Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2008 ПО ДЕЛУ N А13-4398/2008

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2008 г. по делу N А13-4398/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2008 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н., Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушковой Л.В.,
при участии от заявителя Линькова П.А. по доверенности от 11.11.2008, Бойцовой С.Н. по доверенности от 11.11.2008, от ответчика Сухаревой С.В. по доверенности от 17.11.2008 N 04-03, Кожановой О.А. по доверенности от 17.09.2008 N 04-16/2-07,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Череповецкое карьерное управление" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 сентября 2008 года по делу N А13-4398/2008 (судья Ковшикова О.С.),
установил:

открытое акционерное общество "Череповецкое карьерное управление" (далее - общество, ОАО "Череповецкое карьерное управление") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.05.2008 N 823 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в размере 3870 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 24.09.2008 по делу N А13-4398/2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Череповецкое карьерное управление" с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что обществом были предприняты все меры для утверждения Федеральным агентством по недропользованию нормативов потерь на 2007 год. Полагает, что правомерно применяло ставку 0 процентов в отношении нормативов потерь при добыче полезных ископаемых, поскольку согласовало их в территориальном управлении по технологическому и экологическому надзору по Вологодской области.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании считают доводы, изложенные в жалобе, необоснованными. Просят жалобу общества оставить без удовлетворения, а решение - без изменения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и проанализировав доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной первой уточненной налоговой декларации по НДПИ за август 2007 года (листы дела 28 - 31), представленной обществом в налоговый орган 18.12.2007, составлен акт от 01.04.2008 N 14-21/7812 (листы дела 63 - 67), рассмотрев который, а также возражения налогоплательщика, руководитель инспекции принял решение от 29.05.2008 N 823 (листы дела 34 - 37) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Названным решением обществу доначислен НДПИ за август 2007 года в сумме 3870 рублей в связи с неправомерным применением обществом налоговой ставки 0 процентов в отношении нормативов потерь при добыче полезных ископаемых.
Решение налогового органа мотивировано тем, что применение налоговой ставки 0 процентов возможно только в пределах нормативов потерь, утвержденных Федеральным агентством по недропользованию, которые у общества отсутствуют.
Суд первой инстанции со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений" (далее - Правила N 921) согласился с позицией налогового органа.
Апелляционная коллегия считает ошибочным решение суда, который отказал обществу в удовлетворении заявленного требования на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Той же нормой предусмотрено, что в целях исчисления НДПИ нормативными потерями признаются фактические потери при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Правительство Российской Федерации утвердило Правила N 921, пунктом 2 которых установлено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации.




Вместе с тем, абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ, действующего в проверяемый период, предусмотрено, что если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Из названной нормы следует, при отсутствии утвержденных на 2007 год нормативов потерь налогоплательщик вправе впредь до их утверждения при исчислении НДПИ применять нормативы потерь, последние из утвержденных в установленном порядке, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Действительно, нормативы потерь, заявленные обществом, Федеральным агентством по недропользованию в проверяемый период утверждены не были.
Вместе с тем, до принятия Правительством Российской Федерации постановления от 29.12.2001 N 921 применялась Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85 (далее - Инструкция), которая действует по настоящее время.




Типовым положением о территориальном органе Федерального горного и промышленного надзора России, утвержденного приказом Госгортехнадзора РФ от 18.03.2002 N 37 и зарегистрированном в Минюсте РФ 22.04.2002 N 3395, предусмотрено, что названный орган в осуществляет в том числе государственный контроль за соблюдением норм и правил при разработке и реализации проектов по добыче переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (пункт 2), согласовывает годовые планы развития горных работ и нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке и контролирует их выполнение (пункт 36).
Названная Инструкция предусматривает утверждение нормативов потерь и уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых территориальными органами Госгортехнадзора России в составе годовых планов развития горных работ (пункты 5, 6, 21, 26, 32, 33, 39 Инструкции).
В частности, пунктом 5 Инструкции установлено, что под годовым планом развития горных работ и годовой программой работ (далее - годовой план) понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства (далее проектом), нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.
В пункте 26 Инструкции отражено, что в решении о согласовании годового плана указывается в том числе и перечень нормативов потерь при переработке полезного ископаемого по каждому из компонентов, извлечение которых предусмотрено лицензией на пользование недрами и проектом перерабатывающего производства (при наличии перерабатывающих производств).
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество ведет промышленную разработку Абакановского и Коврижинского валунно-гравийно-песчаных месторождений, расположенных в Череповецком и Кирилловском районах Вологодской области.
В проверяемом периоде обществом велась добыча валунно-гравийно-песчаного ископаемого, в связи с чем на основании статьи 334 НК РФ общество являлось плательщиком НДПИ.
При исчислении суммы налога за август 2007 года общество по строке 060 раздела 2 налоговой декларации указало фактические потери вышеназванных полезных ископаемых и применило в отношении этих потерь налоговую ставку 0 процентов.
В обоснование правомерности применения данной налоговой ставки им представлены протоколы технического совещания по согласованию Плана развития горных работ на 2007 год в Кирилловском и Абакановском карьерах от 28.12.2006, согласованные с управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области (листы дела 8 - 11), где указаны решения о согласовании потерь по Кирилловскому карьеру в размере 8 процентов и по Абакановскому карьеру в размере 3,7 процентов, которые и применялись обществом.
Согласование нормативов с управлением по технологическому и экологическому надзору произведено с Ростехнадзором по Вологодской области в соответствии с названной Инструкцией, то есть общество имело утвержденные нормативы потерь полезных ископаемых.
Кроме этого, налогоплательщик представил доказательство своего обращения в Федеральное агентство по недропользованию (лист 32) с целью утверждения названным органом нормативов потерь полезных ископаемых, по которому им получен отказ.
В связи с этим налогоплательщик при подаче налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за август 2007 года вправе применять нормативы потерь полезных ископаемых, которые утверждены и не отменены компетентными органами.
Поскольку право на льготное налогообложение установлено НК РФ, налогоплательщик не может быть лишен льготы по налогу по ставке 0 процентов в части фактических потерь при неисполнении органом исполнительной власти возложенных на него законодателем полномочий по утверждению нормативных потерь полезных ископаемых, законодатель ограничивает нормативами лишь пределы применения льготы, а не право на ее применение как таковое.
Кроме того, из требований налогового законодательства не следует запрета или ограничения права налогоплательщика на применение налоговых льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, в том числе запрета на применение утвержденного в установленном порядке норматива потерь до утверждения нового норматива.
При вышеизложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Поскольку требования общества удовлетворены в полном объеме, то в его пользу с налогового органа подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела судом первой и апелляционной инстанций в размере 3000 руб.




Руководствуясь статьями 110, 269, пунктом 3 части 1 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 24 сентября 2008 года по делу N А13-4398/2008 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области от 29.05.2008 N 823 в части доначисления открытому акционерному обществу "Череповецкое карьерное управление" налога на добычу полезных ископаемых в размере 3870 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области в пользу открытого акционерного общества "Череповецкое карьерное управление" расходы по уплате госпошлины в размере 3000 руб.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА

Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
А.В.ПОТЕЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)