Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.07.2012 N Ф09-8761/11 ПО ДЕЛУ N А47-6880/2011

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июля 2012 г. N Ф09-8761/11


Дело N А47-6880/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Анненковой Г.В., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (далее - налоговый орган, инспекция), открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.01.2012 по делу N А47-6880/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Полякова О.П. (доверенность от 10.01.2012 N 05/01),
общества - Садчиков Д.А. (доверенность от 18.03.2011 N 921).

Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 15.06.2011 N 23 в части выводов налогового органа по п. 3.2.1, 3.3, 3.4, 5 относительно доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 2 755 609 руб., налога на имущество в сумме 3 244 483 руб., начисления пеней в сумме 10 548 руб. и привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 2557 руб.
Решением суда от 18.01.2012 (судья Сердюк Т.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение инспекции от 15.06.2011 N 23 в части доначисления НДПИ в сумме 2 500 315 руб., доначисления налога на имущество в сумме 3 244 483 руб., начисления пеней по налогу на имущество в сумме 10 548 руб., а также привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 2557 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 (судьи Толкунов В.М., Иванова Н.А., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить данные судебные акты в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
Налоговый орган не согласен с выводами судов относительно неправомерности доначисления налога на имущество в сумме 3 244 483 руб. и НДПИ в сумме 252 930 руб., начисления пеней в сумме 10 548 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 Кодекса в сумме 2557 руб.
Инспекция полагает, что обществом допущено занижение среднегодовой стоимости имущества карьера месторождения "Осеннее", так как ни Кодекс, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат таких условий для налогообложения имущества организации и принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету по счету 01 "Основные средства" как государственная регистрация права собственности либо осуществление иной регистрации объекта.
По мнению налогового органа, судами неправильно истолкованы выводы, изложенные в судебных актах, принятых по делу N А47-9420/2009, которые заключаются в том, что карьер месторождения "Осеннее" по состоянию на 29.12.2006 был готов к эксплуатации, а обязанность по уплате налога на имущество не зависит от факта ввода в эксплуатацию объекта основных средств.
Инспекция указывает на то, что карьер месторождения "Осеннее" фактически использовался налогоплательщиком в предпринимательской деятельности в 2007 - 2008 гг.; доказательств того, что до 27.06.2008 проводились достройка, дооборудование или иные действия по доведению данного имущества до состояния, пригодного к эксплуатации налогоплательщиком не представлено.
Инспекция не согласна с выводами судов в части признания незаконным доначисления НДПИ за 2008 - 2009 гг. на сумму 2 247 385 руб.
Инспекция считает, что обществом при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого по подземному руднику "Гайского" месторождения неправомерно не включены в прямые расходы, связанные с добычей полезного ископаемого, закладочные работы в сумме 1 529 506 руб. и горно-подготовительные работы в сумме 717 879 руб., что повлекло занижение налоговой базы по НДПИ в виде занижения доли прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, и привело к неправильному распределению суммы косвенных расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность и к занижению расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Инспекция полагает, что представленные в материалы дела доказательства надлежащим образом подтверждают то обстоятельство, что закладочные работы, осуществляемые в подземном руднике общества при добыче медноколчеданной руды, являются частью технологического процесса, непосредственно связанного с добычей полезного ископаемого.
Общество не согласно с судебными актами в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения инспекции о доначислении НДПИ в сумме 255 294 руб.
По мнению налогоплательщика, при исчислении НДПИ за 2008 - 2009 гг. им правомерно учтены расходы "Участка по перевозке руды" в качестве косвенных расходов при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых, а выводы инспекции о необходимости включения данных затрат для целей исчисления НДПИ в состав прямых расходов не основаны на нормах п. 4 ст. 340, п. 1 ст. 318 Кодекса и сделаны без учета действующего на предприятии механизма попередельного учета затрат.
В кассационной жалобе общество указывает на то, что участок "Технологический транспорт Домбаровской площадки" выполняет не только работы по транспортировке добытой руды и вскрышных пород месторождения "Осеннее", но и аналогичные работы по месторождению "Летнее", в связи с чем затраты участка "Технологический транспорт Домбаровской площадки" не могут быть прямо отнесены к добыче руды месторождения "Осеннее" и правомерно распределяются налогоплательщиком на выполненные работы пропорционально объемам перевезенных грузов, то есть являются косвенными.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты в части признания частично недействительным решения инспекции без изменения, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для ее удовлетворения.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить судебные акты в части, обжалуемой обществом, без изменения, жалобу налогоплательщика - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, о чем составлен акт от 15.04.2011 N 08-31/14.
По результатам рассмотрения материалов проверки с учетом возражений налогоплательщика инспекцией вынесено решение от 15.06.2011 N 23 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу начислены оспариваемые суммы налогов, пеней и штрафов.
Не согласившись с решением инспекции, налогоплательщик обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 26.07.2011 N 16-15/09919 решение инспекции в оспариваемой части оставлено без изменения и утверждено.
Налогоплательщик, полагая, что решение инспекции в оспариваемой части не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды частично удовлетворили заявленные требования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено, что общество осуществляет разработку Гайского месторождения руд на основании лицензии на право пользования недрами от 01.06.2001 ОРБ ЖИ222ТЭ по проекту открытого акционерного общества "Унипромедь" 2000 г. "Вскрытие и разработка гор. 670 - 830 м. подземного рудника ОАО "Гайский ГОК".
Деятельность по добыче руды на Гайском месторождении осуществляется подземным способом горным цехом (подземным рудником), включающим в свой состав шахту (совокупность горных выработок и наземных сооружений, предназначенных для разработки месторождений полезных ископаемых подземным способом), а также комплекс вспомогательных и обслуживающих подразделений в пределах горного отвода.
Основанием для доначисления НДПИ в сумме 2 247 385 руб. за 2008 - 2009 гг. явилось необоснованное, по мнению инспекции, невключение в состав прямых расходов, связанных с добычей полезного ископаемого, сумм единого социального налога (далее - ЕСН) и заработной платы работников, осуществляющих горно-подготовительные работы (участок горнопроходческих работ), и работников, осуществляющих закладочные работы (участок закладочных работ) на подземном руднике Гайского месторождения. По мнению инспекции, горно-подготовительные и закладочные работы являются неотъемлемой частью технологического процесса и одним из этапов добычи полезного ископаемого, относятся к добычным работам.
Суды пришли к выводу о правомерности включения обществом расходов "Участка закладочных работ" и "Участка горно-подготовительных работ" в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых в качестве косвенных расходов, относящихся к добытым полезным ископаемым, и об отсутствии правовых оснований для доначисления НДПИ за 2008 - 2009 гг. в сумме 2 247 385 руб., начисления соответствующих пеней и штрафа.
Выводы судов являются правильными и соответствуют действующему законодательству.
При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются произведенные налогоплательщиком расходы, связанные и относящиеся к добытому полезному ископаемому, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого (п. 7 ст. 339, п. 4 ст. 340 Кодекса).
Согласно технического проекта "Вскрытие и разработка гор. 670 - 830 м. подземного рудника ОАО "Гайский ГОК" проведение закладочных работ не относится к комплексу технологических операций по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр, горно-подготовительные работы также выделены в отдельный раздел.
Данные работы являются одним из элементов системы не добычных, а горных работ, ведущихся в карьере, не имеющих отношения непосредственно к добычным работам, характеристика которых приведена в п.п. 1.4.1 - 1.4.4 проекта.
В соответствии с пунктом 1.4.5 проекта "Вскрытие и разработка гор. 670 - 830 м. подземного рудника ОАО "Гайский ГОК" закладка выработанного пространства является одним из основных способов предупреждения эндогенных пожаров, поэтому любые варианты этажно-камерных, слоевых, камерно-целиковых и других систем с твердеющей закладкой обеспечивают профилактические мероприятия и пожаробезопасную отработку. Закладка, являясь неотъемлемой технологической операцией, связана с безопасным ведением работ под землей и на поверхности, поскольку предотвращает провалы, прогибы и обрушение зданий и сооружений, является одним из основных способов предупреждения эндогенных пожаров.
В технологическом процессе общества применяется также специальный проект "Погашение выработанного пространства" (открытое акционерное общество "Унипромедь", г. Екатеринбург, 1998 г.), согласно разделу 1 которого погашение пустот, образованных при подземной добыче полезного ископаемого, обеспечивает безопасность ведения горных работ, сохранность поверхности.
Таким образом, закладочные работы не оказывают непосредственного влияния на процесс добычи, осуществляемый на подземном руднике, а представляют собой этап, следующий за добычей и выработкой пространства недр.
При таких обстоятельствах судами сделаны правильные выводы об ошибочности учета инспекцией при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого в качестве прямых затрат горно-подготовительных и закладочных работ и отсутствии оснований для доначисления НДПИ в сумме 2 247 385 руб., начисления соответствующих пеней и штрафа.
Основанием для доначисления НДПИ в сумме 252 930 руб., налога на имущество организаций в сумме 3 244 483 руб. явились выводы инспекции о неправомерном занижении обществом среднегодовой стоимости имущества за 2008 г.
Судами установлено, что выводы инспекции о необходимости учета карьера месторождения "Осеннее" в качестве основного средства с 01.01.2007 при определении налоговой базы по налогу на имущество до момента полного формирования его стоимости и ввода в эксплуатацию в установленном законом порядке не соответствуют положениям действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 375 Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основного средства, если одновременно выполняются следующие условия: а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании акта о приеме в эксплуатацию законченного строительством объекта от 20.12.2006 карьер месторождения "Осеннее" приказом от 29.12.2006 N 432 введен во временную эксплуатацию. Согласно п. 2 указанного приказа при получении документов, подтверждающих регистрацию права собственности в Домбаровском отделе Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области, объект "Карьер месторождения "Осеннее" следует ввести в постоянную эксплуатацию.
Приказом от 27.06.2008 N 245 объект "Карьер месторождения "Осеннее" введен с 27.06.2008 в постоянную эксплуатацию. На основании данного приказа составлен и утвержден акт о приеме-передаче здания (сооружения) от 27.06.2008 N 12 формы N ОС-1.
Согласно акту от 27.06.2008 N 12 объект "Карьер месторождения "Осеннее" принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств в июне 2008 г., дата начала строительства 2004 г., дата окончания строительства 2006 г., дата ввода в эксплуатацию 2008 г.
На объект основных средств 01.06.2008 оформлена инвентарная карточка формы ОС-6 N 37512. В карточке налогового учета объектов основных фондов (инвентарный номер 37512) по спорному основному средству указана дата принятия к налоговому учету - 01.06.2008.
Судебными актами по делу N А47-9420/2009 Арбитражного суда Оренбургской области установлено, что по состоянию на 01.01.2007 у налогоплательщика отсутствовали первичные учетные документы, подтверждающие первоначальную стоимость объекта карьер месторождения "Осеннее". Надлежащими первичными документами, свидетельствующими о формировании первоначальной стоимости основного средства карьер месторождения "Осеннее" и наличии оснований для принятия налогоплательщиком к бухгалтерскому учету этих объектов явился акт приема-передачи основных средств, составленный по унифицированной форме ОС-1 27.06.2008 N 12, инвентарная карточка формы ОС-6 N 37512.
В силу ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах суды, установив отсутствие оснований для признания карьера месторождения "Осеннее" в качестве основного средства с 01.01.2007, сделали правильный вывод о необоснованности доначисления налоговым органом налога на имущество в сумме 3 244 483 руб., НДПИ в сумме 252 930 руб., начисления соответствующих сумм пени и штрафов.
В ходе налоговой проверки инспекция пришла к выводу о неправильном определении налогоплательщиком расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, в том числе за 2008 - 2009 гг., в связи с неучетом в составе прямых расходов, связанных с добычей полезного ископаемого, расходов на оплату труда, ЕСН и амортизационных начислений участка по перевозке руды автотранспортом на месторождении "Осеннее".
Указанные расходы включены обществом в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого в качестве косвенных расходов, относящихся к добытым полезным ископаемым.
По данному эпизоду спора доначислен НДПИ в размере 255 294 руб.
Судами установлено, что факт транспортировки руды от места ее извлечения до борта карьера является неотъемлемой частью технологического процесса и одним из этапов добычи полезного ископаемого, в связи с чем понесенные в процессе транспортировки руды расходы должны быть учтены при расчете прямых затрат в соответствии со ст. 340 Кодекса как расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (п. 1 ст. 318 Кодекса).
Поскольку оценка стоимости добытого полезного ископаемого произведена налоговым органом исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых с учетом прямых расходов по транспортировке руды от карьера до отвала, доначисление НДПИ в сумме 255 294 руб. суды обоснованно сочли правомерным.
Судами установлено что, в проверяемый период общество на основании лицензии от 20.05.2003 ОРБ N 11539 ТЭ осуществляло добычу меди и попутных компонентов на месторождении медноколчеданных руд месторождения "Осеннее" (Домбаровский район Оренбургская область).
В соответствии с п. 1 ст. 337 Кодекса для целей налогообложения НДПИ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Согласно п. 7 ст. 339 Кодекса при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п. 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В силу п. 1, 2 ст. 338 Кодекса налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со ст. 340 Кодекса.
Поскольку реализация добытого полезного ископаемого в проверяемый период у налогоплательщика отсутствовала, оценка стоимости добытых полезных ископаемых определялась налогоплательщиком самостоятельно, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых (подп. 3 п. 1 ст. 340 Кодекса).
В учетной и налоговой политике общества на 2008 - 2009 гг. отражено, что оценка стоимости добытой из недр многокомпонентной комплексной руды определяется исходя из расчетной стоимости.
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль (п. 4 ст. 340 Кодекса).
Прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается с учетом особенностей, предусмотренных п. 1 ст. 319 Кодекса. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с гл. 25 Кодекса. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.
В соответствии с п. 1 ст. 318 Кодекса к прямым расходам относятся расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда.
В налоговом учете общество отнесло на прямые затраты только расходы, сформированные и оканчивающиеся на этапе извлечения руды, то есть отгрузки руды экскаваторами.
Однако согласно п. 3 ст. 339 Кодекса, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, то такое количество определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Таким образом, количество фактически добытого полезного ископаемого определяется по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Согласно проекту "Разработка месторождения "Осеннее", разработанному НППЦ ЗАО "Уралмеханобр-Инжиниринг" в 2003 г., общество в 2008 - 2009 г.г. осуществляло добычу руды открытым способом.
Действие проекта распространяется на все время разработки карьера и состоит из нескольких разделов, в которых описывается процесс добычи руды от карьера до момента привоза его на дробильную установку крупного дробления, расположенную на промышленной площадке рудника.
При этом в разделе 3.1.7 "Технологический транспорт" данного проекта указано на необходимость транспортировки руды до промышленной площадки.
Налоговым органом установлено, что транспортировка добытого полезного ископаемого производится хозяйственным способом самосвалами до борта карьера (отвал), где руда складируется.
Количество добытого ископаемого в соответствии со ст. 339 Кодекса определяется обществом прямым методом по данным геолого-маркшейдерского учета, который осуществляется на отвале карьера, то есть после складирования руды на борт карьера.
Рабочим проектом разработки месторождения, планами развития горных работ погрузка руды экскаваторами в автомобильный транспорт, перевозка руды автомобильным транспортом, работа бульдозеров и прочего транспорта отнесены к добычным работам.
При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о том, что в процесс непосредственной добычи полезного ископаемого включаются и операции по транспортировке руды до отвала.
Поскольку транспортировка руды от места ее извлечения до борта карьера является неотъемлемой частью технологического процесса и одним из этапов добычи полезного ископаемого, понесенные в процессе транспортировки руды расходы должны быть учтены при расчете прямых затрат в соответствии с п. 1 ст. 318, п. 4 ст. 340 Кодекса как расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
При таких обстоятельствах оценка стоимости добытого полезного ископаемого произведена, исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых с учетом прямых расходов по транспортировке руды от карьера до отвала обоснованно, доначисление НДПИ в сумме 255 294 руб. является правомерным.
Доводы заявителей кассационных жалоб подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов судов у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.01.2012 по делу N А47-6880/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области, открытого акционерного общества "Гайский горно-обогатительный комбинат" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Гайский горно-обогатительный комбинат" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 20.06.2012 N 4486 госпошлину в сумме 1000 руб.
Председательствующий
ГУСЕВ О.Г.

Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ЛИМОНОВ И.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)