Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 14.12.2005, 12.12.2005 ПО ДЕЛУ N А51-19377/04 8-763/71

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции


14 декабря 2005 г. Дело N А51-19377/04 8-763/71

Арбитражный суд Приморского края установил:
ООО "М." обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока от 09.11.2004 N 11/3712 в части взыскания земельного налога за 2001 - 2002 годы в сумме 2987 руб., соответствующих ему пени и налоговых санкций.
Определением от 27.04.2005 суд в порядке ст. 48 АПК РФ произвел замену ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока на ее правопреемника - ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока.
Решением суда от 12.10.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "М." в заявленной апелляционной жалобе просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что исчислять земельный налог за 2001 и 2002 годы на основании ставок, установленных Постановлением администрации г. Владивостока N 865 от 13.06.2001 и N 19 от 17.01.2002, неправомерно, поскольку они признаны недействительными решениями Ленинского районного суда г. Владивостока соответственно от 05.07.2002 и от 04.07.2002.
Постановление администрации г. Владивостока N 193 от 11.02.2000 "Об установлении ставок земельного налога и арендной платы за землю на 2000 год" было опубликовано только 10.01.2003, следовательно, оно не может применяться к правоотношениям по исчислению земельного налога за 2001 и 2002 годы.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, в данной ситуации, когда нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие ставки земельного налога на 2000 - 2002 годы, не могут применяться в соответствии со ст. 15 Конституции РФ, так как не опубликованы официально, налог следует исчислять по средним ставкам, установленным Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", с учетом корректирующих коэффициентов, устанавливаемых в Законах о федеральном бюджете на соответствующий год, а также с учетом проведенной на основании Указа Президента РФ N 822 от 04.08.1997 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" деноминации рубля с одновременным изменением масштаба цен в соотношении 1000 руб. в деньгах старого образца к одному рублю в новых деньгах.
В связи с чем расчет земельного налога за 2001 год следовало производить по ставке 3,28 руб. за кв. м, за 2002 год - по ставке 6,56 руб. за кв. м, в то время как налоговая инспекция произвела доначисление земельного налога за 2001 год по ставке 4,75 руб. за кв. м, а за 2002 год - по ставке 9,5 руб. за кв. м.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "М." поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявленные требований о признании недействительным решения ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока от 09.11.2004 N 11/3712 в части взыскания земельного налога за 2001 - 2002 годы в сумме 2987 руб., соответствующих ему пени и налоговых санкций удовлетворить.
Представители ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока представили письменный отзыв, в котором изложили свои возражения на доводы апелляционной жалобы общества, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании апелляционной инстанции в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 16 часов 08.12.2005 до 9 часов 30 минут 12.12.2005, после окончания которого судебное разбирательство по делу было продолжено.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы заявителя апелляционной жалобы, возражения представителей налоговой инспекции, суд апелляционной инстанции установил.
ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока на основании решения N 11/1386 от 21.09.2004 была проведена выездная налоговая проверка ООО "М." по вопросу правильности исчисления земельного налога за 2001 - 2003 годы, по окончании которой был составлен акт N 11/3170 от 06.10.2004 и с учетом рассмотренных возражений налогоплательщика на акт проверки вынесено решение N 11/3712 от 09.11.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением обществу был доначислен земельный налог в общей сумме 5435 руб., в том числе: за 2001 год в сумме - 267 руб., за 2002 год - 2720 руб., за 2003 год - 2448 руб., в соответствии со ст. 75 НК РФ исчислены пени за период с 15.11.2001 по 09.11.2004 в сумме 1731 руб., а также общество было привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1087 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2001 год в сумме 881 руб., за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2002 год в сумме 6800 руб., за непредставление налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год в сумме 3182 руб.
Полагая, что решение налогового органа в части доначисления земельного налога за 2001 и 2002 годы, а также соответствующих ему пени и налоговых санкций не соответствует нормам законодательства, а также нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО "М." обратилось в суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным в части.




Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном исчислении земельного налога за 2001 и 2002 годы исходя из ставок, установленных Постановлением администрации г. Владивостока N 193 от 11.02.2000 и ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", с учетом поправочных коэффициентов, установленных ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и ст. 4 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно ст. 1 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи, кроме арендаторов.
Основанием в соответствии со ст. 15 указанного Закона для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Обязанность по исчислению земельного налога в соответствии со ст. 16 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 лежит непосредственно на налогоплательщиках - юридических лицах, являющихся собственниками либо пользователями земельных участков. При этом юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
Уплата налога согласно ст. 17 Закона РФ "О плате за землю" производится равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со ст. ст. 271, 273, 552 ГК РФ при передаче права собственности на недвижимое имущество одновременно передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Как установлено судом из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права серии 25-АА N 071367, N 71366, N 071365, ООО "М." с 08.10.2001 является собственником одноэтажных зданий, расположенных по адресу: г. Владивосток, Железнодорожный переулок, 3, площадью 286,3 кв. м и, следовательно, пользователем земельного участка, занятого этой недвижимостью, и, соответственно, обязано исчислять и в установленные сроки уплачивать земельный налог.
В ходе выездной налоговой проверки налоговой инспекцией было установлено, что ООО "М." земельный налог за 2001 и 2002 годы с указанных участков не исчисляло и в бюджет не уплачивало, расчеты земельного налога в налоговый орган по месту учета не представляло.
Земельный налог за 2001 год был исчислен ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока по результатам выездной налоговой проверки исходя из ставок земельного налога в размере 4,75 руб. за кв. м, что соответствует ставкам, установленным Постановлением главы администрации г. Владивостока N 193 от 11.02.2000 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы за землю на 2000 год" с учетом Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", а за 2002 год по ставке 9,5 руб. за кв. м, установленной Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" с учетом Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога".
Заявитель жалобы полагает, что при исчислении земельного налога за 2001 и 2002 годы неправомерно исходить из ставок налога, установленных Постановлением главы администрации г. Владивостока N 193 от 11.02.2000 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы за землю на 2000 год".
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходима совокупность таких обстоятельств, как несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверяя соответствие оспариваемого ненормативного акта на соответствие закону, коллегия установила следующее.
Земельный налог согласно ст. 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" является местным налогом, при этом устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Конституции РФ от 12.12.1993 законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статьей 19 Закона РФ от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 3 ст. 29 Закона Приморского края от 09.02.1996 N 28-КЗ "О местном самоуправлении в Приморском крае" и ст. 14 Устава муниципального образования г. Владивосток, зарегистрированного в Управлении юстиции 28.12.1999 N 30, предусмотрено, что нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному опубликованию и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Как установлено судом, Постановление главы администрации г. Владивостока N 193 от 11.02.2000 "Об утверждении ставок земельного налога и арендной платы за землю на 2000 год" было впервые опубликовано в средствах массовой информации - газете "Владивосток" N 2 (2996) за 10.01.2003.
При таких обстоятельствах коллегия признает обоснованным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что указанное Постановление не может иметь обратную силу и применяться к правоотношениям по исчислению земельного налога за 2001 и 2002 годы.
Обоснованным является и довод ООО "М." о том, что исчислять земельный налог за 2001 и 2002 годы на основании ставок, установленных постановлениями администрации г. Владивостока N 865 от 13.06.2001 и N 19 от 17.01.2002 неправомерно, поскольку решениями Ленинского районного суда г. Владивостока соответственно от 05.07.2002 и от 04.07.2002 они признаны судом недействительными и не влекущими правовых последствий со дня издания.
Однако, как правильно указал суд первой инстанции, правоотношения по исчислению и уплате спорной суммы земельного налога возникли не в 2001 и 2002 годах, так как в указанных налоговых периодах налогоплательщик не исчислял и не уплачивал налог самостоятельно. Спорная сумма налога была исчислена налоговым органом в результате выездной налоговой проверки, на момент проведения которой с 22.09.2004 по 24.09.2004 Постановление главы администрации г. Владивостока N 193 от 11.02.2000 уже вступило в силу в связи с тем, что оно было опубликовано. При таких обстоятельствах применение налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки ставок налога, установленных данным нормативным актом, по мнению коллегии, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку самостоятельно по иным обоснованным ставкам в проверяемом налоговом периоде налогоплательщиком налог не исчислялся и не уплачивался.
Коллегия соглашается в доводами заявителя апелляционной жалобы о том, что, поскольку органами местного самоуправления муниципального образования г. Владивосток ставки земельного налога до 2003 года в установленном законом порядке на территории г. Владивостока не были определены, при исчислении земельного налога в 2001 и 2002 годах исходя из конституционной обязанности каждого уплачивать законно установленные налоги налогоплательщик мог руководствоваться ставками, установленными Федеральным законом "О плате за землю".
При этом средняя ставка земельного налога для Дальневосточного региона согласно таблицам N 2 и 3 к Закону РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" на 1991 год установлена в размере 4,56 руб. за кв. м.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с 1995 года с учетом индексации (поправочных коэффициентов).
Таким образом, исчисление земельного налога в 2001 и 2002 годах следовало производить исходя из ставки, установленной Федеральным законом "О плате за землю", увеличенной на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога.
С учетом установленной Постановлениями Правительства РФ N 562 от 03.04.1995 и N 378 от 03.04.1996, а также ст. 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", ст. 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", ст. 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", ст. 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", ст. 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" индексации в 2001 году подлежала применению ставка земельного налога в размере 3283 руб. за кв. м, в 2002 году - 6566 руб. за кв. м.
При этом коллегия отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ставки, установленные Законом РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" и индексированные исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда, подлежит деноминации в соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен".
Согласно Указу от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" Президентом РФ было принято решение о проведении с 01.01.1998 деноминации рубля и замене обращающихся рублей на новые в соотношении 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 руб. в новых деньгах.
Во исполнение данного Указа Правительством РФ было принято Постановление N 1182 от 18.09.1997 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", п. 7 которого установил необходимость пересчета платежей по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженностей по этим платежам по состоянию на 01.01.1998 исходя из нового масштаба цен. При этом обязанность по перерасчету ставок налога, установленных в твердых (фиксированных) суммах, в указанных нормативных актах не предусмотрена.
В Закон РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" соответствующие изменения о перерасчете ставок земельного налога исходя из нового масштаба цен не вносились.
В связи с чем коллегия апелляционной инстанции считает, что правовые основания применять коэффициент деноминации 0,001 к ставкам земельного налога на 2001 и 2002 годы отсутствуют.
Из чего следует, что ставки, установленные Федеральным законом "О плате за землю", увеличенные на поправочные коэффициенты, составляют сумму большую, чем применил налоговый орган в оспариваемом ненормативном акте.
Таким образом, применение налоговым органом в оспариваемом решении при исчислении земельного налога за 2001 и 2002 годы ставок земельного налога за 2001 год исходя из ставки 4,75 руб. за кв. м, а за 2002 год - по ставке 9,5 руб. за кв. м не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов ООО "М.", в связи с чем у коллегии отсутствуют предусмотренные п. 2 ст. 201 АПК РФ основания для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
С учетом изложенного привлечение налогоплательщика на основании решения N 11/3712 от 09.11.2004 к уплате земельного налога в общей сумме 2987 руб., в том числе: за 2001 год в сумме 267 руб., за 2002 год - 2720 руб., который он самостоятельно с земель, занятых под объектами недвижимости, расположенными по адресу: г. Владивосток, Железнодорожный переулок, 3, площадью 286,3 кв. м, в нарушение Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" не исчислял и в бюджет не уплачивал, является правомерным.
Поскольку пени и налоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ являются производными от неуплаченной суммы налога, правомерным является и начисление в соответствии со ст. 75 НК РФ за период с 15.11.2001 по 09.11.2004 пени и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ на сумму земельного налога за 2001 - 2002 годы в размере 2987 руб.
Правомерным является и привлечение ООО "М." к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 7681 руб., в том числе: за 2001 год - 881 руб., за 2002 год - 6800 руб., так как в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ и ст. 16 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" налоговые декларации за 2001 и 2002 годы им в ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока не представлялись.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных обществом требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12.10.2005 по делу N А51-19377/04/8-763/71 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в 2-месячный срок.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)