Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.12.2005, 19.12.2005 N 10АП-1971/05-АК ПО ДЕЛУ N А41-К2-24179/05

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


26 декабря 2005 г. Дело N 10АП-1971/05-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 19.12.2005.
Полный текст постановления изготовлен 26.12.2005.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей М.Э., М.Л., при ведении протокола судебного заседания М.Р., при участии в заседании: от истца (заявителя) - О., дов. от 13.09.05 N 12-07/БПИ-21, от ответчика - Т., дов. от 04.02.05 N 88, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по городу Озеры на решение Арбитражного суда Московской области от 16 мая 2005 г. по делу N А41-К2-24179/05, принятое судьей Р. по заявлению ОАО "Мосэнерго" к ИФНС России по городу Озеры о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия ИМНС РФ по г. Озеры Московской области, выразившегося в неосуществлении возврата суммы излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет в размере 400000 руб., в областной бюджет - в размере 1000000 руб.
ОАО "Мосэнерго" просит также обязать ИФНС России по г. Озеры Московской области совершить действия по возврату суммы излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет в размере 400000 руб., в областной бюджет - в размере 1000000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 мая 2005 г. заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие ИФНС России по г. Озеры, выразившееся в неосуществлении возврата суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 6 месяцев 2004 г. в местный бюджет в размере 400000 руб., в областной бюджет - в размере 1000000 руб.
ИФНС России по г. Озеры считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы ИФНС России по г. Озеры указала, что согласно п. п. 1, 2 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетным периодом по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода.
Пунктом 1 статьи 287 НК РФ определено, что авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Таким образом, законодатель разграничил понятия авансового платежа и налога.
Статья 78 НК РФ регулирует порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, но не авансовых платежей.
При принятии решения об отказе в возврате излишне уплаченных авансовых платежей налоговый орган действовал в соответствии с требованиями норм законодательства о налогах и сборах.
На основании изложенного ИФНС России по г. Озеры просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований отказать.
ОАО "Мосэнерго" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений представитель ОАО "Мосэнерго" указал, что в соответствии с п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.
Согласно п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном ст. 286 НК РФ.
При этом п. 2 ст. 286 НК РФ предусмотрены две системы исчисления и уплаты авансовых платежей:
1) исчисление и уплата ежеквартальных авансовых платежей с перечислением ежемесячных авансовых платежей, при этом отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года;
2) исчисление и уплата ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, при этом отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
На основании п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащей уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
Следовательно, авансовый платеж в первом квартале 2004 г. (январь, февраль, март) принимается равным сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащей уплате налогоплательщиком в четвертом квартале 2003 г.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в 4 квартале 2003 г., составила 0 руб.
Обязанность по уплате авансовых платежей в 1 квартале 2004 г. у ОАО "Мосэнерго" не возникла.
По итогу отчетного периода (1 квартал) у заявителя возникла обязанность уплатить налог на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации - 930034,00 руб. + 23117,00 руб. (с налоговой базы переходного периода), в местный бюджет - 109416,00 руб. + 3188,00 руб. (с налоговой базы переходного периода).
На 01.01.2004 у заявителя была переплата по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации на сумму 1023167,00 руб. и в местный бюджет - на сумму 607395,00 руб., что подтверждается актом сверки расчетов по платежам в бюджет субъекта Российской Федерации с 01.01.2003 по 31.12.2003, актом сверки расчетов по платежам в бюджет субъекта Российской Федерации с 01.01.2004 по 31.07.2004, актом сверки расчетов по платежам в местный бюджет с 01.01.2003 по 31.12.2003, актом сверки расчетов по платежам в местный бюджет с 01.01.2004 по 31.07.2004.
Согласно ст. 287 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода (календарного года), уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Таким образом, налог на прибыль организаций за 2003 г. (подлежащий уплате по истечении налогового периода) должен быть уплачен до 28 марта 2004 г.
Сумма налога, подлежащая доплате заявителем по итогам 2003 г. в бюджет субъекта Российской Федерации составляла 802694,00 руб., в местный бюджет - 100335,00 руб.
Учитывая имеющуюся на 01.01.2004 переплату по налогу (подтвержденную налоговым органом), а также срок уплаты в бюджет итоговой суммы налога за 2003 г., заявителем был сделан следующий расчет суммы налога, фактически перечисленной в бюджет субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2004 г.:
- 1023167,00 руб. (переплата) - 802694,00 руб. (налог по факту за 2003 г.) = 220473,00 руб. (остаток переплаты);
- 930034 руб. (сумма, подлежащая уплате по факту за 1 квартал 2004 г. без налога с базы переходного периода) - 220473 руб. (остаток переплаты) = 709561 руб.
Таким образом, за 1 квартал 2004 г. заявитель вправе был уплатить в бюджет субъекта Российской Федерации 709561 руб. + 23117,00 руб. (с налоговой базы переходного периода).
Сумма 709561 руб. была перечислена заявителем в бюджет субъекта Российской Федерации платежным поручением N 12058 от 24.04.2004, сумма 23117,00 руб. - по платежному поручению N 11847 от 23.04.2004.
С учетом произведенного ОАО "Мосэнерго" перерасчета в связи с выявленной ошибкой сумма налога на прибыль, подлежащая уплате заявителем по итогу 2003 г., составляла в бюджет субъекта Российской Федерации 821087,00 руб., в местный бюджет - 102636,00 руб.
Соответствующая разница 18393,00 руб. (821087,00 руб. - 802694,00 руб.) была перечислена заявителем в бюджет субъекта Российской Федерации платежным поручением N 12486 от 02.06.2004.
Сумма переплаты (подтвержденная налоговым органом) по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в местный бюджет на 01.01.2004 составила 607395,00 руб.
Учитывая имеющуюся на 01.01.2004 переплату по налогу, а также срок уплаты в бюджет итоговой суммы налога за 2003 г. ОАО "Мосэнерго" был сделан следующий расчет:
607395,00 руб. (сумма переплаты) - 100355 руб. = 507060,00 руб. (остаток переплаты).
109416,00 руб. (сумма, подлежащая уплате за 1 квартал 2004 г.) + 3188 руб. (налог с базы переходного периода) - 507060,00 руб. (остаток переплаты) = 394456,00 руб.
Таким образом, поскольку за 1 квартал 2004 г. сумма переплаты в местный бюджет составила 394456,00 руб., заявитель был вправе не перечислять в местный бюджет сумму начисленного налога на прибыль.
С учетом произведенного заявителем перерасчета в связи с выявленной ошибкой сумма налога на прибыль, подлежащая уплате заявителем по итогу 2003 г., составляла в местный бюджет 102636,00 руб.
Соответствующую разницу 2301,00 руб. (102636,00 руб. - 100335,00 руб.) ОАО "Мосэнерго" просило зачесть в счет имеющейся переплаты налога на прибыль в местный бюджет в письме от 09.06.2004 N 07-39-302/397.
Учитывая изложенное, переплата налога на прибыль в местный бюджет составила на конец 1 квартала 2004 г. 394456,00 руб. - 2301,00 руб. = 392155,00 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
Следовательно, авансовый платеж во 2 квартале 2004 г. (апрель, май, июнь) принимается равным одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за 1 квартал 2004 г. (930034,00 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации и 109416 руб. в местный бюджет).
Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате во втором квартале 2004 г., составила:
- - в бюджет субъекта Российской Федерации - 310011,00 руб. (до 28.04.2004), 310011,00 руб. (до 28.05.2004), 310012,00 руб. (до 28.06.2004) - итого: 930034,00 руб.;
- - в местный бюджет - 36472,00 руб. (до 28.04.2004), 36472,00 руб. (до 28.05.2004), 36472,00 руб. (до 28.06.2004) - итого: 109416,00 руб.
Указанные суммы налога на прибыль были уплачены ОАО "Мосэнерго" в бюджет субъекта Российской Федерации платежными поручениями N 11959 от 24.04.2004 на сумму 310012 руб., N 12370 от 26.05.2004 на сумму 310012 руб., N 12596 от 24.06.2004 на сумму 310010 руб.
Поскольку переплата налога в местный бюджет составляла 392155 руб., а общая сумма подлежащего уплате во 2 квартале налога на прибыль составляла 109410 руб., платежи по налогу на прибыль в местный бюджет во 2 квартале 2004 г. ОАО "Мосэнерго" не осуществлялись.
Сумма переплаты по налогу на прибыль на конец 2 квартала 2004 г. составила 282745 руб.
Учитывая сезонность отпуска электроэнергии по итогу 1-го полугодия 2004 г., прибыль заявителя по сравнению с началом года уменьшилась, и налоговая база по налогу на прибыль составила по обособленному подразделению 4371985,00 руб., сумма налога прибыль, подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, составляет 743237,00 руб. + 22459,00 руб. (с налоговой базы переходного периода), в местный бюджет - 87440,00 руб. + 3097,00 руб. (с налоговой базы переходного периода).
Сумма налогов, исчисленная заявителем и уплаченная им в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, превышает сумму налогов, которую должен уплатить в бюджеты заявитель по итогам 1 полугодия 2004 г.
ОАО "Мосэнерго" уплатило в бюджет субъекта Российской Федерации: 709561,00 руб. + 23117,00 руб. + 930034,00 руб. + 18393,00 руб. = 1681105,00 руб.
Сумма переплаты по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 1 полугодие 2004 г. составила 1681105,00 руб. - 765696,00 руб. = 915409,00 руб.
Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в 3 квартале 2004 г., составила 0 руб.
Поскольку налог на прибыль организаций на основании ст. 286 НК РФ исчисляется исходя из ставки налога на прибыль и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода, то по итогам 9 месяцев 2004 г. заявитель должен был уплатить налог на прибыль за данный период:
- - в бюджет субъекта Российской Федерации - 305241,00 руб. + 23162,00 руб. (с базы переходного периода);
- - в местный бюджет - 87440,00 руб. + 3194,00 руб. (с базы переходного периода).
ОАО "Мосэнерго" уплатило в бюджет субъекта Российской Федерации 709561,00 руб. + 23117,00 руб. + 930034,00 руб. + 18393 руб. = 1681105,00 руб., в то время как сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации составляет 305241,00 руб. + 23162,00 руб., поскольку налоговая база по налогу на прибыль в части обособленного подразделения по сравнению с началом года уменьшилась.
Сумма переплаты по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 9 месяцев 2004 г. составляет: 1681105,00 руб. - (305241,00 руб. + 23162,00 руб.) = 1352702,00 руб.
На основании абзацев 6, 7 п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Если рассчитанная таким образом сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в 4 квартале 2004 г., составила 0 руб.
Поскольку налог на прибыль в соответствии со ст. 286 НК РФ исчисляется исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала отчетного (налогового) периода, то по итогам 2004 г. заявитель должен был уплатить налог на прибыль за данный период в бюджет субъекта Российской Федерации 1845868,00 руб., в местный бюджет - 217161,00 руб.
Статьей 287 НК РФ установлены сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода (календарного года), уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Налог на прибыль за 2004 г. (подлежащий уплате по истечении налогового периода) должен был быть уплачен до 28 марта 2005 г.
Переплата налога на прибыль на 01.01.2005 в бюджет субъекта Российской Федерации составляет 1283312,83 руб., что подтверждается актом сверки расчетов по платежам в бюджет субъекта Российской Федерации с 01.01.2005 по 31.03.2005.
До 28 марта 2005 г. внесенные в бюджет субъекта Российской Федерации средства считаются излишне уплаченными и подлежат возврату налогоплательщику на основании норм ст. 78 НК РФ.
Незаконное бездействие налоговых органов по невозврату излишне уплаченных сумм налога приводит к тому, что более полугода (фактически с 1 июля по 27 марта 2005 г.) ОАО "Мосэнерго" не может пользоваться своими денежными средствами, что противоречит ст. 35 Конституции РФ.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражения ОАО "Мосэнерго", проверив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 26 августа 2004 г. ОАО "Мосэнерго" в соответствии с п. п. 7, 9 ст. 78 НК РФ обратилось в ИМНС РФ по г. Озеры Московской области с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налога на прибыль в размере 400000 руб. в местный бюджет и 1000000 руб. - в областной бюджет (л. д. 5).
Согласно акту сверки расчетов по платежам в бюджет за период с 01.01.2004 по 31.07.2004, произведенной ИФНС России по г. Озеры Московской области и ОАО "Мосэнерго", за проверяемый период у заявителя имелась переплата по налогу на прибыль:
- - в местном бюджете (КБК 1010110) в сумме 411034 руб.;
- - в областном бюджете (КБК 1010102) в сумме 1094372 руб. (л. д. 6, 7).
Согласно п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В нарушение установленного п. 9 ст. 78 НК РФ срока суммы излишне уплаченного ОАО "Мосэнерго" налога на прибыль до настоящего времени не возвращены, ссылаясь на то, что согласно п. 1 ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, суммы излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль, образовавшиеся по итогам исчисления авансовых платежей за отчетный период, подлежат зачету в счет уплаты авансовых платежей будущих отчетных (налоговых) периодов и не подлежат возврату до истечения налогового периода.
Указанные доводы налогового органа апелляционный суд считает необоснованными.
В соответствии со ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Согласно ст. 286 НК РФ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено п. п. 4, 5 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащей уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленной за первый отчетный период текущего года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Исходя из указанной нормы, авансовые платежи представляют собой налог в виде авансовых платежей, а их уплата в соответствии со ст. 287 НК РФ - способ внесения в бюджет налога, обеспечивающий его равномерное поступление в течение отчетного (налогового) периода.
Таким образом, если по итогам отчетного (налогового) периода у организации имеется переплата, то она в соответствии со ст. 78 НК РФ подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иным налогам, на погашение недоимки и уплату пеней, или подлежит возврату налогоплательщику в установленном порядке.
ИФНС России по г. Озеры не представлено доказательств, что у заявителя на момент подачи заявления о возврате сумм излишне уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль за 6 месяцев 2004 г. имелась недоимка по налогам, отсутствуют доказательства недоимки по налогам на начало 2005 г. и на настоящее время.
Согласно представленной декларации по налогу на прибыль за 2003 г. сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в 4 квартале 2003 г., составила 0 руб. (л. д. 98 - 99, 99 - 123), обязанность по уплате авансовых платежей в 1 квартале 2004 г. у заявителя не возникла (л. д. 124).
По итогам отчетного периода (1 квартал 2004 г.) у заявителя возникла обязанность уплатить налог на прибыль:
- - в бюджет субъекта РФ - 930034,00 руб. + 23117,00 руб. (с базы переходного периода);
- - в местный бюджет - 109416,00 руб. + 3188,00 руб. (с налоговой базы переходного периода).
На 01.01.2004 у заявителя была переплата по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации на сумму 1023167,00 руб. и в местный бюджет - на сумму 607395,00 руб., что подтверждается актом сверки расчетов по платежам в бюджет субъекта Российской Федерации с 01.01.2003 по 31.12.2003, актом сверки расчетов по платежам в бюджет субъекта Российской Федерации с 01.01.2004 по 31.07.2004, актом сверки расчетов по платежам в местный бюджет с 01.01.2003 по 31.12.2003, актом сверки расчетов по платежам в местный бюджет с 01.01.2004 по 31.07.2004 (л. д. 92 - 93).
Согласно декларации по налогу на прибыль за 2003 г. сумма налога, подлежащая доплате заявителем по итогам 2003 г., составляла в бюджет субъекта Российской Федерации 802694,00 руб., в местный бюджет - 100335,00 руб.
Учитывая имеющуюся на 01.01.2004 переплату по налогу (подтвержденную налоговым органом), а также срок уплаты в бюджет итоговой суммы налога за 2003 г., заявителем был сделан следующий расчет суммы налога, фактически перечисленной в бюджет субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2004 г.:
- 1023167,00 руб. (переплата) - 802694,00 руб. (налог по факту за 2003 г.) = 220473,00 руб. (остаток переплаты);
- 930034 руб. (сумма, подлежащая уплате по факту за 1 квартал 2004 г. без налога с базы переходного периода) - 220473 руб. (остаток переплаты) = 709561 руб.
Таким образом, за 1 квартал 2004 г. заявитель вправе был уплатить в бюджет субъекта Российской Федерации 709561 руб. + 23117,00 руб. (с налоговой базы переходного периода).
Сумма 709561 руб. была перечислена заявителем в бюджет субъекта Российской Федерации платежным поручением N 12058 от 24.04.2004, сумма 23117,00 руб. - по платежному поручению N 11847 от 23.04.2004 (л. д. 86, 87).
С учетом произведенного ОАО "Мосэнерго" перерасчета в связи с выявленной ошибкой сумма налога на прибыль, подлежащая уплате заявителем по итогу 2003 г., составляла в бюджет субъекта Российской Федерации 821087,00 руб., в местный бюджет - 102636,00 руб., что подтверждается уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль по обособленному подразделению за 2003 г.
Соответствующая разница 18393,00 руб. (821087,00 руб. - 802694,00 руб.) была перечислена заявителем в бюджет субъекта Российской Федерации платежным поручением N 12486 от 02.06.2004 (л. д. 88).
Сумма переплаты (подтвержденная налоговым органом) по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в местный бюджет на 01.01.2004 составила 607395,00 руб.
Учитывая имеющуюся на 01.01.2004 переплату по налогу, а также срок уплаты в бюджет итоговой суммы налога за 2003 г. ОАО "Мосэнерго" был сделан следующий расчет:
- 607395,00 руб. (сумма переплаты) - 100355 руб. = 507060,00 руб. (остаток переплаты);
- 109416,00 руб. (сумма, подлежащая уплате за 1 квартал 2004 г.) + 3188 руб. (налог с базы переходного периода) - 507060,00 руб. (остаток переплаты) = 394456,00 руб.
Таким образом, поскольку за 1 квартал 2004 г. сумма переплаты в местный бюджет составила 394456,00 руб., заявитель был вправе не перечислять в местный бюджет сумму начисленного налога на прибыль.
С учетом произведенного заявителем перерасчета в связи с выявленной ошибкой сумма налога на прибыль, подлежащая уплате заявителем по итогу 2003 г., составляла в местный бюджет 102636,00 руб.
Соответствующую разницу 2301,00 руб. (102636,00 руб. - 100335,00 руб.) ОАО "Мосэнерго" просило зачесть в счет имеющейся переплаты налога на прибыль в местный бюджет в письме от 09.06.2004 N 07-39-302/397 (л. д. 101).
Учитывая изложенное, переплата налога на прибыль в местный бюджет составила на конец 1 квартала 2004 г. 394456,00 руб. - 2301,00 руб. = 392155,00 руб.
Авансовый платеж во 2 квартале 2004 г. (апрель, май, июнь) принимается равным одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за 1 квартал 2004 г. (930034,00 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации и 109416 руб. в местный бюджет).
Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате во втором квартале 2004 г., составила:
- - в бюджет субъекта Российской Федерации - 310011,00 руб. (до 28.04.2004), 310011,00 руб. (до 28.05.2004), 310012,00 руб. (до 28.06.2004) - итого: 930034,00 руб.;
- - в местный бюджет - 36472,00 руб. (до 28.04.2004), 36472,00 руб. (до 28.05.2004), 36472,00 руб. (до 28.06.2004) - итого: 109416,00 руб., что подтверждается налоговой декларацией по налогу на прибыль по обособленному подразделению за 1 квартал 2004 г. (л. д. 124).
Указанные суммы налога на прибыль были уплачены ОАО "Мосэнерго" в бюджет субъекта Российской Федерации платежными поручениями N 11959 от 24.04.2004 на сумму 310012 руб., N 12370 от 26.05.2004, на сумму 310012 руб., N 12596 от 24.06.2004 на сумму 310010 руб. (всего на сумму 930034,00 руб.) (л. д. 89 - 91).
Поскольку переплата налога в местный бюджет составляла 392155 руб., а общая сумма подлежащего уплате во 2 квартале налога на прибыль составляла 109410 руб., платежи по налогу на прибыль в местный бюджет во 2 квартале 2004 г. ОАО "Мосэнерго" не осуществлялись.
Сумма переплаты по налогу на прибыль на конец 2 квартала 2004 г. составила 282745 руб.
Учитывая сезонность отпуска электроэнергии по итогу 1-го полугодия 2004 г., прибыль заявителя по сравнению с началом года уменьшилась, и налоговая база по налогу на прибыль составила по обособленному подразделению 4371985,00 руб., в то время как налоговая база по налогу за 1 квартал 2004 г. составляла 5470787,00 руб.
Следовательно, сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, составляет 743237,00 руб. + 22459,00 руб. (с налоговой базы переходного периода), в местный бюджет - 87440,00 руб. + 3097,00 руб. (с налоговой базы переходного периода), что подтверждается налоговыми декларациями по налогу на прибыль по обособленному подразделению за 1 квартал и полугодие 2004 г. (л. д. 124 - 125, 134 - 137).
Сумма налогов, исчисленная заявителем и уплаченная им в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, превышает сумму налогов, которую должен уплатить в бюджеты заявитель по итогам 1 полугодия 2004 г.
ОАО "Мосэнерго" уплатило в бюджет субъекта Российской Федерации: 709561,00 руб. + 23117,00 руб. + 930034,00 руб. +18393,00 руб. = 1681105,00 руб.
Сумма переплаты по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 1 полугодие 2004 г. составила 1681105,00 руб. - 765696,00 руб. = 915409,00 руб.
Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая уплате в 3 квартале 2004 г. составила 0 руб.
По итогам 9 месяцев 2004 г. заявитель должен был уплатить налог на прибыль за данный период:
- - в бюджет субъекта Российской Федерации - 305241,00 руб. + 23162,00 руб. (с базы переходного периода);
- - в местный бюджет - 87440,00 руб. + 3194,00 руб. (с базы переходного периода), что подтверждается налоговой декларацией по налогу на прибыль за 9 месяцев 2004 г. (по обособленному подразделению).
ОАО "Мосэнерго" уплатило в бюджет субъекта Российской Федерации 709561,00 руб. + 23117,00 руб. + 930034,00 руб. + 18393 руб. = 1681105,00 руб., в то время как сумма налога, подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации составляет 305241,00 руб. + 23162,00 руб., поскольку налоговая база по налогу на прибыль в части обособленного подразделения по сравнению с началом года уменьшилась.
Сумма переплаты по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации за 9 месяцев 2004 г. составляет: 1681105,00 руб. - (305241,00 руб. + 23162,00 руб.) = 1352702,00 руб.
По итогам 2004 г. заявитель должен был уплатить налог на прибыль за данный период в бюджет субъекта Российской Федерации 1845868,00 руб., в местный бюджет - 217161,00 руб., что подтверждается налоговой декларацией по налогу на прибыль за 2004 г. (по обособленному подразделению).
В соответствии со ст. 289 НК РФ заявитель имеет право доплатить в бюджет субъекта Российской Федерации сумму налога на прибыль до 28 марта 2005 г.
Следовательно, переплата налога на прибыль на 01.01.2005 в бюджет субъекта Российской Федерации сохраняется и составляет 1283312,83 руб., что подтверждается актом сверки расчетов по платежам в бюджет субъекта Российской Федерации с 01.01.2005 по 31.03.2005 (л. д. 94, 97).
До 28 марта 2005 г. внесенные в бюджет субъекта Российской Федерации средства считаются излишне уплаченными и подлежат возврату налогоплательщику на основании норм ст. 78 НК РФ.
Фактически с 1 июля по 27 марта 2005 г. ОАО "Мосэнерго" не может пользоваться своими денежными средствами, в связи с чем бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате излишне уплаченных сумм налога, правомерно признано незаконным судом первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 266, 269 п. 2, ст. 270 п. 4, ст. 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 16 мая 2005 г. изменить.
Обязать ИФНС РФ по г. Озеры Московской области совершить действия по возврату суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 6 месяцев 2004 г. в местный бюджет в размере 400000 руб., в областной бюджет - в размере 1000000 руб.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 16 мая 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Озеры - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)