Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 15 июля 2003 г. Дело N А19-8124/03-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Дьяковой Т.Н., юрисконсульта (по доверенности от 12.02.2003 б/н),
от МИМНС РФ N 9 - представителя Борисовой Е.Н., специалиста юридического отдела (по доверенности от 05.01.2003 N 3),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" о признании частично незаконным решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314,
первоначально ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" (далее по тексту - ОАО "УИПЖДТ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о признании недействительным решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" 4168691 руб. 92 коп.
Представитель ОАО "УИПЖДТ" в судебном заседании уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать незаконными п. 2 и п. 3 решения налогового органа от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314.
Представитель налогового органа Борисова требования не признала, полагая, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом и является обоснованным.
Представитель налогового органа также пояснила, что по заявлению о возврате излишне уплаченного земельного налога от 25.12.2002 решение налоговым органом не принималось.
Из представленных лицами, участвующими в деле, материалов следует, что МИМНС РФ N 9 по Иркутской области была проведена камеральная проверка ОАО "УИПЖДТ" по вопросу уменьшения суммы налога на землю за 1999 г., 2000 г., 2001 г.
ОАО "УИПЖДТ" 31.12.2002 представлены измененные расчеты по земельному налогу с уменьшением налога, подлежащего внесению в бюджет, с учетом ранее представленных расчетов, в связи с изменением ОАО "УИПЖДТ" ставок налога на землю с применением уменьшающих коэффициентов 2 и 1,2 за 1999 г. - на сумму 1159336 руб. 67 коп., за 2000 г. - на сумму 1387063 руб., за 2001 г. - на сумму 1622290 руб. 25 коп. Итого сумма излишне уплаченного налога составила 4168697 руб.
Одновременно с представленными расчетами ОАО "УИПЖДТ" 25.12.2002 обратилось в налоговый орган с заявлением N 032-06/1136 о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 4168697 руб.
Заявление ОАО "УИПЖДТ" о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю оставлено налоговым органом без рассмотрения.
По результатам камеральной проверки представленных ОАО "УИПЖДТ" вмененных расчетов налоговым органом было вынесено решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно данному решению увеличена сумма налога на землю, подлежащая внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложено ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Не согласившись с налоговой инспекцией, заявитель просил признать недействительными п. 2 и п. 3 решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 и обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" 4168691 руб. 92 коп.
В обоснование своих требований заявитель указал, что установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами. Соответственно, индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок.
Согласно ст. 15 ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 2 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги с сборы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." опубликован в "Российской газете" от 25.02.1999.
Первое число налогового периода по земельному налогу - 1 января, и, соответственно, вышеуказанный повышающий коэффициент должен применяться с 1 января 2000 г.
В соответствии с вышеизложенным в 1999 г. должны применяться ставки земельного налога, действующие в 1998 г.
Согласно ст. 18 ФЗ от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с повышающим коэффициентом 1,2.
Согласно ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г.
Коэффициент не является ставкой земельного налога, поэтому коэффициент следует применять в ставке, установленной Законом в 1998 г. Коэффициент применяется только на один год.
Налоговый период по земельному налогу - один год. Поэтому коэффициент 1,2 мог применяться только в 2000 г., в 2001 г. коэффициент не введен вообще.
Таким образом, по мнению ОАО "УИПЖДТ", в результате применения двойных коэффициентов оно излишне переплатило налог на землю в 1999 г. - 1159338 руб. 67 коп., в 2000 г. - 1387063 руб., в 2001 г. - 1622290 руб. 25 коп. Всего сумма излишне уплаченного налога составляет 4168691 руб. 92 коп.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле материалы, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя в части признания недействительными п. 2 и п. 3 решения налогового органа от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314.
Из материалов дела усматривается, что в 1999 - 2001 гг. заявитель исчислил и уплатил земельный налог, исходя из ставки налога с учетом коэффициентов 2 и 1,2.
Полагая, что им неправильно применены коэффициенты 2 и 1,2, заявитель в соответствии с ч. 1 ст. 80 НК РФ представил измененные расчеты по земельному налогу с уменьшением налога, подлежащего внесению в бюджет, с учетом ранее представленных расчетов, в связи с изменением ОАО "УИПЖДТ" ставок налога на землю с применением уменьшающих коэффициентов 2 и 1,2 за 1999 г. - на сумму 1159336 руб. 67 коп., за 2000 г. - на сумму 1387063 руб., за 2001 г. - на сумму 1622290 руб. 25 коп. Итого сумма излишне уплаченного налога составила 4168697 руб.
Кроме того, ОАО "УИПЖДТ" обратилось с заявлением в налоговый орган от 25.12.2002 N 032-06/1136 о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 4168697 руб.
Заявление ОАО "УИПЖДТ" о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю оставлено налоговым органом без рассмотрения.
МИМНС РФ N 9 по Иркутской области была проведена камеральная проверка представленных ОАО "УИПЖДТ" измененных расчетов по вопросу уменьшения суммы налога на землю за 1999 г., 2000 г., 2001 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией принято решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно данному решению увеличена сумма налога на землю, подлежащая внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложено ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Принимая данное решение, налоговый орган исходил из того обстоятельства, что ОАО "УИПЖДТ" необоснованно применило уменьшающие коэффициенты 2 и 1,2.
Налоговый период по земельному налогу установлен как один календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." опубликован в "Российской газете" от 25.02.1999, а налоговый период - с 1 января 1999 г., поэтому должен применяться с 25.03.1999.
Согласно ст. 15 ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
Согласно ст. 18 ФЗ от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с повышающим коэффициентом 1,2.
Согласно ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г.
На основании вышеизложенного своим решением налоговый орган увеличил сумму налога на землю, подлежащую внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложил ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Суд считает позицию налогового органа неправомерной на том основании, что согласно платежным документам, имеющимся в материалах дела, и в соответствии с нормами ст. 45 НК РФ заявителем надлежащим образом исполнена обязанность по уплате налога на землю за 1999 - 2001 гг. У налогового органа также не имеется претензий к заявителю по сумме либо по сроку уплаты земельного налога.
Следовательно, предложение налогового органа заявителю увеличить сумму налога на землю, подлежащую внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет является необоснованным и незаконным.
В отношении требования заявителя обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "УИПЖДТ" суммы 4168691 руб. 92 коп. арбитражный суд приходит к выводу о том, что указанное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов РФ о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 настоящего Кодекса.
Следовательно, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 г." является составной частью бюджетного законодательства и регулирует бюджетные правоотношения, а применение коэффициента 2, установленного ст. 15 указанного Закона, является индексацией ставки земельного налога и не относится к налоговому законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, предусмотренные ч. 1 ст. 2, не могут противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными ч. 1 ст. 2, применяется настоящий Кодекс.
Согласно ч. 2 ст. 5 указанного Кодекса закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания, следовательно, Закон "О федеральном бюджете на 1999 г." вступил в силу момента его подписания Президентом РФ, то есть с 22.02.1999.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 г." от 22.02.1999 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
Следовательно, установленный коэффициент 2 должен применяться с момента вступления в силу Федерального закона.
Поскольку указанная норма является нормой прямого действия, то как у заявителя, так и у налогового органа не было оснований для применения ст. 5 Налогового кодекса.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлен налоговый период один календарный год с 1 января по 31 декабря, следовательно, установленный бюджетным законодательством коэффициент 2 к ставке налога на землю должен применяться ко всему налоговому периоду.
Кроме того, в соответствии со ст. 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 г." от 31.12.1999 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 г." от 27.12.2000 N 150-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., должны применяться и в 2001 году.
Заявителем при расчете земельного налога за 1999 - 2001 гг. применены коэффициенты 2 и 1,2, указанные в вышеназванных законах о бюджетах соответствующих лет, следовательно, расчет земельного налога произведен правильно. Заявитель не производил излишнюю уплату земельного налога.
В связи с вышеизложенным у налогового органа нет оснований к возвратам из бюджета суммы 4168691 руб. 92 коп. как суммы излишне уплаченного налога на землю за 1999 - 2001 гг.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 1000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными п. 2 и п. 3 решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" как не соответствующие ст. 101 НК РФ.
Возвратить ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением от 24.04.2003 N 448.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
от 15 июля 2003 г. Дело N А19-8124/03-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Дьяковой Т.Н., юрисконсульта (по доверенности от 12.02.2003 б/н),
от МИМНС РФ N 9 - представителя Борисовой Е.Н., специалиста юридического отдела (по доверенности от 05.01.2003 N 3),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" о признании частично незаконным решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314,
первоначально ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" (далее по тексту - ОАО "УИПЖДТ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о признании недействительным решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" 4168691 руб. 92 коп.
Представитель ОАО "УИПЖДТ" в судебном заседании уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать незаконными п. 2 и п. 3 решения налогового органа от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314.
Представитель налогового органа Борисова требования не признала, полагая, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом и является обоснованным.
Представитель налогового органа также пояснила, что по заявлению о возврате излишне уплаченного земельного налога от 25.12.2002 решение налоговым органом не принималось.
Из представленных лицами, участвующими в деле, материалов следует, что МИМНС РФ N 9 по Иркутской области была проведена камеральная проверка ОАО "УИПЖДТ" по вопросу уменьшения суммы налога на землю за 1999 г., 2000 г., 2001 г.
ОАО "УИПЖДТ" 31.12.2002 представлены измененные расчеты по земельному налогу с уменьшением налога, подлежащего внесению в бюджет, с учетом ранее представленных расчетов, в связи с изменением ОАО "УИПЖДТ" ставок налога на землю с применением уменьшающих коэффициентов 2 и 1,2 за 1999 г. - на сумму 1159336 руб. 67 коп., за 2000 г. - на сумму 1387063 руб., за 2001 г. - на сумму 1622290 руб. 25 коп. Итого сумма излишне уплаченного налога составила 4168697 руб.
Одновременно с представленными расчетами ОАО "УИПЖДТ" 25.12.2002 обратилось в налоговый орган с заявлением N 032-06/1136 о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 4168697 руб.
Заявление ОАО "УИПЖДТ" о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю оставлено налоговым органом без рассмотрения.
По результатам камеральной проверки представленных ОАО "УИПЖДТ" вмененных расчетов налоговым органом было вынесено решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно данному решению увеличена сумма налога на землю, подлежащая внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложено ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Не согласившись с налоговой инспекцией, заявитель просил признать недействительными п. 2 и п. 3 решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 и обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" 4168691 руб. 92 коп.
В обоснование своих требований заявитель указал, что установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами. Соответственно, индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок.
Согласно ст. 15 ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 2 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги с сборы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." опубликован в "Российской газете" от 25.02.1999.
Первое число налогового периода по земельному налогу - 1 января, и, соответственно, вышеуказанный повышающий коэффициент должен применяться с 1 января 2000 г.
В соответствии с вышеизложенным в 1999 г. должны применяться ставки земельного налога, действующие в 1998 г.
Согласно ст. 18 ФЗ от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с повышающим коэффициентом 1,2.
Согласно ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г.
Коэффициент не является ставкой земельного налога, поэтому коэффициент следует применять в ставке, установленной Законом в 1998 г. Коэффициент применяется только на один год.
Налоговый период по земельному налогу - один год. Поэтому коэффициент 1,2 мог применяться только в 2000 г., в 2001 г. коэффициент не введен вообще.
Таким образом, по мнению ОАО "УИПЖДТ", в результате применения двойных коэффициентов оно излишне переплатило налог на землю в 1999 г. - 1159338 руб. 67 коп., в 2000 г. - 1387063 руб., в 2001 г. - 1622290 руб. 25 коп. Всего сумма излишне уплаченного налога составляет 4168691 руб. 92 коп.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле материалы, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя в части признания недействительными п. 2 и п. 3 решения налогового органа от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314.
Из материалов дела усматривается, что в 1999 - 2001 гг. заявитель исчислил и уплатил земельный налог, исходя из ставки налога с учетом коэффициентов 2 и 1,2.
Полагая, что им неправильно применены коэффициенты 2 и 1,2, заявитель в соответствии с ч. 1 ст. 80 НК РФ представил измененные расчеты по земельному налогу с уменьшением налога, подлежащего внесению в бюджет, с учетом ранее представленных расчетов, в связи с изменением ОАО "УИПЖДТ" ставок налога на землю с применением уменьшающих коэффициентов 2 и 1,2 за 1999 г. - на сумму 1159336 руб. 67 коп., за 2000 г. - на сумму 1387063 руб., за 2001 г. - на сумму 1622290 руб. 25 коп. Итого сумма излишне уплаченного налога составила 4168697 руб.
Кроме того, ОАО "УИПЖДТ" обратилось с заявлением в налоговый орган от 25.12.2002 N 032-06/1136 о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 4168697 руб.
Заявление ОАО "УИПЖДТ" о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю оставлено налоговым органом без рассмотрения.
МИМНС РФ N 9 по Иркутской области была проведена камеральная проверка представленных ОАО "УИПЖДТ" измененных расчетов по вопросу уменьшения суммы налога на землю за 1999 г., 2000 г., 2001 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией принято решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно данному решению увеличена сумма налога на землю, подлежащая внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложено ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Принимая данное решение, налоговый орган исходил из того обстоятельства, что ОАО "УИПЖДТ" необоснованно применило уменьшающие коэффициенты 2 и 1,2.
Налоговый период по земельному налогу установлен как один календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." опубликован в "Российской газете" от 25.02.1999, а налоговый период - с 1 января 1999 г., поэтому должен применяться с 25.03.1999.
Согласно ст. 15 ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
Согласно ст. 18 ФЗ от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с повышающим коэффициентом 1,2.
Согласно ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г.
На основании вышеизложенного своим решением налоговый орган увеличил сумму налога на землю, подлежащую внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложил ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Суд считает позицию налогового органа неправомерной на том основании, что согласно платежным документам, имеющимся в материалах дела, и в соответствии с нормами ст. 45 НК РФ заявителем надлежащим образом исполнена обязанность по уплате налога на землю за 1999 - 2001 гг. У налогового органа также не имеется претензий к заявителю по сумме либо по сроку уплаты земельного налога.
Следовательно, предложение налогового органа заявителю увеличить сумму налога на землю, подлежащую внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет является необоснованным и незаконным.
В отношении требования заявителя обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "УИПЖДТ" суммы 4168691 руб. 92 коп. арбитражный суд приходит к выводу о том, что указанное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов РФ о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 настоящего Кодекса.
Следовательно, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 г." является составной частью бюджетного законодательства и регулирует бюджетные правоотношения, а применение коэффициента 2, установленного ст. 15 указанного Закона, является индексацией ставки земельного налога и не относится к налоговому законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, предусмотренные ч. 1 ст. 2, не могут противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными ч. 1 ст. 2, применяется настоящий Кодекс.
Согласно ч. 2 ст. 5 указанного Кодекса закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания, следовательно, Закон "О федеральном бюджете на 1999 г." вступил в силу момента его подписания Президентом РФ, то есть с 22.02.1999.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 г." от 22.02.1999 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
Следовательно, установленный коэффициент 2 должен применяться с момента вступления в силу Федерального закона.
Поскольку указанная норма является нормой прямого действия, то как у заявителя, так и у налогового органа не было оснований для применения ст. 5 Налогового кодекса.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлен налоговый период один календарный год с 1 января по 31 декабря, следовательно, установленный бюджетным законодательством коэффициент 2 к ставке налога на землю должен применяться ко всему налоговому периоду.
Кроме того, в соответствии со ст. 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 г." от 31.12.1999 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 г." от 27.12.2000 N 150-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., должны применяться и в 2001 году.
Заявителем при расчете земельного налога за 1999 - 2001 гг. применены коэффициенты 2 и 1,2, указанные в вышеназванных законах о бюджетах соответствующих лет, следовательно, расчет земельного налога произведен правильно. Заявитель не производил излишнюю уплату земельного налога.
В связи с вышеизложенным у налогового органа нет оснований к возвратам из бюджета суммы 4168691 руб. 92 коп. как суммы излишне уплаченного налога на землю за 1999 - 2001 гг.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 1000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными п. 2 и п. 3 решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" как не соответствующие ст. 101 НК РФ.
Возвратить ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением от 24.04.2003 N 448.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.07.2003 ПО ДЕЛУ N А19-8124/03-15
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2003 г. Дело N А19-8124/03-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Дьяковой Т.Н., юрисконсульта (по доверенности от 12.02.2003 б/н),
от МИМНС РФ N 9 - представителя Борисовой Е.Н., специалиста юридического отдела (по доверенности от 05.01.2003 N 3),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" о признании частично незаконным решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314,
УСТАНОВИЛ:
первоначально ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" (далее по тексту - ОАО "УИПЖДТ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о признании недействительным решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" 4168691 руб. 92 коп.
Представитель ОАО "УИПЖДТ" в судебном заседании уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать незаконными п. 2 и п. 3 решения налогового органа от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314.
Представитель налогового органа Борисова требования не признала, полагая, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом и является обоснованным.
Представитель налогового органа также пояснила, что по заявлению о возврате излишне уплаченного земельного налога от 25.12.2002 решение налоговым органом не принималось.
Из представленных лицами, участвующими в деле, материалов следует, что МИМНС РФ N 9 по Иркутской области была проведена камеральная проверка ОАО "УИПЖДТ" по вопросу уменьшения суммы налога на землю за 1999 г., 2000 г., 2001 г.
ОАО "УИПЖДТ" 31.12.2002 представлены измененные расчеты по земельному налогу с уменьшением налога, подлежащего внесению в бюджет, с учетом ранее представленных расчетов, в связи с изменением ОАО "УИПЖДТ" ставок налога на землю с применением уменьшающих коэффициентов 2 и 1,2 за 1999 г. - на сумму 1159336 руб. 67 коп., за 2000 г. - на сумму 1387063 руб., за 2001 г. - на сумму 1622290 руб. 25 коп. Итого сумма излишне уплаченного налога составила 4168697 руб.
Одновременно с представленными расчетами ОАО "УИПЖДТ" 25.12.2002 обратилось в налоговый орган с заявлением N 032-06/1136 о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 4168697 руб.
Заявление ОАО "УИПЖДТ" о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю оставлено налоговым органом без рассмотрения.
По результатам камеральной проверки представленных ОАО "УИПЖДТ" вмененных расчетов налоговым органом было вынесено решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно данному решению увеличена сумма налога на землю, подлежащая внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложено ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Не согласившись с налоговой инспекцией, заявитель просил признать недействительными п. 2 и п. 3 решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 и обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" 4168691 руб. 92 коп.
В обоснование своих требований заявитель указал, что установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами. Соответственно, индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок.
Согласно ст. 15 ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 2 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги с сборы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." опубликован в "Российской газете" от 25.02.1999.
Первое число налогового периода по земельному налогу - 1 января, и, соответственно, вышеуказанный повышающий коэффициент должен применяться с 1 января 2000 г.
В соответствии с вышеизложенным в 1999 г. должны применяться ставки земельного налога, действующие в 1998 г.
Согласно ст. 18 ФЗ от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с повышающим коэффициентом 1,2.
Согласно ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г.
Коэффициент не является ставкой земельного налога, поэтому коэффициент следует применять в ставке, установленной Законом в 1998 г. Коэффициент применяется только на один год.
Налоговый период по земельному налогу - один год. Поэтому коэффициент 1,2 мог применяться только в 2000 г., в 2001 г. коэффициент не введен вообще.
Таким образом, по мнению ОАО "УИПЖДТ", в результате применения двойных коэффициентов оно излишне переплатило налог на землю в 1999 г. - 1159338 руб. 67 коп., в 2000 г. - 1387063 руб., в 2001 г. - 1622290 руб. 25 коп. Всего сумма излишне уплаченного налога составляет 4168691 руб. 92 коп.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле материалы, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя в части признания недействительными п. 2 и п. 3 решения налогового органа от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314.
Из материалов дела усматривается, что в 1999 - 2001 гг. заявитель исчислил и уплатил земельный налог, исходя из ставки налога с учетом коэффициентов 2 и 1,2.
Полагая, что им неправильно применены коэффициенты 2 и 1,2, заявитель в соответствии с ч. 1 ст. 80 НК РФ представил измененные расчеты по земельному налогу с уменьшением налога, подлежащего внесению в бюджет, с учетом ранее представленных расчетов, в связи с изменением ОАО "УИПЖДТ" ставок налога на землю с применением уменьшающих коэффициентов 2 и 1,2 за 1999 г. - на сумму 1159336 руб. 67 коп., за 2000 г. - на сумму 1387063 руб., за 2001 г. - на сумму 1622290 руб. 25 коп. Итого сумма излишне уплаченного налога составила 4168697 руб.
Кроме того, ОАО "УИПЖДТ" обратилось с заявлением в налоговый орган от 25.12.2002 N 032-06/1136 о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 4168697 руб.
Заявление ОАО "УИПЖДТ" о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю оставлено налоговым органом без рассмотрения.
МИМНС РФ N 9 по Иркутской области была проведена камеральная проверка представленных ОАО "УИПЖДТ" измененных расчетов по вопросу уменьшения суммы налога на землю за 1999 г., 2000 г., 2001 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией принято решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно данному решению увеличена сумма налога на землю, подлежащая внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложено ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Принимая данное решение, налоговый орган исходил из того обстоятельства, что ОАО "УИПЖДТ" необоснованно применило уменьшающие коэффициенты 2 и 1,2.
Налоговый период по земельному налогу установлен как один календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." опубликован в "Российской газете" от 25.02.1999, а налоговый период - с 1 января 1999 г., поэтому должен применяться с 25.03.1999.
Согласно ст. 15 ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
Согласно ст. 18 ФЗ от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с повышающим коэффициентом 1,2.
Согласно ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г.
На основании вышеизложенного своим решением налоговый орган увеличил сумму налога на землю, подлежащую внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложил ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Суд считает позицию налогового органа неправомерной на том основании, что согласно платежным документам, имеющимся в материалах дела, и в соответствии с нормами ст. 45 НК РФ заявителем надлежащим образом исполнена обязанность по уплате налога на землю за 1999 - 2001 гг. У налогового органа также не имеется претензий к заявителю по сумме либо по сроку уплаты земельного налога.
Следовательно, предложение налогового органа заявителю увеличить сумму налога на землю, подлежащую внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет является необоснованным и незаконным.
В отношении требования заявителя обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "УИПЖДТ" суммы 4168691 руб. 92 коп. арбитражный суд приходит к выводу о том, что указанное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов РФ о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 настоящего Кодекса.
Следовательно, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 г." является составной частью бюджетного законодательства и регулирует бюджетные правоотношения, а применение коэффициента 2, установленного ст. 15 указанного Закона, является индексацией ставки земельного налога и не относится к налоговому законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, предусмотренные ч. 1 ст. 2, не могут противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными ч. 1 ст. 2, применяется настоящий Кодекс.
Согласно ч. 2 ст. 5 указанного Кодекса закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания, следовательно, Закон "О федеральном бюджете на 1999 г." вступил в силу момента его подписания Президентом РФ, то есть с 22.02.1999.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 г." от 22.02.1999 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
Следовательно, установленный коэффициент 2 должен применяться с момента вступления в силу Федерального закона.
Поскольку указанная норма является нормой прямого действия, то как у заявителя, так и у налогового органа не было оснований для применения ст. 5 Налогового кодекса.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлен налоговый период один календарный год с 1 января по 31 декабря, следовательно, установленный бюджетным законодательством коэффициент 2 к ставке налога на землю должен применяться ко всему налоговому периоду.
Кроме того, в соответствии со ст. 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 г." от 31.12.1999 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 г." от 27.12.2000 N 150-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., должны применяться и в 2001 году.
Заявителем при расчете земельного налога за 1999 - 2001 гг. применены коэффициенты 2 и 1,2, указанные в вышеназванных законах о бюджетах соответствующих лет, следовательно, расчет земельного налога произведен правильно. Заявитель не производил излишнюю уплату земельного налога.
В связи с вышеизложенным у налогового органа нет оснований к возвратам из бюджета суммы 4168691 руб. 92 коп. как суммы излишне уплаченного налога на землю за 1999 - 2001 гг.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 1000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными п. 2 и п. 3 решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" как не соответствующие ст. 101 НК РФ.
Возвратить ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением от 24.04.2003 N 448.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
М.В.ЛУНЬКОВ
М.В.ЛУНЬКОВ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2003 г. Дело N А19-8124/03-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - представителя Дьяковой Т.Н., юрисконсульта (по доверенности от 12.02.2003 б/н),
от МИМНС РФ N 9 - представителя Борисовой Е.Н., специалиста юридического отдела (по доверенности от 05.01.2003 N 3),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" о признании частично незаконным решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314,
УСТАНОВИЛ:
первоначально ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" (далее по тексту - ОАО "УИПЖДТ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованиями о признании недействительным решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и об обязании МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" 4168691 руб. 92 коп.
Представитель ОАО "УИПЖДТ" в судебном заседании уточнил заявленные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать незаконными п. 2 и п. 3 решения налогового органа от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314.
Представитель налогового органа Борисова требования не признала, полагая, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом и является обоснованным.
Представитель налогового органа также пояснила, что по заявлению о возврате излишне уплаченного земельного налога от 25.12.2002 решение налоговым органом не принималось.
Из представленных лицами, участвующими в деле, материалов следует, что МИМНС РФ N 9 по Иркутской области была проведена камеральная проверка ОАО "УИПЖДТ" по вопросу уменьшения суммы налога на землю за 1999 г., 2000 г., 2001 г.
ОАО "УИПЖДТ" 31.12.2002 представлены измененные расчеты по земельному налогу с уменьшением налога, подлежащего внесению в бюджет, с учетом ранее представленных расчетов, в связи с изменением ОАО "УИПЖДТ" ставок налога на землю с применением уменьшающих коэффициентов 2 и 1,2 за 1999 г. - на сумму 1159336 руб. 67 коп., за 2000 г. - на сумму 1387063 руб., за 2001 г. - на сумму 1622290 руб. 25 коп. Итого сумма излишне уплаченного налога составила 4168697 руб.
Одновременно с представленными расчетами ОАО "УИПЖДТ" 25.12.2002 обратилось в налоговый орган с заявлением N 032-06/1136 о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в размере 4168697 руб.
Заявление ОАО "УИПЖДТ" о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю оставлено налоговым органом без рассмотрения.
По результатам камеральной проверки представленных ОАО "УИПЖДТ" вмененных расчетов налоговым органом было вынесено решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно данному решению увеличена сумма налога на землю, подлежащая внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложено ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Не согласившись с налоговой инспекцией, заявитель просил признать недействительными п. 2 и п. 3 решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 и обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" 4168691 руб. 92 коп.
В обоснование своих требований заявитель указал, что установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами. Соответственно, индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок.
Согласно ст. 15 ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 1 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В соответствии с нормой, содержащейся в п. 2 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги с сборы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." опубликован в "Российской газете" от 25.02.1999.
Первое число налогового периода по земельному налогу - 1 января, и, соответственно, вышеуказанный повышающий коэффициент должен применяться с 1 января 2000 г.
В соответствии с вышеизложенным в 1999 г. должны применяться ставки земельного налога, действующие в 1998 г.
Согласно ст. 18 ФЗ от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с повышающим коэффициентом 1,2.
Согласно ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г.
Коэффициент не является ставкой земельного налога, поэтому коэффициент следует применять в ставке, установленной Законом в 1998 г. Коэффициент применяется только на один год.
Налоговый период по земельному налогу - один год. Поэтому коэффициент 1,2 мог применяться только в 2000 г., в 2001 г. коэффициент не введен вообще.
Таким образом, по мнению ОАО "УИПЖДТ", в результате применения двойных коэффициентов оно излишне переплатило налог на землю в 1999 г. - 1159338 руб. 67 коп., в 2000 г. - 1387063 руб., в 2001 г. - 1622290 руб. 25 коп. Всего сумма излишне уплаченного налога составляет 4168691 руб. 92 коп.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле материалы, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя в части признания недействительными п. 2 и п. 3 решения налогового органа от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314.
Из материалов дела усматривается, что в 1999 - 2001 гг. заявитель исчислил и уплатил земельный налог, исходя из ставки налога с учетом коэффициентов 2 и 1,2.
Полагая, что им неправильно применены коэффициенты 2 и 1,2, заявитель в соответствии с ч. 1 ст. 80 НК РФ представил измененные расчеты по земельному налогу с уменьшением налога, подлежащего внесению в бюджет, с учетом ранее представленных расчетов, в связи с изменением ОАО "УИПЖДТ" ставок налога на землю с применением уменьшающих коэффициентов 2 и 1,2 за 1999 г. - на сумму 1159336 руб. 67 коп., за 2000 г. - на сумму 1387063 руб., за 2001 г. - на сумму 1622290 руб. 25 коп. Итого сумма излишне уплаченного налога составила 4168697 руб.
Кроме того, ОАО "УИПЖДТ" обратилось с заявлением в налоговый орган от 25.12.2002 N 032-06/1136 о возврате суммы излишне уплаченного налога в размере 4168697 руб.
Заявление ОАО "УИПЖДТ" о возврате излишне уплаченной суммы налога на землю оставлено налоговым органом без рассмотрения.
МИМНС РФ N 9 по Иркутской области была проведена камеральная проверка представленных ОАО "УИПЖДТ" измененных расчетов по вопросу уменьшения суммы налога на землю за 1999 г., 2000 г., 2001 г.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией принято решение от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно данному решению увеличена сумма налога на землю, подлежащая внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложено ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Принимая данное решение, налоговый орган исходил из того обстоятельства, что ОАО "УИПЖДТ" необоснованно применило уменьшающие коэффициенты 2 и 1,2.
Налоговый период по земельному налогу установлен как один календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." опубликован в "Российской газете" от 25.02.1999, а налоговый период - с 1 января 1999 г., поэтому должен применяться с 25.03.1999.
Согласно ст. 15 ФЗ от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
Согласно ст. 18 ФЗ от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с повышающим коэффициентом 1,2.
Согласно ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г.
На основании вышеизложенного своим решением налоговый орган увеличил сумму налога на землю, подлежащую внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и предложил ОАО "УИПЖДТ" внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Суд считает позицию налогового органа неправомерной на том основании, что согласно платежным документам, имеющимся в материалах дела, и в соответствии с нормами ст. 45 НК РФ заявителем надлежащим образом исполнена обязанность по уплате налога на землю за 1999 - 2001 гг. У налогового органа также не имеется претензий к заявителю по сумме либо по сроку уплаты земельного налога.
Следовательно, предложение налогового органа заявителю увеличить сумму налога на землю, подлежащую внесению в бюджет, на 4168691 руб. 92 коп. и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет является необоснованным и незаконным.
В отношении требования заявителя обязать МИМНС РФ N 9 по Иркутской области совершить действия по возврату на расчетный счет ОАО "УИПЖДТ" суммы 4168691 руб. 92 коп. арбитражный суд приходит к выводу о том, что указанное требование удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов РФ о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 настоящего Кодекса.
Следовательно, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999 г." является составной частью бюджетного законодательства и регулирует бюджетные правоотношения, а применение коэффициента 2, установленного ст. 15 указанного Закона, является индексацией ставки земельного налога и не относится к налоговому законодательству.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, предусмотренные ч. 1 ст. 2, не могут противоречить настоящему Кодексу. В случае противоречия между настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами, предусмотренными ч. 1 ст. 2, применяется настоящий Кодекс.
Согласно ч. 2 ст. 5 указанного Кодекса закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания, следовательно, Закон "О федеральном бюджете на 1999 г." вступил в силу момента его подписания Президентом РФ, то есть с 22.02.1999.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 г." от 22.02.1999 установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с повышающим коэффициентом 2.
Следовательно, установленный коэффициент 2 должен применяться с момента вступления в силу Федерального закона.
Поскольку указанная норма является нормой прямого действия, то как у заявителя, так и у налогового органа не было оснований для применения ст. 5 Налогового кодекса.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлен налоговый период один календарный год с 1 января по 31 декабря, следовательно, установленный бюджетным законодательством коэффициент 2 к ставке налога на землю должен применяться ко всему налоговому периоду.
Кроме того, в соответствии со ст. 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 г." от 31.12.1999 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 г." от 27.12.2000 N 150-ФЗ ставки земельного налога, действовавшие в 2000 г., должны применяться и в 2001 году.
Заявителем при расчете земельного налога за 1999 - 2001 гг. применены коэффициенты 2 и 1,2, указанные в вышеназванных законах о бюджетах соответствующих лет, следовательно, расчет земельного налога произведен правильно. Заявитель не производил излишнюю уплату земельного налога.
В связи с вышеизложенным у налогового органа нет оснований к возвратам из бюджета суммы 4168691 руб. 92 коп. как суммы излишне уплаченного налога на землю за 1999 - 2001 гг.
На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 1000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными п. 2 и п. 3 решения МИМНС РФ N 9 по Иркутской области от 19.02.2003 N 01-05.1/126-3314 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" как не соответствующие ст. 101 НК РФ.
Возвратить ОАО "Усть-Илимское предприятие железнодорожного транспорта" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением от 24.04.2003 N 448.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
М.В.ЛУНЬКОВ
М.В.ЛУНЬКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)