Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 22 февраля 2007 года Дело N А82-18376/2005-14
Открытое акционерное общество в лице филиала (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.10.2005 N 2513/1405/р и требования об уплате налога от 21.10.2005 N 6276.
Решением суда от 13.06.2006 заявленные требования удовлетворены частично: решение Инспекции признано недействительным в части начисления земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железной дороги, по ставке, превышающей 17,32 рубля за один гектар, и привлечения к ответственности в этой части; требование об уплате налога признано недействительным в части предложения Обществу уплатить земельный налог в размере 242,10 рубля. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", часть 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Он указывает на то, что налог за землю, расположенную в полосе отвода железной дороги, рассчитывается в процентном отношении от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья, которые являются составной частью земель сельскохозяйственного назначения, поэтому Общество при исчислении земельного налога правомерно применило повышающий коэффициент 1,5, установленный на 1995 год, и не применило повышающий коэффициент 2, установленный на 1999 год.
В дополнении к кассационной жалобе заявитель также указывает на нарушение судами статьей 2, 8 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую". По мнению Общества, отнесение земельного участка, расположенного по адресу: г. Ярославль, Тутаевское шоссе, 74, к категории земель сельскохозяйственного назначения подтверждается кадастровым планом земельного участка. Перевод данного земельного участка из названной категории земель в земли, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями, в порядке, предусмотренном законодательством, не осуществлялся.
Представители Общества доводы, приведенные в кассационной жалобе и дополнении к ней, поддержали в судебном заседании.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу в суд не представила, представителей в судебное заседание не направила.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ОАО налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год и установила неуплату налога в сумме 1886 рублей вследствие занижения налоговой ставки за земельный участок площадью 144,1023 га, расположенный в полосе отвода железной дороги на территории Дзержинского района г. Ярославля, и в сумме 874822 рублей в результате занижения налоговой ставки за земельный участок площадью 4,0001 га, расположенный по адресу: г. Ярославль, Тутаевское шоссе, 74 и занимаемый школой-интернатом.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Инспекции вынес решение от 12.10.2005 N 2513/1405/р о привлечении ОАО к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 175342 рублей. В решении Обществу также предложено перечислить в бюджет земельный налог в указанных суммах.
На основании этого решения Инспекция направила в адрес Общества требование от 21.10.2005 N 6276 об уплате доначисленных сумм земельного налога.
ОАО не согласилось с решением и требованием налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных ненормативных актов недействительными.
Руководствуясь статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьями 7, 77, 87 и 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области частично отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд исходил из того, что повышающий ставку земельного налога коэффициент, установленный на 1995 год, за земли в полосе отвода железных дорог применяется в размере 2; повышающие коэффициенты на 1999 и 2005 годы, не применяются только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, которыми земли транспорта не являются; земельный участок, занятый школой-интернатом, для ведения сельскохозяйственного производства не использовался.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что решение и постановление подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со статьей 3 названного Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Льготы по взиманию платы за землю определены в разделе IV Закона, в части 3 статьи 12 которого установлено, что налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно приложению 1.
В приложении 1 к Закону для Ярославской области ставка налога определена в размере 1,215 рубля (с учетом деноминации) за один гектар пашни.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", в котором установлено, что средние размеры земельного налога за пашню вне черты населенных пунктов в 1995 году применяются с коэффициентом 1,5; ставки земельного налога за другие земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8, 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями), - с коэффициентом 2. В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральных бюджетах.
В статье 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
Таким образом, самостоятельной ставки налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено. Такая ставка рассчитывается исходя из ставки налога за земли сельскохозяйственных угодий. При этом ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на текущий год.
Повышающий коэффициент индексации, установленный на 1995 год, в размере 1,5 подлежит применению только за пашню вне черты населенных пунктов. В остальных случаях применяется коэффициент 2. Повышающий коэффициент индексации, установленный на 1999 год, не подлежит применению только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных определенным в статье 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" категориям землепользователей, то есть по остальной части этих земель, предоставленных другим категориям землепользователей, указанная льгота не применяется.
Из содержания статьи 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ следует, что повышающий коэффициент 1,1 не применяется при исчислении земельного налога за 2004 год за сельскохозяйственные угодья, а из статьи 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ - что повышающий коэффициент 1,1 не применяется при исчислении земельного налога за 2005 год за земли сельскохозяйственного назначения (в состав которых согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации входят сельскохозяйственные угодья). Следовательно, повышающие коэффициенты 1,1 и 1,1, установленные, соответственно, на 2004 и 2005 годы, не подлежат применению и в отношении земель, расположенных в полосе отвода железных дорог. В противном случае нарушится процентное соотношение между ставкой земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, и ставкой налога за сельскохозяйственные угодья, установленной в части 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
С учетом изложенного Общество при исчислении земельного налога за 2005 год обязано было применять повышающий коэффициент 2, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562; коэффициент 2, установленный Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ на 1999 год, и не должно было применять повышающие коэффициенты 1,1 и 1,1, установленные Федеральными законами от 07.07.2003 N 117-ФЗ и от 29.11.2004 N 141-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО при исчислении земельного налога за 2005 год применило среднюю ставку, предусмотренную в приложении 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", с учетом повышающего коэффициента, установленного на 1995 год в размере 1,5, и без учета коэффициентов, установленных на 1999, 2004 и 2005 годы, которая составила 5,91 рубля за один гектар.
Между тем ставка налога, подлежащая применению налогоплательщиком при исчислении земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, за 2005 год должна составлять 15,74 рубля (1,215 х 2 (1995 год) х 1,5 (1996 год) х 2 (1997 год) х 2 (1999 год) х 1,2 (2000 год) х 2 (2002 год) х 1,8 (2003 год) х 25%).
С учетом этой ставки сумма земельного налога за земельный участок площадью 144,1023 га, подлежащая уплате за указанный налоговый период, составляет 2268,17 рубля, что превышает сумму налога, доначисленную налоговым органом по результатам проверки (1886 рублей) и предложенную налогоплательщику к уплате, поэтому основания для признания оспариваемых решения и требования Инспекции в данной части недействительными отсутствуют.
Ссылка Общества на приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.04.2003 N БГ-3-21/204 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" отклоняется на основании статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 2 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах.
В статье 7 Закона предусмотрено, что налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
В соответствии со статьей 8 Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 16.11.2001 N 113 "О ставках земельного налога на 2002 год" установлены ставки земельного налога по оценочным зонам города Ярославля. В частности, для 23 градостроительной зоны за земли, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, ставка налога установлена 5 рублей 26 копеек за 1 квадратный метр; за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской черты ставка налога составляет 24 копейки за 1 квадратный метр.
В рассматриваемом случае спорным является земельный участок площадью 4,0001 га, расположенный по адресу: г. Ярославль, Тутаевское шоссе, 74 и занимаемый школой-интернатом.
ОАО при исчислении земельного налога за данный земельный участок использовало ставку, установленную для земель сельскохозяйственного использования в пределах городской черты. Налоговый орган доначислил Обществу земельный налог исходя из ставки, установленной для земель, занимаемых предприятиями, учреждениями, организациями, с учетом повышающих коэффициентов на 2002 - 2005 годы.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд, оценив представленные в дело доказательства, установили, что спорный земельный участок в 2004 и 2005 годах для ведения сельскохозяйственного производства не использовался. Доказательств обратного Общество в суд не представило.
При таких обстоятельствах, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о правомерном доначислении Обществу земельного налога за использование указанного земельного участка в размере 874822 рублей.
Доводы заявителя жалобы в подтверждение правомерности применения налоговой ставки в размере 24 копеек за 1 квадратный метр о том, что указанный земельный участок согласно кадастровому плану относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, во внимание не принимаются, поскольку применение льготной ставки земельного налога поставлено в зависимость не только от отнесения земли к той или иной категории, но и от фактического ее использования в определенных Законом Российской Федерации "О плате за землю" либо нормативным актом органа местного самоуправления целях.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд при разрешении спора в части начисления налога за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, неправильно применили положения статьи 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации", что привело к неправильному определению суммы земельного налога, подлежащей уплате Обществом за 2005 год, в связи с чем решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене; ОАО в удовлетворении требований следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на ОАО.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.06.2006 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2006 по делу N А82-18376/2005-14 отменить.
Открытому акционерному обществу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по делу, отнести на открытое акционерное общество.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 22.02.2007 ПО ДЕЛУ N А82-18376/2005-14
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 22 февраля 2007 года Дело N А82-18376/2005-14
Открытое акционерное общество в лице филиала (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (далее - Инспекция, налоговый орган) от 12.10.2005 N 2513/1405/р и требования об уплате налога от 21.10.2005 N 6276.
Решением суда от 13.06.2006 заявленные требования удовлетворены частично: решение Инспекции признано недействительным в части начисления земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железной дороги, по ставке, превышающей 17,32 рубля за один гектар, и привлечения к ответственности в этой части; требование об уплате налога признано недействительным в части предложения Обществу уплатить земельный налог в размере 242,10 рубля. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", часть 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Он указывает на то, что налог за землю, расположенную в полосе отвода железной дороги, рассчитывается в процентном отношении от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья, которые являются составной частью земель сельскохозяйственного назначения, поэтому Общество при исчислении земельного налога правомерно применило повышающий коэффициент 1,5, установленный на 1995 год, и не применило повышающий коэффициент 2, установленный на 1999 год.
В дополнении к кассационной жалобе заявитель также указывает на нарушение судами статьей 2, 8 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3 Федерального закона "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую". По мнению Общества, отнесение земельного участка, расположенного по адресу: г. Ярославль, Тутаевское шоссе, 74, к категории земель сельскохозяйственного назначения подтверждается кадастровым планом земельного участка. Перевод данного земельного участка из названной категории земель в земли, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями, в порядке, предусмотренном законодательством, не осуществлялся.
Представители Общества доводы, приведенные в кассационной жалобе и дополнении к ней, поддержали в судебном заседании.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу в суд не представила, представителей в судебное заседание не направила.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ОАО налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год и установила неуплату налога в сумме 1886 рублей вследствие занижения налоговой ставки за земельный участок площадью 144,1023 га, расположенный в полосе отвода железной дороги на территории Дзержинского района г. Ярославля, и в сумме 874822 рублей в результате занижения налоговой ставки за земельный участок площадью 4,0001 га, расположенный по адресу: г. Ярославль, Тутаевское шоссе, 74 и занимаемый школой-интернатом.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Инспекции вынес решение от 12.10.2005 N 2513/1405/р о привлечении ОАО к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 175342 рублей. В решении Обществу также предложено перечислить в бюджет земельный налог в указанных суммах.
На основании этого решения Инспекция направила в адрес Общества требование от 21.10.2005 N 6276 об уплате доначисленных сумм земельного налога.
ОАО не согласилось с решением и требованием налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных ненормативных актов недействительными.
Руководствуясь статьей 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьями 7, 77, 87 и 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области частично отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд исходил из того, что повышающий ставку земельного налога коэффициент, установленный на 1995 год, за земли в полосе отвода железных дорог применяется в размере 2; повышающие коэффициенты на 1999 и 2005 годы, не применяются только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, которыми земли транспорта не являются; земельный участок, занятый школой-интернатом, для ведения сельскохозяйственного производства не использовался.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа считает, что решение и постановление подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со статьей 3 названного Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Льготы по взиманию платы за землю определены в разделе IV Закона, в части 3 статьи 12 которого установлено, что налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно приложению 1.
В приложении 1 к Закону для Ярославской области ставка налога определена в размере 1,215 рубля (с учетом деноминации) за один гектар пашни.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", в котором установлено, что средние размеры земельного налога за пашню вне черты населенных пунктов в 1995 году применяются с коэффициентом 1,5; ставки земельного налога за другие земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8, 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями), - с коэффициентом 2. В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральных бюджетах.
В статье 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
Таким образом, самостоятельной ставки налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено. Такая ставка рассчитывается исходя из ставки налога за земли сельскохозяйственных угодий. При этом ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на текущий год.
Повышающий коэффициент индексации, установленный на 1995 год, в размере 1,5 подлежит применению только за пашню вне черты населенных пунктов. В остальных случаях применяется коэффициент 2. Повышающий коэффициент индексации, установленный на 1999 год, не подлежит применению только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных определенным в статье 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" категориям землепользователей, то есть по остальной части этих земель, предоставленных другим категориям землепользователей, указанная льгота не применяется.
Из содержания статьи 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ следует, что повышающий коэффициент 1,1 не применяется при исчислении земельного налога за 2004 год за сельскохозяйственные угодья, а из статьи 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ - что повышающий коэффициент 1,1 не применяется при исчислении земельного налога за 2005 год за земли сельскохозяйственного назначения (в состав которых согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации входят сельскохозяйственные угодья). Следовательно, повышающие коэффициенты 1,1 и 1,1, установленные, соответственно, на 2004 и 2005 годы, не подлежат применению и в отношении земель, расположенных в полосе отвода железных дорог. В противном случае нарушится процентное соотношение между ставкой земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, и ставкой налога за сельскохозяйственные угодья, установленной в части 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
С учетом изложенного Общество при исчислении земельного налога за 2005 год обязано было применять повышающий коэффициент 2, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 N 562; коэффициент 2, установленный Федеральным законом от 22.02.1999 N 36-ФЗ на 1999 год, и не должно было применять повышающие коэффициенты 1,1 и 1,1, установленные Федеральными законами от 07.07.2003 N 117-ФЗ и от 29.11.2004 N 141-ФЗ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО при исчислении земельного налога за 2005 год применило среднюю ставку, предусмотренную в приложении 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", с учетом повышающего коэффициента, установленного на 1995 год в размере 1,5, и без учета коэффициентов, установленных на 1999, 2004 и 2005 годы, которая составила 5,91 рубля за один гектар.
Между тем ставка налога, подлежащая применению налогоплательщиком при исчислении земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, за 2005 год должна составлять 15,74 рубля (1,215 х 2 (1995 год) х 1,5 (1996 год) х 2 (1997 год) х 2 (1999 год) х 1,2 (2000 год) х 2 (2002 год) х 1,8 (2003 год) х 25%).
С учетом этой ставки сумма земельного налога за земельный участок площадью 144,1023 га, подлежащая уплате за указанный налоговый период, составляет 2268,17 рубля, что превышает сумму налога, доначисленную налоговым органом по результатам проверки (1886 рублей) и предложенную налогоплательщику к уплате, поэтому основания для признания оспариваемых решения и требования Инспекции в данной части недействительными отсутствуют.
Ссылка Общества на приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.04.2003 N БГ-3-21/204 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" отклоняется на основании статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 2 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах.
В статье 7 Закона предусмотрено, что налог за земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
В соответствии со статьей 8 Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к настоящему Закону (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Решением муниципалитета г. Ярославля от 16.11.2001 N 113 "О ставках земельного налога на 2002 год" установлены ставки земельного налога по оценочным зонам города Ярославля. В частности, для 23 градостроительной зоны за земли, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, ставка налога установлена 5 рублей 26 копеек за 1 квадратный метр; за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской черты ставка налога составляет 24 копейки за 1 квадратный метр.
В рассматриваемом случае спорным является земельный участок площадью 4,0001 га, расположенный по адресу: г. Ярославль, Тутаевское шоссе, 74 и занимаемый школой-интернатом.
ОАО при исчислении земельного налога за данный земельный участок использовало ставку, установленную для земель сельскохозяйственного использования в пределах городской черты. Налоговый орган доначислил Обществу земельный налог исходя из ставки, установленной для земель, занимаемых предприятиями, учреждениями, организациями, с учетом повышающих коэффициентов на 2002 - 2005 годы.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд, оценив представленные в дело доказательства, установили, что спорный земельный участок в 2004 и 2005 годах для ведения сельскохозяйственного производства не использовался. Доказательств обратного Общество в суд не представило.
При таких обстоятельствах, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о правомерном доначислении Обществу земельного налога за использование указанного земельного участка в размере 874822 рублей.
Доводы заявителя жалобы в подтверждение правомерности применения налоговой ставки в размере 24 копеек за 1 квадратный метр о том, что указанный земельный участок согласно кадастровому плану относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, во внимание не принимаются, поскольку применение льготной ставки земельного налога поставлено в зависимость не только от отнесения земли к той или иной категории, но и от фактического ее использования в определенных Законом Российской Федерации "О плате за землю" либо нормативным актом органа местного самоуправления целях.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд при разрешении спора в части начисления налога за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, неправильно применили положения статьи 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации", что привело к неправильному определению суммы земельного налога, подлежащей уплате Обществом за 2005 год, в связи с чем решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене; ОАО в удовлетворении требований следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на ОАО.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.06.2006 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.09.2006 по делу N А82-18376/2005-14 отменить.
Открытому акционерному обществу в удовлетворении заявленных требований отказать.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по делу, отнести на открытое акционерное общество.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)