлением N 504.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции, оценив представленную Обществом в материалы дела техническую документацию на льготируемое имущество (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), обоснованно пришел к выводу о том, что Общество правомерно заявило льготу по налогу на имущество организаций в отношении спорного имущества в проверенном периоде на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 381 НК РФ, а выявленные Инспекцией несоответствия кодов не могут служить безусловным и единственным основанием для признания неправомерной заявленной льготы по налогу на имущество.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.07.2008 по делу N А42-2607/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.

Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ

Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
Н.Г.КУЗНЕЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)