Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2008 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Зинькуева И.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Моисеенко А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Мост" к государственному учреждению Республики Карелия "Сосновецкое центральное лесничество" о признании незаконным и отмене постановления от 27 ноября 2008 года N 62 о привлечении к административной ответственности, при участии в заседании представителя государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Мост" Виссарионовой М.В. (доверенности от 08.02.2008),
в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Мост" (далее - заявитель, ГУП РК "Мост", предприятие) с заявлением к государственному учреждению Республики Карелия "Сосновецкое центральное лесничество" (далее - ответчик, учреждение, ГУ РК "Сосновецкое центральное лесничество") о признании незаконным и отмене постановления от 27 ноября 2008 года N 62 о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за незаконную вывозку песчаногравийной смеси без разрешительных документов.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что предприятие осуществляет добычу полезных ископаемых на основании лицензий, которые зарегистрированы в соответствующем органе. Предприятие имеет лицензию на добычу песчано-гравийного материала на месторождении "Озеро Мелкое", также на основании договора аренды участков лесного фонда лесной участок, расположенный в квартале 77 Ноттоварского участкового лесничества, предоставлен в аренду. В материалах административного дела отсутствуют доказательства о том, что производился вывоз песчано-гравийной смеси. Следовательно, административным органом не доказан факт совершения предприятием административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.13 КоАП РФ.
Ответчик, ГУ РК "Сосновецкое центральное лесничество" о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела по существу в свое отсутствие. В отзыве на заявление ответчик требования не признал, указав, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением требований процессуального законодательства в рамках предусмотренной законом компетенции.
С учетом положений части 3 статьи 156, части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Мост" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021001116817 и расположено по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Первомайский, д. 78.
ГУП РК "Мост" осуществляет добычу песчано-гравийного материала на основании лицензии ПТЗ N 01297 ТЭ от 06 декабря 2005 года, выданной Территориальным агентством по недропользованию по Республике Карелия. Срок действия лицензии до 30 ноября 2015 года.
Как установлено лесничим Ноттоваракского участкового лесничества в период с июня 2008 года по сентябрь 2008 года Беломорским дорожным ремонтно-строительным управлением филиала ГУП РК "Мост" производилась незаконная вывозка песчано-гравийной смеси из карьера месторождение "Озеро Мелкое" в квартале 77 Ноттоваракского лесничества Сосновецкого центрального лесничества без разрешительных документов, поскольку договор аренды N 31 от 25.06.2008 на территорию месторождения "Озеро Мелкое" прошел государственную регистрацию 06 ноября 2008 года. В ходе промышленного освоения "Озеро Мелкое" объем уничтоженных лесных насаждений составил 230,2 куб. м, ущерб, причиненный лесному хозяйству составил 1 614 562 руб. (ущерб рассчитан на основание "Такс для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям"). Данные обстоятельства отражены в протоколе о лесонарушении N 18 от 13 ноября 2008 года. Установленные нарушения послужили обстоятельством для составления протокола об административном правонарушении N 62 от 13 ноября 2008 года. Постановлением начальника государственного учреждения Республики Карелия "Сосновецкое центральное лесничество" Фридт А.Р. от 27 ноября 2008 года ГУП РК "Мост" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Оценив в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения предприятия к административной ответственности, суд не установил нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, а равно и иных нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Анализ административного производства свидетельствует о соблюдении административным органом срока давности привлечения заявителя к административной ответственности; процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами; о времени и месте проведения процессуальных действий (составление протокола об административном правонарушении, вынесение постановления о привлечении к административной ответственности) привлекаемое лицо извещалось надлежащим образом, следовательно, возможность реализации предприятием гарантированных КоАП РФ процессуальных прав в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом была обеспечена.
Оценивая доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.13 КоАП РФ незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое установлена указанной статьей, являются общественные отношения, связанные с охраной водных объектов. Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, то есть несоблюдение или ненадлежащее соблюдение водоохранного режима на водосборах водных объектах, которое может повлечь их загрязнение или другие вредные явления, а также ненадлежащее исполнение требований к охране водных объектов.
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
На основании части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Таким образом, административный орган должен доказать факт совершения предприятием правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.13 КоАП РФ, то есть представить доказательства нарушения водного законодательства.
Из протокола об административном правонарушении от 13 ноября 208 года N 62 (л.д. 19-20) и постановления о назначении административного наказания от 27 ноября 2008 года N 62 административным органом установлено, что предприятием осуществлялась вывозка песчано-гравийной смеси из карьера месторождение "Озеро Мелкое" в квартале 77 Ноттоваракского лесничества Сосновецкого центрального лесничества без разрешительных документов, поскольку договор аренды N 31 от 25.06.2008 на территорию месторождения "Озеро Мелкое" прошел государственную регистрацию 06 ноября 2008 года. В ходе промышленного освоения "Озеро Мелкое" объем уничтоженных лесных насаждений составил 230,2 куб. м, ущерб, причиненный лесному хозяйству составил 1 614 562 руб. (ущерб рассчитан на основание "Такс для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям").
Как следует из договора аренды лесного участка от 25 июня 2008 года N 31 предметом договора является часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в квартале 77 Ноттоваракского лесничества Сосновецкого центрального лесничества общей площадью 2 га, в целях разработки месторождения "Озеро Мелкое". Пунктом 9 указанного договора предусмотрено, что арендатор обязуется соблюдать требования Водного кодекса Российской Федерации.
В то же время административный орган при привлечении к административной ответственности за нарушение правил охраны водных объектов ссылается на нормы лесного законодательства. В протоколе об административном правонарушении от 13 ноября 2008 года и постановлении о назначении административного наказания от 27 ноября 2008 года не указано, какие нормативно-правовые акты в сфере водного законодательства нарушены предприятием, также не содержатся сведения о том, что предприятием осуществлялись незаконный забор и вывозка песчано-гравийной смеси именно на водном объекте. При этом в постановлении о назначении административного наказания одним из доказательств указан протокол о лесонарушении N 18 от 13 ноября 2008 года. Однако указанный протокол содержит сведения только о нарушении лесного законодательства и ссылку на постановление Правительства Российской Федерации от 08 мая 2007 года N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства". Одновременно судом учитывается, что частью 3 статьи 8.13 КоАП РФ не предусмотрена ответственность за лесонарушения.
Кроме того, частью 1 статьи 23.24 КоАП РФ предусмотрено, что органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.13 в части административных правонарушений, совершенных в лесах. В данном случае административный орган привлек предприятие к административной ответственности за нарушение правил охраны водных объектов.
Таким образом, ГУ РК "Сосновецкое центральное лесничество" не представлено доказательств нарушения ГУП РК "Мост" требований водного законодательства.
При таких обстоятельствах заявленное ГУП РК "Мост" требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
1. Заявление государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Мост" удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить полностью постановление государственного учреждения Республики Карелия "Сосновецкое центральное лесничество" от 27 ноября 2008 года N 62 о назначении административного наказания государственному унитарному предприятию Республики Карелия "Мост" (место нахождения: г. Петрозаводск, Первомайский пр., д. 78, основной государственный регистрационный номер 1021001116817) по части 3 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
2. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 22.12.2008 ПО ДЕЛУ N А26-7715/2008
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2008 г. по делу N А26-7715/2008
Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2008 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Зинькуева И.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Моисеенко А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Мост" к государственному учреждению Республики Карелия "Сосновецкое центральное лесничество" о признании незаконным и отмене постановления от 27 ноября 2008 года N 62 о привлечении к административной ответственности, при участии в заседании представителя государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Мост" Виссарионовой М.В. (доверенности от 08.02.2008),
установил:
в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Мост" (далее - заявитель, ГУП РК "Мост", предприятие) с заявлением к государственному учреждению Республики Карелия "Сосновецкое центральное лесничество" (далее - ответчик, учреждение, ГУ РК "Сосновецкое центральное лесничество") о признании незаконным и отмене постановления от 27 ноября 2008 года N 62 о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за незаконную вывозку песчаногравийной смеси без разрешительных документов.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, пояснила, что предприятие осуществляет добычу полезных ископаемых на основании лицензий, которые зарегистрированы в соответствующем органе. Предприятие имеет лицензию на добычу песчано-гравийного материала на месторождении "Озеро Мелкое", также на основании договора аренды участков лесного фонда лесной участок, расположенный в квартале 77 Ноттоварского участкового лесничества, предоставлен в аренду. В материалах административного дела отсутствуют доказательства о том, что производился вывоз песчано-гравийной смеси. Следовательно, административным органом не доказан факт совершения предприятием административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.13 КоАП РФ.
Ответчик, ГУ РК "Сосновецкое центральное лесничество" о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела по существу в свое отсутствие. В отзыве на заявление ответчик требования не признал, указав, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением требований процессуального законодательства в рамках предусмотренной законом компетенции.
С учетом положений части 3 статьи 156, части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Мост" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021001116817 и расположено по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Первомайский, д. 78.
ГУП РК "Мост" осуществляет добычу песчано-гравийного материала на основании лицензии ПТЗ N 01297 ТЭ от 06 декабря 2005 года, выданной Территориальным агентством по недропользованию по Республике Карелия. Срок действия лицензии до 30 ноября 2015 года.
Как установлено лесничим Ноттоваракского участкового лесничества в период с июня 2008 года по сентябрь 2008 года Беломорским дорожным ремонтно-строительным управлением филиала ГУП РК "Мост" производилась незаконная вывозка песчано-гравийной смеси из карьера месторождение "Озеро Мелкое" в квартале 77 Ноттоваракского лесничества Сосновецкого центрального лесничества без разрешительных документов, поскольку договор аренды N 31 от 25.06.2008 на территорию месторождения "Озеро Мелкое" прошел государственную регистрацию 06 ноября 2008 года. В ходе промышленного освоения "Озеро Мелкое" объем уничтоженных лесных насаждений составил 230,2 куб. м, ущерб, причиненный лесному хозяйству составил 1 614 562 руб. (ущерб рассчитан на основание "Такс для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям"). Данные обстоятельства отражены в протоколе о лесонарушении N 18 от 13 ноября 2008 года. Установленные нарушения послужили обстоятельством для составления протокола об административном правонарушении N 62 от 13 ноября 2008 года. Постановлением начальника государственного учреждения Республики Карелия "Сосновецкое центральное лесничество" Фридт А.Р. от 27 ноября 2008 года ГУП РК "Мост" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Оценив в соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процедуру привлечения предприятия к административной ответственности, суд не установил нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, а равно и иных нарушений, носящих существенный характер и самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления. Анализ административного производства свидетельствует о соблюдении административным органом срока давности привлечения заявителя к административной ответственности; процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами; о времени и месте проведения процессуальных действий (составление протокола об административном правонарушении, вынесение постановления о привлечении к административной ответственности) привлекаемое лицо извещалось надлежащим образом, следовательно, возможность реализации предприятием гарантированных КоАП РФ процессуальных прав в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом была обеспечена.
Оценивая доводы сторон по существу спора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.13 КоАП РФ незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения, ответственность за которое установлена указанной статьей, являются общественные отношения, связанные с охраной водных объектов. Объективную сторону правонарушения образуют действия или бездействие, то есть несоблюдение или ненадлежащее соблюдение водоохранного режима на водосборах водных объектах, которое может повлечь их загрязнение или другие вредные явления, а также ненадлежащее исполнение требований к охране водных объектов.
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
На основании части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Таким образом, административный орган должен доказать факт совершения предприятием правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.13 КоАП РФ, то есть представить доказательства нарушения водного законодательства.
Из протокола об административном правонарушении от 13 ноября 208 года N 62 (л.д. 19-20) и постановления о назначении административного наказания от 27 ноября 2008 года N 62 административным органом установлено, что предприятием осуществлялась вывозка песчано-гравийной смеси из карьера месторождение "Озеро Мелкое" в квартале 77 Ноттоваракского лесничества Сосновецкого центрального лесничества без разрешительных документов, поскольку договор аренды N 31 от 25.06.2008 на территорию месторождения "Озеро Мелкое" прошел государственную регистрацию 06 ноября 2008 года. В ходе промышленного освоения "Озеро Мелкое" объем уничтоженных лесных насаждений составил 230,2 куб. м, ущерб, причиненный лесному хозяйству составил 1 614 562 руб. (ущерб рассчитан на основание "Такс для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям").
Как следует из договора аренды лесного участка от 25 июня 2008 года N 31 предметом договора является часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного в квартале 77 Ноттоваракского лесничества Сосновецкого центрального лесничества общей площадью 2 га, в целях разработки месторождения "Озеро Мелкое". Пунктом 9 указанного договора предусмотрено, что арендатор обязуется соблюдать требования Водного кодекса Российской Федерации.
В то же время административный орган при привлечении к административной ответственности за нарушение правил охраны водных объектов ссылается на нормы лесного законодательства. В протоколе об административном правонарушении от 13 ноября 2008 года и постановлении о назначении административного наказания от 27 ноября 2008 года не указано, какие нормативно-правовые акты в сфере водного законодательства нарушены предприятием, также не содержатся сведения о том, что предприятием осуществлялись незаконный забор и вывозка песчано-гравийной смеси именно на водном объекте. При этом в постановлении о назначении административного наказания одним из доказательств указан протокол о лесонарушении N 18 от 13 ноября 2008 года. Однако указанный протокол содержит сведения только о нарушении лесного законодательства и ссылку на постановление Правительства Российской Федерации от 08 мая 2007 года N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства". Одновременно судом учитывается, что частью 3 статьи 8.13 КоАП РФ не предусмотрена ответственность за лесонарушения.
Кроме того, частью 1 статьи 23.24 КоАП РФ предусмотрено, что органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.13 в части административных правонарушений, совершенных в лесах. В данном случае административный орган привлек предприятие к административной ответственности за нарушение правил охраны водных объектов.
Таким образом, ГУ РК "Сосновецкое центральное лесничество" не представлено доказательств нарушения ГУП РК "Мост" требований водного законодательства.
При таких обстоятельствах заявленное ГУП РК "Мост" требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. Заявление государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Мост" удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить полностью постановление государственного учреждения Республики Карелия "Сосновецкое центральное лесничество" от 27 ноября 2008 года N 62 о назначении административного наказания государственному унитарному предприятию Республики Карелия "Мост" (место нахождения: г. Петрозаводск, Первомайский пр., д. 78, основной государственный регистрационный номер 1021001116817) по части 3 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
2. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
И.А.ЗИНЬКУЕВА
И.А.ЗИНЬКУЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)