Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
30 ноября 2004 г. - изготовлено Дело N 09АП-3375/04-АК
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К.С.Н., судей - М., П., при ведении протокола судебного заседания секретарем С., при участии: от заявителя - А., К.К.И., от заинтересованного лица - И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИМНС РФ N 2 по КН на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2004 по делу N А40-34971/03-127-415, принятое судьей К.И.Н. по заявлению ООО "Сургутгазпром" к МИМНС РФ N 2 по КН о признании незаконным бездействия,
ООО "Сургутгазпром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2, выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченного в 1999 году налога на прибыль в размере 3367858 руб.
Решением суда от 01.12.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2004 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением ФАС МО от 24.05.2004 решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.2004 отменены и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию. При этом суд кассационной инстанции указал на то, что дело направляется на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием материалов по сумме налога на прибыль, заявленной к вычету, а именно: величина налоговой базы по налогу на прибыль за 1999 год, ставка и сумма налога на прибыль в федеральный бюджет должны быть оценены с налоговым органом, для чего суду первой инстанции необходимо обязать стороны представить совместный акт сверки по спорной сумме.
Решением суда 1-й инстанции от 03.08.2004 признано незаконным бездействие МИМНС РФ по КН N 2, выразившееся в непроведении зачета излишне уплаченного налога на прибыль в 1999 г. в размере 3367858 руб., и на налоговый орган возложена обязанность в месячный срок зачесть в счет погашения недоимок по налогам, а также в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль и другим налогам, уплачиваемым в соответствующие бюджеты, суммы налога на прибыль в размере 3367858 руб., излишне уплаченного в 1999 г. в связи с неправильным применением ставки налога.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Свое обращение с апелляционной жалобой налоговый орган мотивирует тем, что решение от 03.08.2004 вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд необоснованно посчитал установленными, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
Как видно из материалов дела, 27 марта 2003 года ООО "Сургутгазпром" направило в Инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 дополнительный расчет (декларацию) по налогу на прибыль за 1999 год и заявление от 19.03.03 N 68-622-03 о зачете налога на прибыль в размере 12652783 руб., излишне уплаченного в 1999 году в связи с неправильным применением ставки налога. 25 июня 2003 года заявитель повторно направил декларацию и заявление в адрес ответчика, согласно уведомлению о вручении повторно направленные документы были получены ответчиком 27 июня 2003 года.
По состоянию на 14 августа 2003 года заявитель не получил какого-либо ответа на указанное заявление, что означает непроведение зачета излишне уплаченных сумм налога ответчиком в установленный срок.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вступившего в силу с 1 апреля 1999 года, ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11 процентов.
В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 процентов, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, по ставкам в размере не свыше 27 процентов. В результате в 1999 году ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, была понижена с 13% до 11%; ставка налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, была понижена с 22% до 19%. Таким образом, совокупная ставка налога на прибыль в 1999 году составила 30%.
Судом 1-й инстанции сделан правильный вывод о том, что в 1999 году заявитель исчислял налог на прибыль в ином, не предусмотренном Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядке: сумма налога, исчисленная нарастающим итогом за год по законно установленной ставке 30%, была дополнительно увеличена на сумму налога, исчисленную по ставке 5% от фактической налогооблагаемой прибыли за I квартал 1999 года. При этом заявитель ошибочно руководствовался пунктом 5.3 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", по его мнению, данный пункт Инструкции не соответствует законодательству и не может применяться.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым, в частности, относятся: налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода - периода времени, по окончании которого исчисляется сумма налога, в состав которого могут входить один или несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года; сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.
Таким образом, судом 1-й инстанции сделан правильный вывод о том, что налоговой базой по налогу на прибыль является налогооблагаемая прибыль, полученная в календарном году.
В рамках определения налогового периода, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты налога на прибыль как элементов налогообложения согласно ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль" установлено, что налоговым периодом является календарный год, в который входят отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев года - по итогам которых налогоплательщики должны уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль.
Налог в соответствии со ст. 8 НК РФ представляет собой обязательный индивидуально-безвозмездный денежный платеж, осуществляемый налогоплательщиками, исходя из налоговых ставок на единицу измерения определяемой по окончании налогового периода налоговой базы установленного объекта налогообложения.
Таким образом, до истечения налогового периода, составляющего календарный год, налоговая база по налогу на прибыль не может быть определена. Нормами, устанавливающими налог на прибыль как налог в рамках определения элементов этого налога, не установлены правила, в соответствии с которыми налоговая база по налогу на прибыль определялась бы не по итогам налогового периода, установленного в один год, а по итогам отчетных периодов.
Согласно п. 2 ст. 9 ФЗ "О налоге на прибыль" в течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли и ставки налога за налогооблагаемый период.
Законодательством установлен следующий порядок исчисления налога на прибыль: налог исчисляется исходя из налогооблагаемой прибыли (определяемой с учетом льгот) за год и ставки, действовавшей в текущем налоговом периоде; в течение налогового периода предусмотрены авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев.
Соответственно, налог на прибыль уплачивается по итогам года, а уплачиваемые в течение года в бюджет суммы являются авансовыми платежами по налогу.
Поэтому заявитель, уплатив авансовый взнос налога за 1 квартал по ставке 32%, по итогам налогового периода (1999 год) нарастающим итогом, исходя из налоговой ставки (30%), исчисляет фактическую сумму налога и определяет свое налоговое обязательство за налоговый период.
Кроме того, судом 1-й инстанции правомерно установлено, что ДП "Сургутгазпром", правопреемником которого является ООО "Сургутгазпром", уплатило в федеральный бюджет налог на прибыль за 5 месяцев 1999 года в размере 21903004 руб., исчисленных на основании расчета (налоговой декларации) по налогу на прибыль за 5 мес. 1999 г. от 20 июля 1999 г. (без учета изменений, внесенных в декларацию позднее). Указанная сумма определена, исходя из примененной ставки 13% по налогу на прибыль в федеральный бюджет за налоговый период 5 мес. Разница между суммой налога, исчисленной и уплаченной за 5 мес. 1999 г. по ставке 13%, и суммой налога, исчисленной заявителем по ставке 11% в федеральный бюджет (18533312 руб.), составляет 3369693 руб. Сумма "к уменьшению" в размере 3367858 руб. отражена в дополнительной декларации заявителя, направленной в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 25 июня 2003 г.
Как следует из представленных учредительных документов и документов о преобразовании, ООО "Сургутгазпром" создано в соответствии со статьями 57, 58, 68 ГК РФ в результате реорганизации в форме преобразования (изменения организационно-правовой формы) предприятия по добыче, транспортировке и переработке газа и газового конденсата "Сургутгазпром" РАО "Газпром", которое, в свою очередь, являлось самостоятельным юридическим лицом, о чем свидетельствуют п. 3.1 Устава предприятия от 17.11.93 N 59/у, карта постановки на налоговый учет от 27.04.94, свидетельство о госрегистрации от 15.12.92 и другие документы.
В соответствии с п. 9 ст. 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. В силу п. 10 ст. 50 НК РФ сумма излишне уплаченного реорганизованным лицом налога подлежит возврату (зачету) его правопреемнику не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником заявления в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
Таким образом, налоговым периодом для предприятия по добыче, транспортировке и переработке газа и газового конденсата "Сургутгазпром" РАО "Газпром" являются 5 месяцев 1999 года, излишне уплаченные в этот период налоги подлежат возврату (зачету) его правопреемнику - ООО "Сургутгазпром".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 НК РФ "налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов". Пунктом 5 ч. 1 статьи 32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа "осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом".
Порядок и сроки проведения зачета установлены статьей 78 НК РФ. Зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления (п. 4 ст. 78 НК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
В результате нарушения порядка исчисления налога на прибыль по итогам 1999 года заявитель излишне начислил и уплатил в бюджет 3367858 руб. Бездействие ответчика нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя как собственника имущества, в том числе право на зачет излишне уплаченных налогов, гарантированное статьями 21 и 32 НК РФ.
Суд 1-й инстанции, выполняя указания кассационной инстанции, обязал стороны провести сверку расчетов по налогу на прибыль за 1999 год.
По результатам проведенной сверки суд 1-й инстанции пришел к правильному выводу о том, что ДП "Сургутгазпром", правопреемником которого является ООО "Сургутгазпром", уплатило в федеральный бюджет налог на прибыль за 5 месяцев 1999 года в размере 21903004 руб., исчисленных на основании расчета (налоговой декларации) по налогу на прибыль за 5 мес. 1999 г. от 20 июля 1999 г. (без учета изменений, внесенных в декларацию позднее). Указанная сумма определена, исходя из примененной ставки 13% по налогу на прибыль в федеральный бюджет за налоговый период 5 мес. Разница между суммой налога, исчисленной и уплаченной за 5 мес. 1999 г. по ставке 13%, и суммой налога, исчисленной заявителем по ставке 11% в федеральный бюджет (18533312 руб.), составляет 3369693 руб. Сумма "к уменьшению" в размере 3367858 руб. отражена в дополнительной декларации заявителя, направленной в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 25 июня 2003 г.
Таким образом, судом 1-й инстанции исследованы обстоятельства, имеющие правовое значение для настоящего дела, с учетом указаний кассационной инстанции, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы, изложенные в апелляционных жалобах, однако они не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого решения суда 1-й инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе несет ее заявитель, однако налоговый орган освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2004 по делу N А40-3497/03-127-415 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
30 ноября 2004 г. - изготовлено Дело N 09АП-3375/04-АК
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К.С.Н., судей - М., П., при ведении протокола судебного заседания секретарем С., при участии: от заявителя - А., К.К.И., от заинтересованного лица - И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИМНС РФ N 2 по КН на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2004 по делу N А40-34971/03-127-415, принятое судьей К.И.Н. по заявлению ООО "Сургутгазпром" к МИМНС РФ N 2 по КН о признании незаконным бездействия,
ООО "Сургутгазпром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2, выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченного в 1999 году налога на прибыль в размере 3367858 руб.
Решением суда от 01.12.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2004 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением ФАС МО от 24.05.2004 решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.2004 отменены и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию. При этом суд кассационной инстанции указал на то, что дело направляется на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием материалов по сумме налога на прибыль, заявленной к вычету, а именно: величина налоговой базы по налогу на прибыль за 1999 год, ставка и сумма налога на прибыль в федеральный бюджет должны быть оценены с налоговым органом, для чего суду первой инстанции необходимо обязать стороны представить совместный акт сверки по спорной сумме.
Решением суда 1-й инстанции от 03.08.2004 признано незаконным бездействие МИМНС РФ по КН N 2, выразившееся в непроведении зачета излишне уплаченного налога на прибыль в 1999 г. в размере 3367858 руб., и на налоговый орган возложена обязанность в месячный срок зачесть в счет погашения недоимок по налогам, а также в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль и другим налогам, уплачиваемым в соответствующие бюджеты, суммы налога на прибыль в размере 3367858 руб., излишне уплаченного в 1999 г. в связи с неправильным применением ставки налога.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Свое обращение с апелляционной жалобой налоговый орган мотивирует тем, что решение от 03.08.2004 вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд необоснованно посчитал установленными, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
Как видно из материалов дела, 27 марта 2003 года ООО "Сургутгазпром" направило в Инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 дополнительный расчет (декларацию) по налогу на прибыль за 1999 год и заявление от 19.03.03 N 68-622-03 о зачете налога на прибыль в размере 12652783 руб., излишне уплаченного в 1999 году в связи с неправильным применением ставки налога. 25 июня 2003 года заявитель повторно направил декларацию и заявление в адрес ответчика, согласно уведомлению о вручении повторно направленные документы были получены ответчиком 27 июня 2003 года.
По состоянию на 14 августа 2003 года заявитель не получил какого-либо ответа на указанное заявление, что означает непроведение зачета излишне уплаченных сумм налога ответчиком в установленный срок.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вступившего в силу с 1 апреля 1999 года, ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11 процентов.
В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 процентов, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, по ставкам в размере не свыше 27 процентов. В результате в 1999 году ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, была понижена с 13% до 11%; ставка налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, была понижена с 22% до 19%. Таким образом, совокупная ставка налога на прибыль в 1999 году составила 30%.
Судом 1-й инстанции сделан правильный вывод о том, что в 1999 году заявитель исчислял налог на прибыль в ином, не предусмотренном Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядке: сумма налога, исчисленная нарастающим итогом за год по законно установленной ставке 30%, была дополнительно увеличена на сумму налога, исчисленную по ставке 5% от фактической налогооблагаемой прибыли за I квартал 1999 года. При этом заявитель ошибочно руководствовался пунктом 5.3 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", по его мнению, данный пункт Инструкции не соответствует законодательству и не может применяться.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым, в частности, относятся: налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода - периода времени, по окончании которого исчисляется сумма налога, в состав которого могут входить один или несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года; сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.
Таким образом, судом 1-й инстанции сделан правильный вывод о том, что налоговой базой по налогу на прибыль является налогооблагаемая прибыль, полученная в календарном году.
В рамках определения налогового периода, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты налога на прибыль как элементов налогообложения согласно ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль" установлено, что налоговым периодом является календарный год, в который входят отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев года - по итогам которых налогоплательщики должны уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль.
Налог в соответствии со ст. 8 НК РФ представляет собой обязательный индивидуально-безвозмездный денежный платеж, осуществляемый налогоплательщиками, исходя из налоговых ставок на единицу измерения определяемой по окончании налогового периода налоговой базы установленного объекта налогообложения.
Таким образом, до истечения налогового периода, составляющего календарный год, налоговая база по налогу на прибыль не может быть определена. Нормами, устанавливающими налог на прибыль как налог в рамках определения элементов этого налога, не установлены правила, в соответствии с которыми налоговая база по налогу на прибыль определялась бы не по итогам налогового периода, установленного в один год, а по итогам отчетных периодов.
Согласно п. 2 ст. 9 ФЗ "О налоге на прибыль" в течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли и ставки налога за налогооблагаемый период.
Законодательством установлен следующий порядок исчисления налога на прибыль: налог исчисляется исходя из налогооблагаемой прибыли (определяемой с учетом льгот) за год и ставки, действовавшей в текущем налоговом периоде; в течение налогового периода предусмотрены авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев.
Соответственно, налог на прибыль уплачивается по итогам года, а уплачиваемые в течение года в бюджет суммы являются авансовыми платежами по налогу.
Поэтому заявитель, уплатив авансовый взнос налога за 1 квартал по ставке 32%, по итогам налогового периода (1999 год) нарастающим итогом, исходя из налоговой ставки (30%), исчисляет фактическую сумму налога и определяет свое налоговое обязательство за налоговый период.
Кроме того, судом 1-й инстанции правомерно установлено, что ДП "Сургутгазпром", правопреемником которого является ООО "Сургутгазпром", уплатило в федеральный бюджет налог на прибыль за 5 месяцев 1999 года в размере 21903004 руб., исчисленных на основании расчета (налоговой декларации) по налогу на прибыль за 5 мес. 1999 г. от 20 июля 1999 г. (без учета изменений, внесенных в декларацию позднее). Указанная сумма определена, исходя из примененной ставки 13% по налогу на прибыль в федеральный бюджет за налоговый период 5 мес. Разница между суммой налога, исчисленной и уплаченной за 5 мес. 1999 г. по ставке 13%, и суммой налога, исчисленной заявителем по ставке 11% в федеральный бюджет (18533312 руб.), составляет 3369693 руб. Сумма "к уменьшению" в размере 3367858 руб. отражена в дополнительной декларации заявителя, направленной в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 25 июня 2003 г.
Как следует из представленных учредительных документов и документов о преобразовании, ООО "Сургутгазпром" создано в соответствии со статьями 57, 58, 68 ГК РФ в результате реорганизации в форме преобразования (изменения организационно-правовой формы) предприятия по добыче, транспортировке и переработке газа и газового конденсата "Сургутгазпром" РАО "Газпром", которое, в свою очередь, являлось самостоятельным юридическим лицом, о чем свидетельствуют п. 3.1 Устава предприятия от 17.11.93 N 59/у, карта постановки на налоговый учет от 27.04.94, свидетельство о госрегистрации от 15.12.92 и другие документы.
В соответствии с п. 9 ст. 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. В силу п. 10 ст. 50 НК РФ сумма излишне уплаченного реорганизованным лицом налога подлежит возврату (зачету) его правопреемнику не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником заявления в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
Таким образом, налоговым периодом для предприятия по добыче, транспортировке и переработке газа и газового конденсата "Сургутгазпром" РАО "Газпром" являются 5 месяцев 1999 года, излишне уплаченные в этот период налоги подлежат возврату (зачету) его правопреемнику - ООО "Сургутгазпром".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 НК РФ "налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов". Пунктом 5 ч. 1 статьи 32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа "осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом".
Порядок и сроки проведения зачета установлены статьей 78 НК РФ. Зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления (п. 4 ст. 78 НК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
В результате нарушения порядка исчисления налога на прибыль по итогам 1999 года заявитель излишне начислил и уплатил в бюджет 3367858 руб. Бездействие ответчика нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя как собственника имущества, в том числе право на зачет излишне уплаченных налогов, гарантированное статьями 21 и 32 НК РФ.
Суд 1-й инстанции, выполняя указания кассационной инстанции, обязал стороны провести сверку расчетов по налогу на прибыль за 1999 год.
По результатам проведенной сверки суд 1-й инстанции пришел к правильному выводу о том, что ДП "Сургутгазпром", правопреемником которого является ООО "Сургутгазпром", уплатило в федеральный бюджет налог на прибыль за 5 месяцев 1999 года в размере 21903004 руб., исчисленных на основании расчета (налоговой декларации) по налогу на прибыль за 5 мес. 1999 г. от 20 июля 1999 г. (без учета изменений, внесенных в декларацию позднее). Указанная сумма определена, исходя из примененной ставки 13% по налогу на прибыль в федеральный бюджет за налоговый период 5 мес. Разница между суммой налога, исчисленной и уплаченной за 5 мес. 1999 г. по ставке 13%, и суммой налога, исчисленной заявителем по ставке 11% в федеральный бюджет (18533312 руб.), составляет 3369693 руб. Сумма "к уменьшению" в размере 3367858 руб. отражена в дополнительной декларации заявителя, направленной в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 25 июня 2003 г.
Таким образом, судом 1-й инстанции исследованы обстоятельства, имеющие правовое значение для настоящего дела, с учетом указаний кассационной инстанции, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы, изложенные в апелляционных жалобах, однако они не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого решения суда 1-й инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе несет ее заявитель, однако налоговый орган освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2004 по делу N А40-3497/03-127-415 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2004, 23.11.2004 ПО ДЕЛУ N 09АП-3375/04-АК
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
30 ноября 2004 г. - изготовлено Дело N 09АП-3375/04-АК
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К.С.Н., судей - М., П., при ведении протокола судебного заседания секретарем С., при участии: от заявителя - А., К.К.И., от заинтересованного лица - И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИМНС РФ N 2 по КН на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2004 по делу N А40-34971/03-127-415, принятое судьей К.И.Н. по заявлению ООО "Сургутгазпром" к МИМНС РФ N 2 по КН о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сургутгазпром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2, выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченного в 1999 году налога на прибыль в размере 3367858 руб.
Решением суда от 01.12.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2004 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением ФАС МО от 24.05.2004 решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.2004 отменены и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию. При этом суд кассационной инстанции указал на то, что дело направляется на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием материалов по сумме налога на прибыль, заявленной к вычету, а именно: величина налоговой базы по налогу на прибыль за 1999 год, ставка и сумма налога на прибыль в федеральный бюджет должны быть оценены с налоговым органом, для чего суду первой инстанции необходимо обязать стороны представить совместный акт сверки по спорной сумме.
Решением суда 1-й инстанции от 03.08.2004 признано незаконным бездействие МИМНС РФ по КН N 2, выразившееся в непроведении зачета излишне уплаченного налога на прибыль в 1999 г. в размере 3367858 руб., и на налоговый орган возложена обязанность в месячный срок зачесть в счет погашения недоимок по налогам, а также в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль и другим налогам, уплачиваемым в соответствующие бюджеты, суммы налога на прибыль в размере 3367858 руб., излишне уплаченного в 1999 г. в связи с неправильным применением ставки налога.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Свое обращение с апелляционной жалобой налоговый орган мотивирует тем, что решение от 03.08.2004 вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд необоснованно посчитал установленными, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
Как видно из материалов дела, 27 марта 2003 года ООО "Сургутгазпром" направило в Инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 дополнительный расчет (декларацию) по налогу на прибыль за 1999 год и заявление от 19.03.03 N 68-622-03 о зачете налога на прибыль в размере 12652783 руб., излишне уплаченного в 1999 году в связи с неправильным применением ставки налога. 25 июня 2003 года заявитель повторно направил декларацию и заявление в адрес ответчика, согласно уведомлению о вручении повторно направленные документы были получены ответчиком 27 июня 2003 года.
По состоянию на 14 августа 2003 года заявитель не получил какого-либо ответа на указанное заявление, что означает непроведение зачета излишне уплаченных сумм налога ответчиком в установленный срок.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вступившего в силу с 1 апреля 1999 года, ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11 процентов.
В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 процентов, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, по ставкам в размере не свыше 27 процентов. В результате в 1999 году ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, была понижена с 13% до 11%; ставка налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, была понижена с 22% до 19%. Таким образом, совокупная ставка налога на прибыль в 1999 году составила 30%.
Судом 1-й инстанции сделан правильный вывод о том, что в 1999 году заявитель исчислял налог на прибыль в ином, не предусмотренном Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядке: сумма налога, исчисленная нарастающим итогом за год по законно установленной ставке 30%, была дополнительно увеличена на сумму налога, исчисленную по ставке 5% от фактической налогооблагаемой прибыли за I квартал 1999 года. При этом заявитель ошибочно руководствовался пунктом 5.3 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", по его мнению, данный пункт Инструкции не соответствует законодательству и не может применяться.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым, в частности, относятся: налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода - периода времени, по окончании которого исчисляется сумма налога, в состав которого могут входить один или несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года; сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.
Таким образом, судом 1-й инстанции сделан правильный вывод о том, что налоговой базой по налогу на прибыль является налогооблагаемая прибыль, полученная в календарном году.
В рамках определения налогового периода, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты налога на прибыль как элементов налогообложения согласно ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль" установлено, что налоговым периодом является календарный год, в который входят отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев года - по итогам которых налогоплательщики должны уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль.
Налог в соответствии со ст. 8 НК РФ представляет собой обязательный индивидуально-безвозмездный денежный платеж, осуществляемый налогоплательщиками, исходя из налоговых ставок на единицу измерения определяемой по окончании налогового периода налоговой базы установленного объекта налогообложения.
Таким образом, до истечения налогового периода, составляющего календарный год, налоговая база по налогу на прибыль не может быть определена. Нормами, устанавливающими налог на прибыль как налог в рамках определения элементов этого налога, не установлены правила, в соответствии с которыми налоговая база по налогу на прибыль определялась бы не по итогам налогового периода, установленного в один год, а по итогам отчетных периодов.
Согласно п. 2 ст. 9 ФЗ "О налоге на прибыль" в течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли и ставки налога за налогооблагаемый период.
Законодательством установлен следующий порядок исчисления налога на прибыль: налог исчисляется исходя из налогооблагаемой прибыли (определяемой с учетом льгот) за год и ставки, действовавшей в текущем налоговом периоде; в течение налогового периода предусмотрены авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев.
Соответственно, налог на прибыль уплачивается по итогам года, а уплачиваемые в течение года в бюджет суммы являются авансовыми платежами по налогу.
Поэтому заявитель, уплатив авансовый взнос налога за 1 квартал по ставке 32%, по итогам налогового периода (1999 год) нарастающим итогом, исходя из налоговой ставки (30%), исчисляет фактическую сумму налога и определяет свое налоговое обязательство за налоговый период.
Кроме того, судом 1-й инстанции правомерно установлено, что ДП "Сургутгазпром", правопреемником которого является ООО "Сургутгазпром", уплатило в федеральный бюджет налог на прибыль за 5 месяцев 1999 года в размере 21903004 руб., исчисленных на основании расчета (налоговой декларации) по налогу на прибыль за 5 мес. 1999 г. от 20 июля 1999 г. (без учета изменений, внесенных в декларацию позднее). Указанная сумма определена, исходя из примененной ставки 13% по налогу на прибыль в федеральный бюджет за налоговый период 5 мес. Разница между суммой налога, исчисленной и уплаченной за 5 мес. 1999 г. по ставке 13%, и суммой налога, исчисленной заявителем по ставке 11% в федеральный бюджет (18533312 руб.), составляет 3369693 руб. Сумма "к уменьшению" в размере 3367858 руб. отражена в дополнительной декларации заявителя, направленной в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 25 июня 2003 г.
Как следует из представленных учредительных документов и документов о преобразовании, ООО "Сургутгазпром" создано в соответствии со статьями 57, 58, 68 ГК РФ в результате реорганизации в форме преобразования (изменения организационно-правовой формы) предприятия по добыче, транспортировке и переработке газа и газового конденсата "Сургутгазпром" РАО "Газпром", которое, в свою очередь, являлось самостоятельным юридическим лицом, о чем свидетельствуют п. 3.1 Устава предприятия от 17.11.93 N 59/у, карта постановки на налоговый учет от 27.04.94, свидетельство о госрегистрации от 15.12.92 и другие документы.
В соответствии с п. 9 ст. 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. В силу п. 10 ст. 50 НК РФ сумма излишне уплаченного реорганизованным лицом налога подлежит возврату (зачету) его правопреемнику не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником заявления в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
Таким образом, налоговым периодом для предприятия по добыче, транспортировке и переработке газа и газового конденсата "Сургутгазпром" РАО "Газпром" являются 5 месяцев 1999 года, излишне уплаченные в этот период налоги подлежат возврату (зачету) его правопреемнику - ООО "Сургутгазпром".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 НК РФ "налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов". Пунктом 5 ч. 1 статьи 32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа "осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом".
Порядок и сроки проведения зачета установлены статьей 78 НК РФ. Зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления (п. 4 ст. 78 НК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
В результате нарушения порядка исчисления налога на прибыль по итогам 1999 года заявитель излишне начислил и уплатил в бюджет 3367858 руб. Бездействие ответчика нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя как собственника имущества, в том числе право на зачет излишне уплаченных налогов, гарантированное статьями 21 и 32 НК РФ.
Суд 1-й инстанции, выполняя указания кассационной инстанции, обязал стороны провести сверку расчетов по налогу на прибыль за 1999 год.
По результатам проведенной сверки суд 1-й инстанции пришел к правильному выводу о том, что ДП "Сургутгазпром", правопреемником которого является ООО "Сургутгазпром", уплатило в федеральный бюджет налог на прибыль за 5 месяцев 1999 года в размере 21903004 руб., исчисленных на основании расчета (налоговой декларации) по налогу на прибыль за 5 мес. 1999 г. от 20 июля 1999 г. (без учета изменений, внесенных в декларацию позднее). Указанная сумма определена, исходя из примененной ставки 13% по налогу на прибыль в федеральный бюджет за налоговый период 5 мес. Разница между суммой налога, исчисленной и уплаченной за 5 мес. 1999 г. по ставке 13%, и суммой налога, исчисленной заявителем по ставке 11% в федеральный бюджет (18533312 руб.), составляет 3369693 руб. Сумма "к уменьшению" в размере 3367858 руб. отражена в дополнительной декларации заявителя, направленной в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 25 июня 2003 г.
Таким образом, судом 1-й инстанции исследованы обстоятельства, имеющие правовое значение для настоящего дела, с учетом указаний кассационной инстанции, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы, изложенные в апелляционных жалобах, однако они не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого решения суда 1-й инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе несет ее заявитель, однако налоговый орган освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2004 по делу N А40-3497/03-127-415 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
30 ноября 2004 г. - изготовлено Дело N 09АП-3375/04-АК
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи К.С.Н., судей - М., П., при ведении протокола судебного заседания секретарем С., при участии: от заявителя - А., К.К.И., от заинтересованного лица - И., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИМНС РФ N 2 по КН на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2004 по делу N А40-34971/03-127-415, принятое судьей К.И.Н. по заявлению ООО "Сургутгазпром" к МИМНС РФ N 2 по КН о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сургутгазпром" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2, выразившегося в непроведении зачета излишне уплаченного в 1999 году налога на прибыль в размере 3367858 руб.
Решением суда от 01.12.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2004 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением ФАС МО от 24.05.2004 решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 13.02.2004 отменены и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию. При этом суд кассационной инстанции указал на то, что дело направляется на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием материалов по сумме налога на прибыль, заявленной к вычету, а именно: величина налоговой базы по налогу на прибыль за 1999 год, ставка и сумма налога на прибыль в федеральный бюджет должны быть оценены с налоговым органом, для чего суду первой инстанции необходимо обязать стороны представить совместный акт сверки по спорной сумме.
Решением суда 1-й инстанции от 03.08.2004 признано незаконным бездействие МИМНС РФ по КН N 2, выразившееся в непроведении зачета излишне уплаченного налога на прибыль в 1999 г. в размере 3367858 руб., и на налоговый орган возложена обязанность в месячный срок зачесть в счет погашения недоимок по налогам, а также в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль и другим налогам, уплачиваемым в соответствующие бюджеты, суммы налога на прибыль в размере 3367858 руб., излишне уплаченного в 1999 г. в связи с неправильным применением ставки налога.
С решением суда не согласился налоговый орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Свое обращение с апелляционной жалобой налоговый орган мотивирует тем, что решение от 03.08.2004 вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд необоснованно посчитал установленными, несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив все доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
Как видно из материалов дела, 27 марта 2003 года ООО "Сургутгазпром" направило в Инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 дополнительный расчет (декларацию) по налогу на прибыль за 1999 год и заявление от 19.03.03 N 68-622-03 о зачете налога на прибыль в размере 12652783 руб., излишне уплаченного в 1999 году в связи с неправильным применением ставки налога. 25 июня 2003 года заявитель повторно направил декларацию и заявление в адрес ответчика, согласно уведомлению о вручении повторно направленные документы были получены ответчиком 27 июня 2003 года.
По состоянию на 14 августа 2003 года заявитель не получил какого-либо ответа на указанное заявление, что означает непроведение зачета излишне уплаченных сумм налога ответчиком в установленный срок.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.03.99 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", вступившего в силу с 1 апреля 1999 года, ставка налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, устанавливается в размере 11 процентов.
В бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц) по ставкам, устанавливаемым законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в размере не свыше 19 процентов, а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций, по ставкам в размере не свыше 27 процентов. В результате в 1999 году ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, была понижена с 13% до 11%; ставка налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, была понижена с 22% до 19%. Таким образом, совокупная ставка налога на прибыль в 1999 году составила 30%.
Судом 1-й инстанции сделан правильный вывод о том, что в 1999 году заявитель исчислял налог на прибыль в ином, не предусмотренном Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядке: сумма налога, исчисленная нарастающим итогом за год по законно установленной ставке 30%, была дополнительно увеличена на сумму налога, исчисленную по ставке 5% от фактической налогооблагаемой прибыли за I квартал 1999 года. При этом заявитель ошибочно руководствовался пунктом 5.3 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", по его мнению, данный пункт Инструкции не соответствует законодательству и не может применяться.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым, в частности, относятся: налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода - периода времени, по окончании которого исчисляется сумма налога, в состав которого могут входить один или несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налог на прибыль исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года; сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.
Таким образом, судом 1-й инстанции сделан правильный вывод о том, что налоговой базой по налогу на прибыль является налогооблагаемая прибыль, полученная в календарном году.
В рамках определения налогового периода, порядка исчисления, порядка и сроков уплаты налога на прибыль как элементов налогообложения согласно ст. 8 Закона РФ "О налоге на прибыль" установлено, что налоговым периодом является календарный год, в который входят отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев года - по итогам которых налогоплательщики должны уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль.
Налог в соответствии со ст. 8 НК РФ представляет собой обязательный индивидуально-безвозмездный денежный платеж, осуществляемый налогоплательщиками, исходя из налоговых ставок на единицу измерения определяемой по окончании налогового периода налоговой базы установленного объекта налогообложения.
Таким образом, до истечения налогового периода, составляющего календарный год, налоговая база по налогу на прибыль не может быть определена. Нормами, устанавливающими налог на прибыль как налог в рамках определения элементов этого налога, не установлены правила, в соответствии с которыми налоговая база по налогу на прибыль определялась бы не по итогам налогового периода, установленного в один год, а по итогам отчетных периодов.
Согласно п. 2 ст. 9 ФЗ "О налоге на прибыль" в течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли и ставки налога за налогооблагаемый период.
Законодательством установлен следующий порядок исчисления налога на прибыль: налог исчисляется исходя из налогооблагаемой прибыли (определяемой с учетом льгот) за год и ставки, действовавшей в текущем налоговом периоде; в течение налогового периода предусмотрены авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев.
Соответственно, налог на прибыль уплачивается по итогам года, а уплачиваемые в течение года в бюджет суммы являются авансовыми платежами по налогу.
Поэтому заявитель, уплатив авансовый взнос налога за 1 квартал по ставке 32%, по итогам налогового периода (1999 год) нарастающим итогом, исходя из налоговой ставки (30%), исчисляет фактическую сумму налога и определяет свое налоговое обязательство за налоговый период.
Кроме того, судом 1-й инстанции правомерно установлено, что ДП "Сургутгазпром", правопреемником которого является ООО "Сургутгазпром", уплатило в федеральный бюджет налог на прибыль за 5 месяцев 1999 года в размере 21903004 руб., исчисленных на основании расчета (налоговой декларации) по налогу на прибыль за 5 мес. 1999 г. от 20 июля 1999 г. (без учета изменений, внесенных в декларацию позднее). Указанная сумма определена, исходя из примененной ставки 13% по налогу на прибыль в федеральный бюджет за налоговый период 5 мес. Разница между суммой налога, исчисленной и уплаченной за 5 мес. 1999 г. по ставке 13%, и суммой налога, исчисленной заявителем по ставке 11% в федеральный бюджет (18533312 руб.), составляет 3369693 руб. Сумма "к уменьшению" в размере 3367858 руб. отражена в дополнительной декларации заявителя, направленной в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 25 июня 2003 г.
Как следует из представленных учредительных документов и документов о преобразовании, ООО "Сургутгазпром" создано в соответствии со статьями 57, 58, 68 ГК РФ в результате реорганизации в форме преобразования (изменения организационно-правовой формы) предприятия по добыче, транспортировке и переработке газа и газового конденсата "Сургутгазпром" РАО "Газпром", которое, в свою очередь, являлось самостоятельным юридическим лицом, о чем свидетельствуют п. 3.1 Устава предприятия от 17.11.93 N 59/у, карта постановки на налоговый учет от 27.04.94, свидетельство о госрегистрации от 15.12.92 и другие документы.
В соответствии с п. 9 ст. 50 НК РФ при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо. В силу п. 10 ст. 50 НК РФ сумма излишне уплаченного реорганизованным лицом налога подлежит возврату (зачету) его правопреемнику не позднее одного месяца со дня подачи правопреемником заявления в порядке, установленном статьей 78 НК РФ.
Таким образом, налоговым периодом для предприятия по добыче, транспортировке и переработке газа и газового конденсата "Сургутгазпром" РАО "Газпром" являются 5 месяцев 1999 года, излишне уплаченные в этот период налоги подлежат возврату (зачету) его правопреемнику - ООО "Сургутгазпром".
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 21 НК РФ "налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов". Пунктом 5 ч. 1 статьи 32 НК РФ предусмотрена обязанность налогового органа "осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом".
Порядок и сроки проведения зачета установлены статьей 78 НК РФ. Зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления (п. 4 ст. 78 НК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
В результате нарушения порядка исчисления налога на прибыль по итогам 1999 года заявитель излишне начислил и уплатил в бюджет 3367858 руб. Бездействие ответчика нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя как собственника имущества, в том числе право на зачет излишне уплаченных налогов, гарантированное статьями 21 и 32 НК РФ.
Суд 1-й инстанции, выполняя указания кассационной инстанции, обязал стороны провести сверку расчетов по налогу на прибыль за 1999 год.
По результатам проведенной сверки суд 1-й инстанции пришел к правильному выводу о том, что ДП "Сургутгазпром", правопреемником которого является ООО "Сургутгазпром", уплатило в федеральный бюджет налог на прибыль за 5 месяцев 1999 года в размере 21903004 руб., исчисленных на основании расчета (налоговой декларации) по налогу на прибыль за 5 мес. 1999 г. от 20 июля 1999 г. (без учета изменений, внесенных в декларацию позднее). Указанная сумма определена, исходя из примененной ставки 13% по налогу на прибыль в федеральный бюджет за налоговый период 5 мес. Разница между суммой налога, исчисленной и уплаченной за 5 мес. 1999 г. по ставке 13%, и суммой налога, исчисленной заявителем по ставке 11% в федеральный бюджет (18533312 руб.), составляет 3369693 руб. Сумма "к уменьшению" в размере 3367858 руб. отражена в дополнительной декларации заявителя, направленной в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 25 июня 2003 г.
Таким образом, судом 1-й инстанции исследованы обстоятельства, имеющие правовое значение для настоящего дела, с учетом указаний кассационной инстанции, дана надлежащая правовая оценка доводам налогового органа и имеющимся в деле доказательствам. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы, изложенные в апелляционных жалобах, однако они не могут служить основанием к отмене или изменению обжалуемого решения суда 1-й инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе несет ее заявитель, однако налоговый орган освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.08.2004 по делу N А40-3497/03-127-415 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)