Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
24 мая 2005 г. Дело N А41-К2-3481/05
Резолютивная часть решения оглашена 24.05.2005.
Решение изготовлено полностью 31.05.2005.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи М.Е.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей М.Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "Книжная фабрика N 1" к Инспекции ФНС РФ по г. Электросталь Московской области о признании незаконным бездействия ИМНС России по г. Электросталь, выразившегося в непринятии решения по заявлению о зачете (возврате) излишне уплаченного земельного налога за 2001 - 2004 гг. и обязании произвести зачет, при участии в заседании: от истца - представители по доверенности М.О.В., Т., от ответчика - представитель по доверенности Р.,
ОАО "Книжная фабрика N 1" обратилось в Арбитражный суд Московской области с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ иском:
- признать незаконным бездействие ИМНС РФ по г. Электросталь Московской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению ОАО "Книжная фабрика N 1" о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г.;
- обязать ИФНС РФ по г. Электросталь Московской области зачесть ОАО "Книжная фабрика N 1" излишне уплаченный земельный налог в сумме 993341,95 рублей 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. в счет будущих платежей: по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет - 12540,23 рублей; по налогам, уплачиваемым в региональный бюджет - 484130,74 рублей; по налогам, уплачиваемым в муниципальный бюджет - 496670,98 рублей.
Судом уточнение иска принято, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом на основании ст. 48 АПК РФ произведена замена первоначального ответчика - ИМНС РФ по г. Электросталь Московской области на правопреемника - ИФНС по г. Электросталь Московской области.
ИФНС РФ по г. Электросталь Московской области просит суд в удовлетворении иска отказать, т.к. не согласна с произведенным истцом перерасчетом земельного налога.
В судебном заседании представитель истца просил удовлетворить уточненные требования, сославшись на изложенные в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований основания.
В судебном заседаний представитель ответчика просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на изложенные в отзыве основания.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что требования истца подлежат удовлетворению в связи со следующим:
Постановлением Главы Администрации г. Электросталь Московской области N 1401/23 от 02.12.1994 "О закреплении земельных участков по фактическому пользованию" ГП "Книжная фабрика N 1" предоставлен для производственных целей - под размещение административно-производственного корпуса земельный участок расположенный по адресу Московская область, г. Электросталь, ул. Тевосяна, д. 25, кадастровый номер 50-46-020502-0009, общей площадью 1,932 га и земельный участок общей площадью 0,7558 га, кадастровый номер 50-46-030604-0002, расположенный по адресу Московская область, г. Электросталь, ул. Автомобилистов, д. 6 (бывший проспект Южный, д. 3) для эксплуатации Базисного склада бумаги. Общая площадь земельного участка Предприятия облагаемого налогом составляет 2,6878 га.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Книжная фабрика N 1" в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.06.2002 N 851-р, распоряжением Минимущества России от 12.02.2002 N 2610-р и на основании распоряжения от 11.09.2004 Территориального управления Минимущества России по Московской области 16.08.2004 было преобразовано в Открытое акционерное общество "Книжная фабрика N 1", ОГРН - 1045010654941 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 50 N 007237844 от 16.08.2004).
Спора между сторонами о площади земельного участка нет.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 пользование землей в Российской Федерации является платным.
Истец, имеющий в бессрочном пользовании земельный участок, является плательщиком земельного налога.
Истцом при исчислении земельного налога в 2001, 2002, 2003, 2004 годах были применены ставки земельного налога, установленные:
- - Постановлением Главы г. Электростали Московской области N 159/4 от 16.02.2001 в размере 5,18 руб. за кв. м;
- - Постановлением Главы г. Электростали Московской области N 129/3 от 01.02.2002 в размере 10,368 руб. за кв. м;
- - Постановлением Главы г. Электростали Московской области N 1404/19 от 27.12.2002 в размере 18,662 руб. за кв. м;
- - Постановлением Главы муниципального образования "Город Электросталь" Московской области N 20/1 от 16.01.2004 в размере 20,528 руб. за кв. м.
Суд находит, что истец был вправе на основании ст. 81 НК РФ, обнаружив ошибку в своих расчетах налога, представить в налоговый орган уточненные декларации.
Истцом представлены в налоговый орган уточненные декларации по земельному налогу за 2001, 2002, 2003, 2004 годы (л.д. 138 - 154 т. 1), по которым сумма земельного налога уменьшена на 1176972,14 руб.
Актом б/н сверки расчетов от 19.04.2005 за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, подписанным сторонами, подтверждается уплата в бюджет истцом 69667,77 руб. земельного налога.
Актом б/н сверки расчетов от 19.04.2005 за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, подписанным сторонами, подтверждается уплата в бюджет истцом 243483,90 руб. земельного налога.
Актом N 564 сверки расчетов от 19.04.2005 за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, подписанным сторонами, подтверждается уплата в бюджет истцом 313764,64 руб. земельного налога.
Актом N 565 сверки расчетов от 19.04.2005 за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, подписанным сторонами, подтверждается уплата в бюджет истцом 313764,64 руб. земельного налога.
Статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" указывается, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории МО. Следовательно, данные повышающие коэффициенты могут применяться только для земель поселений в курортных зонах, зонах отдыха, землях рекреационного назначения. Земли предоставленные истцу не относятся ни к одной из данных категорий.
В таблице 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 Таблицы).
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК. В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований.
Территория истца в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Территория истца также в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 "Положением о зонах отдыха в г. Москве" не отнесена и к зоне отдыха г. Москвы (Таблица 2 Приложение 2 Закона РФ "О плате за землю").
По смыслу Закона столбец 2 Таблицы 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" указывает место нахождения курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию. Следовательно, зона отдыха Москвы это не вся Московская область, а территория, на которой она может располагаться.
Понятие "зона отдыха" тождественно понятию "земли рекреационного назначения". Согласно ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объект физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7, главы 17 ЗК РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий и объектов. Земли истца не могут быть отнесены к данной категории земель, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель.
Следовательно, повышающие коэффициенты, устанавливаемые ст. 2 Закона МО при расчете земельного налога истца применяться не могут. Применение повышающего коэффициента "2,5" при исчислении земельного налога истцу противоречит Закону РФ "О плате за землю" и не подлежит применению.
Всего в 2001, 2002, 2003, 2004 годах истцом было уплачено земельного налога на общую сумму 1287618,95 руб., что также подтверждается представленными истцом платежными поручениями (л.д. 1 - 22 т. 1).
Суд полагает, что установление ставок земельного налога, указанных в приведенных выше актах местного органа власти, для земель, предоставленных Обществу, не соответствует Закону РФ "О плате за землю". Местным органом власти при расчете земельного налога были применены повышающие коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога:
- - "2", установленный ст. 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год";
- - "2,5", установленный ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области";
- не подлежащие применению по указанным ниже основаниям:
По коэффициенту "2" (ст. 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год") - на момент принятия Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" действовало положение п. 1 статьи 5 НК РФ ("...акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей"). Позднее, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ приостановил до 1 января 2000 года действие пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Данный Закон был опубликован в "Российской газете" от 2 апреля 1999 г. и, согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ, вступил в силу со дня его официального опубликования. Таким образом, на момент принятия Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ следовало руководствоваться исключительно пунктом 1 статьи 5 НК РФ. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ принят в налоговом периоде 1999 года и согласно п. 1 ст. 5 НК РФ может вступить в силу в части повышения ставки земельного налога не ранее 01.01.2000, при этом расчет земельного налога согласно ст. 16 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" производится в течение налогового периода (года), а не по его окончании. Следовательно, статья 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ не должна применяться при расчете ставки земельного налога в 1999 г., так как применение данной статьи при расчете земельного налога в 1999 г. противоречит п. 1 статьи 1 и п. 1 статьи 5 НК РФ. Таким образом, повышающий коэффициент, устанавливаемый ст. 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" при расчете земельного налога истца применяться не может.
По коэффициенту "2,5" (ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области) - в соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к Закону.
Ст. 83 Земельного кодекса РФ устанавливает, что "землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий".
Земли г. Электросталь отвечают этим признакам и поэтому относятся к категории земель поселений.
Земли Общества, площадью 26878 кв. м находятся в пределах территории г. Электросталь и относятся к вышеуказанной категории земель.
Земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании ОАО "Книжная фабрика N 1", в соответствии с Постановлением Главы г. Электросталь Московской области N 1401/23 от 02.12.1994 предоставлены истцу под производственные цели (размещение склада бумаги, административно-производственного комплекса). По сведениям Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Электросталь от 24.05.2001 оба земельных участка относятся к землям поселений для нужд промышленности (т.е. к землям промышленности).
Истец при расчете земельного налога в уточненных декларациях руководствовался приведенными выше положениями норм земельного законодательства и этот расчет суд находит правильным.
Ставки земельного налога для земель Общества исчисляются следующим образом:
1. Средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тыс. человек Центрального экономического района на основании таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" составляет 1,8 руб./кв. м.
2. В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 17 июля 1992 г. "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год", предусматривающей, что ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья и налога на городские земли, установленные Законом РСФСР "О плате за землю", применяются в 1992 году с коэффициентом 2, заявитель применил коэффициент 2 к ставке земельного налога.
3. В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год", предусматривающей, что ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья и налога на земли городов, утвержденные Законом РСФСР "О плате за землю", применяются в 1993 году с коэффициентом 7, заявитель вместо коэффициента 2, предусмотренного статьей 6 Закона РФ от 17 июля 1992 г. "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год", применил коэффициент 7 к ставке земельного налога.
4. В соответствии с пунктом 21 Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О плате за землю" установлено, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1 к Приложению 2 Закона "О плате за землю", в 1994 году применяются с коэффициентом 50, заявитель вместо коэффициента 7, предусмотренного статьей 8 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год", применил коэффициент 50 к ставке земельного налога.
5. Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом 2. Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
6. В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение. В соответствии с таблицей Приложения N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ для г. Электросталь установлен коэффициент = 1,6.
Применение коэффициента, учитывающего статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, к средним ставкам земельного налога предусмотрено абзацем 2 статьи 8 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в соответствии с которым органы местного самоуправления наделяются правом определять размеры данных коэффициентов в зависимости от местоположения и градостроительной ценности территорий (городов).
Для земельных участков на территории Московской области коэффициенты к ставке земельного налога, учитывающие статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение предусмотрены вышеуказанным Приложением N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
7. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом 1,5. Заявитель применил коэффициент 1,5, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
8. Статьей 13 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
9. Статьей 1 Федерального закона от 28 октября 1998 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 года сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
10. Статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Заявитель применил коэффициент 1,2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
11. Статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
12. Статьей 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
13. Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
14. Статьей 7 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Таким образом, исходя из вышесказанного, а также учитывая пункт 1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", размер ставки земельного налога, применяемый заявителем для расчета земельного налога составляет
в 2001 году: 1,8 x 50 x 2 x 1,6 x 1,5 x 2 / 1000 x 1,2 = 1,0368 руб. в год за кв. м,
в 2002 году: (1,8 x 50 x 2 x 1,6 x 1,5 x 2 / 1000 x 1,2) x 2 = 2,0736 руб. в год за кв. м,
в 2003 году: (1,8 x 50 x 2 x 1,6 x 1,5 x 2 / 1000 x 1,2 x 2) x 1,8 = 3,73248 руб. в год за кв. м,
в 2004 году: (1,8 x 50 x 2 x 1,6 x 1,5 x 2 / 1000 x 1,2 x 2 x 1,8) x 1,1 = 4,105728 руб. в год за кв. м.
Земельный налог, подлежащий оплате, исчисляется непосредственно Предприятием, в соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю", следующим образом:
- в 2001 г. 26878 кв. м x 1,0368 руб. (ставка) = 27867,00 руб.;
- в 2002 г. 26878 кв. м x 2,0736 руб. (ставка) = 55734,00 руб.;
- в 2003 г. 26878 кв. м x 3,73248 руб. (ставка) = 100322,00 руб.;
- в 2004 г. 26878 кв. м. x 4,105728 руб. (ставка) = 110354,00 руб.
Уплата истцом в 2001, 2002, 2003, 2004 гг. земельного налога в размере 1287618,95 рублей подтверждается актами сверки расчетов от 19.04.2005.
Этими же актами подтверждается наличие переплаты у истца по земельному налогу в бюджет в размере 993341,95 рублей.
Таким образом, сумма излишне уплаченного налога на землю составила 933341,95 рублей (за 2001 год - 41800,77 руб., за 2002 год - 187749,90 руб., за 2003 год - 213442,64 руб., за 2004 год - 550348,64 руб.).
ОАО "Книжная фабрика N 1" направило 17 декабря 2004 года в ИМНС РФ по г. Электросталь Московской области заявление о зачете излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей (заявление - л.д. 137 т. 1).
В соответствии с ч. 4 ст. 78 НК РФ, решение налогового органа о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей должно быть вынесено в течение пяти дней с момента получения заявления.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ, о принятом решении налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика не позднее двух недель со дня подачи заявления.
Истец по настоящее время не получил никаких ответов на вышеуказанное заявление. Ответчик не представил суду доказательства принятия решения налоговым органом по заявлению Общества о зачете и направления Обществу информации о принятом решении. Эти обстоятельства свидетельствуют о бездействии налогового органа. Суд считает, ИМНС РФ по г. Электросталь своим бездействием нарушило право истца на своевременное получение информации о принятом решении по поступившему в налоговый орган заявлению и право на своевременный зачет излишне уплаченной суммы налога.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 22 Постановления Пленума "О некоторых вопросах применения ч. 1 НК РФ" N 5 от 28.02.2001 разъяснил, что в силу ст. 21 и ст. 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. Таким образом, непринятие ответчиком решения по заявлению истца о зачете излишне уплаченного налога подлежит признанию незаконным.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд находит, что требование истца о признании незаконным бездействия налогового органа подлежит удовлетворению.
Статьей 78 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, сбора, пени.
Как следует из содержания п. 8 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Суд считает, что при таких обстоятельствах к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
Истец обратился с заявлением о зачете 1471249,14 рублей в налоговый орган 17 декабря 2004 года.
При уточнении иска ОАО "Книжная фабрика N 1" с учетом данных проведенных сверок просило обязать ответчика зачесть 993341,95 рублей излишне уплаченного земельного налога. Сумма, которую истец просит зачесть, определена им с учетом правила, установленного п. 8 ст. 78 НК РФ.
Удовлетворяя требование истца о зачете имеющейся переплаты в счет будущих платежей в федеральный бюджет, региональный и местный бюджеты, суд исходил из следующего:
За 2001 год Общество уплатило земельный налог в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" в федеральный бюджет - 30%, в бюджеты субъектов Российской Федерации (региональный бюджет) - 20%, в бюджеты городов и поселков (муниципальный бюджет) - 50%.
В 2002 - 2004 гг. в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ и ст. 12 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ Общество уплатило земельный налог равными частями в региональный бюджет (50%) и в местный бюджет (50%).
Уплата земельного налога такими частями в бюджеты различных уровней налоговым органом не оспаривается.
С учетом изложенного, суд находит обоснованным требование истца о возложении на ответчика обязанности по произведению зачета 993341,95 рублей излишне уплаченного земельного налога в счет будущих платежей в федеральный, региональный и муниципальный бюджеты.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 181, 201 АПК РФ, арбитражный суд
признать незаконным бездействие ИМНС РФ по г. Электросталь Московской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению ОАО "Книжная фабрика N 1" от 17 декабря 2004 года о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по налогам, поскольку оно не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать ИФНС РФ по г. Электросталь Московской области произвести зачет ОАО "Книжная фабрика N 1" излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. в сумме 993341,95 рублей в счет будущих платежей: по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет в сумме 12540,23 рублей; по налогам, уплачиваемым в региональный бюджет в сумме 484130,74 рублей; по налогам, уплачиваемым в местный бюджет в сумме 496670,98 рублей.
ОАО "Книжная фабрика N 1" выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 18534,64 рублей и исполнительный лист в течение десяти дней после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 181 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.05.2005, 31.05.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-3481/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
24 мая 2005 г. Дело N А41-К2-3481/05
Резолютивная часть решения оглашена 24.05.2005.
Решение изготовлено полностью 31.05.2005.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи М.Е.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей М.Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО "Книжная фабрика N 1" к Инспекции ФНС РФ по г. Электросталь Московской области о признании незаконным бездействия ИМНС России по г. Электросталь, выразившегося в непринятии решения по заявлению о зачете (возврате) излишне уплаченного земельного налога за 2001 - 2004 гг. и обязании произвести зачет, при участии в заседании: от истца - представители по доверенности М.О.В., Т., от ответчика - представитель по доверенности Р.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Книжная фабрика N 1" обратилось в Арбитражный суд Московской области с уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ иском:
- признать незаконным бездействие ИМНС РФ по г. Электросталь Московской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению ОАО "Книжная фабрика N 1" о зачете излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г.;
- обязать ИФНС РФ по г. Электросталь Московской области зачесть ОАО "Книжная фабрика N 1" излишне уплаченный земельный налог в сумме 993341,95 рублей 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. в счет будущих платежей: по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет - 12540,23 рублей; по налогам, уплачиваемым в региональный бюджет - 484130,74 рублей; по налогам, уплачиваемым в муниципальный бюджет - 496670,98 рублей.
Судом уточнение иска принято, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом на основании ст. 48 АПК РФ произведена замена первоначального ответчика - ИМНС РФ по г. Электросталь Московской области на правопреемника - ИФНС по г. Электросталь Московской области.
ИФНС РФ по г. Электросталь Московской области просит суд в удовлетворении иска отказать, т.к. не согласна с произведенным истцом перерасчетом земельного налога.
В судебном заседании представитель истца просил удовлетворить уточненные требования, сославшись на изложенные в исковом заявлении и заявлении об уточнении исковых требований основания.
В судебном заседаний представитель ответчика просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на изложенные в отзыве основания.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит, что требования истца подлежат удовлетворению в связи со следующим:
Постановлением Главы Администрации г. Электросталь Московской области N 1401/23 от 02.12.1994 "О закреплении земельных участков по фактическому пользованию" ГП "Книжная фабрика N 1" предоставлен для производственных целей - под размещение административно-производственного корпуса земельный участок расположенный по адресу Московская область, г. Электросталь, ул. Тевосяна, д. 25, кадастровый номер 50-46-020502-0009, общей площадью 1,932 га и земельный участок общей площадью 0,7558 га, кадастровый номер 50-46-030604-0002, расположенный по адресу Московская область, г. Электросталь, ул. Автомобилистов, д. 6 (бывший проспект Южный, д. 3) для эксплуатации Базисного склада бумаги. Общая площадь земельного участка Предприятия облагаемого налогом составляет 2,6878 га.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Книжная фабрика N 1" в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.06.2002 N 851-р, распоряжением Минимущества России от 12.02.2002 N 2610-р и на основании распоряжения от 11.09.2004 Территориального управления Минимущества России по Московской области 16.08.2004 было преобразовано в Открытое акционерное общество "Книжная фабрика N 1", ОГРН - 1045010654941 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 50 N 007237844 от 16.08.2004).
Спора между сторонами о площади земельного участка нет.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 пользование землей в Российской Федерации является платным.
Истец, имеющий в бессрочном пользовании земельный участок, является плательщиком земельного налога.
Истцом при исчислении земельного налога в 2001, 2002, 2003, 2004 годах были применены ставки земельного налога, установленные:
- - Постановлением Главы г. Электростали Московской области N 159/4 от 16.02.2001 в размере 5,18 руб. за кв. м;
- - Постановлением Главы г. Электростали Московской области N 129/3 от 01.02.2002 в размере 10,368 руб. за кв. м;
- - Постановлением Главы г. Электростали Московской области N 1404/19 от 27.12.2002 в размере 18,662 руб. за кв. м;
- - Постановлением Главы муниципального образования "Город Электросталь" Московской области N 20/1 от 16.01.2004 в размере 20,528 руб. за кв. м.
Суд находит, что истец был вправе на основании ст. 81 НК РФ, обнаружив ошибку в своих расчетах налога, представить в налоговый орган уточненные декларации.
Истцом представлены в налоговый орган уточненные декларации по земельному налогу за 2001, 2002, 2003, 2004 годы (л.д. 138 - 154 т. 1), по которым сумма земельного налога уменьшена на 1176972,14 руб.
Актом б/н сверки расчетов от 19.04.2005 за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, подписанным сторонами, подтверждается уплата в бюджет истцом 69667,77 руб. земельного налога.
Актом б/н сверки расчетов от 19.04.2005 за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, подписанным сторонами, подтверждается уплата в бюджет истцом 243483,90 руб. земельного налога.
Актом N 564 сверки расчетов от 19.04.2005 за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, подписанным сторонами, подтверждается уплата в бюджет истцом 313764,64 руб. земельного налога.
Актом N 565 сверки расчетов от 19.04.2005 за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, подписанным сторонами, подтверждается уплата в бюджет истцом 313764,64 руб. земельного налога.
Статьей 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области" указывается, что средние ставки земельного налога на земли всех категорий (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю": за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории МО. Следовательно, данные повышающие коэффициенты могут применяться только для земель поселений в курортных зонах, зонах отдыха, землях рекреационного назначения. Земли предоставленные истцу не относятся ни к одной из данных категорий.
В таблице 2 Приложения 2 к Закону РФ "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах. Приведенные в таблице коэффициенты применяются только при расчете налога на земли, на которых расположены курортные районы и зоны отдыха (столбец 1 Таблицы).
В Законе РФ "О плате за землю" отсутствует определение терминов "курортный район" и "зона отдыха", поэтому эти термины применяются в том значении, в котором они используются в других отраслях законодательства в силу ст. 11 НК. В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" N 26-ФЗ от 23.02.1995 под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее назначения Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрологических и других исследований.
Территория истца в силу Закона РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не может быть отнесена к курортным зонам, так как не соответствует требованиям, предъявляемым к ним.
Территория истца также в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства г. Москвы N 658 от 22.08.2000 "Положением о зонах отдыха в г. Москве" не отнесена и к зоне отдыха г. Москвы (Таблица 2 Приложение 2 Закона РФ "О плате за землю").
По смыслу Закона столбец 2 Таблицы 2 Приложения N 2 к Закону РФ "О плате за землю" указывает место нахождения курорта или зоны отдыха, а не описывает всю его территорию. Следовательно, зона отдыха Москвы это не вся Московская область, а территория, на которой она может располагаться.
Понятие "зона отдыха" тождественно понятию "земли рекреационного назначения". Согласно ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объект физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7, главы 17 ЗК РФ земли рекреационного назначения входят в отдельную категорию как земли особо охраняемых территорий и объектов. Земли истца не могут быть отнесены к данной категории земель, поскольку не выполняют назначение и функции таких земель.
Следовательно, повышающие коэффициенты, устанавливаемые ст. 2 Закона МО при расчете земельного налога истца применяться не могут. Применение повышающего коэффициента "2,5" при исчислении земельного налога истцу противоречит Закону РФ "О плате за землю" и не подлежит применению.
Всего в 2001, 2002, 2003, 2004 годах истцом было уплачено земельного налога на общую сумму 1287618,95 руб., что также подтверждается представленными истцом платежными поручениями (л.д. 1 - 22 т. 1).
Суд полагает, что установление ставок земельного налога, указанных в приведенных выше актах местного органа власти, для земель, предоставленных Обществу, не соответствует Закону РФ "О плате за землю". Местным органом власти при расчете земельного налога были применены повышающие коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога:
- - "2", установленный ст. 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год";
- - "2,5", установленный ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области";
- не подлежащие применению по указанным ниже основаниям:
По коэффициенту "2" (ст. 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год") - на момент принятия Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" действовало положение п. 1 статьи 5 НК РФ ("...акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей"). Позднее, Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ приостановил до 1 января 2000 года действие пункта 1 статьи 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Данный Закон был опубликован в "Российской газете" от 2 апреля 1999 г. и, согласно статье 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 51-ФЗ, вступил в силу со дня его официального опубликования. Таким образом, на момент принятия Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ следовало руководствоваться исключительно пунктом 1 статьи 5 НК РФ. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ принят в налоговом периоде 1999 года и согласно п. 1 ст. 5 НК РФ может вступить в силу в части повышения ставки земельного налога не ранее 01.01.2000, при этом расчет земельного налога согласно ст. 16 Закона РФ N 1738-1 "О плате за землю" производится в течение налогового периода (года), а не по его окончании. Следовательно, статья 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ не должна применяться при расчете ставки земельного налога в 1999 г., так как применение данной статьи при расчете земельного налога в 1999 г. противоречит п. 1 статьи 1 и п. 1 статьи 5 НК РФ. Таким образом, повышающий коэффициент, устанавливаемый ст. 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" при расчете земельного налога истца применяться не может.
По коэффициенту "2,5" (ст. 2 Закона МО "О плате за землю в Московской области) - в соответствии со ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица 1, 2, 3) к Закону.
Ст. 83 Земельного кодекса РФ устанавливает, что "землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий".
Земли г. Электросталь отвечают этим признакам и поэтому относятся к категории земель поселений.
Земли Общества, площадью 26878 кв. м находятся в пределах территории г. Электросталь и относятся к вышеуказанной категории земель.
Земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании ОАО "Книжная фабрика N 1", в соответствии с Постановлением Главы г. Электросталь Московской области N 1401/23 от 02.12.1994 предоставлены истцу под производственные цели (размещение склада бумаги, административно-производственного комплекса). По сведениям Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Электросталь от 24.05.2001 оба земельных участка относятся к землям поселений для нужд промышленности (т.е. к землям промышленности).
Истец при расчете земельного налога в уточненных декларациях руководствовался приведенными выше положениями норм земельного законодательства и этот расчет суд находит правильным.
Ставки земельного налога для земель Общества исчисляются следующим образом:
1. Средняя ставка земельного налога в городах с численностью населения 100 - 250 тыс. человек Центрального экономического района на основании таблицы 1 Приложения 2 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" составляет 1,8 руб./кв. м.
2. В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 17 июля 1992 г. "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год", предусматривающей, что ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья и налога на городские земли, установленные Законом РСФСР "О плате за землю", применяются в 1992 году с коэффициентом 2, заявитель применил коэффициент 2 к ставке земельного налога.
3. В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год", предусматривающей, что ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья и налога на земли городов, утвержденные Законом РСФСР "О плате за землю", применяются в 1993 году с коэффициентом 7, заявитель вместо коэффициента 2, предусмотренного статьей 6 Закона РФ от 17 июля 1992 г. "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год", применил коэффициент 7 к ставке земельного налога.
4. В соответствии с пунктом 21 Федерального закона от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О плате за землю" установлено, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1 к Приложению 2 Закона "О плате за землю", в 1994 году применяются с коэффициентом 50, заявитель вместо коэффициента 7, предусмотренного статьей 8 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год", применил коэффициент 50 к ставке земельного налога.
5. Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" в 1995 году применяются установленные Федеральным законом от 9 августа 1994 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" средние размеры земельного налога за земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8 (земли поселений), 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона "О плате за землю" - с коэффициентом 2. Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
6. В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" установлено, что средние ставки земельного налога за городские земли, установленные в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" и ст. 2 Закона Московской области, увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение. В соответствии с таблицей Приложения N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ для г. Электросталь установлен коэффициент = 1,6.
Применение коэффициента, учитывающего статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение, к средним ставкам земельного налога предусмотрено абзацем 2 статьи 8 Закона РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в соответствии с которым органы местного самоуправления наделяются правом определять размеры данных коэффициентов в зависимости от местоположения и градостроительной ценности территорий (городов).
Для земельных участков на территории Московской области коэффициенты к ставке земельного налога, учитывающие статус конкретных городов, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположение предусмотрены вышеуказанным Приложением N 7 к Закону Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области".
7. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" в 1996 году установленные на 1995 год ставки и средние размеры земельного налога применяются с коэффициентом 1,5. Заявитель применил коэффициент 1,5, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
8. Статьей 13 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Заявитель применил коэффициент 2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
9. Статьей 1 Федерального закона от 28 октября 1998 г. N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 1 января 1999 года сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год.
10. Статьей 18 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2. Заявитель применил коэффициент 1,2, увеличив на него среднюю ставку земельного налога.
11. Статьей 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
12. Статьей 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 г. N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
13. Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
14. Статьей 7 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" установлено, что действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Таким образом, исходя из вышесказанного, а также учитывая пункт 1 Указа Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен", размер ставки земельного налога, применяемый заявителем для расчета земельного налога составляет
в 2001 году: 1,8 x 50 x 2 x 1,6 x 1,5 x 2 / 1000 x 1,2 = 1,0368 руб. в год за кв. м,
в 2002 году: (1,8 x 50 x 2 x 1,6 x 1,5 x 2 / 1000 x 1,2) x 2 = 2,0736 руб. в год за кв. м,
в 2003 году: (1,8 x 50 x 2 x 1,6 x 1,5 x 2 / 1000 x 1,2 x 2) x 1,8 = 3,73248 руб. в год за кв. м,
в 2004 году: (1,8 x 50 x 2 x 1,6 x 1,5 x 2 / 1000 x 1,2 x 2 x 1,8) x 1,1 = 4,105728 руб. в год за кв. м.
Земельный налог, подлежащий оплате, исчисляется непосредственно Предприятием, в соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю", следующим образом:
- в 2001 г. 26878 кв. м x 1,0368 руб. (ставка) = 27867,00 руб.;
- в 2002 г. 26878 кв. м x 2,0736 руб. (ставка) = 55734,00 руб.;
- в 2003 г. 26878 кв. м x 3,73248 руб. (ставка) = 100322,00 руб.;
- в 2004 г. 26878 кв. м. x 4,105728 руб. (ставка) = 110354,00 руб.
Уплата истцом в 2001, 2002, 2003, 2004 гг. земельного налога в размере 1287618,95 рублей подтверждается актами сверки расчетов от 19.04.2005.
Этими же актами подтверждается наличие переплаты у истца по земельному налогу в бюджет в размере 993341,95 рублей.
Таким образом, сумма излишне уплаченного налога на землю составила 933341,95 рублей (за 2001 год - 41800,77 руб., за 2002 год - 187749,90 руб., за 2003 год - 213442,64 руб., за 2004 год - 550348,64 руб.).
ОАО "Книжная фабрика N 1" направило 17 декабря 2004 года в ИМНС РФ по г. Электросталь Московской области заявление о зачете излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей (заявление - л.д. 137 т. 1).
В соответствии с ч. 4 ст. 78 НК РФ, решение налогового органа о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей должно быть вынесено в течение пяти дней с момента получения заявления.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ, о принятом решении налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика не позднее двух недель со дня подачи заявления.
Истец по настоящее время не получил никаких ответов на вышеуказанное заявление. Ответчик не представил суду доказательства принятия решения налоговым органом по заявлению Общества о зачете и направления Обществу информации о принятом решении. Эти обстоятельства свидетельствуют о бездействии налогового органа. Суд считает, ИМНС РФ по г. Электросталь своим бездействием нарушило право истца на своевременное получение информации о принятом решении по поступившему в налоговый орган заявлению и право на своевременный зачет излишне уплаченной суммы налога.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в п. 22 Постановления Пленума "О некоторых вопросах применения ч. 1 НК РФ" N 5 от 28.02.2001 разъяснил, что в силу ст. 21 и ст. 78 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов. Таким образом, непринятие ответчиком решения по заявлению истца о зачете излишне уплаченного налога подлежит признанию незаконным.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд находит, что требование истца о признании незаконным бездействия налогового органа подлежит удовлетворению.
Статьей 78 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, сбора, пени.
Как следует из содержания п. 8 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
По своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика.
Суд считает, что при таких обстоятельствах к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим.
Истец обратился с заявлением о зачете 1471249,14 рублей в налоговый орган 17 декабря 2004 года.
При уточнении иска ОАО "Книжная фабрика N 1" с учетом данных проведенных сверок просило обязать ответчика зачесть 993341,95 рублей излишне уплаченного земельного налога. Сумма, которую истец просит зачесть, определена им с учетом правила, установленного п. 8 ст. 78 НК РФ.
Удовлетворяя требование истца о зачете имеющейся переплаты в счет будущих платежей в федеральный бюджет, региональный и местный бюджеты, суд исходил из следующего:
За 2001 год Общество уплатило земельный налог в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" в федеральный бюджет - 30%, в бюджеты субъектов Российской Федерации (региональный бюджет) - 20%, в бюджеты городов и поселков (муниципальный бюджет) - 50%.
В 2002 - 2004 гг. в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ и ст. 12 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ Общество уплатило земельный налог равными частями в региональный бюджет (50%) и в местный бюджет (50%).
Уплата земельного налога такими частями в бюджеты различных уровней налоговым органом не оспаривается.
С учетом изложенного, суд находит обоснованным требование истца о возложении на ответчика обязанности по произведению зачета 993341,95 рублей излишне уплаченного земельного налога в счет будущих платежей в федеральный, региональный и муниципальный бюджеты.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167 - 170, 176, 181, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
признать незаконным бездействие ИМНС РФ по г. Электросталь Московской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению ОАО "Книжная фабрика N 1" от 17 декабря 2004 года о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по налогам, поскольку оно не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать ИФНС РФ по г. Электросталь Московской области произвести зачет ОАО "Книжная фабрика N 1" излишне уплаченного земельного налога за 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004 г. в сумме 993341,95 рублей в счет будущих платежей: по налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет в сумме 12540,23 рублей; по налогам, уплачиваемым в региональный бюджет в сумме 484130,74 рублей; по налогам, уплачиваемым в местный бюджет в сумме 496670,98 рублей.
ОАО "Книжная фабрика N 1" выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 18534,64 рублей и исполнительный лист в течение десяти дней после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 181 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)