Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.03.2007 ПО ДЕЛУ N А55-14131/2006

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 22 марта 2007 года Дело N А55-14131/2006

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара,
на Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2007 по делу N А55-14131/2006 Арбитражного суда Самарской области
по заявлению Администрации муниципального района "Шенталинский" Самарской области, ст. Шентала Шенталинского района Самарской области, о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, и об обязании перечислить сумму причитающегося налога на добычу полезных ископаемых в бюджет Муниципального района "Шенталинский", с участием третьих лиц: Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, Открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района "Шенталинский" Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее - УФК по Самарской области), выразившегося в неперечислении причитающихся Муниципальному образованию средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 г. в сумме 5982234 руб. и декабрь 2004 г. в сумме 5526739 руб., что составляет 7,2 процента доли консолидированного бюджета Самарской области за 2004 г., а также обязании перечислить указанную сумму причитающегося налога на добычу полезных ископаемых в бюджет Муниципального района "Шенталинский".




Решением суда первой инстанции от 10.11.2006 в удовлетворении требований отказано, поскольку не представлены доказательства нарушения прав заявителя в бюджетных отношениях и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд также указал на возникновение бюджетных отношений по формированию доходов бюджета района за счет налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья до введения в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный процесс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений". В то же время посчитал пропущенным срок на подачу заявления о признании незаконным бездействия УФК по Самарской области, указав на отсутствие ходатайства заявителя на его восстановление.
Одиннадцатый арбитражный апелляционной суд Постановлением от 15.01.2007 отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленные требования.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Самарской области просит отменить данный судебный акт, мотивируя неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит оставить без изменения судебный акт как соответствующий законодательству.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.




Согласно Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ГД "О федеральном бюджете на 2004 год" платежи по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, поступавшие за 2004 г., подлежали распределению по нормативам: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (бюджет Самарской области).
Законом Самарской области от 26.12.2003 N 119-ГД "Об областном бюджете на 2004 год" предусматривалось зачисление в 2004 г. в бюджет Самарской области налога на добычу полезных ископаемых в размере 50 процентов доходов в консолидированный бюджет области, а 50 процентов доходов - в бюджет муниципальных образований. Соответственно, подлежали отчислению 7,2 процента в областной бюджет и 7,2 процента - в бюджеты муниципальных образований. Срок уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен согласно ст. 344 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, который в соответствии со ст. 341 Налогового кодекса составляет календарный месяц. Плательщиком данного налога в бюджет названного района в 2004 г. являлось ОАО "Самаранефтегаз".
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 г." и ст. 7 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов федеральные налоги и сборы, иные платежи, подлежат зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и бюджетами закрытых административно-территориальных образований, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Поступившие платежи по налогу на добычу полезных ископаемых подлежали зачислению на единый счет Управления федерального казначейства по Самарской области и распределялись им между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" согласно вышеуказанным нормативам отчислений.
За январь - октябрь 2004 года отчисления от уплаты данного налога в размере 7,2 процента регулярно поступали в бюджет района через Управление Федерального казначейства по Самарской области путем перечисления денежных средств на бюджетный счет администрации района.
Однако отчисления от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 г. в сумме 5982234 руб. и за декабрь 2004 г. в сумме 5526739 руб. в бюджет Муниципального образования не поступили.
В связи с отсутствием денежных средств на расчетных счетах ОАО "Самаранефтегаз" сумма 83086589 руб. по платежному поручению N 380 от 22.12.2004 проведена по выписке банка и зачислена 12.01.2005 на счет УФК по Самарской области N 40101 (платеж за ноябрь 2004 г. по сроку уплаты 25.12.2004); сумма 76760266 руб. по платежному поручению N 5 от 24.01.2005 проведена по выписке банка и зачислена 25.01.2005 на счет УФК по Самарской области N 40101 (платеж за декабрь по сроку уплаты 25.01.2005).
Вместе с тем УФК по Самарской области указанные денежные средства распределены не по нормативам на 2004 год, а по нормативам 2005 года.
Судом апелляционной инстанции обоснованно сделан вывод, что неперечисление Муниципальному образованию отчислений от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 г. в сумме 5982234 руб. и за декабрь 2004 г. в сумме 5526739 руб., что составляет 7,2 процента от налога на добычу полезных ископаемых, нарушает не только его права в бюджетных отношениях, но и имущественные интересы, поскольку денежные средства, необходимые для покрытия расходов, связанных с реализацией хозяйственных полномочий, предусматриваются местными бюджетами и поступить в бюджет муниципального образования могут лишь посредством Управления Федерального казначейства по Самарской области.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции правомерно признан необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не доказано нарушение его прав не только в бюджетных отношениях, но и прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом судами обеих инстанций не принят довод УФК по Самарской области о том, что руководствовалось Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", вступившим в действие с 01.01.2005, согласно которому налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) распределяется по нормативам: 95 процентов - в федеральный бюджет и 5 процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации, а также статьей 3 Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2005 год" N 116-ТД от 25.12.2004, согласно которой платежи по налогу на добычу полезных ископаемых в 2005 году зачисляются в доход областного бюджета в размере 100 процентов доходов консолидированного бюджета области и в доходы местных бюджетов не поступают. Поскольку УФК по Самарской области не были учтены требования статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом определения бюджетных отношений, данного указанной нормой, Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", вступивший в действие с 01.01.2005, не просто меняет нормативы отчислений от поступающих налогов, а изменяет бюджетные отношения по формированию доходов и осуществлению расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Момент же распределения органами Федерального казначейства поступивших им на счета денежных средств является лишь частью указанных бюджетных отношений, технической процедурой в процессе формирования доходов бюджета, в данном случае муниципального.
В соответствии с приложением N 2 "Нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2004 год" к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, взимаемая на остальных территориях, КБК 1050311) должен распределяться в соотношении: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. На основании данного норматива, утверждался бюджет Муниципального образования, а также были определены направления расходования получаемых доходов.
Бюджетные отношения по формированию доходов местного бюджета 2004 г., налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, начались утверждением бюджета Муниципального образования, осуществлялись в течение 2004 г., то есть в тот период, когда ОАО "Самаранефтегаз" уплачивало этот налог, а отчисления от него поступали в местный бюджет, и продолжали существовать на дату вступления в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".
Таким образом, бюджетные отношения по формированию доходов бюджета муниципального образования за счет налога на добычу полезных ископаемых, возникли до введения в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений". Следовательно, указанный акт бюджетного законодательства Российской Федерации в рассматриваемом случае не подлежит применению.




Судом апелляционной инстанции также признан несостоятельным довод УФК по Самарской области, что в своей деятельности руководствовалось пунктом 9 Положения о порядке завершения операций по счетам федерального бюджета 2004 года, открытым в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях (филиалах), утвержденного Приказом Минфина России и Банка России от 03.12.2004 N 108н/264-ГТ, и письмом Федерального казначейства от 13.01.2005 N 45-13/3, в соответствии с которыми расчетные документы с датой начального провода 2004 г., зачисленные на счет N 40101 по выписке банка в январе 2005 г., распределяются в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации на 2005 год. Поскольку не соответствует положениям ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 151 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", которыми установлен дополнительный период (в первые пять рабочих дней 2005 года) для завершения операций по распределению органами федерального казначейства поступлений за 2004 год между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и их зачислению в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов с отражением указанных операций в отчетности об исполнении бюджетов 2004 года.
Согласно Положению Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка России от 03.12.2004 N 108н/264-П "О порядке завершения операций по счетам федерального бюджета 2004 г., открытым в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях (филиалах)" следует, что в предусмотренный Законом дополнительный период распределяются доходы от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в 2004 году, с отражением в отчетности об исполнении бюджета за 2004 год.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о признании незаконным бездействия УФК по Самарской области, выразившегося в неперечислении причитающихся Муниципальному образованию средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь и декабрь 2004 г., так как нарушило свою обязанность, установленную п. 3 ст. 167 и ст. 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции признана несостоятельной ссылка суда первой инстанции на отсутствие ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем данный срок восстановлению не подлежит. Поскольку в данном случае срок на подачу заявления нельзя считать пропущенным, так как нарушение со стороны УФК по Самарской области выражается в длительном и не прекратившемся по настоящее время невыполнении обязанностей по распределению денежных средств, возложенных на него Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ГД "О федеральном бюджете на 2004 год", и, кроме того, в процессе исполнения бюджета денежные средства, подлежащие перечислению в местный бюджет, формируются в доходной части бюджета последующих периодов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2007 по делу N А55-14131/2006 Арбитражного суда Самарской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)