Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.08.2003 N Ф08-3094/2003-1177А

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 19 августа 2003 года Дело N Ф08-3094/2003-1177А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Госторгкомплекс", в отсутствие представителей заинтересованного лица - Инспекции Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по г. Краснодару, надлежаще уведомленного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по г. Краснодару на решение от 28.04.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3820/2003-22/57, установил следующее.
ООО "Госторгкомплекс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ИМНС России N 5 по г. Краснодару и обязании налогового органа зачесть излишне уплаченную сумму налога на землю в размере 336465 рублей 60 копеек.
Решением суда от 28.04.2003 требования налогоплательщика в части признания недействительным бездействия налогового органа и обязания налогового органа зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога в сумме 247959 рублей 07 копеек удовлетворены, в остальной части требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что налоговый орган неправомерно не уведомил налогоплательщика о решении по зачету излишне уплаченных сумм налога, при расчете земельного налога за 2002 год к налоговой ставке земельного налога должен быть применен коэффициент 2, по этому зачету подлежит сумма, равная 247959 рублям 07 копейкам.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что при исчислении налога на землю за 2002 год необходимо руководствоваться положениями Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога", установившего коэффициент 2.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 03.02.2003 ООО "Госторгкомплекс" в адрес заинтересованного лица направило письмо с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 336465 рублей 60 копеек в счет уплаты земельного налога на очередные налоговые периоды.
В течение установленного срока налоговый орган не проинформировал налогоплательщика о вынесении решения - о зачете либо об отказе в зачете излишне уплаченных сумм налога, поэтому ООО "Госторгкомплекс" просит суд признать незаконным бездействие ИМНС России N 5 по г. Краснодару, а также обязать зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 336465 рублей 60 копеек в счет будущих платежей.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения о зачете или отказа в зачете сумм налога, суд исходил из того, что ИМНС России N 5 по г. Краснодару нарушила двухнедельный срок, установленный налоговым законодательством для принятия решения о зачете налоговых платежей.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, при этом зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа в течение пяти дней после получения заявления, при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с пунктом 6 данной статьи налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении не позднее двух недель со дня подачи заявления.
В материалах дела нет доказательств соблюдения данного требования, поэтому вывод о нарушении ИМНС России N 5 по г. Краснодару указанного положения правомерен, а, следовательно, решение в части признания незаконным бездействия налогового органа обоснованно.
В части обязания налогового органа произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога суд исходил из того, что при расчете суммы земельного налога в 2002 году подлежит применению коэффициент 2, установленный Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" и краевым законом "О краевом бюджете на 2002 год".
Судом установлено, что в 2002 году ООО "Горторгкомплекс" уплатило земельный налог в сумме 424972 рублей 33 копеек. Данный факт налоговым органом не оспаривается.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 года N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Аналогичная норма содержится и в статье 19 Закона Краснодарского края от 17 декабря 2001 года N 422-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В статье 3 указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Как следует из статьи 17 Закона, учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве отчетного периода данным Законом установлен год. Эта же статья содержит норму о том, что суммы налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю". Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Ставки земельного налога установлены в г. Краснодаре решением городской Думы Краснодара от 24 октября 1996 года N 40 п. 5 "Об утверждении ставок земельного налога в г. Краснодаре". В соответствии с данным нормативным актом для заявителя ставка земельного налога с учетом экономико-планировочной оценочной зоны территории г. Краснодара составляет 1,26 рубля за квадратный метр.
Так как повышающий коэффициент установлен федеральным законом, а законность его положений ни по праву, ни по размеру, ни по дате введения в действие с учетом даты опубликования в установленном порядке никем не оспорена, то они подлежат применению.
Таким образом, учитывая ставку земельного налога, установленную для заявителя (1,26 рубля), а также повышающий коэффициент 2, установленный федеральным законодательством, суд правомерно удовлетворил заявленные требования в части зачета в счет будущих платежей сумму излишне уплаченного налога в размере 247959 рублей 07 копеек.
Решение суда является законным и обоснованным, вынесенным по полно исследованным обстоятельствам и материалам дела и с правильным применением норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.04.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3820/2003-22/57 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 19 августа 2003 года Дело N Ф08-3094/2003-1177А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Госторгкомплекс", в отсутствие представителей заинтересованного лица - Инспекции Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по г. Краснодару, надлежаще уведомленного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по г. Краснодару на решение от 28.04.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3820/2003-22/57, установил следующее.
ООО "Госторгкомплекс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ИМНС России N 5 по г. Краснодару и обязании налогового органа зачесть излишне уплаченную сумму налога на землю в размере 336465 рублей 60 копеек.
Решением суда от 28.04.2003 требования налогоплательщика в части признания недействительным бездействия налогового органа и обязания налогового органа зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога в сумме 247959 рублей 07 копеек удовлетворены, в остальной части требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что налоговый орган неправомерно не уведомил налогоплательщика о решении по зачету излишне уплаченных сумм налога, при расчете земельного налога за 2002 год к налоговой ставке земельного налога должен быть применен коэффициент 2, по этому зачету подлежит сумма, равная 247959 рублям 07 копейкам.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что при исчислении налога на землю за 2002 год необходимо руководствоваться положениями Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога", установившего коэффициент 2.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит на основании следующего.
Как видно из материалов дела, 03.02.2003 ООО "Госторгкомплекс" в адрес заинтересованного лица направило письмо с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 336465 рублей 60 копеек в счет уплаты земельного налога на очередные налоговые периоды.
В течение установленного срока налоговый орган не проинформировал налогоплательщика о вынесении решения - о зачете либо об отказе в зачете излишне уплаченных сумм налога, поэтому ООО "Госторгкомплекс" просит суд признать незаконным бездействие ИМНС России N 5 по г. Краснодару, а также обязать зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 336465 рублей 60 копеек в счет будущих платежей.
Удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения о зачете или отказа в зачете сумм налога, суд исходил из того, что ИМНС России N 5 по г. Краснодару нарушила двухнедельный срок, установленный налоговым законодательством для принятия решения о зачете налоговых платежей.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, при этом зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа в течение пяти дней после получения заявления, при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с пунктом 6 данной статьи налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении не позднее двух недель со дня подачи заявления.
В материалах дела нет доказательств соблюдения данного требования, поэтому вывод о нарушении ИМНС России N 5 по г. Краснодару указанного положения правомерен, а, следовательно, решение в части признания незаконным бездействия налогового органа обоснованно.
В части обязания налогового органа произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога суд исходил из того, что при расчете суммы земельного налога в 2002 году подлежит применению коэффициент 2, установленный Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" и краевым законом "О краевом бюджете на 2002 год".
Судом установлено, что в 2002 году ООО "Горторгкомплекс" уплатило земельный налог в сумме 424972 рублей 33 копеек. Данный факт налоговым органом не оспаривается.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14 декабря 2001 года N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Аналогичная норма содержится и в статье 19 Закона Краснодарского края от 17 декабря 2001 года N 422-КЗ "О краевом бюджете на 2002 год".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В статье 3 указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Согласно статье 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Как следует из статьи 17 Закона, учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня, то есть в качестве отчетного периода данным Законом установлен год. Эта же статья содержит норму о том, что суммы налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю". Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Ставки земельного налога установлены в г. Краснодаре решением городской Думы Краснодара от 24 октября 1996 года N 40 п. 5 "Об утверждении ставок земельного налога в г. Краснодаре". В соответствии с данным нормативным актом для заявителя ставка земельного налога с учетом экономико-планировочной оценочной зоны территории г. Краснодара составляет 1,26 рубля за квадратный метр.
Так как повышающий коэффициент установлен федеральным законом, а законность его положений ни по праву, ни по размеру, ни по дате введения в действие с учетом даты опубликования в установленном порядке никем не оспорена, то они подлежат применению.
Таким образом, учитывая ставку земельного налога, установленную для заявителя (1,26 рубля), а также повышающий коэффициент 2, установленный федеральным законодательством, суд правомерно удовлетворил заявленные требования в части зачета в счет будущих платежей сумму излишне уплаченного налога в размере 247959 рублей 07 копеек.
Решение суда является законным и обоснованным, вынесенным по полно исследованным обстоятельствам и материалам дела и с правильным применением норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.04.2003 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-3820/2003-22/57 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)