Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 мая 2005 г. Дело N А41-К2-3409/05
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Г., при участии в заседании от истца: Г. по доверенности N 12-07-203 от 03.12.04, З. по доверенности N 12-07/пр-204 от 03.12.04; от ответчика: Г. по доверенности N 07/3 от 11.01.05, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - ОАО "Мосэнерго") к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Рузскому району Московской области (далее - ИФНС РФ по Рузскому району МО) о признании незаконным бездействия,
ОАО "Мосэнерго"" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ИФНС РФ по Рузскому району МО о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении возврата в месячный срок суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 450000 руб. в местный бюджет и в размере 3850000 руб. в областной бюджет, а также суммы переплат по налогу на прибыль, образовавшиеся в результате расчета к уменьшению по налогу на прибыль за 9 месяцев в размере 201590 руб. по местному бюджету и в размере 1728821 руб. по областному бюджету.
От ответчика поступило письменное ходатайство о приобщении выписки из приказа УФНС РФ по МО N 669-к от 22.11.04 "О преобразовании территориальных органов Министерства Российской Федерации Московской области в территориальные органы Федеральной налоговой службы в Московской области". В соответствии со ст. 48 АПК РФ, суд произвел замену ответчика ИМНС РФ по Рузскому району на правопреемника ИФНС РФ по Рузскому району МО.
Представители истца в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что налоговое законодательство не предусматривает возможность возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с актом сверки расчетов по платежам в бюджет за 9 месяцев 2004 г. у ОАО "Мосэнерго" имеется переплата авансовых платежей по налогу на прибыль в размере 466470 руб. 84 коп. в местный бюджет и в размере 3859760 руб. в областной бюджет.
25.08.2004 ОАО "Мосэнерго" обращалось в налоговый орган с заявлением N 07-39-302/897 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 6 месяцев 2004 г. в местный бюджет в размере 450000 руб. и в областной бюджет в размере 3850000 руб.
21.11.2004 Налоговая инспекция письмом сообщила, что для возврата на расчетный счет крупных денежных средств необходимо произвести сверку налоговых платежей.
18.11.2004 истец снова обратился в ИМНС РФ по Рузскому району с письменным заявлением N 07-39-302/1302 о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль, указанных в заявлении N 07-39-302/897 от 25.08.2004 в размере 450000 руб. в местный бюджет и в размере 3850000 руб. в областной бюджет, а также о возврате суммы переплат по налогу на прибыль, образовавшейся в результате расчета к уменьшению налога на прибыль за 9 месяцев в соответствии с декларацией в размере 201590 руб. в местный бюджет и в размере 1728821 руб. в областной бюджет.
На данное заявление ответа не последовало, переплата не возвращена.
Арбитражный суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он должен уплачивать.
Из акта сверки следует, что ОАО "Мосэнерго" выполнило свои обязанности по уплате налога на прибыль и за девять месяцев имеет переплату.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в соответствии со ст. 200 АПК РФ, на орган или лицо, которые приняли акт или совершили действия (бездействие).
Ответчиком не представлено доказательств того, что у истца на момент подачи им заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога имелась недоимка по уплате налогов или задолженность по пеням.
В судебном заседании представитель ответчика не отрицала наличие переплаты налога в тех суммах, которые были указаны в заявлении истца от 18.11.2004 о возврате переплаты.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Довод налогового органа о том, что в соответствии с п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, что в соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода, в связи с чем наличие переплаты можно определить только по итогам налогового периода, а потому налоговый орган на законных основаниях отказал истцу в возврате суммы излишне уплаченных платежей, не являющихся налогом на прибыль, не принимается по следующим основаниям.
Статья 287 НК РФ в своем названии указывает на сроки уплаты налога и налога в виде авансовых платежей.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода, а в случаях, установленных законом - отчетного периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. В силу п. 1 ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. В соответствии со ст. 285 НК РФ по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год, по окончанию которых плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом представленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
Сумма налога на прибыль формируется не только по итогам налогового периода, но и по итогам отчетного периода, а уплата налога до окончания налогового периода является способом уплаты налога и не противоречит общим принципам налогового законодательства.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в своем Письме от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@ "Об авансовых платежах налога на прибыль" разъяснило, что квартальные авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со ст. 287 НК РФ - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Как следует из п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001, при несвоевременной уплате авансовых платежей начисляются пени.
Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о том, что авансовые платежи по налогу на прибыль следует, с учетом вышеизложенного, признать налогом на прибыль.
Ст. 78 НК РФ не связывает право налогоплательщика на получение излишне уплаченных сумм налога с окончанием налогового периода. Основанием для подачи заявления о рассматриваемом деле является наличие переплаты, которая установлена в результате сверки. Доказательств того, что в течение месяца после подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога в налоговый орган, у истца имелась недоимка, суду не представлено. Таким образом, арбитражный суд установил, что у ответчика не было законных оснований для отказа истцу в возврате излишне уплаченного налога на прибыль.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
иск Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы России по Рузскому району Московской области, выразившееся в неосуществлении возврата в месячный срок суммы переплаты налога на прибыль, образовавшейся за девять месяцев 2004 г.
Истцу выдать справку на возврат госпошлины в сумме 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
от 16 мая 2005 г. Дело N А41-К2-3409/05
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Г., при участии в заседании от истца: Г. по доверенности N 12-07-203 от 03.12.04, З. по доверенности N 12-07/пр-204 от 03.12.04; от ответчика: Г. по доверенности N 07/3 от 11.01.05, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - ОАО "Мосэнерго") к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Рузскому району Московской области (далее - ИФНС РФ по Рузскому району МО) о признании незаконным бездействия,
ОАО "Мосэнерго"" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ИФНС РФ по Рузскому району МО о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении возврата в месячный срок суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 450000 руб. в местный бюджет и в размере 3850000 руб. в областной бюджет, а также суммы переплат по налогу на прибыль, образовавшиеся в результате расчета к уменьшению по налогу на прибыль за 9 месяцев в размере 201590 руб. по местному бюджету и в размере 1728821 руб. по областному бюджету.
От ответчика поступило письменное ходатайство о приобщении выписки из приказа УФНС РФ по МО N 669-к от 22.11.04 "О преобразовании территориальных органов Министерства Российской Федерации Московской области в территориальные органы Федеральной налоговой службы в Московской области". В соответствии со ст. 48 АПК РФ, суд произвел замену ответчика ИМНС РФ по Рузскому району на правопреемника ИФНС РФ по Рузскому району МО.
Представители истца в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что налоговое законодательство не предусматривает возможность возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с актом сверки расчетов по платежам в бюджет за 9 месяцев 2004 г. у ОАО "Мосэнерго" имеется переплата авансовых платежей по налогу на прибыль в размере 466470 руб. 84 коп. в местный бюджет и в размере 3859760 руб. в областной бюджет.
25.08.2004 ОАО "Мосэнерго" обращалось в налоговый орган с заявлением N 07-39-302/897 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 6 месяцев 2004 г. в местный бюджет в размере 450000 руб. и в областной бюджет в размере 3850000 руб.
21.11.2004 Налоговая инспекция письмом сообщила, что для возврата на расчетный счет крупных денежных средств необходимо произвести сверку налоговых платежей.
18.11.2004 истец снова обратился в ИМНС РФ по Рузскому району с письменным заявлением N 07-39-302/1302 о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль, указанных в заявлении N 07-39-302/897 от 25.08.2004 в размере 450000 руб. в местный бюджет и в размере 3850000 руб. в областной бюджет, а также о возврате суммы переплат по налогу на прибыль, образовавшейся в результате расчета к уменьшению налога на прибыль за 9 месяцев в соответствии с декларацией в размере 201590 руб. в местный бюджет и в размере 1728821 руб. в областной бюджет.
На данное заявление ответа не последовало, переплата не возвращена.
Арбитражный суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он должен уплачивать.
Из акта сверки следует, что ОАО "Мосэнерго" выполнило свои обязанности по уплате налога на прибыль и за девять месяцев имеет переплату.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в соответствии со ст. 200 АПК РФ, на орган или лицо, которые приняли акт или совершили действия (бездействие).
Ответчиком не представлено доказательств того, что у истца на момент подачи им заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога имелась недоимка по уплате налогов или задолженность по пеням.
В судебном заседании представитель ответчика не отрицала наличие переплаты налога в тех суммах, которые были указаны в заявлении истца от 18.11.2004 о возврате переплаты.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Довод налогового органа о том, что в соответствии с п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, что в соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода, в связи с чем наличие переплаты можно определить только по итогам налогового периода, а потому налоговый орган на законных основаниях отказал истцу в возврате суммы излишне уплаченных платежей, не являющихся налогом на прибыль, не принимается по следующим основаниям.
Статья 287 НК РФ в своем названии указывает на сроки уплаты налога и налога в виде авансовых платежей.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода, а в случаях, установленных законом - отчетного периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. В силу п. 1 ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. В соответствии со ст. 285 НК РФ по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год, по окончанию которых плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом представленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
Сумма налога на прибыль формируется не только по итогам налогового периода, но и по итогам отчетного периода, а уплата налога до окончания налогового периода является способом уплаты налога и не противоречит общим принципам налогового законодательства.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в своем Письме от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@ "Об авансовых платежах налога на прибыль" разъяснило, что квартальные авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со ст. 287 НК РФ - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Как следует из п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001, при несвоевременной уплате авансовых платежей начисляются пени.
Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о том, что авансовые платежи по налогу на прибыль следует, с учетом вышеизложенного, признать налогом на прибыль.
Ст. 78 НК РФ не связывает право налогоплательщика на получение излишне уплаченных сумм налога с окончанием налогового периода. Основанием для подачи заявления о рассматриваемом деле является наличие переплаты, которая установлена в результате сверки. Доказательств того, что в течение месяца после подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога в налоговый орган, у истца имелась недоимка, суду не представлено. Таким образом, арбитражный суд установил, что у ответчика не было законных оснований для отказа истцу в возврате излишне уплаченного налога на прибыль.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
иск Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы России по Рузскому району Московской области, выразившееся в неосуществлении возврата в месячный срок суммы переплаты налога на прибыль, образовавшейся за девять месяцев 2004 г.
Истцу выдать справку на возврат госпошлины в сумме 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.05.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-3409/05
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2005 г. Дело N А41-К2-3409/05
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Г., при участии в заседании от истца: Г. по доверенности N 12-07-203 от 03.12.04, З. по доверенности N 12-07/пр-204 от 03.12.04; от ответчика: Г. по доверенности N 07/3 от 11.01.05, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - ОАО "Мосэнерго") к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Рузскому району Московской области (далее - ИФНС РФ по Рузскому району МО) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосэнерго"" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ИФНС РФ по Рузскому району МО о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении возврата в месячный срок суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 450000 руб. в местный бюджет и в размере 3850000 руб. в областной бюджет, а также суммы переплат по налогу на прибыль, образовавшиеся в результате расчета к уменьшению по налогу на прибыль за 9 месяцев в размере 201590 руб. по местному бюджету и в размере 1728821 руб. по областному бюджету.
От ответчика поступило письменное ходатайство о приобщении выписки из приказа УФНС РФ по МО N 669-к от 22.11.04 "О преобразовании территориальных органов Министерства Российской Федерации Московской области в территориальные органы Федеральной налоговой службы в Московской области". В соответствии со ст. 48 АПК РФ, суд произвел замену ответчика ИМНС РФ по Рузскому району на правопреемника ИФНС РФ по Рузскому району МО.
Представители истца в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что налоговое законодательство не предусматривает возможность возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с актом сверки расчетов по платежам в бюджет за 9 месяцев 2004 г. у ОАО "Мосэнерго" имеется переплата авансовых платежей по налогу на прибыль в размере 466470 руб. 84 коп. в местный бюджет и в размере 3859760 руб. в областной бюджет.
25.08.2004 ОАО "Мосэнерго" обращалось в налоговый орган с заявлением N 07-39-302/897 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 6 месяцев 2004 г. в местный бюджет в размере 450000 руб. и в областной бюджет в размере 3850000 руб.
21.11.2004 Налоговая инспекция письмом сообщила, что для возврата на расчетный счет крупных денежных средств необходимо произвести сверку налоговых платежей.
18.11.2004 истец снова обратился в ИМНС РФ по Рузскому району с письменным заявлением N 07-39-302/1302 о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль, указанных в заявлении N 07-39-302/897 от 25.08.2004 в размере 450000 руб. в местный бюджет и в размере 3850000 руб. в областной бюджет, а также о возврате суммы переплат по налогу на прибыль, образовавшейся в результате расчета к уменьшению налога на прибыль за 9 месяцев в соответствии с декларацией в размере 201590 руб. в местный бюджет и в размере 1728821 руб. в областной бюджет.
На данное заявление ответа не последовало, переплата не возвращена.
Арбитражный суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он должен уплачивать.
Из акта сверки следует, что ОАО "Мосэнерго" выполнило свои обязанности по уплате налога на прибыль и за девять месяцев имеет переплату.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в соответствии со ст. 200 АПК РФ, на орган или лицо, которые приняли акт или совершили действия (бездействие).
Ответчиком не представлено доказательств того, что у истца на момент подачи им заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога имелась недоимка по уплате налогов или задолженность по пеням.
В судебном заседании представитель ответчика не отрицала наличие переплаты налога в тех суммах, которые были указаны в заявлении истца от 18.11.2004 о возврате переплаты.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Довод налогового органа о том, что в соответствии с п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, что в соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода, в связи с чем наличие переплаты можно определить только по итогам налогового периода, а потому налоговый орган на законных основаниях отказал истцу в возврате суммы излишне уплаченных платежей, не являющихся налогом на прибыль, не принимается по следующим основаниям.
Статья 287 НК РФ в своем названии указывает на сроки уплаты налога и налога в виде авансовых платежей.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода, а в случаях, установленных законом - отчетного периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. В силу п. 1 ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. В соответствии со ст. 285 НК РФ по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год, по окончанию которых плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом представленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
Сумма налога на прибыль формируется не только по итогам налогового периода, но и по итогам отчетного периода, а уплата налога до окончания налогового периода является способом уплаты налога и не противоречит общим принципам налогового законодательства.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в своем Письме от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@ "Об авансовых платежах налога на прибыль" разъяснило, что квартальные авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со ст. 287 НК РФ - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Как следует из п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001, при несвоевременной уплате авансовых платежей начисляются пени.
Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о том, что авансовые платежи по налогу на прибыль следует, с учетом вышеизложенного, признать налогом на прибыль.
Ст. 78 НК РФ не связывает право налогоплательщика на получение излишне уплаченных сумм налога с окончанием налогового периода. Основанием для подачи заявления о рассматриваемом деле является наличие переплаты, которая установлена в результате сверки. Доказательств того, что в течение месяца после подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога в налоговый орган, у истца имелась недоимка, суду не представлено. Таким образом, арбитражный суд установил, что у ответчика не было законных оснований для отказа истцу в возврате излишне уплаченного налога на прибыль.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
иск Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы России по Рузскому району Московской области, выразившееся в неосуществлении возврата в месячный срок суммы переплаты налога на прибыль, образовавшейся за девять месяцев 2004 г.
Истцу выдать справку на возврат госпошлины в сумме 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2005 г. Дело N А41-К2-3409/05
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Г., при ведении протокола судебного заседания судьей Г., при участии в заседании от истца: Г. по доверенности N 12-07-203 от 03.12.04, З. по доверенности N 12-07/пр-204 от 03.12.04; от ответчика: Г. по доверенности N 07/3 от 11.01.05, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" (далее - ОАО "Мосэнерго") к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Рузскому району Московской области (далее - ИФНС РФ по Рузскому району МО) о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосэнерго"" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ИФНС РФ по Рузскому району МО о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении возврата в месячный срок суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 450000 руб. в местный бюджет и в размере 3850000 руб. в областной бюджет, а также суммы переплат по налогу на прибыль, образовавшиеся в результате расчета к уменьшению по налогу на прибыль за 9 месяцев в размере 201590 руб. по местному бюджету и в размере 1728821 руб. по областному бюджету.
От ответчика поступило письменное ходатайство о приобщении выписки из приказа УФНС РФ по МО N 669-к от 22.11.04 "О преобразовании территориальных органов Министерства Российской Федерации Московской области в территориальные органы Федеральной налоговой службы в Московской области". В соответствии со ст. 48 АПК РФ, суд произвел замену ответчика ИМНС РФ по Рузскому району на правопреемника ИФНС РФ по Рузскому району МО.
Представители истца в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на то, что налоговое законодательство не предусматривает возможность возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В соответствии с актом сверки расчетов по платежам в бюджет за 9 месяцев 2004 г. у ОАО "Мосэнерго" имеется переплата авансовых платежей по налогу на прибыль в размере 466470 руб. 84 коп. в местный бюджет и в размере 3859760 руб. в областной бюджет.
25.08.2004 ОАО "Мосэнерго" обращалось в налоговый орган с заявлением N 07-39-302/897 о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 6 месяцев 2004 г. в местный бюджет в размере 450000 руб. и в областной бюджет в размере 3850000 руб.
21.11.2004 Налоговая инспекция письмом сообщила, что для возврата на расчетный счет крупных денежных средств необходимо произвести сверку налоговых платежей.
18.11.2004 истец снова обратился в ИМНС РФ по Рузскому району с письменным заявлением N 07-39-302/1302 о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль, указанных в заявлении N 07-39-302/897 от 25.08.2004 в размере 450000 руб. в местный бюджет и в размере 3850000 руб. в областной бюджет, а также о возврате суммы переплат по налогу на прибыль, образовавшейся в результате расчета к уменьшению налога на прибыль за 9 месяцев в соответствии с декларацией в размере 201590 руб. в местный бюджет и в размере 1728821 руб. в областной бюджет.
На данное заявление ответа не последовало, переплата не возвращена.
Арбитражный суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он должен уплачивать.
Из акта сверки следует, что ОАО "Мосэнерго" выполнило свои обязанности по уплате налога на прибыль и за девять месяцев имеет переплату.
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в соответствии со ст. 200 АПК РФ, на орган или лицо, которые приняли акт или совершили действия (бездействие).
Ответчиком не представлено доказательств того, что у истца на момент подачи им заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога имелась недоимка по уплате налогов или задолженность по пеням.
В судебном заседании представитель ответчика не отрицала наличие переплаты налога в тех суммах, которые были указаны в заявлении истца от 18.11.2004 о возврате переплаты.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Довод налогового органа о том, что в соответствии с п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, что в соответствии с п. 1 ст. 287 НК РФ, авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода, в связи с чем наличие переплаты можно определить только по итогам налогового периода, а потому налоговый орган на законных основаниях отказал истцу в возврате суммы излишне уплаченных платежей, не являющихся налогом на прибыль, не принимается по следующим основаниям.
Статья 287 НК РФ в своем названии указывает на сроки уплаты налога и налога в виде авансовых платежей.
В соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода, а в случаях, установленных законом - отчетного периода на основе налоговой базы, т.е. исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. В силу п. 1 ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. В соответствии со ст. 285 НК РФ по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год, по окончанию которых плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом представленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
Сумма налога на прибыль формируется не только по итогам налогового периода, но и по итогам отчетного периода, а уплата налога до окончания налогового периода является способом уплаты налога и не противоречит общим принципам налогового законодательства.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в своем Письме от 08.02.2002 N ВГ-6-02/160@ "Об авансовых платежах налога на прибыль" разъяснило, что квартальные авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со ст. 287 НК РФ - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Как следует из п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001, при несвоевременной уплате авансовых платежей начисляются пени.
Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу о том, что авансовые платежи по налогу на прибыль следует, с учетом вышеизложенного, признать налогом на прибыль.
Ст. 78 НК РФ не связывает право налогоплательщика на получение излишне уплаченных сумм налога с окончанием налогового периода. Основанием для подачи заявления о рассматриваемом деле является наличие переплаты, которая установлена в результате сверки. Доказательств того, что в течение месяца после подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога в налоговый орган, у истца имелась недоимка, суду не представлено. Таким образом, арбитражный суд установил, что у ответчика не было законных оснований для отказа истцу в возврате излишне уплаченного налога на прибыль.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
иск Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы России по Рузскому району Московской области, выразившееся в неосуществлении возврата в месячный срок суммы переплаты налога на прибыль, образовавшейся за девять месяцев 2004 г.
Истцу выдать справку на возврат госпошлины в сумме 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Десятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)