Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.04.2008 ПО ДЕЛУ N А60-1038/2008-С10

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2008 г. по делу N А60-1038/2008-С10


Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2008 года
Полный текст решения изготовлен 08 апреля 2008 год
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.А. Севастьяновой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.В. Сафиной, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гелиос"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Ю.Б. Фролов - директор, решение участника общества N 5 от 29.05.2007 г., предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: Е.М. Филимонова - главный государственный налоговый инспектор юридического отдела, доверенность N 28 от 14.06.2007 г., предъявлено удостоверение; Л.Н. Ефремова - главный государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок, доверенность N 9 от 06.03.2008 г., предъявлено удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Гелиос" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области (далее - инспекция) о признании недействительным уведомления об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 12 октября 2007 года N 2 и просит обязать инспекцию устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на п. 6 ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), который обязывает налоговый орган выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления налогоплательщика, а ссылку инспекции на Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) считает несостоятельной, поскольку в силу ст. 1 НК РФ данный нормативный правовой акт не относится к законодательству о налогах и сборах и не может изменять установленные налоговым законодательством правоотношения.
Кроме того, заявитель ссылается на то что, несмотря на отказ в регистрации объектов налогообложения, налоговый орган выставил обществу требование об уплате налога на игорный бизнес и пени от 18 января 2008 года N 107.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, полагая, что оспариваемое уведомление является законным, так как в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ после 01 января 2007 года игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Кроме того, инспекция ссылается на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации в письме от 10 мая 2007 года N ШТ-6-07/385@ "По вопросу применения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ", обязательном для применения налоговыми органами, о том, что организаторы азартных игр вправе осуществлять мероприятия по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями Закона N 244-ФЗ исключительно в игорных заведениях, открытых до 01 января 2007 года, в то же время ООО "Гелиос" на территории муниципального образования г. Каменск-Уральский не имел игорного заведения ни на 01 января 2007 года, ни на 01 июля 2007 года.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что предъявленное к уплате требование отозвано, налоговые декларации возвращены заявителю.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд
установил:

ООО "Гелиос" имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений N 002990, сроком действия с 29 октября 2003 года до 29 октября 2008 года и состоит на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Набережные Челны Республика Татарстан.
10 октября 2007 года инспекцией на учет по месту нахождения обособленного подразделения в г. Каменск-Уральском, ул. Кунавина, д. 18 поставлен филиал общества, о чем последнему направлено соответствующее уведомление от 10 октября 2007 года.
Обществом 01 октября 2007 года в адрес инспекции по почте направлено заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, пр-кт Победы, д. 50 в количестве 50 штук. Согласно штампу входящей корреспонденции указанное заявление поступило в налоговый орган 11 октября 2007 года.
Инспекция в регистрации объектов налогообложения обществу отказала, направив уведомление от 12 октября 2007 года N 2, ссылалась на то, что после 01 января 2007 года в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах, в порядке, установленном указанным Законом.
Заявитель, полагая, что отказ в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес является незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, обратился с настоящим требованием в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 указанного Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного данным Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Оценив представленные в дело доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что требование общества о признании недействительным уведомления подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с положениями статей 365 и 366 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы.
В силу п. 2 ст. 366 НК РФ в целях главы 29 указанного Кодекса каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 данной статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 366 НК РФ заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или его представителем либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.
Согласно п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Таким образом, постановка на учет игорного оборудования на основании гл. 29 НК РФ, носит уведомительный характер, а не разрешительный, что следует из части 4 статьи 366 НК РФ, в соответствии с которой, объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Закон N 244-ФЗ определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов, в связи чем, в силу статьи 1 НК РФ актом законодательства о налогах и сборах не является и соответственно согласно статье 2 НК РФ не может распространять свое действие на налоговые правоотношения, в частности, вытекающие из положений ст. 366 НК РФ.
Кроме того, согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01 июля 2007 года.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 01 января 2007 года решение о запрете начиная с 01 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений).
Соответствующий Закон в Свердловской области не принят.
Заинтересованное лицо ссылается на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 мая 2007 года N ШТ-6-07/385@ "По вопросу применения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ", которым в силу п. 5 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться по вопросам применения законодательства Российской Федерации. Данное письмо направлено на разъяснение Закона N 244-ФЗ и не рассматривает вопросы регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Поскольку отказ заинтересованного лица в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по заявлению общества от 11 октября 2007 года не соответствует НК РФ и нарушает права заявителя, заявленные требования о признании недействительным уведомления об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 12 октября 2007 года N 2 и обязании устранить допущенные нарушения являются обоснованными и подлежат удовлетворению в силу положений пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, понесенные обществом при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений налоговых органов в размере 2000 рублей, подлежат возмещению за счет заинтересованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Гелиос" требования удовлетворить.
2. Признать недействительным уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 12 октября 2007 года N 2.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Гелиос" о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, зарегистрированного в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области 11 октября 2007 года, в порядке, предусмотренном ст. 366 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гелиос" 2000 руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
СЕВАСТЬЯНОВА М.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)