Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л.И.
судей Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от ответчика: Головнева О.А. по доверенности от 27.03.2008 года
N 04-18/04877
Заякина Е.В. по доверенности от 22.01.2008 года
N 04-18/00551 (сроком до 01.01.2009 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, г. Бийск
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 10.04.2008 года по делу N А03-867/2008-5 (судья Булгакова А.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибирский сок", г. Бийск
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, г. Бийск
о признании недействительным 4-х решений о привлечении к налоговой ответственности,
ООО "Сибирский сок" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 13-19-1791/3808 от 06.11.2007 года, N 13-19-1891/4093 от 21.11.2007 года, N 13-19-2058/4332 от 18.12.2007 года, N 13-19-2057/4335 от 18.12.2007 года о привлечении Общества к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.04.2008 года заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.04.2008 года отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- вывод суда о том, что если добытые подземные воды не отвечают требованиям ГОСТов, то организация обязана платить водные налог, необоснован, так как в данном случае должен быть применен документ ТУ 10.04.06.132-88 "Воды минеральные природные столовые".
- судом неправильно истолкована норма подпункта 15 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом Общество, являясь плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, обязано уплачивать данный налог.
- в оспариваемом решении суд необоснованно ссылается на п. 24 Методических рекомендаций по применению гл. 26 Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС РФ N БГ-3-21/170 от 02.04.2002 года, которые с 26.09.2006 года в соответствии с Приказом ФНС России N САЭ-3-21/623@ утратили силу.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержала доводы апелляционной жалобы и настаивала на ее удовлетворении, дополнив, что минеральная вода, изготавливаемая Обществом относится к полезным ископаемым, подлежащим обложению НДПИ независимо от минерализации; указанный в решении суда ГОСТ дает лишь понятие минеральной воды, и не применим к вопросу налогообложения НДПН.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к отзыву возражало против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав, что подземные пресные воды, добываемые в соответствии с лицензией Общества из скважин не соответствует ГОСТ 13273-88 "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые" и объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых не являются, поскольку подлежат обложению водным налогом.
Письменный отзыв Общества и дополнения к отзыву приобщены к материалам дела.
ООО "Сибирский сок", участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и дополнений к отзыву, заслушав представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.04.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией при рассмотрении в порядке камеральных налоговых проверок первичных налоговых деклараций Общества по налогу на добычу полезных ископаемых с суммой налога к уплате равной "0" за май, июнь, июль, август 2007 года составлена акты N 3772 от 01.10.2007 года, N 3966 от 17.10.2007 года, N 4488 от 25.10.2007 года, N 4501 от 25.10.2007 года по результатам рассмотрения которых, заместителем руководителя налогового органа приняты решения N 13-19-1791/3808 от 06.11.2007 года, N 13-19-1891/4093 от 21.11.2007 года, N 13-19-2058/4332 от 18.12.2007 года, N 13-19-2057/4335 от 18.12.2007 года о привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добычу полезных ископаемого за май - август 2007 года. Обществу доначислен налог на добычу полезного ископаемого в общей сумме 8 690 598 руб., пени в сумме 321 841,14 руб. и наложен штраф в сумме 1 738 119,60 руб.
Основанием принятия решений послужило установление факта добычи Обществом минеральной подземной воды водозаборной скважиной для промышленного розлива без уплаты НДПИ.
Считая указанные решения Инспекции незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из не доказанности налоговым органом наличия у Общества объекта обложения налогам на добычу полезных ископаемых, а равно оснований относимости добываемых Обществом подземных вод соответствующими стандартами к природным лечебным ресурсам; не относимости подземных вод, добываемых в соответствии с лицензией Обществом из скважин, к объектам налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, подлежащих налогообложению в соответствии с главой 25.2 НК РФ водным налогом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общество имеет лицензию БАР 01352 ВЭ "Добыча питьевых подземных вод одиночными скважинами для хозяйственно-питьевого, производственного водоснабжения и промышленного розлива ООО "Сибирский сок".
В соответствии с лицензионным соглашением организация осуществляет добычу питьевых подземных вод, которые используются на хозяйственно-питьевые и производственные нужды. Кроме того, организация осуществляет промышленный розлив минеральной питьевой столовой воды "Минеральная природная питьевая столовая "Синегорье".
Согласно ст. 334 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в силу ст. 336 Налогового кодекса РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации; полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия) (п. 1 ст. 337 НК РФ).
Видами добытого полезного ископаемого являются подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды (пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ).
Таким образом, вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом, что согласуется с правовой позицией Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 г. N 64.
Законодательство о налогах и сборах не содержит определения понятия "природные лечебные ресурсы (минеральные воды)", в связи с чем, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, в целях правильного разрешения настоящего дела необходимо руководствоваться положениями других отраслей законодательства РФ.
Согласно п. 1.1.1 ГОСТа 13273-88 "Воды минеральные и питьевые лечебные и лечебно-столовые" к минеральным водам относят природные воды, оказывающие на организм человека лечебное действие, обусловленное основным ионно-солевым и газовым составом, повышенным содержанием биологически активных компонентов и специфическими свойствами (радиоактивность, температура, реакция среды).
В соответствии с классификацией минеральных вод и лечебных грязей для целей их сертификации - Методические указания N 2000/34, минеральные (лечебные) воды - природные подземные воды, оказывающие на организм человека лечебное действие, обусловленное повышенным содержанием полезных биологически активных компонентов, особенностями газового состава или общим ионно-солевым составом воды. Минеральные (лечебные) воды подразделяются на питьевые лечебные и лечебно-столовые воды, а также воды, имеющие бальнеологическое (наружное) назначение (п. 1.1.).
Минеральные воды являются природными подземными водами и формируются в толще земной коры с определенными геолого-структурными, геотермическими, гидрогеологическими и геохимическими условиями, которые определяют закономерности их пространственной локализации, газовый, ионно-солевой и микроэлементный состав, температуру и другие показатели. Классификация и систематизация минеральных вод основаны на определении совокупности нескольких показателей и наиболее важных признаков, позволяющих выделить в общей системе подземной гидросферы виды и главные группы минеральных вод по их целевому назначению и гидрогеохимическим особенностям. Минеральные воды являются природным лечебным средством и по своему назначению подразделяются на два вида: питьевые; бальнеологические (для наружного использования). Питьевые минеральные подземные воды подразделяются на лечебно-столовые, лечебные и столовые (п. 5.1, 5.1.1., 5.5.2).
В силу п. 3.6. названных Указаний отнесение природных вод к минеральным, имеющим лечебное значение, а грязей - к лечебным осуществляется, в соответствии с установленным Минздравом России порядком, и производится Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии, Государственным научно-исследовательским институтом курортологии и физиотерапии (г. Пятигорск), Томским научно-исследовательским институтом курортологии и физиотерапии, Институтом медицинской климатологии и восстановительного лечения Сибирского отделения РАМН (г. Владивосток) и Сочинским научно-исследовательским центром курортологии и реабилитации.
Согласно экспертному заключению Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2004 года N 14/93 к лицензионным материалам по составу и качеству подземных водозаборной скважины N БИ-519, добываемые подземные воды относятся к минеральным природным питьевым столовым водам, которые могут употребляться как в качестве столового напитка, так и для приготовления безалкогольных напитков, разбавления соков, приготовления пищи, что согласуется с видом добываемой воды, указанной в лицензии, выданной Обществу.
Таким образом, лечебные свойства определяются только для лечебно-столовых и лечебных минеральных вод, относящихся к лечебным ресурсам, добыча которых и является объектом обложения НДПИ в соответствии с п.п. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ; добыча же подземных пресных вод осуществляется на основании лицензии на пользование участком недр, содержащей целевое назначение, применительно к лицензии, выданной Обществу - добыча питьевых подземных вод одиночными скважинами для хозяйственно-питьевого, производственного водоснабжения и промышленного розлива.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности отнесения добываемой Обществом воды к категории полезных ископаемых, перечисленных в п.п. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ; Инспекцией в нарушение п. 8 ст. 101 НК РФ в решениях не обоснованы обстоятельства отнесения добываемой Обществом минеральной воды к объекту обложения налогом на добычу полезных ископаемых с учетом целевого назначения на пользование участком недр по добыче пресной подземной воды; не приведены результаты проверки доводов налогоплательщика со ссылкой на экспертное заключение Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2004 года; невозможности применения к воде "Минеральная природная питьевая вода "Синегорье" требований ГОСТа 13273-88; при этом, в решениях не содержится обстоятельств исследования воды, добываемой Обществом по качественным характеристикам, которые являются основанием для вывода об отнесении либо не отнесении указанной воды к объекту обложения НДПИ; лицензия на право пользования недрами у Общества не отозвана, лицензионная деятельность не признана несоответствующей требованиям законодательства о недрах; доводы Инспекции, положенные в основу вынесенного решений основаны лишь на общем показателе минерализации; в связи с чем, Инспекцией не представлено бесспорных доказательств наличия у Общества объекта обложения НДПИ.
Общество за весь период действия лицензии, в том числе и охваченный камеральной налоговой проверкой, уплачивало с производимого забора воды из водного объекта водный налог, что не противоречит п.п. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ, в соответствии с которым объектом налогообложения водным налогом как вод водопользования признается забор воды из водных объектов, за исключением забора из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод.
Доводы Инспекции о не целесообразности руководствоваться для целей отнесения к объекту налогообложения ГОСТ 13273-88 признаются судом апелляционной инстанции необоснованными, нормами главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" не определена какая-либо предпочтительность и целесообразность соответствия полезного ископаемого соответствующему государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли; невозможность применения ГОСТа 13273-88 к минеральным водам по наименованию "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые", Инспекцией не обоснована, кроме того, стандарт не устанавливает, в каких случаях минеральная вода может быть признана полезным ископаемым, что согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в Решении от 28.05.2003 г. N 3640/03.
Ссылка суда первой инстанции на п. 24 Методических рекомендаций по применению гл. 26 Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС РФ N БГ-3-21/170 от 02.04.2002 года утративших силу 26.09.2006 года, не повлияла на существо принятого решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
решение Арбитражного суда Алтайского края от 10 апреля 2008 года по делу N А03-867/2008-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2008 N 07АП-3172/08 ПО ДЕЛУ N А03-867/2008-5
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2008 г. N 07АП-3172/08
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л.И.
судей Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от ответчика: Головнева О.А. по доверенности от 27.03.2008 года
N 04-18/04877
Заякина Е.В. по доверенности от 22.01.2008 года
N 04-18/00551 (сроком до 01.01.2009 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, г. Бийск
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 10.04.2008 года по делу N А03-867/2008-5 (судья Булгакова А.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сибирский сок", г. Бийск
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, г. Бийск
о признании недействительным 4-х решений о привлечении к налоговой ответственности,
установил:
ООО "Сибирский сок" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 13-19-1791/3808 от 06.11.2007 года, N 13-19-1891/4093 от 21.11.2007 года, N 13-19-2058/4332 от 18.12.2007 года, N 13-19-2057/4335 от 18.12.2007 года о привлечении Общества к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.04.2008 года заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.04.2008 года отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- вывод суда о том, что если добытые подземные воды не отвечают требованиям ГОСТов, то организация обязана платить водные налог, необоснован, так как в данном случае должен быть применен документ ТУ 10.04.06.132-88 "Воды минеральные природные столовые".
- судом неправильно истолкована норма подпункта 15 пункта 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом Общество, являясь плательщиком налога на добычу полезных ископаемых, обязано уплачивать данный налог.
- в оспариваемом решении суд необоснованно ссылается на п. 24 Методических рекомендаций по применению гл. 26 Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС РФ N БГ-3-21/170 от 02.04.2002 года, которые с 26.09.2006 года в соответствии с Приказом ФНС России N САЭ-3-21/623@ утратили силу.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержала доводы апелляционной жалобы и настаивала на ее удовлетворении, дополнив, что минеральная вода, изготавливаемая Обществом относится к полезным ископаемым, подлежащим обложению НДПИ независимо от минерализации; указанный в решении суда ГОСТ дает лишь понятие минеральной воды, и не применим к вопросу налогообложения НДПН.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к отзыву возражало против апелляционной жалобы, считая требования подателя жалобы необоснованными, указав, что подземные пресные воды, добываемые в соответствии с лицензией Общества из скважин не соответствует ГОСТ 13273-88 "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые" и объектом налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых не являются, поскольку подлежат обложению водным налогом.
Письменный отзыв Общества и дополнения к отзыву приобщены к материалам дела.
ООО "Сибирский сок", участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и дополнений к отзыву, заслушав представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.04.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией при рассмотрении в порядке камеральных налоговых проверок первичных налоговых деклараций Общества по налогу на добычу полезных ископаемых с суммой налога к уплате равной "0" за май, июнь, июль, август 2007 года составлена акты N 3772 от 01.10.2007 года, N 3966 от 17.10.2007 года, N 4488 от 25.10.2007 года, N 4501 от 25.10.2007 года по результатам рассмотрения которых, заместителем руководителя налогового органа приняты решения N 13-19-1791/3808 от 06.11.2007 года, N 13-19-1891/4093 от 21.11.2007 года, N 13-19-2058/4332 от 18.12.2007 года, N 13-19-2057/4335 от 18.12.2007 года о привлечении Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добычу полезных ископаемого за май - август 2007 года. Обществу доначислен налог на добычу полезного ископаемого в общей сумме 8 690 598 руб., пени в сумме 321 841,14 руб. и наложен штраф в сумме 1 738 119,60 руб.
Основанием принятия решений послужило установление факта добычи Обществом минеральной подземной воды водозаборной скважиной для промышленного розлива без уплаты НДПИ.
Считая указанные решения Инспекции незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из не доказанности налоговым органом наличия у Общества объекта обложения налогам на добычу полезных ископаемых, а равно оснований относимости добываемых Обществом подземных вод соответствующими стандартами к природным лечебным ресурсам; не относимости подземных вод, добываемых в соответствии с лицензией Обществом из скважин, к объектам налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, подлежащих налогообложению в соответствии с главой 25.2 НК РФ водным налогом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общество имеет лицензию БАР 01352 ВЭ "Добыча питьевых подземных вод одиночными скважинами для хозяйственно-питьевого, производственного водоснабжения и промышленного розлива ООО "Сибирский сок".
В соответствии с лицензионным соглашением организация осуществляет добычу питьевых подземных вод, которые используются на хозяйственно-питьевые и производственные нужды. Кроме того, организация осуществляет промышленный розлив минеральной питьевой столовой воды "Минеральная природная питьевая столовая "Синегорье".
Согласно ст. 334 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых в силу ст. 336 Налогового кодекса РФ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации; полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах; полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия) (п. 1 ст. 337 НК РФ).
Видами добытого полезного ископаемого являются подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды (пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ).
Таким образом, вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом, что согласуется с правовой позицией Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 г. N 64.
Законодательство о налогах и сборах не содержит определения понятия "природные лечебные ресурсы (минеральные воды)", в связи с чем, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, в целях правильного разрешения настоящего дела необходимо руководствоваться положениями других отраслей законодательства РФ.
Согласно п. 1.1.1 ГОСТа 13273-88 "Воды минеральные и питьевые лечебные и лечебно-столовые" к минеральным водам относят природные воды, оказывающие на организм человека лечебное действие, обусловленное основным ионно-солевым и газовым составом, повышенным содержанием биологически активных компонентов и специфическими свойствами (радиоактивность, температура, реакция среды).
В соответствии с классификацией минеральных вод и лечебных грязей для целей их сертификации - Методические указания N 2000/34, минеральные (лечебные) воды - природные подземные воды, оказывающие на организм человека лечебное действие, обусловленное повышенным содержанием полезных биологически активных компонентов, особенностями газового состава или общим ионно-солевым составом воды. Минеральные (лечебные) воды подразделяются на питьевые лечебные и лечебно-столовые воды, а также воды, имеющие бальнеологическое (наружное) назначение (п. 1.1.).
Минеральные воды являются природными подземными водами и формируются в толще земной коры с определенными геолого-структурными, геотермическими, гидрогеологическими и геохимическими условиями, которые определяют закономерности их пространственной локализации, газовый, ионно-солевой и микроэлементный состав, температуру и другие показатели. Классификация и систематизация минеральных вод основаны на определении совокупности нескольких показателей и наиболее важных признаков, позволяющих выделить в общей системе подземной гидросферы виды и главные группы минеральных вод по их целевому назначению и гидрогеохимическим особенностям. Минеральные воды являются природным лечебным средством и по своему назначению подразделяются на два вида: питьевые; бальнеологические (для наружного использования). Питьевые минеральные подземные воды подразделяются на лечебно-столовые, лечебные и столовые (п. 5.1, 5.1.1., 5.5.2).
В силу п. 3.6. названных Указаний отнесение природных вод к минеральным, имеющим лечебное значение, а грязей - к лечебным осуществляется, в соответствии с установленным Минздравом России порядком, и производится Российским научным центром восстановительной медицины и курортологии, Государственным научно-исследовательским институтом курортологии и физиотерапии (г. Пятигорск), Томским научно-исследовательским институтом курортологии и физиотерапии, Институтом медицинской климатологии и восстановительного лечения Сибирского отделения РАМН (г. Владивосток) и Сочинским научно-исследовательским центром курортологии и реабилитации.
Согласно экспертному заключению Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2004 года N 14/93 к лицензионным материалам по составу и качеству подземных водозаборной скважины N БИ-519, добываемые подземные воды относятся к минеральным природным питьевым столовым водам, которые могут употребляться как в качестве столового напитка, так и для приготовления безалкогольных напитков, разбавления соков, приготовления пищи, что согласуется с видом добываемой воды, указанной в лицензии, выданной Обществу.
Таким образом, лечебные свойства определяются только для лечебно-столовых и лечебных минеральных вод, относящихся к лечебным ресурсам, добыча которых и является объектом обложения НДПИ в соответствии с п.п. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ; добыча же подземных пресных вод осуществляется на основании лицензии на пользование участком недр, содержащей целевое назначение, применительно к лицензии, выданной Обществу - добыча питьевых подземных вод одиночными скважинами для хозяйственно-питьевого, производственного водоснабжения и промышленного розлива.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности отнесения добываемой Обществом воды к категории полезных ископаемых, перечисленных в п.п. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ; Инспекцией в нарушение п. 8 ст. 101 НК РФ в решениях не обоснованы обстоятельства отнесения добываемой Обществом минеральной воды к объекту обложения налогом на добычу полезных ископаемых с учетом целевого назначения на пользование участком недр по добыче пресной подземной воды; не приведены результаты проверки доводов налогоплательщика со ссылкой на экспертное заключение Российского научного центра восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2004 года; невозможности применения к воде "Минеральная природная питьевая вода "Синегорье" требований ГОСТа 13273-88; при этом, в решениях не содержится обстоятельств исследования воды, добываемой Обществом по качественным характеристикам, которые являются основанием для вывода об отнесении либо не отнесении указанной воды к объекту обложения НДПИ; лицензия на право пользования недрами у Общества не отозвана, лицензионная деятельность не признана несоответствующей требованиям законодательства о недрах; доводы Инспекции, положенные в основу вынесенного решений основаны лишь на общем показателе минерализации; в связи с чем, Инспекцией не представлено бесспорных доказательств наличия у Общества объекта обложения НДПИ.
Общество за весь период действия лицензии, в том числе и охваченный камеральной налоговой проверкой, уплачивало с производимого забора воды из водного объекта водный налог, что не противоречит п.п. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ, в соответствии с которым объектом налогообложения водным налогом как вод водопользования признается забор воды из водных объектов, за исключением забора из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод.
Доводы Инспекции о не целесообразности руководствоваться для целей отнесения к объекту налогообложения ГОСТ 13273-88 признаются судом апелляционной инстанции необоснованными, нормами главы 26 НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" не определена какая-либо предпочтительность и целесообразность соответствия полезного ископаемого соответствующему государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли; невозможность применения ГОСТа 13273-88 к минеральным водам по наименованию "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые", Инспекцией не обоснована, кроме того, стандарт не устанавливает, в каких случаях минеральная вода может быть признана полезным ископаемым, что согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в Решении от 28.05.2003 г. N 3640/03.
Ссылка суда первой инстанции на п. 24 Методических рекомендаций по применению гл. 26 Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС РФ N БГ-3-21/170 от 02.04.2002 года утративших силу 26.09.2006 года, не повлияла на существо принятого решения.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 10 апреля 2008 года по делу N А03-867/2008-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий:
ЖДАНОВА Л.И.
Судьи:
МУЗЫКАНТОВА М.Х.
УСАНИНА Н.А.
ЖДАНОВА Л.И.
Судьи:
МУЗЫКАНТОВА М.Х.
УСАНИНА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)