Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
5 октября 2004 г. Дело N А60-26756/2004-С9
12 октября 2004 г.
Судья Арбитражного суда Свердловской области Воронин С.П. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Свердловэнерго" к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области, третьему лицу - Администрации МО "Город Сухой Лог", об оспаривании действий должностных лиц государственного органа.
В судебном заседании участвовали: представители заявителя - Михайлова Т.Ю., доверенность от 30.12.2003, Мерзляков В.В., доверенность от 16.09.2004; представители заинтересованного лица - Сысоев В.М., главный государственный инспектор, удостоверение N 123, Заречанская О.Ф., доверенность от 28.09.2004; представитель третьего лица - Неустроев В.С., начальник юридического отдела, доверенность от 17.01.2003 N 4.
Протокол судебного заседания велся судьей.
Объявлен состав суда, отводов суду не заявлено. Сторонам разъяснены их процессуальные права. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Открытое акционерное общество "Свердловэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об обжаловании действий должностных лиц Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по городу Сухому Логу Свердловской области, выразившихся в указании в Списке N 1 юридических лиц - плательщиков земельного налога и в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков об отнесении земель общей площадью 1921 га, занятых водохранилищем и зоной подтопления Рефтинской ГРЭС ОАО "Свердловэнерго", к землям промышленности. При этом заявитель полагает, что отнесение данных земель к категории земель промышленности не соответствует земельному и водному законодательству и фактическим обстоятельствам и влечет возложение на него дополнительных налоговых обязательств.
Представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству требования не признали, ссылаясь на то, что к категории земель промышленности земли Рефтинского водохранилища были отнесены решением органа местного самоуправления, а Комитет лишь констатировал данный факт; вопрос об отнесении земель к различным категориям не входит в компетенцию Комитета; фактически Рефтинское водохранилище расположено на землях промышленности, поскольку само водохранилище используется заявителем в своих производственных целях; заявителем пропущен срок на обращение в суд, поскольку о том, что земли водохранилища отнесены к категории земель промышленности, Обществу было известно давно.
Представитель Администрации МО "Город Сухой Лог" пояснил, что для отнесения земель Рефтинского водохранилища к землям водного фонда оснований не имеется, в связи с чем постановлением Главы Администрации города Сухого Лога от 05.12.1995 N 1650 было подтверждено отнесение спорных земель к категории земель промышленности.
Заслушав доводы и объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В постоянном (бессрочном) пользовании ОАО "Свердловэнерго" находится земельный участок общей площадью 3576 га, на котором расположены Рефтинская ГРЭС и обслуживающие ее объекты и сооружения, а также Рефтинское водохранилище.
Данный земельный участок был сформирован и предоставлен Уральской объединенной дирекции строящихся электросетей Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР (правопредшественник ОАО "Свердловэнерго") для строительства ГРЭС на основании решения исполнительного комитета Свердловского сельского Совета депутатов трудящихся от 20.07.1964 N 326 и распоряжения Совета Министров РСФСР от 31.08.1964 N 3323-р за счет изъятия земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения. Указанное перераспределение земель и изменение их категории на земли промышленности было отражено в Отчете о наличии земель и распределении их по категориям, утвержденном решением исполкома Сухоложского городского Совета народных депутатов от 15.11.1966 N 432.
В связи с проведением земельной реформы в 1992 году землепользование на данный участок было перерегистрировано и в соответствии с постановлением Главы Администрации города Сухого Лога от 10.07.1992 N 641 в постоянном (бессрочном) пользовании Рефтинской ГРЭС зарегистрирован земельный участок общей площадью 3576 га, в том числе: под водой 1237 га, под дорогами 27 га, под постройками 297 га, прочие земли 2015 га. На основании данного постановления заявителю Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу было выдано свидетельство на право постоянного пользования от 28.10.1993 N 3762 земельным участком для размещения ГРЭС и водохранилища (целевое назначение использования земель).
Постановлением Главы города Сухого Лога от 05.12.1995 N 1650 "Об отнесении земель по категориям и целям использования" было подтверждено отнесение земельного участка Рефтинской ГРЭС к категории земель промышленности.
В судебном заседании представители заявителя пояснили, что о данном постановлении им стало известно лишь при рассмотрении настоящего дела, а то обстоятельство, что данный земельный участок учитывался Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в составе земель промышленности, не влекло для ОАО "Свердловэнерго" каких-либо последствий, поскольку в целях налогообложения Общество всегда относило земли Рефтинского водохранилища к землям водного фонда.
Лишь при камеральной проверке представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу на 2004 год налоговый орган сделал вывод о занижении ОАО "Свердловэнерго" земельного налога за земельные участки, занятые водохранилищем и землями подтопления, что послужило основанием для вынесения налоговым органом извещения от 20.07.2004 N 53 о доначислении земельного налога, а также привлечения Общества к налоговой ответственности за неуплату налога.
При этом основанием для данного вывода налогового органа послужила информация об отнесении земельного участка Общества к землям промышленности, содержащаяся в Списке N 1 плательщиков земельного налога, составленном Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Сухого Лога по состоянию на 10.06.2004.
В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов; пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что о своих нарушенных правах Общество узнало лишь после налоговой проверки, когда отнесение спорного земельного участка к категории земель промышленности повлекло для ОАО "Свердловэнерго" неблагоприятные последствия в виде дополнительного налогового бремени. В связи с этим суд полагает, что заявителем не нарушен срок для обращения в суд с настоящими требованиями, которые рассматриваются по существу.
Закон РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", устанавливая принцип платности пользования землей, предусматривает различные ставки земельного налога в зависимости от вида землепользования, в чем выражается цель введения платы за землю - стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, а также выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий (ст. 2 Закона).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному ресурсу.
Из системной связи данных норм следует, что налогообложение земель различается от видов землепользования и категорий земель, в чем проявляется экономическое содержание этого налога.
Согласно ст. 10 этого Закона, налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
В соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся: земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Понятие "водный объект" содержится в ст. 1 Водного кодекса РФ, согласно которой водным объектом признается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, и уточнено в ст. 7 ВК РФ, в соответствии с которой поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
К землям водного фонда относятся также и земли, занятые гидротехническими сооружениями, к которым ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" относит плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения и т.д.
На земельном участке, находящемся в пользовании ОАО "Свердловэнерго", расположено Рефтинское водохранилище, которое является водным объектом (ст. 9 и 10 Водного кодекса РФ), в связи с чем земли под данным водным объектом относятся к землям водного фонда.
Об отнесении земель, занятых водными объектами, а также выделенных под гидротехнологические и водохозяйственные сооружения, к землям водного фонда указывает и ст. 160 Областного закона от 29.12.1995 N 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области".
Данное обстоятельство подтверждено также имеющимся в деле ответом Комитета природных ресурсов по Свердловской области от 19.07.1999 N 08-639а, которым на запрос Общества было сообщено, что водоем Рефтинского водохранилища является водным объектом и находится в государственной собственности Российской Федерации.
Довод представителей Комитета о том, что земли Рефтинского водохранилища обоснованно отнесены к землям промышленности в связи с использованием Обществом этого водного объекта в своих производственных целях, суд не принимает, поскольку данный довод не соответствует положениям земельного законодательства. Статья 102 Земельного кодекса относит к землям водного фонда земли, не только занятые водными объектами, но и используемые для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных потребностей.
В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР "О плате за землю" учет налогоплательщиков земельного налога ведут налоговые органы.
Учитывая специфику земельных отношений, с целью совершенствования механизма учета плательщиков земельного налога, а также плательщиков арендной платы за землю Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 04.09.1995 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" возложило обязанность по обеспечению государственных налоговых инспекций списками плательщиков земельного налога на комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. При этом было предусмотрено, что форма этих списков, сроки их представления, а также порядок внесения в них изменений устанавливаются по согласованию с Государственной налоговой службой Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, который 17.10.1995 утвердил Порядок ведения списка плательщиков земельного налога.
В соответствии с указанным Порядком в списки плательщиков налога включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании, пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления (п. 2); категория земель и цель использования земельного участка отражаются в соответствии с документом, удостоверяющим (подтверждающим) права на землю, или иными документами, а при отсутствии документов или отсутствии в них необходимых данных подготавливается решение органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к той или иной категории земель и цели использования земельного налога для взимания земельного налога (п. 7.4 Правил).
Учитывая, что категория земель и цель использования земельного участка влияют на размер налоговых обязательств, комитет обязан отражать в списках налогоплательщиков достоверную информацию, которая отражает фактический вид землепользования, а также принимать меры по приведению землепользования в соответствие с целевым назначением земель. Данная обязанность следует из назначения Комитета как государственного органа по осуществлению земельной политики и земельной реформе, призванного обеспечить проведение земельной реформы, разработку мер экономического стимулирования равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, ведение мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра, с целью чего комитет составляет отчеты о наличии земель и распределении их по категориям (п. 1 и 2, 5 Положения о Государственном комитете РСФСР по земельной реформе и его органах на местах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.06.1991 N 320).
Поскольку обложению налогом на землю подлежит фактическое землепользование, т.е. использование земли с учетом ее целевого назначения и категории земель, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, являясь специальным государственным органом, на который возложена обязанность учета землепользователей с целью их налогообложения, должен был отразить в Списке плательщиков земельного налога, послужившем для налогового органа основанием для взыскания налога, ту категорию земельного участка Общества, которая соответствует данному виду земель, т.е. землям водного фонда.
В настоящее время отсутствует законодательно установленный порядок отнесения земель к различным категориям (кроме перевода земель лесного фонда в нелесные земли). В проекте Федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую", принятом Государственной Думой в первом чтении 02.04.2004, предусмотрено, что такой перевод осуществляется по ходатайству землепользователя органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Учитывая это, суд полагает, что Комитет обязан был не только установить, к какой категории относятся земли Общества, но и принять меры к изменению целевого назначения земли и приведению его в соответствие с фактическим правовым режимом земли, что следует из п. 7.4 Порядка ведения списка плательщиков земельного налога. Суд при этом учитывает также то, что Общество неоднократно обращалось с заявлениями об этом.
Указание в списке на отнесение земель водного фонда к землям промышленности не соответствует целевому назначению земли и экономическому содержанию земельного налога, в связи с чем такие действия Комитета не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ОАО "Свердловэнерго", возлагая на Общество дополнительные налоговые обязательства, не вытекающие из фактического использования земельного участка.
Из материалов дела следует, что к землям водного фонда заявителя относятся земельный участок площадью 1237 га, занятый водохранилищем, и зона подтопления площадью 684 га, всего 1921 га, налогообложение которых следует осуществлять по ставке налога, установленной ст. 10 Закона РФ "О плате за землю", и именно эту информацию должен был включить Комитет в список плательщиков земельного налога.
Учитывая, что списки плательщиков земельного налога составлялись Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, в том числе и на основании инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков, которая, в свою очередь, послужила основанием для учета в государственном реестре земель Рефтинского водохранилища как земель промышленности, соответствующие исправления следует внести и в данную опись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, ст. 201 АПК РФ, суд
требования ОАО "Свердловэнерго" удовлетворить.
Признать незаконными действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области, выразившиеся в указании в списке плательщиков земельного налога, составленного по состоянию на 10.06.2004, а также в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков об отнесении земель водного фонда, занятых водохранилищем Рефтинской ГРЭС и зоной подтопления, к землям промышленности.
Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области восстановить нарушенные права ОАО "Свердловэнерго" путем внесения изменений в список плательщиков земельного налога и в инвентаризационную опись ранее учтенных земельных участков и указания в них на отнесение земельного участка Общества площадью 1921 га к землям водного фонда.
Возвратить ОАО "Свердловэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Свердловской области в течение одного месяца, начиная с даты изготовления решения.
5 октября 2004 г. Дело N А60-26756/2004-С9
12 октября 2004 г.
Судья Арбитражного суда Свердловской области Воронин С.П. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Свердловэнерго" к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области, третьему лицу - Администрации МО "Город Сухой Лог", об оспаривании действий должностных лиц государственного органа.
В судебном заседании участвовали: представители заявителя - Михайлова Т.Ю., доверенность от 30.12.2003, Мерзляков В.В., доверенность от 16.09.2004; представители заинтересованного лица - Сысоев В.М., главный государственный инспектор, удостоверение N 123, Заречанская О.Ф., доверенность от 28.09.2004; представитель третьего лица - Неустроев В.С., начальник юридического отдела, доверенность от 17.01.2003 N 4.
Протокол судебного заседания велся судьей.
Объявлен состав суда, отводов суду не заявлено. Сторонам разъяснены их процессуальные права. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Открытое акционерное общество "Свердловэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об обжаловании действий должностных лиц Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по городу Сухому Логу Свердловской области, выразившихся в указании в Списке N 1 юридических лиц - плательщиков земельного налога и в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков об отнесении земель общей площадью 1921 га, занятых водохранилищем и зоной подтопления Рефтинской ГРЭС ОАО "Свердловэнерго", к землям промышленности. При этом заявитель полагает, что отнесение данных земель к категории земель промышленности не соответствует земельному и водному законодательству и фактическим обстоятельствам и влечет возложение на него дополнительных налоговых обязательств.
Представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству требования не признали, ссылаясь на то, что к категории земель промышленности земли Рефтинского водохранилища были отнесены решением органа местного самоуправления, а Комитет лишь констатировал данный факт; вопрос об отнесении земель к различным категориям не входит в компетенцию Комитета; фактически Рефтинское водохранилище расположено на землях промышленности, поскольку само водохранилище используется заявителем в своих производственных целях; заявителем пропущен срок на обращение в суд, поскольку о том, что земли водохранилища отнесены к категории земель промышленности, Обществу было известно давно.
Представитель Администрации МО "Город Сухой Лог" пояснил, что для отнесения земель Рефтинского водохранилища к землям водного фонда оснований не имеется, в связи с чем постановлением Главы Администрации города Сухого Лога от 05.12.1995 N 1650 было подтверждено отнесение спорных земель к категории земель промышленности.
Заслушав доводы и объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В постоянном (бессрочном) пользовании ОАО "Свердловэнерго" находится земельный участок общей площадью 3576 га, на котором расположены Рефтинская ГРЭС и обслуживающие ее объекты и сооружения, а также Рефтинское водохранилище.
Данный земельный участок был сформирован и предоставлен Уральской объединенной дирекции строящихся электросетей Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР (правопредшественник ОАО "Свердловэнерго") для строительства ГРЭС на основании решения исполнительного комитета Свердловского сельского Совета депутатов трудящихся от 20.07.1964 N 326 и распоряжения Совета Министров РСФСР от 31.08.1964 N 3323-р за счет изъятия земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения. Указанное перераспределение земель и изменение их категории на земли промышленности было отражено в Отчете о наличии земель и распределении их по категориям, утвержденном решением исполкома Сухоложского городского Совета народных депутатов от 15.11.1966 N 432.
В связи с проведением земельной реформы в 1992 году землепользование на данный участок было перерегистрировано и в соответствии с постановлением Главы Администрации города Сухого Лога от 10.07.1992 N 641 в постоянном (бессрочном) пользовании Рефтинской ГРЭС зарегистрирован земельный участок общей площадью 3576 га, в том числе: под водой 1237 га, под дорогами 27 га, под постройками 297 га, прочие земли 2015 га. На основании данного постановления заявителю Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу было выдано свидетельство на право постоянного пользования от 28.10.1993 N 3762 земельным участком для размещения ГРЭС и водохранилища (целевое назначение использования земель).
Постановлением Главы города Сухого Лога от 05.12.1995 N 1650 "Об отнесении земель по категориям и целям использования" было подтверждено отнесение земельного участка Рефтинской ГРЭС к категории земель промышленности.
В судебном заседании представители заявителя пояснили, что о данном постановлении им стало известно лишь при рассмотрении настоящего дела, а то обстоятельство, что данный земельный участок учитывался Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в составе земель промышленности, не влекло для ОАО "Свердловэнерго" каких-либо последствий, поскольку в целях налогообложения Общество всегда относило земли Рефтинского водохранилища к землям водного фонда.
Лишь при камеральной проверке представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу на 2004 год налоговый орган сделал вывод о занижении ОАО "Свердловэнерго" земельного налога за земельные участки, занятые водохранилищем и землями подтопления, что послужило основанием для вынесения налоговым органом извещения от 20.07.2004 N 53 о доначислении земельного налога, а также привлечения Общества к налоговой ответственности за неуплату налога.
При этом основанием для данного вывода налогового органа послужила информация об отнесении земельного участка Общества к землям промышленности, содержащаяся в Списке N 1 плательщиков земельного налога, составленном Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Сухого Лога по состоянию на 10.06.2004.
В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов; пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что о своих нарушенных правах Общество узнало лишь после налоговой проверки, когда отнесение спорного земельного участка к категории земель промышленности повлекло для ОАО "Свердловэнерго" неблагоприятные последствия в виде дополнительного налогового бремени. В связи с этим суд полагает, что заявителем не нарушен срок для обращения в суд с настоящими требованиями, которые рассматриваются по существу.
Закон РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", устанавливая принцип платности пользования землей, предусматривает различные ставки земельного налога в зависимости от вида землепользования, в чем выражается цель введения платы за землю - стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, а также выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий (ст. 2 Закона).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному ресурсу.
Из системной связи данных норм следует, что налогообложение земель различается от видов землепользования и категорий земель, в чем проявляется экономическое содержание этого налога.
Согласно ст. 10 этого Закона, налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
В соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся: земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Понятие "водный объект" содержится в ст. 1 Водного кодекса РФ, согласно которой водным объектом признается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, и уточнено в ст. 7 ВК РФ, в соответствии с которой поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
К землям водного фонда относятся также и земли, занятые гидротехническими сооружениями, к которым ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" относит плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения и т.д.
На земельном участке, находящемся в пользовании ОАО "Свердловэнерго", расположено Рефтинское водохранилище, которое является водным объектом (ст. 9 и 10 Водного кодекса РФ), в связи с чем земли под данным водным объектом относятся к землям водного фонда.
Об отнесении земель, занятых водными объектами, а также выделенных под гидротехнологические и водохозяйственные сооружения, к землям водного фонда указывает и ст. 160 Областного закона от 29.12.1995 N 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области".
Данное обстоятельство подтверждено также имеющимся в деле ответом Комитета природных ресурсов по Свердловской области от 19.07.1999 N 08-639а, которым на запрос Общества было сообщено, что водоем Рефтинского водохранилища является водным объектом и находится в государственной собственности Российской Федерации.
Довод представителей Комитета о том, что земли Рефтинского водохранилища обоснованно отнесены к землям промышленности в связи с использованием Обществом этого водного объекта в своих производственных целях, суд не принимает, поскольку данный довод не соответствует положениям земельного законодательства. Статья 102 Земельного кодекса относит к землям водного фонда земли, не только занятые водными объектами, но и используемые для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных потребностей.
В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР "О плате за землю" учет налогоплательщиков земельного налога ведут налоговые органы.
Учитывая специфику земельных отношений, с целью совершенствования механизма учета плательщиков земельного налога, а также плательщиков арендной платы за землю Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 04.09.1995 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" возложило обязанность по обеспечению государственных налоговых инспекций списками плательщиков земельного налога на комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. При этом было предусмотрено, что форма этих списков, сроки их представления, а также порядок внесения в них изменений устанавливаются по согласованию с Государственной налоговой службой Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, который 17.10.1995 утвердил Порядок ведения списка плательщиков земельного налога.
В соответствии с указанным Порядком в списки плательщиков налога включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании, пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления (п. 2); категория земель и цель использования земельного участка отражаются в соответствии с документом, удостоверяющим (подтверждающим) права на землю, или иными документами, а при отсутствии документов или отсутствии в них необходимых данных подготавливается решение органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к той или иной категории земель и цели использования земельного налога для взимания земельного налога (п. 7.4 Правил).
Учитывая, что категория земель и цель использования земельного участка влияют на размер налоговых обязательств, комитет обязан отражать в списках налогоплательщиков достоверную информацию, которая отражает фактический вид землепользования, а также принимать меры по приведению землепользования в соответствие с целевым назначением земель. Данная обязанность следует из назначения Комитета как государственного органа по осуществлению земельной политики и земельной реформе, призванного обеспечить проведение земельной реформы, разработку мер экономического стимулирования равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, ведение мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра, с целью чего комитет составляет отчеты о наличии земель и распределении их по категориям (п. 1 и 2, 5 Положения о Государственном комитете РСФСР по земельной реформе и его органах на местах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.06.1991 N 320).
Поскольку обложению налогом на землю подлежит фактическое землепользование, т.е. использование земли с учетом ее целевого назначения и категории земель, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, являясь специальным государственным органом, на который возложена обязанность учета землепользователей с целью их налогообложения, должен был отразить в Списке плательщиков земельного налога, послужившем для налогового органа основанием для взыскания налога, ту категорию земельного участка Общества, которая соответствует данному виду земель, т.е. землям водного фонда.
В настоящее время отсутствует законодательно установленный порядок отнесения земель к различным категориям (кроме перевода земель лесного фонда в нелесные земли). В проекте Федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую", принятом Государственной Думой в первом чтении 02.04.2004, предусмотрено, что такой перевод осуществляется по ходатайству землепользователя органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Учитывая это, суд полагает, что Комитет обязан был не только установить, к какой категории относятся земли Общества, но и принять меры к изменению целевого назначения земли и приведению его в соответствие с фактическим правовым режимом земли, что следует из п. 7.4 Порядка ведения списка плательщиков земельного налога. Суд при этом учитывает также то, что Общество неоднократно обращалось с заявлениями об этом.
Указание в списке на отнесение земель водного фонда к землям промышленности не соответствует целевому назначению земли и экономическому содержанию земельного налога, в связи с чем такие действия Комитета не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ОАО "Свердловэнерго", возлагая на Общество дополнительные налоговые обязательства, не вытекающие из фактического использования земельного участка.
Из материалов дела следует, что к землям водного фонда заявителя относятся земельный участок площадью 1237 га, занятый водохранилищем, и зона подтопления площадью 684 га, всего 1921 га, налогообложение которых следует осуществлять по ставке налога, установленной ст. 10 Закона РФ "О плате за землю", и именно эту информацию должен был включить Комитет в список плательщиков земельного налога.
Учитывая, что списки плательщиков земельного налога составлялись Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, в том числе и на основании инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков, которая, в свою очередь, послужила основанием для учета в государственном реестре земель Рефтинского водохранилища как земель промышленности, соответствующие исправления следует внести и в данную опись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, ст. 201 АПК РФ, суд
требования ОАО "Свердловэнерго" удовлетворить.
Признать незаконными действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области, выразившиеся в указании в списке плательщиков земельного налога, составленного по состоянию на 10.06.2004, а также в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков об отнесении земель водного фонда, занятых водохранилищем Рефтинской ГРЭС и зоной подтопления, к землям промышленности.
Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области восстановить нарушенные права ОАО "Свердловэнерго" путем внесения изменений в список плательщиков земельного налога и в инвентаризационную опись ранее учтенных земельных участков и указания в них на отнесение земельного участка Общества площадью 1921 га к землям водного фонда.
Возвратить ОАО "Свердловэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Свердловской области в течение одного месяца, начиная с даты изготовления решения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12.10.2004, 05.10.2004 ПО ДЕЛУ N А60-26756/2004-С9
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
5 октября 2004 г. Дело N А60-26756/2004-С9
12 октября 2004 г.
Судья Арбитражного суда Свердловской области Воронин С.П. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Свердловэнерго" к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области, третьему лицу - Администрации МО "Город Сухой Лог", об оспаривании действий должностных лиц государственного органа.
В судебном заседании участвовали: представители заявителя - Михайлова Т.Ю., доверенность от 30.12.2003, Мерзляков В.В., доверенность от 16.09.2004; представители заинтересованного лица - Сысоев В.М., главный государственный инспектор, удостоверение N 123, Заречанская О.Ф., доверенность от 28.09.2004; представитель третьего лица - Неустроев В.С., начальник юридического отдела, доверенность от 17.01.2003 N 4.
Протокол судебного заседания велся судьей.
Объявлен состав суда, отводов суду не заявлено. Сторонам разъяснены их процессуальные права. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Открытое акционерное общество "Свердловэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об обжаловании действий должностных лиц Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по городу Сухому Логу Свердловской области, выразившихся в указании в Списке N 1 юридических лиц - плательщиков земельного налога и в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков об отнесении земель общей площадью 1921 га, занятых водохранилищем и зоной подтопления Рефтинской ГРЭС ОАО "Свердловэнерго", к землям промышленности. При этом заявитель полагает, что отнесение данных земель к категории земель промышленности не соответствует земельному и водному законодательству и фактическим обстоятельствам и влечет возложение на него дополнительных налоговых обязательств.
Представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству требования не признали, ссылаясь на то, что к категории земель промышленности земли Рефтинского водохранилища были отнесены решением органа местного самоуправления, а Комитет лишь констатировал данный факт; вопрос об отнесении земель к различным категориям не входит в компетенцию Комитета; фактически Рефтинское водохранилище расположено на землях промышленности, поскольку само водохранилище используется заявителем в своих производственных целях; заявителем пропущен срок на обращение в суд, поскольку о том, что земли водохранилища отнесены к категории земель промышленности, Обществу было известно давно.
Представитель Администрации МО "Город Сухой Лог" пояснил, что для отнесения земель Рефтинского водохранилища к землям водного фонда оснований не имеется, в связи с чем постановлением Главы Администрации города Сухого Лога от 05.12.1995 N 1650 было подтверждено отнесение спорных земель к категории земель промышленности.
Заслушав доводы и объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В постоянном (бессрочном) пользовании ОАО "Свердловэнерго" находится земельный участок общей площадью 3576 га, на котором расположены Рефтинская ГРЭС и обслуживающие ее объекты и сооружения, а также Рефтинское водохранилище.
Данный земельный участок был сформирован и предоставлен Уральской объединенной дирекции строящихся электросетей Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР (правопредшественник ОАО "Свердловэнерго") для строительства ГРЭС на основании решения исполнительного комитета Свердловского сельского Совета депутатов трудящихся от 20.07.1964 N 326 и распоряжения Совета Министров РСФСР от 31.08.1964 N 3323-р за счет изъятия земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения. Указанное перераспределение земель и изменение их категории на земли промышленности было отражено в Отчете о наличии земель и распределении их по категориям, утвержденном решением исполкома Сухоложского городского Совета народных депутатов от 15.11.1966 N 432.
В связи с проведением земельной реформы в 1992 году землепользование на данный участок было перерегистрировано и в соответствии с постановлением Главы Администрации города Сухого Лога от 10.07.1992 N 641 в постоянном (бессрочном) пользовании Рефтинской ГРЭС зарегистрирован земельный участок общей площадью 3576 га, в том числе: под водой 1237 га, под дорогами 27 га, под постройками 297 га, прочие земли 2015 га. На основании данного постановления заявителю Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу было выдано свидетельство на право постоянного пользования от 28.10.1993 N 3762 земельным участком для размещения ГРЭС и водохранилища (целевое назначение использования земель).
Постановлением Главы города Сухого Лога от 05.12.1995 N 1650 "Об отнесении земель по категориям и целям использования" было подтверждено отнесение земельного участка Рефтинской ГРЭС к категории земель промышленности.
В судебном заседании представители заявителя пояснили, что о данном постановлении им стало известно лишь при рассмотрении настоящего дела, а то обстоятельство, что данный земельный участок учитывался Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в составе земель промышленности, не влекло для ОАО "Свердловэнерго" каких-либо последствий, поскольку в целях налогообложения Общество всегда относило земли Рефтинского водохранилища к землям водного фонда.
Лишь при камеральной проверке представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу на 2004 год налоговый орган сделал вывод о занижении ОАО "Свердловэнерго" земельного налога за земельные участки, занятые водохранилищем и землями подтопления, что послужило основанием для вынесения налоговым органом извещения от 20.07.2004 N 53 о доначислении земельного налога, а также привлечения Общества к налоговой ответственности за неуплату налога.
При этом основанием для данного вывода налогового органа послужила информация об отнесении земельного участка Общества к землям промышленности, содержащаяся в Списке N 1 плательщиков земельного налога, составленном Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Сухого Лога по состоянию на 10.06.2004.
В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов; пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что о своих нарушенных правах Общество узнало лишь после налоговой проверки, когда отнесение спорного земельного участка к категории земель промышленности повлекло для ОАО "Свердловэнерго" неблагоприятные последствия в виде дополнительного налогового бремени. В связи с этим суд полагает, что заявителем не нарушен срок для обращения в суд с настоящими требованиями, которые рассматриваются по существу.
Закон РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", устанавливая принцип платности пользования землей, предусматривает различные ставки земельного налога в зависимости от вида землепользования, в чем выражается цель введения платы за землю - стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, а также выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий (ст. 2 Закона).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному ресурсу.
Из системной связи данных норм следует, что налогообложение земель различается от видов землепользования и категорий земель, в чем проявляется экономическое содержание этого налога.
Согласно ст. 10 этого Закона, налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
В соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся: земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Понятие "водный объект" содержится в ст. 1 Водного кодекса РФ, согласно которой водным объектом признается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, и уточнено в ст. 7 ВК РФ, в соответствии с которой поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
К землям водного фонда относятся также и земли, занятые гидротехническими сооружениями, к которым ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" относит плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения и т.д.
На земельном участке, находящемся в пользовании ОАО "Свердловэнерго", расположено Рефтинское водохранилище, которое является водным объектом (ст. 9 и 10 Водного кодекса РФ), в связи с чем земли под данным водным объектом относятся к землям водного фонда.
Об отнесении земель, занятых водными объектами, а также выделенных под гидротехнологические и водохозяйственные сооружения, к землям водного фонда указывает и ст. 160 Областного закона от 29.12.1995 N 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области".
Данное обстоятельство подтверждено также имеющимся в деле ответом Комитета природных ресурсов по Свердловской области от 19.07.1999 N 08-639а, которым на запрос Общества было сообщено, что водоем Рефтинского водохранилища является водным объектом и находится в государственной собственности Российской Федерации.
Довод представителей Комитета о том, что земли Рефтинского водохранилища обоснованно отнесены к землям промышленности в связи с использованием Обществом этого водного объекта в своих производственных целях, суд не принимает, поскольку данный довод не соответствует положениям земельного законодательства. Статья 102 Земельного кодекса относит к землям водного фонда земли, не только занятые водными объектами, но и используемые для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных потребностей.
В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР "О плате за землю" учет налогоплательщиков земельного налога ведут налоговые органы.
Учитывая специфику земельных отношений, с целью совершенствования механизма учета плательщиков земельного налога, а также плательщиков арендной платы за землю Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 04.09.1995 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" возложило обязанность по обеспечению государственных налоговых инспекций списками плательщиков земельного налога на комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. При этом было предусмотрено, что форма этих списков, сроки их представления, а также порядок внесения в них изменений устанавливаются по согласованию с Государственной налоговой службой Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, который 17.10.1995 утвердил Порядок ведения списка плательщиков земельного налога.
В соответствии с указанным Порядком в списки плательщиков налога включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании, пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления (п. 2); категория земель и цель использования земельного участка отражаются в соответствии с документом, удостоверяющим (подтверждающим) права на землю, или иными документами, а при отсутствии документов или отсутствии в них необходимых данных подготавливается решение органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к той или иной категории земель и цели использования земельного налога для взимания земельного налога (п. 7.4 Правил).
Учитывая, что категория земель и цель использования земельного участка влияют на размер налоговых обязательств, комитет обязан отражать в списках налогоплательщиков достоверную информацию, которая отражает фактический вид землепользования, а также принимать меры по приведению землепользования в соответствие с целевым назначением земель. Данная обязанность следует из назначения Комитета как государственного органа по осуществлению земельной политики и земельной реформе, призванного обеспечить проведение земельной реформы, разработку мер экономического стимулирования равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, ведение мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра, с целью чего комитет составляет отчеты о наличии земель и распределении их по категориям (п. 1 и 2, 5 Положения о Государственном комитете РСФСР по земельной реформе и его органах на местах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.06.1991 N 320).
Поскольку обложению налогом на землю подлежит фактическое землепользование, т.е. использование земли с учетом ее целевого назначения и категории земель, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, являясь специальным государственным органом, на который возложена обязанность учета землепользователей с целью их налогообложения, должен был отразить в Списке плательщиков земельного налога, послужившем для налогового органа основанием для взыскания налога, ту категорию земельного участка Общества, которая соответствует данному виду земель, т.е. землям водного фонда.
В настоящее время отсутствует законодательно установленный порядок отнесения земель к различным категориям (кроме перевода земель лесного фонда в нелесные земли). В проекте Федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую", принятом Государственной Думой в первом чтении 02.04.2004, предусмотрено, что такой перевод осуществляется по ходатайству землепользователя органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Учитывая это, суд полагает, что Комитет обязан был не только установить, к какой категории относятся земли Общества, но и принять меры к изменению целевого назначения земли и приведению его в соответствие с фактическим правовым режимом земли, что следует из п. 7.4 Порядка ведения списка плательщиков земельного налога. Суд при этом учитывает также то, что Общество неоднократно обращалось с заявлениями об этом.
Указание в списке на отнесение земель водного фонда к землям промышленности не соответствует целевому назначению земли и экономическому содержанию земельного налога, в связи с чем такие действия Комитета не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ОАО "Свердловэнерго", возлагая на Общество дополнительные налоговые обязательства, не вытекающие из фактического использования земельного участка.
Из материалов дела следует, что к землям водного фонда заявителя относятся земельный участок площадью 1237 га, занятый водохранилищем, и зона подтопления площадью 684 га, всего 1921 га, налогообложение которых следует осуществлять по ставке налога, установленной ст. 10 Закона РФ "О плате за землю", и именно эту информацию должен был включить Комитет в список плательщиков земельного налога.
Учитывая, что списки плательщиков земельного налога составлялись Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, в том числе и на основании инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков, которая, в свою очередь, послужила основанием для учета в государственном реестре земель Рефтинского водохранилища как земель промышленности, соответствующие исправления следует внести и в данную опись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, ст. 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
требования ОАО "Свердловэнерго" удовлетворить.
Признать незаконными действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области, выразившиеся в указании в списке плательщиков земельного налога, составленного по состоянию на 10.06.2004, а также в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков об отнесении земель водного фонда, занятых водохранилищем Рефтинской ГРЭС и зоной подтопления, к землям промышленности.
Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области восстановить нарушенные права ОАО "Свердловэнерго" путем внесения изменений в список плательщиков земельного налога и в инвентаризационную опись ранее учтенных земельных участков и указания в них на отнесение земельного участка Общества площадью 1921 га к землям водного фонда.
Возвратить ОАО "Свердловэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Свердловской области в течение одного месяца, начиная с даты изготовления решения.
Судья
ВОРОНИН С.П.
ВОРОНИН С.П.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
5 октября 2004 г. Дело N А60-26756/2004-С9
12 октября 2004 г.
Судья Арбитражного суда Свердловской области Воронин С.П. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Свердловэнерго" к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области, третьему лицу - Администрации МО "Город Сухой Лог", об оспаривании действий должностных лиц государственного органа.
В судебном заседании участвовали: представители заявителя - Михайлова Т.Ю., доверенность от 30.12.2003, Мерзляков В.В., доверенность от 16.09.2004; представители заинтересованного лица - Сысоев В.М., главный государственный инспектор, удостоверение N 123, Заречанская О.Ф., доверенность от 28.09.2004; представитель третьего лица - Неустроев В.С., начальник юридического отдела, доверенность от 17.01.2003 N 4.
Протокол судебного заседания велся судьей.
Объявлен состав суда, отводов суду не заявлено. Сторонам разъяснены их процессуальные права. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Открытое акционерное общество "Свердловэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об обжаловании действий должностных лиц Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по городу Сухому Логу Свердловской области, выразившихся в указании в Списке N 1 юридических лиц - плательщиков земельного налога и в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков об отнесении земель общей площадью 1921 га, занятых водохранилищем и зоной подтопления Рефтинской ГРЭС ОАО "Свердловэнерго", к землям промышленности. При этом заявитель полагает, что отнесение данных земель к категории земель промышленности не соответствует земельному и водному законодательству и фактическим обстоятельствам и влечет возложение на него дополнительных налоговых обязательств.
Представители Комитета по земельным ресурсам и землеустройству требования не признали, ссылаясь на то, что к категории земель промышленности земли Рефтинского водохранилища были отнесены решением органа местного самоуправления, а Комитет лишь констатировал данный факт; вопрос об отнесении земель к различным категориям не входит в компетенцию Комитета; фактически Рефтинское водохранилище расположено на землях промышленности, поскольку само водохранилище используется заявителем в своих производственных целях; заявителем пропущен срок на обращение в суд, поскольку о том, что земли водохранилища отнесены к категории земель промышленности, Обществу было известно давно.
Представитель Администрации МО "Город Сухой Лог" пояснил, что для отнесения земель Рефтинского водохранилища к землям водного фонда оснований не имеется, в связи с чем постановлением Главы Администрации города Сухого Лога от 05.12.1995 N 1650 было подтверждено отнесение спорных земель к категории земель промышленности.
Заслушав доводы и объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В постоянном (бессрочном) пользовании ОАО "Свердловэнерго" находится земельный участок общей площадью 3576 га, на котором расположены Рефтинская ГРЭС и обслуживающие ее объекты и сооружения, а также Рефтинское водохранилище.
Данный земельный участок был сформирован и предоставлен Уральской объединенной дирекции строящихся электросетей Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР (правопредшественник ОАО "Свердловэнерго") для строительства ГРЭС на основании решения исполнительного комитета Свердловского сельского Совета депутатов трудящихся от 20.07.1964 N 326 и распоряжения Совета Министров РСФСР от 31.08.1964 N 3323-р за счет изъятия земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения. Указанное перераспределение земель и изменение их категории на земли промышленности было отражено в Отчете о наличии земель и распределении их по категориям, утвержденном решением исполкома Сухоложского городского Совета народных депутатов от 15.11.1966 N 432.
В связи с проведением земельной реформы в 1992 году землепользование на данный участок было перерегистрировано и в соответствии с постановлением Главы Администрации города Сухого Лога от 10.07.1992 N 641 в постоянном (бессрочном) пользовании Рефтинской ГРЭС зарегистрирован земельный участок общей площадью 3576 га, в том числе: под водой 1237 га, под дорогами 27 га, под постройками 297 га, прочие земли 2015 га. На основании данного постановления заявителю Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу было выдано свидетельство на право постоянного пользования от 28.10.1993 N 3762 земельным участком для размещения ГРЭС и водохранилища (целевое назначение использования земель).
Постановлением Главы города Сухого Лога от 05.12.1995 N 1650 "Об отнесении земель по категориям и целям использования" было подтверждено отнесение земельного участка Рефтинской ГРЭС к категории земель промышленности.
В судебном заседании представители заявителя пояснили, что о данном постановлении им стало известно лишь при рассмотрении настоящего дела, а то обстоятельство, что данный земельный участок учитывался Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству в составе земель промышленности, не влекло для ОАО "Свердловэнерго" каких-либо последствий, поскольку в целях налогообложения Общество всегда относило земли Рефтинского водохранилища к землям водного фонда.
Лишь при камеральной проверке представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу на 2004 год налоговый орган сделал вывод о занижении ОАО "Свердловэнерго" земельного налога за земельные участки, занятые водохранилищем и землями подтопления, что послужило основанием для вынесения налоговым органом извещения от 20.07.2004 N 53 о доначислении земельного налога, а также привлечения Общества к налоговой ответственности за неуплату налога.
При этом основанием для данного вывода налогового органа послужила информация об отнесении земельного участка Общества к землям промышленности, содержащаяся в Списке N 1 плательщиков земельного налога, составленном Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Сухого Лога по состоянию на 10.06.2004.
В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов; пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что о своих нарушенных правах Общество узнало лишь после налоговой проверки, когда отнесение спорного земельного участка к категории земель промышленности повлекло для ОАО "Свердловэнерго" неблагоприятные последствия в виде дополнительного налогового бремени. В связи с этим суд полагает, что заявителем не нарушен срок для обращения в суд с настоящими требованиями, которые рассматриваются по существу.
Закон РСФСР от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", устанавливая принцип платности пользования землей, предусматривает различные ставки земельного налога в зависимости от вида землепользования, в чем выражается цель введения платы за землю - стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, а также выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий (ст. 2 Закона).
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному ресурсу.
Из системной связи данных норм следует, что налогообложение земель различается от видов землепользования и категорий земель, в чем проявляется экономическое содержание этого налога.
Согласно ст. 10 этого Закона, налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.
В соответствии со ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся: земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.
Понятие "водный объект" содержится в ст. 1 Водного кодекса РФ, согласно которой водным объектом признается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, и уточнено в ст. 7 ВК РФ, в соответствии с которой поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
К землям водного фонда относятся также и земли, занятые гидротехническими сооружениями, к которым ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" относит плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения и т.д.
На земельном участке, находящемся в пользовании ОАО "Свердловэнерго", расположено Рефтинское водохранилище, которое является водным объектом (ст. 9 и 10 Водного кодекса РФ), в связи с чем земли под данным водным объектом относятся к землям водного фонда.
Об отнесении земель, занятых водными объектами, а также выделенных под гидротехнологические и водохозяйственные сооружения, к землям водного фонда указывает и ст. 160 Областного закона от 29.12.1995 N 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области".
Данное обстоятельство подтверждено также имеющимся в деле ответом Комитета природных ресурсов по Свердловской области от 19.07.1999 N 08-639а, которым на запрос Общества было сообщено, что водоем Рефтинского водохранилища является водным объектом и находится в государственной собственности Российской Федерации.
Довод представителей Комитета о том, что земли Рефтинского водохранилища обоснованно отнесены к землям промышленности в связи с использованием Обществом этого водного объекта в своих производственных целях, суд не принимает, поскольку данный довод не соответствует положениям земельного законодательства. Статья 102 Земельного кодекса относит к землям водного фонда земли, не только занятые водными объектами, но и используемые для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных потребностей.
В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР "О плате за землю" учет налогоплательщиков земельного налога ведут налоговые органы.
Учитывая специфику земельных отношений, с целью совершенствования механизма учета плательщиков земельного налога, а также плательщиков арендной платы за землю Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 04.09.1995 N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" возложило обязанность по обеспечению государственных налоговых инспекций списками плательщиков земельного налога на комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. При этом было предусмотрено, что форма этих списков, сроки их представления, а также порядок внесения в них изменений устанавливаются по согласованию с Государственной налоговой службой Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, который 17.10.1995 утвердил Порядок ведения списка плательщиков земельного налога.
В соответствии с указанным Порядком в списки плательщиков налога включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании, пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления (п. 2); категория земель и цель использования земельного участка отражаются в соответствии с документом, удостоверяющим (подтверждающим) права на землю, или иными документами, а при отсутствии документов или отсутствии в них необходимых данных подготавливается решение органа местного самоуправления об отнесении земельного участка к той или иной категории земель и цели использования земельного налога для взимания земельного налога (п. 7.4 Правил).
Учитывая, что категория земель и цель использования земельного участка влияют на размер налоговых обязательств, комитет обязан отражать в списках налогоплательщиков достоверную информацию, которая отражает фактический вид землепользования, а также принимать меры по приведению землепользования в соответствие с целевым назначением земель. Данная обязанность следует из назначения Комитета как государственного органа по осуществлению земельной политики и земельной реформе, призванного обеспечить проведение земельной реформы, разработку мер экономического стимулирования равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, ведение мониторинга земель, землеустройства и государственного земельного кадастра, с целью чего комитет составляет отчеты о наличии земель и распределении их по категориям (п. 1 и 2, 5 Положения о Государственном комитете РСФСР по земельной реформе и его органах на местах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 11.06.1991 N 320).
Поскольку обложению налогом на землю подлежит фактическое землепользование, т.е. использование земли с учетом ее целевого назначения и категории земель, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, являясь специальным государственным органом, на который возложена обязанность учета землепользователей с целью их налогообложения, должен был отразить в Списке плательщиков земельного налога, послужившем для налогового органа основанием для взыскания налога, ту категорию земельного участка Общества, которая соответствует данному виду земель, т.е. землям водного фонда.
В настоящее время отсутствует законодательно установленный порядок отнесения земель к различным категориям (кроме перевода земель лесного фонда в нелесные земли). В проекте Федерального закона "О переводе земель из одной категории в другую", принятом Государственной Думой в первом чтении 02.04.2004, предусмотрено, что такой перевод осуществляется по ходатайству землепользователя органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
Учитывая это, суд полагает, что Комитет обязан был не только установить, к какой категории относятся земли Общества, но и принять меры к изменению целевого назначения земли и приведению его в соответствие с фактическим правовым режимом земли, что следует из п. 7.4 Порядка ведения списка плательщиков земельного налога. Суд при этом учитывает также то, что Общество неоднократно обращалось с заявлениями об этом.
Указание в списке на отнесение земель водного фонда к землям промышленности не соответствует целевому назначению земли и экономическому содержанию земельного налога, в связи с чем такие действия Комитета не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ОАО "Свердловэнерго", возлагая на Общество дополнительные налоговые обязательства, не вытекающие из фактического использования земельного участка.
Из материалов дела следует, что к землям водного фонда заявителя относятся земельный участок площадью 1237 га, занятый водохранилищем, и зона подтопления площадью 684 га, всего 1921 га, налогообложение которых следует осуществлять по ставке налога, установленной ст. 10 Закона РФ "О плате за землю", и именно эту информацию должен был включить Комитет в список плательщиков земельного налога.
Учитывая, что списки плательщиков земельного налога составлялись Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, в том числе и на основании инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков, которая, в свою очередь, послужила основанием для учета в государственном реестре земель Рефтинского водохранилища как земель промышленности, соответствующие исправления следует внести и в данную опись.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, ст. 167 - 170, ст. 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
требования ОАО "Свердловэнерго" удовлетворить.
Признать незаконными действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области, выразившиеся в указании в списке плательщиков земельного налога, составленного по состоянию на 10.06.2004, а также в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков об отнесении земель водного фонда, занятых водохранилищем Рефтинской ГРЭС и зоной подтопления, к землям промышленности.
Обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области восстановить нарушенные права ОАО "Свердловэнерго" путем внесения изменений в список плательщиков земельного налога и в инвентаризационную опись ранее учтенных земельных участков и указания в них на отнесение земельного участка Общества площадью 1921 га к землям водного фонда.
Возвратить ОАО "Свердловэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Свердловской области в течение одного месяца, начиная с даты изготовления решения.
Судья
ВОРОНИН С.П.
ВОРОНИН С.П.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)