Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщикова С.Н.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от заявителя ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представители не явились,
от заинтересованного лица ООО "Строймонтажконтроль" представители не явились,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края от 01 июля 2010 года
по делу N А50-10544/2010,
принятое судьей Катаевой М.А.
по заявлению ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
к ООО "Строймонтажконтроль"
о взыскании 298,10 руб.
установил:
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение, фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Строймонтажконтроль" (далее - общество) задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в сумме 298,10 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2010 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, общество, добровольно вступив с учреждением в отношения по страхованию, несет обязанность по уплате страховых взносов.
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны, извещенные надлежащим образом, представителей в суд не направили.
Указанные обстоятельства в силу положений ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не являются препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, по результатам проведения учреждением камеральной проверки добровольной уплаты в Фонд социального страхования взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности у общества выявлена задолженность в сумме 298,10 руб., о чем составлен акт N 83181/17д от 02.12.2009.
На основании указанного акта, в адрес общества направлено уведомление с предложением о добровольной уплате недоимки в срок до 18.12.2009.
В связи с не исполнением обществом требований в установленный срок учреждение обратилось в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности.
Арбитражный суд Пермского края, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что добровольная уплата страховых взносов на социальное страхование является правом, а не обязанностью работодателя, применяющего специальный режим налогообложения; а также отсутствия причинения Фонду социального страхования РФ обществом ущерба, в связи с прекращением отношений по добровольному страхованию.
Выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют представленным в материалах дела документам и нормам действующего законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон) порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей устанавливается названным Законом.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:
- средств Фонда социального страхования РФ, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
- средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Частями 1, 2 ст. 3 Закона предусмотрено, что работодатели, указанные в ст. 2 Закона, вправе добровольно уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности (далее - страховые взносы) по тарифу в размере 3,0 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующей категории плательщиков и в порядке, установленном ч. 4 настоящей статьи. При уплате работодателями страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 3 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 N 144 утверждены Правила добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил, работодатели представляют в региональные отделения фонда по месту своей регистрации в качестве страхователей, учитываемых в целях обязательного социального страхования, заявление об обязательстве добровольно уплачивать страховые взносы.
Пунктом 4 Правил установлено, что уплата страховых взносов производится страхователями, начиная с месяца подачи ими заявления.
Согласно п. 7 Правил, сумма начисленных страховых взносов, уменьшенная работодателями на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), перечисляется работодателями в Фонд не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. В случае превышения суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности над суммой начисленных страховых взносов недостающие средства выделяются работодателю Фондом в установленном порядке.
В соответствии с п. 8 Правил, в случае не поступления от работодателя страховых взносов в установленный срок Фонд после проведения соответствующей проверки и установления факта их неуплаты работодателем уведомляет его (в письменной форме) о задолженности по страховым взносам и необходимости ее погашения не позднее срока уплаты страховых взносов за следующий месяц.
При неуплате работодателем задолженности по страховым взносам в указанный срок Фонд принимает решение о прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов с месяца, следующего за последним месяцем, за который уплачены страховые взносы, о чем сообщает работодателю.
В этом случае выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется работодателем в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Согласно абз. 2 п. 18 Правил в случае нарушения страхователем настоящих Правил ущерб, понесенный Фондом в виде неуплаченных сумм страховых взносов и(или) нецелевым образом использованных средств, которые были выделены страхователю на выплату пособий, подлежит возмещению страхователем Фонду добровольно или в судебном порядке.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество добровольно уплачивало страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в силу регистрации в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Согласно отчету по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования отдельными категориями страхователей, за 9 месяцев 2009 года сумма начисленных страховых взносов составила 22756,10 руб., зачтенная сумма расходов страхователя на выплату пособий составила 22458 руб., следовательно, уплате подлежали страховые взносы в сумме 298,10 руб. (л.д. 13-16).
Обществом указанные страховые взносы не уплачены, в связи, с чем фонд направил в его адрес уведомление о наличии задолженности по страховым взносам, после чего обратился в арбитражный суд о взыскании возникшей, по его мнению, задолженности.
Между тем, из вышеуказанных положений Закона и Правил следует, что при неуплате работодателем задолженности по страховым взносам в указанный срок Фонд социального страхования принимает решение о прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов с месяца, следующего за последним месяцем, за который уплачены страховые взносы, о чем сообщает работодателю.
Взыскание неуплаченных страховых взносов положениями Закона и Правил не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с общества спорных сумм страховых взносов является обоснованным.
Поскольку, как следует из материалов дела, в период неуплаты обществом добровольных взносов никаких выплат Фондом социального страхования осуществлено не было, то и ущерба в данном случае не возникает.
Таким образом, судом первой инстанции исследованы все обстоятельства по делу, всем документам дана надлежащая оценка, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права и не подтвержденные.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 июля 2010 года по делу N А50-10544/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2010 N 17АП-8367/2010-АК ПО ДЕЛУ N А50-10544/2010
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2010 г. N 17АП-8367/2010-АК
Дело N А50-10544/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полевщикова С.Н.
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от заявителя ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представители не явились,
от заинтересованного лица ООО "Строймонтажконтроль" представители не явились,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края от 01 июля 2010 года
по делу N А50-10544/2010,
принятое судьей Катаевой М.А.
по заявлению ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
к ООО "Строймонтажконтроль"
о взыскании 298,10 руб.
установил:
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, учреждение, фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Строймонтажконтроль" (далее - общество) задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в сумме 298,10 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.07.2010 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, общество, добровольно вступив с учреждением в отношения по страхованию, несет обязанность по уплате страховых взносов.
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны, извещенные надлежащим образом, представителей в суд не направили.
Указанные обстоятельства в силу положений ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не являются препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, по результатам проведения учреждением камеральной проверки добровольной уплаты в Фонд социального страхования взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности у общества выявлена задолженность в сумме 298,10 руб., о чем составлен акт N 83181/17д от 02.12.2009.
На основании указанного акта, в адрес общества направлено уведомление с предложением о добровольной уплате недоимки в срок до 18.12.2009.
В связи с не исполнением обществом требований в установленный срок учреждение обратилось в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности.
Арбитражный суд Пермского края, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что добровольная уплата страховых взносов на социальное страхование является правом, а не обязанностью работодателя, применяющего специальный режим налогообложения; а также отсутствия причинения Фонду социального страхования РФ обществом ущерба, в связи с прекращением отношений по добровольному страхованию.
Выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют представленным в материалах дела документам и нормам действующего законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон) порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей устанавливается названным Законом.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет следующих источников:
- средств Фонда социального страхования РФ, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
- средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Частями 1, 2 ст. 3 Закона предусмотрено, что работодатели, указанные в ст. 2 Закона, вправе добровольно уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности (далее - страховые взносы) по тарифу в размере 3,0 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующей категории плательщиков и в порядке, установленном ч. 4 настоящей статьи. При уплате работодателями страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется полностью за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 3 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 N 144 утверждены Правила добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил, работодатели представляют в региональные отделения фонда по месту своей регистрации в качестве страхователей, учитываемых в целях обязательного социального страхования, заявление об обязательстве добровольно уплачивать страховые взносы.
Пунктом 4 Правил установлено, что уплата страховых взносов производится страхователями, начиная с месяца подачи ими заявления.
Согласно п. 7 Правил, сумма начисленных страховых взносов, уменьшенная работодателями на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на выплату работникам пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), перечисляется работодателями в Фонд не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы. В случае превышения суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности над суммой начисленных страховых взносов недостающие средства выделяются работодателю Фондом в установленном порядке.
В соответствии с п. 8 Правил, в случае не поступления от работодателя страховых взносов в установленный срок Фонд после проведения соответствующей проверки и установления факта их неуплаты работодателем уведомляет его (в письменной форме) о задолженности по страховым взносам и необходимости ее погашения не позднее срока уплаты страховых взносов за следующий месяц.
При неуплате работодателем задолженности по страховым взносам в указанный срок Фонд принимает решение о прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов с месяца, следующего за последним месяцем, за который уплачены страховые взносы, о чем сообщает работодателю.
В этом случае выплата пособий по временной нетрудоспособности работникам осуществляется работодателем в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
Согласно абз. 2 п. 18 Правил в случае нарушения страхователем настоящих Правил ущерб, понесенный Фондом в виде неуплаченных сумм страховых взносов и(или) нецелевым образом использованных средств, которые были выделены страхователю на выплату пособий, подлежит возмещению страхователем Фонду добровольно или в судебном порядке.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что общество добровольно уплачивало страховые взносы на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности в силу регистрации в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.
Согласно отчету по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования отдельными категориями страхователей, за 9 месяцев 2009 года сумма начисленных страховых взносов составила 22756,10 руб., зачтенная сумма расходов страхователя на выплату пособий составила 22458 руб., следовательно, уплате подлежали страховые взносы в сумме 298,10 руб. (л.д. 13-16).
Обществом указанные страховые взносы не уплачены, в связи, с чем фонд направил в его адрес уведомление о наличии задолженности по страховым взносам, после чего обратился в арбитражный суд о взыскании возникшей, по его мнению, задолженности.
Между тем, из вышеуказанных положений Закона и Правил следует, что при неуплате работодателем задолженности по страховым взносам в указанный срок Фонд социального страхования принимает решение о прекращении отношений по добровольной уплате страховых взносов с месяца, следующего за последним месяцем, за который уплачены страховые взносы, о чем сообщает работодателю.
Взыскание неуплаченных страховых взносов положениями Закона и Правил не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с общества спорных сумм страховых взносов является обоснованным.
Поскольку, как следует из материалов дела, в период неуплаты обществом добровольных взносов никаких выплат Фондом социального страхования осуществлено не было, то и ущерба в данном случае не возникает.
Таким образом, судом первой инстанции исследованы все обстоятельства по делу, всем документам дана надлежащая оценка, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права и не подтвержденные.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 01 июля 2010 года по делу N А50-10544/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА
Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)