Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Мацко Ю.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Зюйд" (ИНН: 2301002238) - Киселевой Н.С. (доверенность от 14.05.2010), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края (ИНН: 2301028733, ОГРН: 1042300012919), извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2010 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 (судьи Винокур И.Г., Андреева Е.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-8014/2010, установил следующее.
ООО "Зюйд" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 12.02.2010 N 14-34/28883 в части доначисления 21 527 рублей земельного налога за I квартал 2009 года, 50 рублей штрафа и внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
Решением суда от 29.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2010, оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления 21 527 рублей земельного налога за I квартал 2009 года, в удовлетворении остальных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что доказательства опубликования и вступления в силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р на момент расчета кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу, налоговая инспекция не представила. Следовательно, у общества не имелось оснований руководствоваться не опубликованным в установленном порядке нормативным актом.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению подателя жалобы, применение инспекцией ставки 0,8% при расчете земельного налога за I квартал 2009 года исходя из кадастровой стоимости земли, составляющей 16 574 544 рубля, законно.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной (корректировка 2) налоговой декларации (расчета) "Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу" общества за I квартал 2009 года. По результатам проверки составлен акт от 30.12.2009 N 14-34/28883 и принято решение от 21.02.2010 N 14-34/28883 о начислении 21 527 рублей земельного налога, 50 рублей штрафа и необходимости внесения исправлений в документы бухгалтерского учета.
Основанием доначисления налога на землю за указанный период послужило, по мнению инспекции, неверное применение обществом ставки земельного налога к земельному участку с кадастровым номером 23:37:103005:7 площадью 300 кв. м с кадастровой стоимостью на 01.01.2009, составившей 16 574 544 рубля, где подлежащая применению ставка равняется 0,8%.
Общество, полагая, что ненормативный акт налоговой инспекции является недействительным, обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что доначисление земельного налога является неправомерным. Изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:45 не утверждены и не доведены до сведения общества на 01.03.2008, в связи с чем не могли применяться при исчислении земельного налога.
У общества на праве собственности имеется земельный участок площадью 300 кв. м с кадастровым номером 23:37:103005:7, с разрешенным видом использования "гостиница со встроенными офисными помещениями, магазином и кафе", расположенный по адресу: город-курорт Анапа, ул. Красноармейская, д. 32/ул. Новороссийская, д. 177, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.06.2009 серии 23-АЕ N 497437.
Общество в соответствии со статьей 388 Кодекса является плательщиком земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:37:103005:7.
Общество рассчитало и уплатило налог на землю за I квартал 2009 года с применением ставки земельного налога 1% (11 622 рубля) на основании Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25.10.2005 N 137 "Об установлении земельного налога на территории города-курорта Анапа".
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, общество обязано самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в установленном порядке.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007. В распоряжении указано, что оно вступает в силу со дня его подписания (пункт 6).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьями 44 - 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" не опубликованный для всеобщего сведения нормативный акт не может применяться.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р официально опубликовано в газете "Кубанские новости" от 13.03.2009 N 37. По своей правовой природе данное распоряжение представляет собой нормативный правовой акт (изложены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение).
До опубликования в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р не создает правовых последствий как нормативный акт. Порядок доведения нормативного акта до юридических лиц и граждан строго регламентирован, такие акты носят публично-правовой характер. Последствия неопубликования нормативного акта прямо установлены в пункте 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, который предусматривает невозможность его применения (не только юридическими лицами и гражданами, но органами, их издавшими).
Таким образом, применение при определении кадастровой стоимости земельного участка в I квартале 2009 года нормативного правового акта, который на тот момент не вступил в законную силу, является неправомерным.
Следовательно, на 01.01.2009 изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:103005:7 не были утверждены и доведены до сведения общества до 01.03.2009, соответственно не могли применяться обществом для исчисления земельного налога.
Кроме того, судебными актами по делу N А32-43898/2009-69/681 признаны незаконными действия по применению с 01.01.2008 распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" и установлению на 01.01.2008, 01.01.2009 новой кадастровой стоимости земельного участка площадью 300 кв. м с кадастровым номером 23:37:0103005:7, расположенного по адресу: город-курорт Анапа, ул. Красноармейская, д. 32/ ул. Новороссийская, д. 177, в размере 16 577 685 рублей, оставив кадастровую стоимость земельного участка равной 7 239 750 рублей по состоянию на 01.01.2008 и 01.01.2009.
Выводы судебных инстанций о недействительности обжалуемого ненормативного акта налоговой инспекции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, что в полномочия кассационной инстанции в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Нарушения процессуальных норм, влекущие изменение или отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 по делу N А32-8014/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 27.01.2011 ПО ДЕЛУ N А32-8014/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2011 г. по делу N А32-8014/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Мацко Ю.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Зюйд" (ИНН: 2301002238) - Киселевой Н.С. (доверенность от 14.05.2010), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края (ИНН: 2301028733, ОГРН: 1042300012919), извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2010 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 (судьи Винокур И.Г., Андреева Е.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-8014/2010, установил следующее.
ООО "Зюйд" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 12.02.2010 N 14-34/28883 в части доначисления 21 527 рублей земельного налога за I квартал 2009 года, 50 рублей штрафа и внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
Решением суда от 29.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2010, оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления 21 527 рублей земельного налога за I квартал 2009 года, в удовлетворении остальных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что доказательства опубликования и вступления в силу распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р на момент расчета кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего обществу, налоговая инспекция не представила. Следовательно, у общества не имелось оснований руководствоваться не опубликованным в установленном порядке нормативным актом.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. По мнению подателя жалобы, применение инспекцией ставки 0,8% при расчете земельного налога за I квартал 2009 года исходя из кадастровой стоимости земли, составляющей 16 574 544 рубля, законно.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной (корректировка 2) налоговой декларации (расчета) "Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу" общества за I квартал 2009 года. По результатам проверки составлен акт от 30.12.2009 N 14-34/28883 и принято решение от 21.02.2010 N 14-34/28883 о начислении 21 527 рублей земельного налога, 50 рублей штрафа и необходимости внесения исправлений в документы бухгалтерского учета.
Основанием доначисления налога на землю за указанный период послужило, по мнению инспекции, неверное применение обществом ставки земельного налога к земельному участку с кадастровым номером 23:37:103005:7 площадью 300 кв. м с кадастровой стоимостью на 01.01.2009, составившей 16 574 544 рубля, где подлежащая применению ставка равняется 0,8%.
Общество, полагая, что ненормативный акт налоговой инспекции является недействительным, обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что доначисление земельного налога является неправомерным. Изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0401030:45 не утверждены и не доведены до сведения общества на 01.03.2008, в связи с чем не могли применяться при исчислении земельного налога.
У общества на праве собственности имеется земельный участок площадью 300 кв. м с кадастровым номером 23:37:103005:7, с разрешенным видом использования "гостиница со встроенными офисными помещениями, магазином и кафе", расположенный по адресу: город-курорт Анапа, ул. Красноармейская, д. 32/ул. Новороссийская, д. 177, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.06.2009 серии 23-АЕ N 497437.
Общество в соответствии со статьей 388 Кодекса является плательщиком земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 23:37:103005:7.
Общество рассчитало и уплатило налог на землю за I квартал 2009 года с применением ставки земельного налога 1% (11 622 рубля) на основании Решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25.10.2005 N 137 "Об установлении земельного налога на территории города-курорта Анапа".
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, общество обязано самостоятельно исчислить земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая доводится до его сведения в установленном порядке.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости на территории Краснодарского края по состоянию на 01.01.2007. В распоряжении указано, что оно вступает в силу со дня его подписания (пункт 6).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьями 44 - 46 Закона Краснодарского края от 06.06.1995 N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" не опубликованный для всеобщего сведения нормативный акт не может применяться.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р официально опубликовано в газете "Кубанские новости" от 13.03.2009 N 37. По своей правовой природе данное распоряжение представляет собой нормативный правовой акт (изложены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение).
До опубликования в газете "Кубанские новости" или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р не создает правовых последствий как нормативный акт. Порядок доведения нормативного акта до юридических лиц и граждан строго регламентирован, такие акты носят публично-правовой характер. Последствия неопубликования нормативного акта прямо установлены в пункте 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, который предусматривает невозможность его применения (не только юридическими лицами и гражданами, но органами, их издавшими).
Таким образом, применение при определении кадастровой стоимости земельного участка в I квартале 2009 года нормативного правового акта, который на тот момент не вступил в законную силу, является неправомерным.
Следовательно, на 01.01.2009 изменения в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:103005:7 не были утверждены и доведены до сведения общества до 01.03.2009, соответственно не могли применяться обществом для исчисления земельного налога.
Кроме того, судебными актами по делу N А32-43898/2009-69/681 признаны незаконными действия по применению с 01.01.2008 распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" и установлению на 01.01.2008, 01.01.2009 новой кадастровой стоимости земельного участка площадью 300 кв. м с кадастровым номером 23:37:0103005:7, расположенного по адресу: город-курорт Анапа, ул. Красноармейская, д. 32/ ул. Новороссийская, д. 177, в размере 16 577 685 рублей, оставив кадастровую стоимость земельного участка равной 7 239 750 рублей по состоянию на 01.01.2008 и 01.01.2009.
Выводы судебных инстанций о недействительности обжалуемого ненормативного акта налоговой инспекции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, что в полномочия кассационной инстанции в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Нарушения процессуальных норм, влекущие изменение или отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. При указанных обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 по делу N А32-8014/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Н.ЯЦЕНКО
В.Н.ЯЦЕНКО
Судьи
Ю.В.МАЦКО
Л.А.ТРИФОНОВА
Ю.В.МАЦКО
Л.А.ТРИФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)