Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 17 мая 2005 г. Дело N А74-3966/04-Ф02-2096/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Малышко А.И. - представителя Куликова Г.М. (доверенность от 24.03.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия на решение от 25 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3966/04 (суд первой инстанции: Журба Н.М.),
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Малышко Анатолия Ивановича (далее - предприниматель) 584752 рублей акцизов, 149095 рублей пеней и 116950 рублей 40 копеек штрафа.
Предприниматель обратился с заявлением о признании незаконным принятого инспекцией решения N 3870/31/12 от 25.06.2004.
Определением от 5 ноября 2004 года дела, возбужденные по заявлениям инспекции и предпринимателя, арбитражным судом объединены в одно производство.
Решением от 25 февраля 2005 года в удовлетворении заявления инспекции отказано, заявление предпринимателя удовлетворено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия (далее - УМНС) 20.12.2002 предпринимателю выдано свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, на период с 01.01.2003 по 31.12.2003, действие которого решением УМНС от 04.01.2003 было приостановлено по заявлению налогоплательщика от 30.12.2002.
Налоговый орган на основании пункта 2.7 договора купли-продажи нефтепродуктов N Ф-00/81-АБ от 04.08.2000 и дополнительного соглашения N 12 от 01.12.2002, накладных N 91047494, 91047495 от 01.01.2003 считает, что предпринимателем от ООО "Торговый дом "Юкос-М" нефтепродукты были получены 01.01.2003, поэтому в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182, подпунктом 2 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации он должен был уплатить акцизы в сумме 584752 рублей.
Также налоговый орган не согласен с выводами суда о том, что предприниматель произвел расчеты с поставщиком на нефтепродукты с учетом заложенных в их стоимость акцизов и в заявлении от 30.12.2002 выразил волю на приостановление действия свидетельства с указанной даты.
Предпринимателем представлены возражения на кассационную жалобу, в которых он указывает, что в связи с обращением 30.12.2002 с заявлением о приостановлении действия свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, у него отсутствовала обязанность по уплате акцизов с 01.01.2003.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 28.04.2005 N 91659), своих представителей на судебное заседание не направила.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителя предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Малышко Анатолий Иванович 31.08.1995 зарегистрирован Регистрационной палатой администрации города Абакана в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. 21 июня 2004 года предприниматель внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
По результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет акцизов по нефтепродуктам за период с 01.01.2003 по 31.01.2003 инспекцией составлен акт N 3870/31 от 31.05.2004 и принято решение N 3870/31/12 от 25.06.2004 о привлечении предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 116950 рублей 40 копеек, а также ему предложено уплатить 584752 рубля акцизов, 149095 рублей 97 копеек пеней.
Согласно акту проверки от 31.05.2004 N 3870/31, основанием начисления акцизов, соответствующих сумм пеней и штрафа инспекция указала неисчисление предпринимателем акциза с нефтепродуктов, приобретенных 01.01.2003 у ООО "Торговый дом "Юкос-М" по накладным N 91047494 и 91047495 от 01.01.2003.
Арбитражный суд, признавая незаконным решение инспекции, исходил из того, что предприниматель, обратившись 30.12.2002 в УМНС с заявлением о приостановлении действия свидетельства о регистрации в качестве лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, с 01.01.2003 не являлся плательщиком акцизов при приобретении нефтепродуктов.
Вывод суда основан на правильном применении норм материального права.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизами признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство. По таким операциям согласно пункту 2 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции.
Таким образом, обязанность по исчислению и уплате акциза при получении нефтепродуктов связана с наличием или отсутствием свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдается организациям и предпринимателям, осуществляющим указанные в данном пункте виды деятельности, в том числе оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.
Пунктом 3 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок выдачи свидетельства определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В январе 2003 года действовал Порядок, утвержденный Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.09.2002 N БГ-3-03/478, устанавливающий правила выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а также правила приостановления действия, аннулирования свидетельств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ), пунктом 12 указанного Порядка налоговые органы приостанавливают действие свидетельства или аннулируют его в случае представления соответствующего заявления лицом, совершающим операции с нефтепродуктами. При этом данным Порядком не определен момент, с которого свидетельство считается приостановленным или аннулированным.
Свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, выдано предпринимателю 20.12.2002 на основании решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия от 11.12.2002 N ОМ-14-02/6561.
Решением УМНС от 04.01.2003 N ОМ-09-15/24 удовлетворено заявление предпринимателя от 30.12.2002 о приостановлении действия указанного свидетельства до 31.03.2003.
По заявлению налогоплательщика от 05.02.2003 Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия принято решение от 06.02.2003 N ЛК-09-15/823 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.
Предпринимателем 01.01.2003 по накладным N 91047494 и 91047495 от 01.01.2003 были приобретены у ООО "Торговый дом "Юкос-М" нефтепродукты.
Из содержания действующего в проверяемом периоде Порядка, а также статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что регистрация лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и получение свидетельства, а также приостановление действия свидетельства и его аннулирование по заявлению налогоплательщика носят добровольный характер. При этом обращение налогоплательщика с заявлением о приостановлении действия свидетельства либо о его аннулировании ничем не обусловлено, поэтому при наличии соответствующего заявления у налогового органа отсутствуют какие-либо основания для отказа в приостановлении действия свидетельства или в его аннулировании.
При обращении предпринимателя 30.12.2002 в налоговый орган с заявлением о приостановлении действия свидетельства его воля была направлена на неприменение свидетельства с даты, определяющей начало его действия, и, соответственно, на отказ от исполнения обязанностей плательщика акцизов с 01.01.2003, поэтому при получении нефтепродуктов 01.01.2003 он не считал себя плательщиком акциза.
Поскольку действующим в проверяемом периоде порядком выдачи свидетельств, приостановления действия свидетельств и их аннулирования не были установлены срок для принятия налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства либо его аннулировании, а также момент, с которого свидетельство считается приостановленным или аннулированным, при отсутствии возможности для отказа в удовлетворении заявления лица о приостановлении действия или аннулировании свидетельства, усмотрение налогового органа в отношении срока принятия решения по такому заявлению не является обстоятельством, влекущим в соответствии с главой 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации возникновение обязанности по уплате акцизов.
При таких обстоятельствах инспекция не имела оснований для начисления акциза с нефтепродуктов, приобретенных налогоплательщиком 01.01.2003, соответствующих сумм пеней и штрафа в зависимости от даты принятия налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства.
С учетом изложенного решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 25 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3966/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
от 17 мая 2005 г. Дело N А74-3966/04-Ф02-2096/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Малышко А.И. - представителя Куликова Г.М. (доверенность от 24.03.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия на решение от 25 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3966/04 (суд первой инстанции: Журба Н.М.),
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Малышко Анатолия Ивановича (далее - предприниматель) 584752 рублей акцизов, 149095 рублей пеней и 116950 рублей 40 копеек штрафа.
Предприниматель обратился с заявлением о признании незаконным принятого инспекцией решения N 3870/31/12 от 25.06.2004.
Определением от 5 ноября 2004 года дела, возбужденные по заявлениям инспекции и предпринимателя, арбитражным судом объединены в одно производство.
Решением от 25 февраля 2005 года в удовлетворении заявления инспекции отказано, заявление предпринимателя удовлетворено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия (далее - УМНС) 20.12.2002 предпринимателю выдано свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, на период с 01.01.2003 по 31.12.2003, действие которого решением УМНС от 04.01.2003 было приостановлено по заявлению налогоплательщика от 30.12.2002.
Налоговый орган на основании пункта 2.7 договора купли-продажи нефтепродуктов N Ф-00/81-АБ от 04.08.2000 и дополнительного соглашения N 12 от 01.12.2002, накладных N 91047494, 91047495 от 01.01.2003 считает, что предпринимателем от ООО "Торговый дом "Юкос-М" нефтепродукты были получены 01.01.2003, поэтому в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182, подпунктом 2 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации он должен был уплатить акцизы в сумме 584752 рублей.
Также налоговый орган не согласен с выводами суда о том, что предприниматель произвел расчеты с поставщиком на нефтепродукты с учетом заложенных в их стоимость акцизов и в заявлении от 30.12.2002 выразил волю на приостановление действия свидетельства с указанной даты.
Предпринимателем представлены возражения на кассационную жалобу, в которых он указывает, что в связи с обращением 30.12.2002 с заявлением о приостановлении действия свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, у него отсутствовала обязанность по уплате акцизов с 01.01.2003.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 28.04.2005 N 91659), своих представителей на судебное заседание не направила.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителя предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Малышко Анатолий Иванович 31.08.1995 зарегистрирован Регистрационной палатой администрации города Абакана в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. 21 июня 2004 года предприниматель внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
По результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет акцизов по нефтепродуктам за период с 01.01.2003 по 31.01.2003 инспекцией составлен акт N 3870/31 от 31.05.2004 и принято решение N 3870/31/12 от 25.06.2004 о привлечении предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 116950 рублей 40 копеек, а также ему предложено уплатить 584752 рубля акцизов, 149095 рублей 97 копеек пеней.
Согласно акту проверки от 31.05.2004 N 3870/31, основанием начисления акцизов, соответствующих сумм пеней и штрафа инспекция указала неисчисление предпринимателем акциза с нефтепродуктов, приобретенных 01.01.2003 у ООО "Торговый дом "Юкос-М" по накладным N 91047494 и 91047495 от 01.01.2003.
Арбитражный суд, признавая незаконным решение инспекции, исходил из того, что предприниматель, обратившись 30.12.2002 в УМНС с заявлением о приостановлении действия свидетельства о регистрации в качестве лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, с 01.01.2003 не являлся плательщиком акцизов при приобретении нефтепродуктов.
Вывод суда основан на правильном применении норм материального права.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизами признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство. По таким операциям согласно пункту 2 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции.
Таким образом, обязанность по исчислению и уплате акциза при получении нефтепродуктов связана с наличием или отсутствием свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдается организациям и предпринимателям, осуществляющим указанные в данном пункте виды деятельности, в том числе оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.
Пунктом 3 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок выдачи свидетельства определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В январе 2003 года действовал Порядок, утвержденный Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.09.2002 N БГ-3-03/478, устанавливающий правила выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а также правила приостановления действия, аннулирования свидетельств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ), пунктом 12 указанного Порядка налоговые органы приостанавливают действие свидетельства или аннулируют его в случае представления соответствующего заявления лицом, совершающим операции с нефтепродуктами. При этом данным Порядком не определен момент, с которого свидетельство считается приостановленным или аннулированным.
Свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, выдано предпринимателю 20.12.2002 на основании решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия от 11.12.2002 N ОМ-14-02/6561.
Решением УМНС от 04.01.2003 N ОМ-09-15/24 удовлетворено заявление предпринимателя от 30.12.2002 о приостановлении действия указанного свидетельства до 31.03.2003.
По заявлению налогоплательщика от 05.02.2003 Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия принято решение от 06.02.2003 N ЛК-09-15/823 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.
Предпринимателем 01.01.2003 по накладным N 91047494 и 91047495 от 01.01.2003 были приобретены у ООО "Торговый дом "Юкос-М" нефтепродукты.
Из содержания действующего в проверяемом периоде Порядка, а также статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что регистрация лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и получение свидетельства, а также приостановление действия свидетельства и его аннулирование по заявлению налогоплательщика носят добровольный характер. При этом обращение налогоплательщика с заявлением о приостановлении действия свидетельства либо о его аннулировании ничем не обусловлено, поэтому при наличии соответствующего заявления у налогового органа отсутствуют какие-либо основания для отказа в приостановлении действия свидетельства или в его аннулировании.
При обращении предпринимателя 30.12.2002 в налоговый орган с заявлением о приостановлении действия свидетельства его воля была направлена на неприменение свидетельства с даты, определяющей начало его действия, и, соответственно, на отказ от исполнения обязанностей плательщика акцизов с 01.01.2003, поэтому при получении нефтепродуктов 01.01.2003 он не считал себя плательщиком акциза.
Поскольку действующим в проверяемом периоде порядком выдачи свидетельств, приостановления действия свидетельств и их аннулирования не были установлены срок для принятия налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства либо его аннулировании, а также момент, с которого свидетельство считается приостановленным или аннулированным, при отсутствии возможности для отказа в удовлетворении заявления лица о приостановлении действия или аннулировании свидетельства, усмотрение налогового органа в отношении срока принятия решения по такому заявлению не является обстоятельством, влекущим в соответствии с главой 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации возникновение обязанности по уплате акцизов.
При таких обстоятельствах инспекция не имела оснований для начисления акциза с нефтепродуктов, приобретенных налогоплательщиком 01.01.2003, соответствующих сумм пеней и штрафа в зависимости от даты принятия налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства.
С учетом изложенного решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 25 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3966/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 17.05.2005 N А74-3966/04-Ф02-2096/05-С1
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 мая 2005 г. Дело N А74-3966/04-Ф02-2096/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Малышко А.И. - представителя Куликова Г.М. (доверенность от 24.03.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия на решение от 25 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3966/04 (суд первой инстанции: Журба Н.М.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Малышко Анатолия Ивановича (далее - предприниматель) 584752 рублей акцизов, 149095 рублей пеней и 116950 рублей 40 копеек штрафа.
Предприниматель обратился с заявлением о признании незаконным принятого инспекцией решения N 3870/31/12 от 25.06.2004.
Определением от 5 ноября 2004 года дела, возбужденные по заявлениям инспекции и предпринимателя, арбитражным судом объединены в одно производство.
Решением от 25 февраля 2005 года в удовлетворении заявления инспекции отказано, заявление предпринимателя удовлетворено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия (далее - УМНС) 20.12.2002 предпринимателю выдано свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, на период с 01.01.2003 по 31.12.2003, действие которого решением УМНС от 04.01.2003 было приостановлено по заявлению налогоплательщика от 30.12.2002.
Налоговый орган на основании пункта 2.7 договора купли-продажи нефтепродуктов N Ф-00/81-АБ от 04.08.2000 и дополнительного соглашения N 12 от 01.12.2002, накладных N 91047494, 91047495 от 01.01.2003 считает, что предпринимателем от ООО "Торговый дом "Юкос-М" нефтепродукты были получены 01.01.2003, поэтому в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182, подпунктом 2 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации он должен был уплатить акцизы в сумме 584752 рублей.
Также налоговый орган не согласен с выводами суда о том, что предприниматель произвел расчеты с поставщиком на нефтепродукты с учетом заложенных в их стоимость акцизов и в заявлении от 30.12.2002 выразил волю на приостановление действия свидетельства с указанной даты.
Предпринимателем представлены возражения на кассационную жалобу, в которых он указывает, что в связи с обращением 30.12.2002 с заявлением о приостановлении действия свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, у него отсутствовала обязанность по уплате акцизов с 01.01.2003.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 28.04.2005 N 91659), своих представителей на судебное заседание не направила.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителя предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Малышко Анатолий Иванович 31.08.1995 зарегистрирован Регистрационной палатой администрации города Абакана в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. 21 июня 2004 года предприниматель внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
По результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет акцизов по нефтепродуктам за период с 01.01.2003 по 31.01.2003 инспекцией составлен акт N 3870/31 от 31.05.2004 и принято решение N 3870/31/12 от 25.06.2004 о привлечении предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 116950 рублей 40 копеек, а также ему предложено уплатить 584752 рубля акцизов, 149095 рублей 97 копеек пеней.
Согласно акту проверки от 31.05.2004 N 3870/31, основанием начисления акцизов, соответствующих сумм пеней и штрафа инспекция указала неисчисление предпринимателем акциза с нефтепродуктов, приобретенных 01.01.2003 у ООО "Торговый дом "Юкос-М" по накладным N 91047494 и 91047495 от 01.01.2003.
Арбитражный суд, признавая незаконным решение инспекции, исходил из того, что предприниматель, обратившись 30.12.2002 в УМНС с заявлением о приостановлении действия свидетельства о регистрации в качестве лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, с 01.01.2003 не являлся плательщиком акцизов при приобретении нефтепродуктов.
Вывод суда основан на правильном применении норм материального права.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизами признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство. По таким операциям согласно пункту 2 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции.
Таким образом, обязанность по исчислению и уплате акциза при получении нефтепродуктов связана с наличием или отсутствием свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдается организациям и предпринимателям, осуществляющим указанные в данном пункте виды деятельности, в том числе оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.
Пунктом 3 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок выдачи свидетельства определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В январе 2003 года действовал Порядок, утвержденный Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.09.2002 N БГ-3-03/478, устанавливающий правила выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а также правила приостановления действия, аннулирования свидетельств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ), пунктом 12 указанного Порядка налоговые органы приостанавливают действие свидетельства или аннулируют его в случае представления соответствующего заявления лицом, совершающим операции с нефтепродуктами. При этом данным Порядком не определен момент, с которого свидетельство считается приостановленным или аннулированным.
Свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, выдано предпринимателю 20.12.2002 на основании решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия от 11.12.2002 N ОМ-14-02/6561.
Решением УМНС от 04.01.2003 N ОМ-09-15/24 удовлетворено заявление предпринимателя от 30.12.2002 о приостановлении действия указанного свидетельства до 31.03.2003.
По заявлению налогоплательщика от 05.02.2003 Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия принято решение от 06.02.2003 N ЛК-09-15/823 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.
Предпринимателем 01.01.2003 по накладным N 91047494 и 91047495 от 01.01.2003 были приобретены у ООО "Торговый дом "Юкос-М" нефтепродукты.
Из содержания действующего в проверяемом периоде Порядка, а также статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что регистрация лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и получение свидетельства, а также приостановление действия свидетельства и его аннулирование по заявлению налогоплательщика носят добровольный характер. При этом обращение налогоплательщика с заявлением о приостановлении действия свидетельства либо о его аннулировании ничем не обусловлено, поэтому при наличии соответствующего заявления у налогового органа отсутствуют какие-либо основания для отказа в приостановлении действия свидетельства или в его аннулировании.
При обращении предпринимателя 30.12.2002 в налоговый орган с заявлением о приостановлении действия свидетельства его воля была направлена на неприменение свидетельства с даты, определяющей начало его действия, и, соответственно, на отказ от исполнения обязанностей плательщика акцизов с 01.01.2003, поэтому при получении нефтепродуктов 01.01.2003 он не считал себя плательщиком акциза.
Поскольку действующим в проверяемом периоде порядком выдачи свидетельств, приостановления действия свидетельств и их аннулирования не были установлены срок для принятия налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства либо его аннулировании, а также момент, с которого свидетельство считается приостановленным или аннулированным, при отсутствии возможности для отказа в удовлетворении заявления лица о приостановлении действия или аннулировании свидетельства, усмотрение налогового органа в отношении срока принятия решения по такому заявлению не является обстоятельством, влекущим в соответствии с главой 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации возникновение обязанности по уплате акцизов.
При таких обстоятельствах инспекция не имела оснований для начисления акциза с нефтепродуктов, приобретенных налогоплательщиком 01.01.2003, соответствующих сумм пеней и штрафа в зависимости от даты принятия налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства.
С учетом изложенного решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3966/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 17 мая 2005 г. Дело N А74-3966/04-Ф02-2096/05-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Малышко А.И. - представителя Куликова Г.М. (доверенность от 24.03.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия на решение от 25 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3966/04 (суд первой инстанции: Журба Н.М.),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Малышко Анатолия Ивановича (далее - предприниматель) 584752 рублей акцизов, 149095 рублей пеней и 116950 рублей 40 копеек штрафа.
Предприниматель обратился с заявлением о признании незаконным принятого инспекцией решения N 3870/31/12 от 25.06.2004.
Определением от 5 ноября 2004 года дела, возбужденные по заявлениям инспекции и предпринимателя, арбитражным судом объединены в одно производство.
Решением от 25 февраля 2005 года в удовлетворении заявления инспекции отказано, заявление предпринимателя удовлетворено.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия (правопреемник Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия) обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия (далее - УМНС) 20.12.2002 предпринимателю выдано свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, на период с 01.01.2003 по 31.12.2003, действие которого решением УМНС от 04.01.2003 было приостановлено по заявлению налогоплательщика от 30.12.2002.
Налоговый орган на основании пункта 2.7 договора купли-продажи нефтепродуктов N Ф-00/81-АБ от 04.08.2000 и дополнительного соглашения N 12 от 01.12.2002, накладных N 91047494, 91047495 от 01.01.2003 считает, что предпринимателем от ООО "Торговый дом "Юкос-М" нефтепродукты были получены 01.01.2003, поэтому в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 182, подпунктом 2 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации он должен был уплатить акцизы в сумме 584752 рублей.
Также налоговый орган не согласен с выводами суда о том, что предприниматель произвел расчеты с поставщиком на нефтепродукты с учетом заложенных в их стоимость акцизов и в заявлении от 30.12.2002 выразил волю на приостановление действия свидетельства с указанной даты.
Предпринимателем представлены возражения на кассационную жалобу, в которых он указывает, что в связи с обращением 30.12.2002 с заявлением о приостановлении действия свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, у него отсутствовала обязанность по уплате акцизов с 01.01.2003.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Хакасия о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена (уведомление от 28.04.2005 N 91659), своих представителей на судебное заседание не направила.
Проверив обоснованность доводов кассационной жалобы, возражений относительно жалобы, заслушав представителя предпринимателя, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Малышко Анатолий Иванович 31.08.1995 зарегистрирован Регистрационной палатой администрации города Абакана в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. 21 июня 2004 года предприниматель внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
По результатам выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет акцизов по нефтепродуктам за период с 01.01.2003 по 31.01.2003 инспекцией составлен акт N 3870/31 от 31.05.2004 и принято решение N 3870/31/12 от 25.06.2004 о привлечении предпринимателя к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 116950 рублей 40 копеек, а также ему предложено уплатить 584752 рубля акцизов, 149095 рублей 97 копеек пеней.
Согласно акту проверки от 31.05.2004 N 3870/31, основанием начисления акцизов, соответствующих сумм пеней и штрафа инспекция указала неисчисление предпринимателем акциза с нефтепродуктов, приобретенных 01.01.2003 у ООО "Торговый дом "Юкос-М" по накладным N 91047494 и 91047495 от 01.01.2003.
Арбитражный суд, признавая незаконным решение инспекции, исходил из того, что предприниматель, обратившись 30.12.2002 в УМНС с заявлением о приостановлении действия свидетельства о регистрации в качестве лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, с 01.01.2003 не являлся плательщиком акцизов при приобретении нефтепродуктов.
Вывод суда основан на правильном применении норм материального права.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения акцизами признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство. По таким операциям согласно пункту 2 статьи 195 Налогового кодекса Российской Федерации датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции.
Таким образом, обязанность по исчислению и уплате акциза при получении нефтепродуктов связана с наличием или отсутствием свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдается организациям и предпринимателям, осуществляющим указанные в данном пункте виды деятельности, в том числе оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.
Пунктом 3 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок выдачи свидетельства определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В январе 2003 года действовал Порядок, утвержденный Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.09.2002 N БГ-3-03/478, устанавливающий правила выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а также правила приостановления действия, аннулирования свидетельств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ), пунктом 12 указанного Порядка налоговые органы приостанавливают действие свидетельства или аннулируют его в случае представления соответствующего заявления лицом, совершающим операции с нефтепродуктами. При этом данным Порядком не определен момент, с которого свидетельство считается приостановленным или аннулированным.
Свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, выдано предпринимателю 20.12.2002 на основании решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия от 11.12.2002 N ОМ-14-02/6561.
Решением УМНС от 04.01.2003 N ОМ-09-15/24 удовлетворено заявление предпринимателя от 30.12.2002 о приостановлении действия указанного свидетельства до 31.03.2003.
По заявлению налогоплательщика от 05.02.2003 Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Хакасия принято решение от 06.02.2003 N ЛК-09-15/823 об аннулировании свидетельства о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов.
Предпринимателем 01.01.2003 по накладным N 91047494 и 91047495 от 01.01.2003 были приобретены у ООО "Торговый дом "Юкос-М" нефтепродукты.
Из содержания действующего в проверяемом периоде Порядка, а также статьи 179.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что регистрация лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и получение свидетельства, а также приостановление действия свидетельства и его аннулирование по заявлению налогоплательщика носят добровольный характер. При этом обращение налогоплательщика с заявлением о приостановлении действия свидетельства либо о его аннулировании ничем не обусловлено, поэтому при наличии соответствующего заявления у налогового органа отсутствуют какие-либо основания для отказа в приостановлении действия свидетельства или в его аннулировании.
При обращении предпринимателя 30.12.2002 в налоговый орган с заявлением о приостановлении действия свидетельства его воля была направлена на неприменение свидетельства с даты, определяющей начало его действия, и, соответственно, на отказ от исполнения обязанностей плательщика акцизов с 01.01.2003, поэтому при получении нефтепродуктов 01.01.2003 он не считал себя плательщиком акциза.
Поскольку действующим в проверяемом периоде порядком выдачи свидетельств, приостановления действия свидетельств и их аннулирования не были установлены срок для принятия налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства либо его аннулировании, а также момент, с которого свидетельство считается приостановленным или аннулированным, при отсутствии возможности для отказа в удовлетворении заявления лица о приостановлении действия или аннулировании свидетельства, усмотрение налогового органа в отношении срока принятия решения по такому заявлению не является обстоятельством, влекущим в соответствии с главой 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации возникновение обязанности по уплате акцизов.
При таких обстоятельствах инспекция не имела оснований для начисления акциза с нефтепродуктов, приобретенных налогоплательщиком 01.01.2003, соответствующих сумм пеней и штрафа в зависимости от даты принятия налоговым органом решения о приостановлении действия свидетельства.
С учетом изложенного решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25 февраля 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-3966/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)