Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 сентября 2005 г. Дело N А50-14161/2005-А11
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Инспекции ФНС РФ по Кировскому району г. Перми - на решение от 15.07.2005 по делу N А50-14161/2005-А11 Арбитражного суда Пермской области по заявлению Инспекции ФНС РФ по Кировскому району г. Перми к муниципальному учреждению здравоохранения о взыскании 100 руб.,
Инспекция ФНС РФ по Кировскому району г. Перми обратилась в суд с заявлением о взыскании с МУЗ штрафных санкций на основании п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по земельному налогу за 2004 год по месту регистрации земельного участка в сумме 100 руб.
Решением арбитражного суда от 15.07.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, требования удовлетворить, считает, что несмотря на использование льготы, предусмотренной ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", ответчик обязан представлять декларацию по земельному налогу в ИФНС по Кировскому району.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на жалобу не представил.
Проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 30.11.2004 ответчиком в ИФНС РФ по Кировскому району г. Перми представлена декларация по земельному налогу за 2004 год.
Решением N 2218 от 09.02.2005 в связи с нарушением срока представления указанной налоговой декларации на МУЗ наложен штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 100 руб., направлено требование N 65 от 14.02.2005 об уплате налоговой санкции.
Неуплата штрафа явилась основанием для обращения налогового органа в суд с требованием о взыскании штрафа в сумме 100 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался п. 4 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по представлению декларации по земельному налогу, поскольку он является учреждением здравоохранения.
Такой вывод суда является законным и обоснованным.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Неисполнение указанной обязанности налогоплательщиками влечет взыскание штрафа по ст. 119 НК РФ.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из указанных норм следует, что обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному налогу зависит от его обязанности уплачивать данный налог.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 10.11.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
Поскольку, по смыслу вышеназванного, организация как муниципальное учреждение здравоохранения освобождена от уплаты земельного налога полностью, то есть не является плательщиком земельного налога в силу своего организационно-правового статуса, указанное, по мнению суда апелляционной инстанции, исключает исполнение обязанности по представлению деклараций.
Также судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1, срок представления декларацию по земельному налогу за 2004 год - не позднее 01.07.2004.
Материалами дела подтверждается, Инспекцией ФНС РФ по Кировскому району г. Перми не оспаривается, что декларация по земельному налогу за 2004 год была представлена ответчиком в ИФНС РФ по Ленинскому району г. Перми, т.е. по месту учета организации, своевременно - 23.06.2004 в разрезе каждого земельного участка, налог к уплате по указанной декларации - 0 руб.
Налоговые декларации по земельному налогу позднее установленных сроков представлены в налоговые инспекции города по месту нахождения земельных участков после устной консультации налогового органа.
В решении о привлечении учреждения к ответственности налоговый орган ссылается на п. 24 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю", в соответствии с которым, если объекты налогообложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется налоговая декларация за те объекты налогообложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.
Таким образом, привлечение к ответственности за непредставление налоговой декларации неправомерно, если соответствующая обязанность предусмотрена ведомственными правовыми актами, но не законом.
Издаваемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам инструкции по вопросам, связанным с налогообложением, не входят в состав законодательства о налогах и сборах и не могут его изменять или дополнять (ст. 4 НК РФ).
Данная позиция согласуется с выводами Конституционного Суда РФ, изложенными в определении от 10.07.2003 N 316-О.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области
решение Арбитражного суда Пермской области от 15.07.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОЙ ОБЛ. ОТ 09.09.2005 ПО ДЕЛУ N А50-14161/2005-А11
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 9 сентября 2005 г. Дело N А50-14161/2005-А11
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Инспекции ФНС РФ по Кировскому району г. Перми - на решение от 15.07.2005 по делу N А50-14161/2005-А11 Арбитражного суда Пермской области по заявлению Инспекции ФНС РФ по Кировскому району г. Перми к муниципальному учреждению здравоохранения о взыскании 100 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция ФНС РФ по Кировскому району г. Перми обратилась в суд с заявлением о взыскании с МУЗ штрафных санкций на основании п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по земельному налогу за 2004 год по месту регистрации земельного участка в сумме 100 руб.
Решением арбитражного суда от 15.07.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, требования удовлетворить, считает, что несмотря на использование льготы, предусмотренной ст. 12 Закона РФ "О плате за землю", ответчик обязан представлять декларацию по земельному налогу в ИФНС по Кировскому району.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв на жалобу не представил.
Проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 30.11.2004 ответчиком в ИФНС РФ по Кировскому району г. Перми представлена декларация по земельному налогу за 2004 год.
Решением N 2218 от 09.02.2005 в связи с нарушением срока представления указанной налоговой декларации на МУЗ наложен штраф по п. 1 ст. 119 НК РФ в сумме 100 руб., направлено требование N 65 от 14.02.2005 об уплате налоговой санкции.
Неуплата штрафа явилась основанием для обращения налогового органа в суд с требованием о взыскании штрафа в сумме 100 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался п. 4 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по представлению декларации по земельному налогу, поскольку он является учреждением здравоохранения.
Такой вывод суда является законным и обоснованным.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Неисполнение указанной обязанности налогоплательщиками влечет взыскание штрафа по ст. 119 НК РФ.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Из указанных норм следует, что обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному налогу зависит от его обязанности уплачивать данный налог.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона от 10.11.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.
Поскольку, по смыслу вышеназванного, организация как муниципальное учреждение здравоохранения освобождена от уплаты земельного налога полностью, то есть не является плательщиком земельного налога в силу своего организационно-правового статуса, указанное, по мнению суда апелляционной инстанции, исключает исполнение обязанности по представлению деклараций.
Также судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1, срок представления декларацию по земельному налогу за 2004 год - не позднее 01.07.2004.
Материалами дела подтверждается, Инспекцией ФНС РФ по Кировскому району г. Перми не оспаривается, что декларация по земельному налогу за 2004 год была представлена ответчиком в ИФНС РФ по Ленинскому району г. Перми, т.е. по месту учета организации, своевременно - 23.06.2004 в разрезе каждого земельного участка, налог к уплате по указанной декларации - 0 руб.
Налоговые декларации по земельному налогу позднее установленных сроков представлены в налоговые инспекции города по месту нахождения земельных участков после устной консультации налогового органа.
В решении о привлечении учреждения к ответственности налоговый орган ссылается на п. 24 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю", в соответствии с которым, если объекты налогообложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой различными налоговыми органами, то в каждый налоговый орган представляется налоговая декларация за те объекты налогообложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.
Таким образом, привлечение к ответственности за непредставление налоговой декларации неправомерно, если соответствующая обязанность предусмотрена ведомственными правовыми актами, но не законом.
Издаваемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам инструкции по вопросам, связанным с налогообложением, не входят в состав законодательства о налогах и сборах и не могут его изменять или дополнять (ст. 4 НК РФ).
Данная позиция согласуется с выводами Конституционного Суда РФ, изложенными в определении от 10.07.2003 N 316-О.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермской области от 15.07.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)