Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 07.11.2005 N Ф04-7339/2005(16502-А27-33), Ф04-7339/2005(15989-А27-33)

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 7 ноября 2005 года Дело N Ф04-7339/2005(16502-А27-33)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово и открытого акционерного общества "Транс-Сервис", г. Кемерово, на решение от 19.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 08.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-30025/04-6 по заявлению открытого акционерного общества "Транс-Сервис" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово о признании неправомерными действий,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Транс-Сервис" (далее - ООО "Транс-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (правопредшественника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, далее - налоговая инспекция) от 30.09.2004 N 576 о доначислении к уплате в бюджет сумм земельного налога за 2003 год, пени и штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговым органом при принятии решения не принято во внимание, что на момент проверки на земельном участке находилась собственность другого юридического лица. Налоговой инспекцией при расчете земельного налога была применена неправильная ставка. Кроме того, земельный налог за 2003 год был уплачен обществом в размере 101800 руб., что подтверждается платежным поручением от 13.08.2004.
Решением от 19.04.2005 Арбитражного суда Кемеровской области требования, заявленные обществом, удовлетворены частично. Признано недействительным решение налоговой инспекции от 30.09.2004 N 576 в части доначисления земельного налога в размере 201465 руб., пени в размере 31632 руб., взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 45603 руб., по пункту 2 статьи 119 НК РФ в части суммы, исчисленной с площади земельного участка 2535,8 кв. м. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2005 решение суда первой инстанции от 19.04.2005 изменено. Решение налоговой инспекции от 30.09.2004 N 576 признано недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 101055,30 руб., соответствующей суммы пени, взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 5161 руб., по пункту 2 статьи 119 НК РФ в сумме 30966 руб.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поддержанной представителем в судебном заседании, налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции о признании решения налоговой инспекции от 30.09.2004 N 576 в части признания незаконным привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ, отменить и принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции от ООО "Транс-Сервис" до начала судебного заседания не поступил.
Налогоплательщик, также ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права и неполное исследование всех обстоятельств дела, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что суд пришел к ошибочному выводу о размерах земельного участка, подлежащего обложению земельным налогом. Также настаивает на том доводе, что налоговой инспекцией и судом при разрешении арбитражного спора неправильно применены ставки земельного налога. Поскольку по функциональному назначению используемые помещения, расположенные на земельном участке, относятся к складским и торговым площадям, то должна соответственно применятся налоговая ставка в размере 5,272 руб., а не в 10,176 руб., предусмотренная в г. Кемерово для земельных участков, занятых производственными помещениями.
Налоговая инспекция представила свои возражения на доводы кассационной жалобы общества. Доводы, изложенные в отзыве, поддержаны представителем в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, находит принятые по делу решение и постановление подлежащими частичной отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки ЗАО "Транс-Сервис" налоговым органом принято решение от 30.09.2004 N 576, которым общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 273617 руб., по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере 45603 руб., доначислен к уплате в бюджет земельный налог за 2003 год в сумме 228014 руб., соответствующие пени в сумме 43112 руб.
Основанием для вынесения данного решения послужило то, что налогоплательщиком не исчислялся и не уплачивался в бюджет земельный налог в отношении земельного участка площадью 2,2407 га, находящегося у него в пользовании на основе Постановления Администрации г. Кемерово от 24.06.1994 N 274. Налоговая декларация по земельному налогу за 2003 год по сроку представления до 01.07.2004 в налоговый орган представлена не была.
Несогласие с указанным решением налогового органа послужило основанием для обращения налогоплательщика с настоящим заявлением в суд.
Суд кассационной инстанции, частично отменяя вынесенные по делу судебные акты, исходит из установленных материалами дела обстоятельств и следующих норм материального права.
Статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при переходе права собственности на строение с объектом переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
Таким образом, при наличии надлежащим образом оформленного права собственности на строение у отчуждающей и приобретающей сторон, новый владелец обязан уплатить земельный налог.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации в проверяемый период - 2003 год - и на момент проведения проверки, то есть с 29.07.2004 по 09.09.2004, заявитель не владел недвижимым имуществом - гаражом общей площадью 2535,8 кв. м.
Недвижимое имущество - часть гаража площадью 2535,8 кв. м - стало принадлежать заявителю только с 01.12.2004.
Таким образом, правомерен вывод суда о том, что доначисление земельного налога за указанный земельный участок за 2003 год в сумме 25804,3 руб., соответствующих сумм пени и штрафных санкций является неправомерным.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации в соответствии с пунктом 2 статьи 119 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Из анализа данной статьи следует, что ответственности за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации налогоплательщик подлежит независимо от размера суммы фактически уплаченного налога.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Транс-Сервис" не подлежало ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ только в части суммы, исчисленной с площади земельного участка 2535,8 кв. м, является верным.
Также судом правильно не принят довод налогоплательщика о том, что согласно предписанию Кемеровской горэлектросети была полностью исключена возможность пользования земельным участком, поскольку указанное содержание датировано только 30.07.2004 и не могло регулировать вопросы пользования земельным участком в 2003 году. Кроме того, исходя из анализа указанного предписания оно содержит частичное ограничение в пользовании части земельного участка, принадлежащего ОАО "Транс-Сервис", а именно запрещена езда транспорта и механизмов, а также складирование корма, удобрения, топлива и строительных материалов, что не исключает полного права пользования земельным участком.
Однако, принимая решение, судом не было учтено следующее обстоятельство.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.
Статьей 3 Закона РФ "О плате за землю" установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В соответствии со статьей 8 указанного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 к настоящему Закону. При этом средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом городов.
Во исполнение названного Закона решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 утверждены базовые ставки земельного налога по экономическим зонам, согласно которому земельный участок, выделенный ОАО "Транс-Сервис", отнесен к экономической зоне N 9. Из данного Закона также следует, что одним из критериев определения размера налоговой ставки является функциональное назначение использования земельных участков. В частности, размер земельного налога по используемым земельным участкам находится в зависимости от того, что они относятся к землям производственного назначения или к землям, используемым в целях торговли.
Разрешая спор по существу, суд исходил из того, что земли, занимаемые ОАО "Транс-Сервис", выделены ему в производственных целях.
В то же время из материалов дела усматривается, что налоговой инспекцией дан ответ на запрос ОАО "Транс-Сервис" о порядке определения принадлежности по функциональному типу использования земельного участка при осуществлении нескольких видов деятельности, в котором разъясняет, что принадлежность по функциональному типу использования земельных участков определяет Администрация г. Кемерово.
Материалами дела подтверждается, что общество обращалось в Администрацию г. Кемерово с запросом о выдаче справки о принадлежности земельного участка по функциональному типу использования, ответила, на что получило разъяснение администрации, что базовые ставки земельного налога в зависимости от типа использования земель определяются по фактическому использованию объектов недвижимости, какого-либо дополнительного распорядительного акта органа местного самоуправления не требуется.
Таким образом, судебные инстанции, принимая решение о правомерности применения налоговой инспекцией ставки 10,176 руб. / кв. м, в нарушение требований статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовали надлежащим образом вопрос о фактическом использовании ОАО "Транс-Сервис" объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, в качестве складских и торговых помещений, не дали оценку доказательствам, на которые ссылался заявитель в подтверждение данного обстоятельства.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции, принимая решение, не исследовали указанные обстоятельства, что могло привести к принятию неправильного решения.
В связи с данными причинами принятые по делу судебные акты подлежат частичной отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует рассмотреть дело по существу и принять решение с соблюдением требований действующего законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19.04.2005 по делу N А27-30025/04-6 о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Кемерово от 30.09.2004 N 576 в части привлечения открытого акционерного общества "Транс-Сервис" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, оставить без изменения. В остальной части решение от 19.04.2005 и постановление апелляционной инстанции от 08.07.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по настоящему делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)