Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 апреля 2004 г. Дело N А64-3548/03-16
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 по делу N А64-3548/03-16,
ОАО "Тамбоврезиноасботехника" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС России по г. Тамбову N 473 от 18.09.2003 и обязании инспекции возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2001 гг. в сумме 469945 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить, как принятое в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тамбоврезиноасботехника" направило в Инспекцию МНС России по г. Тамбову уточненные сводные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2001 гг., рассчитав сумму налога за 2000 г. исходя из базовых ставок, установленных Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406, умноженных на коэффициент 1,2, установленный Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ, а сумма налога за 2001 г. рассчитана обществом без применения поправочных коэффициентов.
15.07.2003 ОАО "Тамбоврезиноасботехника" направило в налоговый орган заявление о возврате переплаты по земельному налогу, образовавшейся в результате сдачи уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 гг. и расчетов к ним, в сумме 469945 руб., которое оставлено инспекцией без удовлетворения.
Инспекцией МНС России по г. Тамбову по результатам камеральной проверки уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу, представленных плательщиком за 2000 - 2001 гг., принято Решение N 473 от 18.09.2003 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и доначислении земельного налога за данный период в сумме 469946 руб.
Инспекция полагает, что при исчислении земельного налога за 2000 - 2001 гг. должны применяться ставки земельного налога, установленные Законом РФ "О плате за землю", Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406, с учетом их индексации согласно соответствующим федеральным законам по отношению к ставкам, действующим в предыдущем году.
Не согласившись с доначислением налога и считая его подлежащим возврату в сумме 469946 руб., общество обратилось с заявлением в суд, ссылаясь на то, что действие федеральных законов ограничивается конкретным периодом - календарным годом, поэтому обязанность налогоплательщиков исчислять земельный налог с учетом ежегодно вводимых законами о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, установленным органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что применение поправочных коэффициентов ограничивается тем периодом, в отношении которого коэффициент был введен, указав, что местным органам власти предоставлено право определять ставки земельного налога по соответствующим зонам на каждый календарный год, и при исчислении земельного налога налогоплательщик обязан увеличить ставку налога на повышающий коэффициент, установленный федеральным законом о бюджете на соответствующий год.
Этот вывод суда является ошибочным.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 указанного Закона налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий органами местного самоуправления городов.
Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога по оценочным зонам г. Тамбова" утверждены дифференцированные ставки земельного налога по оценочным зонам г. Тамбова.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлена ставка земельного налога, действующая в 2000 г.
Выводы суда первой инстанции о том, что законами о бюджете предусмотрено применение коэффициентов только в течение конкретного налогового периода, и значит, у налогоплательщика отсутствует обязанность уплачивать земельный налог в следующем году с учетом коэффициента прошлого года, несостоятельны.
Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а также федеральными законами, регулирующими налоговые отношения, ставки земельного налога индексируются практически ежегодно. При этом ставки земельного налога индексируются по отношению к ставкам, применявшимся в предшествующем году.
Положения вышеназванных федеральных законов содержат специальные правовые нормы о порядке применения ставок земельного налога в соответствующем финансовом году с учетом коэффициента индексации.
Исходя из вышеприведенных норм закона, у ОАО "Тамбоврезиноасботехника" отсутствовали законные основания для представления уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 гг. с уменьшением налога на сумму 469945 руб.
При разрешении спора суд не дал оценки расчету земельного налога, произведенного налоговым органом по оспариваемому ненормативному акту.
Кроме того, признавая недействительным Решение налоговой инспекции от 18.09.2003 N 473 в полном объеме, суд не учел, что указанным решением налоговый орган не только доначислил земельный налог, но и отказал в привлечении к налоговой ответственности, в связи с чем при новом рассмотрении суду надлежит предложить обществу уточнить свои требования.
Учитывая изложенное, решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 по делу N А64-3548/03-16 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 20 апреля 2004 г. Дело N А64-3548/03-16
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 по делу N А64-3548/03-16,
ОАО "Тамбоврезиноасботехника" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС России по г. Тамбову N 473 от 18.09.2003 и обязании инспекции возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2001 гг. в сумме 469945 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить, как принятое в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тамбоврезиноасботехника" направило в Инспекцию МНС России по г. Тамбову уточненные сводные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2001 гг., рассчитав сумму налога за 2000 г. исходя из базовых ставок, установленных Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406, умноженных на коэффициент 1,2, установленный Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ, а сумма налога за 2001 г. рассчитана обществом без применения поправочных коэффициентов.
15.07.2003 ОАО "Тамбоврезиноасботехника" направило в налоговый орган заявление о возврате переплаты по земельному налогу, образовавшейся в результате сдачи уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 гг. и расчетов к ним, в сумме 469945 руб., которое оставлено инспекцией без удовлетворения.
Инспекцией МНС России по г. Тамбову по результатам камеральной проверки уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу, представленных плательщиком за 2000 - 2001 гг., принято Решение N 473 от 18.09.2003 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и доначислении земельного налога за данный период в сумме 469946 руб.
Инспекция полагает, что при исчислении земельного налога за 2000 - 2001 гг. должны применяться ставки земельного налога, установленные Законом РФ "О плате за землю", Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406, с учетом их индексации согласно соответствующим федеральным законам по отношению к ставкам, действующим в предыдущем году.
Не согласившись с доначислением налога и считая его подлежащим возврату в сумме 469946 руб., общество обратилось с заявлением в суд, ссылаясь на то, что действие федеральных законов ограничивается конкретным периодом - календарным годом, поэтому обязанность налогоплательщиков исчислять земельный налог с учетом ежегодно вводимых законами о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, установленным органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что применение поправочных коэффициентов ограничивается тем периодом, в отношении которого коэффициент был введен, указав, что местным органам власти предоставлено право определять ставки земельного налога по соответствующим зонам на каждый календарный год, и при исчислении земельного налога налогоплательщик обязан увеличить ставку налога на повышающий коэффициент, установленный федеральным законом о бюджете на соответствующий год.
Этот вывод суда является ошибочным.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 указанного Закона налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий органами местного самоуправления городов.
Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога по оценочным зонам г. Тамбова" утверждены дифференцированные ставки земельного налога по оценочным зонам г. Тамбова.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлена ставка земельного налога, действующая в 2000 г.
Выводы суда первой инстанции о том, что законами о бюджете предусмотрено применение коэффициентов только в течение конкретного налогового периода, и значит, у налогоплательщика отсутствует обязанность уплачивать земельный налог в следующем году с учетом коэффициента прошлого года, несостоятельны.
Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а также федеральными законами, регулирующими налоговые отношения, ставки земельного налога индексируются практически ежегодно. При этом ставки земельного налога индексируются по отношению к ставкам, применявшимся в предшествующем году.
Положения вышеназванных федеральных законов содержат специальные правовые нормы о порядке применения ставок земельного налога в соответствующем финансовом году с учетом коэффициента индексации.
Исходя из вышеприведенных норм закона, у ОАО "Тамбоврезиноасботехника" отсутствовали законные основания для представления уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 гг. с уменьшением налога на сумму 469945 руб.
При разрешении спора суд не дал оценки расчету земельного налога, произведенного налоговым органом по оспариваемому ненормативному акту.
Кроме того, признавая недействительным Решение налоговой инспекции от 18.09.2003 N 473 в полном объеме, суд не учел, что указанным решением налоговый орган не только доначислил земельный налог, но и отказал в привлечении к налоговой ответственности, в связи с чем при новом рассмотрении суду надлежит предложить обществу уточнить свои требования.
Учитывая изложенное, решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 по делу N А64-3548/03-16 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.04.2004 N А64-3548/03-16
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 20 апреля 2004 г. Дело N А64-3548/03-16
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 по делу N А64-3548/03-16,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Тамбоврезиноасботехника" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС России по г. Тамбову N 473 от 18.09.2003 и обязании инспекции возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2001 гг. в сумме 469945 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить, как принятое в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тамбоврезиноасботехника" направило в Инспекцию МНС России по г. Тамбову уточненные сводные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2001 гг., рассчитав сумму налога за 2000 г. исходя из базовых ставок, установленных Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406, умноженных на коэффициент 1,2, установленный Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ, а сумма налога за 2001 г. рассчитана обществом без применения поправочных коэффициентов.
15.07.2003 ОАО "Тамбоврезиноасботехника" направило в налоговый орган заявление о возврате переплаты по земельному налогу, образовавшейся в результате сдачи уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 гг. и расчетов к ним, в сумме 469945 руб., которое оставлено инспекцией без удовлетворения.
Инспекцией МНС России по г. Тамбову по результатам камеральной проверки уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу, представленных плательщиком за 2000 - 2001 гг., принято Решение N 473 от 18.09.2003 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и доначислении земельного налога за данный период в сумме 469946 руб.
Инспекция полагает, что при исчислении земельного налога за 2000 - 2001 гг. должны применяться ставки земельного налога, установленные Законом РФ "О плате за землю", Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406, с учетом их индексации согласно соответствующим федеральным законам по отношению к ставкам, действующим в предыдущем году.
Не согласившись с доначислением налога и считая его подлежащим возврату в сумме 469946 руб., общество обратилось с заявлением в суд, ссылаясь на то, что действие федеральных законов ограничивается конкретным периодом - календарным годом, поэтому обязанность налогоплательщиков исчислять земельный налог с учетом ежегодно вводимых законами о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, установленным органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что применение поправочных коэффициентов ограничивается тем периодом, в отношении которого коэффициент был введен, указав, что местным органам власти предоставлено право определять ставки земельного налога по соответствующим зонам на каждый календарный год, и при исчислении земельного налога налогоплательщик обязан увеличить ставку налога на повышающий коэффициент, установленный федеральным законом о бюджете на соответствующий год.
Этот вывод суда является ошибочным.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 указанного Закона налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий органами местного самоуправления городов.
Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога по оценочным зонам г. Тамбова" утверждены дифференцированные ставки земельного налога по оценочным зонам г. Тамбова.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлена ставка земельного налога, действующая в 2000 г.
Выводы суда первой инстанции о том, что законами о бюджете предусмотрено применение коэффициентов только в течение конкретного налогового периода, и значит, у налогоплательщика отсутствует обязанность уплачивать земельный налог в следующем году с учетом коэффициента прошлого года, несостоятельны.
Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а также федеральными законами, регулирующими налоговые отношения, ставки земельного налога индексируются практически ежегодно. При этом ставки земельного налога индексируются по отношению к ставкам, применявшимся в предшествующем году.
Положения вышеназванных федеральных законов содержат специальные правовые нормы о порядке применения ставок земельного налога в соответствующем финансовом году с учетом коэффициента индексации.
Исходя из вышеприведенных норм закона, у ОАО "Тамбоврезиноасботехника" отсутствовали законные основания для представления уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 гг. с уменьшением налога на сумму 469945 руб.
При разрешении спора суд не дал оценки расчету земельного налога, произведенного налоговым органом по оспариваемому ненормативному акту.
Кроме того, признавая недействительным Решение налоговой инспекции от 18.09.2003 N 473 в полном объеме, суд не учел, что указанным решением налоговый орган не только доначислил земельный налог, но и отказал в привлечении к налоговой ответственности, в связи с чем при новом рассмотрении суду надлежит предложить обществу уточнить свои требования.
Учитывая изложенное, решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 по делу N А64-3548/03-16 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 20 апреля 2004 г. Дело N А64-3548/03-16
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 по делу N А64-3548/03-16,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Тамбоврезиноасботехника" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС России по г. Тамбову N 473 от 18.09.2003 и обязании инспекции возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2000 - 2001 гг. в сумме 469945 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить, как принятое в нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тамбоврезиноасботехника" направило в Инспекцию МНС России по г. Тамбову уточненные сводные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2001 гг., рассчитав сумму налога за 2000 г. исходя из базовых ставок, установленных Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406, умноженных на коэффициент 1,2, установленный Федеральным законом от 31.12.99 N 227-ФЗ, а сумма налога за 2001 г. рассчитана обществом без применения поправочных коэффициентов.
15.07.2003 ОАО "Тамбоврезиноасботехника" направило в налоговый орган заявление о возврате переплаты по земельному налогу, образовавшейся в результате сдачи уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 гг. и расчетов к ним, в сумме 469945 руб., которое оставлено инспекцией без удовлетворения.
Инспекцией МНС России по г. Тамбову по результатам камеральной проверки уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу, представленных плательщиком за 2000 - 2001 гг., принято Решение N 473 от 18.09.2003 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и доначислении земельного налога за данный период в сумме 469946 руб.
Инспекция полагает, что при исчислении земельного налога за 2000 - 2001 гг. должны применяться ставки земельного налога, установленные Законом РФ "О плате за землю", Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406, с учетом их индексации согласно соответствующим федеральным законам по отношению к ставкам, действующим в предыдущем году.
Не согласившись с доначислением налога и считая его подлежащим возврату в сумме 469946 руб., общество обратилось с заявлением в суд, ссылаясь на то, что действие федеральных законов ограничивается конкретным периодом - календарным годом, поэтому обязанность налогоплательщиков исчислять земельный налог с учетом ежегодно вводимых законами о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, установленным органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена ни одним правовым актом.
Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что применение поправочных коэффициентов ограничивается тем периодом, в отношении которого коэффициент был введен, указав, что местным органам власти предоставлено право определять ставки земельного налога по соответствующим зонам на каждый календарный год, и при исчислении земельного налога налогоплательщик обязан увеличить ставку налога на повышающий коэффициент, установленный федеральным законом о бюджете на соответствующий год.
Этот вывод суда является ошибочным.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно ст. 8 указанного Закона налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий органами местного самоуправления городов.
Решением Тамбовской городской Думы от 29.04.98 N 406 "Об утверждении дифференцированных ставок земельного налога по оценочным зонам г. Тамбова" утверждены дифференцированные ставки земельного налога по оценочным зонам г. Тамбова.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." установлена ставка земельного налога, действующая в 2000 г.
Выводы суда первой инстанции о том, что законами о бюджете предусмотрено применение коэффициентов только в течение конкретного налогового периода, и значит, у налогоплательщика отсутствует обязанность уплачивать земельный налог в следующем году с учетом коэффициента прошлого года, несостоятельны.
Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а также федеральными законами, регулирующими налоговые отношения, ставки земельного налога индексируются практически ежегодно. При этом ставки земельного налога индексируются по отношению к ставкам, применявшимся в предшествующем году.
Положения вышеназванных федеральных законов содержат специальные правовые нормы о порядке применения ставок земельного налога в соответствующем финансовом году с учетом коэффициента индексации.
Исходя из вышеприведенных норм закона, у ОАО "Тамбоврезиноасботехника" отсутствовали законные основания для представления уточненных сводных налоговых деклараций по земельному налогу за 2000 - 2001 гг. с уменьшением налога на сумму 469945 руб.
При разрешении спора суд не дал оценки расчету земельного налога, произведенного налоговым органом по оспариваемому ненормативному акту.
Кроме того, признавая недействительным Решение налоговой инспекции от 18.09.2003 N 473 в полном объеме, суд не учел, что указанным решением налоговый орган не только доначислил земельный налог, но и отказал в привлечении к налоговой ответственности, в связи с чем при новом рассмотрении суду надлежит предложить обществу уточнить свои требования.
Учитывая изложенное, решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.11.2003 по делу N А64-3548/03-16 отменить, а дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)