Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2009 ПО ДЕЛУ N А66-7587/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2009 г. по делу N А66-7587/2008


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Кудина А.Г., Потеевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговые услуги" на решение Арбитражного суда Тверской области от 29 декабря 2008 года по делу N А66-7587/2008 (судья Басова О.А.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Торговые услуги" (далее - ООО "Торговые услуги", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Тверской области (далее - инспекция, МИФНС) о признании незаконными действий по отказу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Тверская область, г. Весьегонск, ул. Стахановская, д. 2б, а также просит обязать инспекцию зарегистрировать объекты налогообложения и выдать свидетельство об их регистрации.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 29.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение Арбитражного суда Тверской области от 29.12.2008, вынести новое решение. Считает, что в силу положений статей 1 и 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 244-ФЗ) не является актом законодательства о налогах и сборах, не распространяет свое действие на налоговые правоотношения и не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Изменения в статью 366 НК РФ, предусматривающую обязанность налоговых органов выдавать налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты получения заявления свидетельство о регистрации объекта налогообложения, в связи с принятием Закона N 244-ФЗ не вносилось. При этом деятельность по организации и проведению азартных игр разрешена до 30.06.2009, если законодательством субъекта Российской Федерации не введен запрет на осуществление этой деятельности. На территории Тверской области такой запрет не установлен.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, изложенными в ней, не согласилась. Считает апелляционную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, а решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество осуществляет деятельность в сфере организации игорного бизнеса на основании лицензии от 25.09.2003 N 002867 (л.д. 28). Согласно уведомлению от 16.07.2008 N 664158 ООО "Торговые услуги" поставлено на учет в инспекции по месту нахождения своего обособленного подразделения - Тверская область, г. Весьегонск, ул. К. Маркса, д. 120а (л.д. 29).
Общество обратилось в МИФНС с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 19.06.2008, которым просило зарегистрировать по указанному адресу 50 игровых автоматов.
Уведомлением от 26.06.2008 N 13-16/18788 инспекция отказала обществу в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, мотивировав свой отказ тем, что игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах. Также указала на отсутствие следующих условий: открытого обособленного подразделения по адресу: Тверская область, г. Весьегонск, ул. Стахановская, д. 2б; зарегистрированных на 01.01.2007 игровых автоматов по месту нахождения игрового зала; документов, подтверждающих соответствие игрового зала требованиям Закона N 244-ФЗ (л.д. 27).
ООО "Торговые услуги" с данным отказом не согласилось и обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции правильными с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 366 НК РФ установлено, что игровой автомат является объектом обложения по налогу на игорный бизнес.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о его (их) регистрации.
Законом N 244-ФЗ определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.
В силу пункта 11 статьи 4 Закона N 244-ФЗ под игорным заведением понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона N 244-ФЗ игорная зона - это часть территории Российской Федерации, предназначенная для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, границы которой определены в соответствии с данным Законом.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (пункты 4 и 5 статьи 5 Закона N 244-ФЗ).
Статьей 9 Закона N 244-ФЗ определено, что на территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3, 4 и 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15, частью 2 статьи 16 настоящего Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 указанного Закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида. Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
Из анализа приведенных норм следует, что игорные заведения, уже открытые и действовавшие до вступления в силу Закона N 244-ФЗ (то есть до 01.01.2007), вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных данным Законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу названного Закона возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Судом первой инстанции установлено, подтверждено материалами дела, что до 01.01.2007 общество не осуществляло организацию игорного бизнеса на территории города Весьегонска, в частности по адресу: ул. Стахановская, д. 2б. Данное обстоятельство также не оспаривается ООО "Торговые услуги". Постановка общества на учет по указанному адресу состоялась 16.07.2008, договор аренды заключен 05.07.2007 (л.д. 54 - 56). Из сообщения инспекции следует, что ранее по данному адресу объекты налогообложения налогом на игорный бизнес не регистрировались (л.д. 62).
При таких обстоятельствах, обратившись в инспекцию с заявлением о регистрации 50 игровых автоматов 19.06.2008, то есть после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, налогоплательщик планировал осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса в игорном заведении на территории, не отнесенной после 01.01.2007 к игорным зонам.
В связи с этим МИФНС правомерно отказала обществу в регистрации спорных игровых автоматов и выдаче соответствующего свидетельства. При этом данный отказ не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку осуществление им деятельности по организации игорного заведения является нарушением Закона N 244-ФЗ.
Доводам общества, приведенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая оценка, с которой апелляционная инстанция согласна.
Нормы материального и процессуального права судом не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовых оснований для отмены или изменения принятого по данному делу решения суда и удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного решение суда от 29.12.2008 является законным и обоснованным.
Поскольку апелляционная жалоба ООО "Торговые услуги" оставлена без удовлетворения, уплаченная по платежному поручению от 26.01.2009 N 9 государственная пошлина в размере 1000 руб. возврату обществу не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 29 декабря 2008 года по делу N А66-7587/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговые услуги" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА

Судьи
А.Г.КУДИН
А.В.ПОТЕЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)