Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей М.В.Будылевой, О.В.Горбачевой,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В.Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4540/2009) ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2009 г. по делу N А56-27168/2008 (судья А.О.Вареникова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Ала-Носкуа"
к ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
- от истца (заявителя): Г.В.Куликова, доверенность от 14.08.2008 г. N 7; А.И.Попов, доверенность от 17.11.2008 г. N 8; О.А.Оболенская, доверенность от 17.11.2008 г. N 9;
- от ответчика (должника): В.Э.Лаптева, доверенность от 11.01.2009 г. N 147;
общество с ограниченной ответственностью "Ала-Носкуа" (далее - заявитель, ООО "Ала-Носкуа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 08.08.2008 г. N 71-11.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2009 г. требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена состава суда, рассмотрение апелляционной жалобы начинается сначала.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено оспариваемое решение.
Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 1533783 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 732102 руб., пени по налогу на прибыль в размере 257569,85 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 149089,60 руб.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на то, что Общество при добыче облицовочных гранитов неправомерно не включало в состав готовой продукции мелкие блоки и окол и не учитывало их в составе нереализованных остатков готовой продукции при определении суммы прямых расходов, приходящихся на реализованную продукцию, в связи с чем завысило прямые расходы. Общество неправомерно, по мнению Инспекции, исключило из налогообложения по НДПИ негабаритный камень. Окол и негабаритный камень следует отнести к побочному продукту, определение которого имеется в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001. Из разъяснений Управления государственного горного и металлургического надзора от 23.07.2008 г. N 13-07/2091 следует, что окол (негабаритный камень) является полезным ископаемым для целей налогообложения. Налогоплательщик неправомерно исчислил налоговую базу, а затем НДПИ применительно к части добытого полезного ископаемого - блокам, необоснованно ввел в формулу расчета НДПИ множитель - процент выхода блоков.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, и полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел настоящий спор.
Из материалов дела следует, что Общество является плательщиком НДПИ и имеет лицензию на право пользования недрами ЛОД 01791 ТЭ от 23.06.2000 г., на основании которой в проверяемом периоде осуществляло добычу облицовочных гранитов. В дополнительном лицензионном соглашении к лицензии указано, что выход блоков I - V групп из горной массы составляет 28,7%, в том числе I - III групп - 22,4%. При этом качество добываемых гранитов должно обеспечивать получение товарной продукции, отвечающей требованиям соответствующих государственных стандартов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Согласно статье 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого (далее - ДПИ) определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от ДПИ его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество ДПИ определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании ДПИ в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Если определение количества ДПИ прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества ДПИ подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества ДПИ, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества ДПИ, его количество определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого, которыми признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества ДПИ в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Таким образом, для Общества первыми по своему качеству полезными ископаемыми, соответствующими ГОСТ(у), являются гранитные блоки.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что окол и негабаритные камни, получаемые при добыче облицовочных гранитов, являются отходами производства, не соответствуют требованиям статьи 337 НК РФ и не могут учитываться при определении объема ДПИ.
Указанные окол и негабаритные камни не являются продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, первой по своему качеству соответствующей перечисленным в статье 337 НК РФ стандартам. Данные окол и негабаритные камни не относятся к полезным ископаемым, однако могут перерабатываться и реализовываться Обществом, что не противоречит действующему законодательству.
Ссылка Инспекции в обоснование своей позиции на ГОСТ 30772-2001 не может быть принята апелляционным судом, поскольку данный ГОСТ дает термины и определения в ресурсосбережении и не содержит указания на то, что побочный продукт является добытым полезным ископаемым.
Понятие полезного ископаемого, в частности, для целей налогообложения, содержится в статье 337 НК РФ, поэтому ссылки Инспекции на письмо от 23.07.2008 г. N 13-07/2091, в котором окол (негабаритный камень) отнесен к полезным ископаемым для целей налогообложения, подлежат отклонению.
Изменение формулы расчета НДПИ, на которое ссылается налоговый орган в апелляционной жалобе, не привело к каким-либо негативным последствиям для бюджета, в частности, в виде неуплаты налога. Из пояснений представителей Общества в судебном заседании и представленных Обществом сравнительных расчетов следует, что за 2005 - 2007 г. у Общества образовалась по НДПИ переплата в бюджет. Представитель налогового органа данное обстоятельство не оспорил и не опроверг.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Инспекции о том, что окол и негабаритные блоки являются полезными ископаемыми согласно отраслевому стандарту ОСТ 21-73-87 "Камень бутовый", поскольку образующиеся в ходе добычи облицовочных гранитов окол и негабаритные блоки не соответствуют нормативам, установленным для бутового камня.
Также Инспекцией не представлено доказательств, что окол и негабаритные блоки соответствуют иным стандартам и нормативам и в связи с этим могут быть отнесены к полезным ископаемым для целей налогообложения.
Суд первой инстанции правомерно не принял ссылки Инспекции на письмо от 07.08.2008 г. N 01 и письмо N 21-1/6595 (л.д. 92, т. 1), поскольку конкретные данные относительно образующихся отходов в письме от 07.08.2008 г. N 01 не анализируются, а из письма N 21-1/6595 следует, что соответствующая стандартам продукция может быть получена при дальнейшей обработке окола, то есть такая продукция не соответствует положениям статьи 337 НК РФ.
Таким образом, доначисление Обществу НДПИ в сумме 732102 руб. и 149089,60 руб. пеней является неправомерным.
Согласно статье 315 НК РФ расчет налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
При расчете налоговой базы сумма доходов уменьшается на сумму расходов. Причем сумма прямых расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со статьей 319 НК РФ.
Налоговый орган при доначислении налога на прибыль исходил из того, что в состав нереализованной продукции должна включаться стоимость окола и негабаритных блоков, поэтому расходы, относящиеся к добыче названной продукции, должны уменьшать сумму прямых расходов, учитываемых для целей налогообложения.
Между тем, поскольку окол и негабаритные блоки не являются полезным ископаемым, добываемым Обществом, и относятся к отходам производства, то все расходы Общества, связанные с производством и реализацией, относятся к расходам, связанным с добычей именно гранитных блоков, соответствующих ГОСТ(у) - то есть полезных ископаемых.
Таким образом, доначисление Обществу налога на прибыль в размере 1 533 783 руб. и 257 569,85 руб. пеней является неправомерным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 февраля 2009 г. по делу N А56-27168/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ЗАГАРАЕВА Л.П.
Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
ГОРБАЧЕВА О.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2009 ПО ДЕЛУ N А56-27168/2008
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2009 г. по делу N А56-27168/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.П.Загараевой,
судей М.В.Будылевой, О.В.Горбачевой,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Ю.В.Пряхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4540/2009) ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2009 г. по делу N А56-27168/2008 (судья А.О.Вареникова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Ала-Носкуа"
к ИФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
- от истца (заявителя): Г.В.Куликова, доверенность от 14.08.2008 г. N 7; А.И.Попов, доверенность от 17.11.2008 г. N 8; О.А.Оболенская, доверенность от 17.11.2008 г. N 9;
- от ответчика (должника): В.Э.Лаптева, доверенность от 11.01.2009 г. N 147;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ала-Носкуа" (далее - заявитель, ООО "Ала-Носкуа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительным решения от 08.08.2008 г. N 71-11.
Решением суда первой инстанции от 10.02.2009 г. требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В порядке статьи 18 АПК РФ произведена замена состава суда, рассмотрение апелляционной жалобы начинается сначала.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было вынесено оспариваемое решение.
Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 1533783 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 732102 руб., пени по налогу на прибыль в размере 257569,85 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 149089,60 руб.
В обоснование своей позиции налоговый орган ссылается на то, что Общество при добыче облицовочных гранитов неправомерно не включало в состав готовой продукции мелкие блоки и окол и не учитывало их в составе нереализованных остатков готовой продукции при определении суммы прямых расходов, приходящихся на реализованную продукцию, в связи с чем завысило прямые расходы. Общество неправомерно, по мнению Инспекции, исключило из налогообложения по НДПИ негабаритный камень. Окол и негабаритный камень следует отнести к побочному продукту, определение которого имеется в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30772-2001. Из разъяснений Управления государственного горного и металлургического надзора от 23.07.2008 г. N 13-07/2091 следует, что окол (негабаритный камень) является полезным ископаемым для целей налогообложения. Налогоплательщик неправомерно исчислил налоговую базу, а затем НДПИ применительно к части добытого полезного ископаемого - блокам, необоснованно ввел в формулу расчета НДПИ множитель - процент выхода блоков.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, и полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне рассмотрел настоящий спор.
Из материалов дела следует, что Общество является плательщиком НДПИ и имеет лицензию на право пользования недрами ЛОД 01791 ТЭ от 23.06.2000 г., на основании которой в проверяемом периоде осуществляло добычу облицовочных гранитов. В дополнительном лицензионном соглашении к лицензии указано, что выход блоков I - V групп из горной массы составляет 28,7%, в том числе I - III групп - 22,4%. При этом качество добываемых гранитов должно обеспечивать получение товарной продукции, отвечающей требованиям соответствующих государственных стандартов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 336 НК РФ объектом обложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 данной статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Согласно статье 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого (далее - ДПИ) определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от ДПИ его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество ДПИ определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании ДПИ в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. Если определение количества ДПИ прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества ДПИ подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества ДПИ, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества ДПИ, его количество определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого, которыми признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества ДПИ в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Таким образом, для Общества первыми по своему качеству полезными ископаемыми, соответствующими ГОСТ(у), являются гранитные блоки.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что окол и негабаритные камни, получаемые при добыче облицовочных гранитов, являются отходами производства, не соответствуют требованиям статьи 337 НК РФ и не могут учитываться при определении объема ДПИ.
Указанные окол и негабаритные камни не являются продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, первой по своему качеству соответствующей перечисленным в статье 337 НК РФ стандартам. Данные окол и негабаритные камни не относятся к полезным ископаемым, однако могут перерабатываться и реализовываться Обществом, что не противоречит действующему законодательству.
Ссылка Инспекции в обоснование своей позиции на ГОСТ 30772-2001 не может быть принята апелляционным судом, поскольку данный ГОСТ дает термины и определения в ресурсосбережении и не содержит указания на то, что побочный продукт является добытым полезным ископаемым.
Понятие полезного ископаемого, в частности, для целей налогообложения, содержится в статье 337 НК РФ, поэтому ссылки Инспекции на письмо от 23.07.2008 г. N 13-07/2091, в котором окол (негабаритный камень) отнесен к полезным ископаемым для целей налогообложения, подлежат отклонению.
Изменение формулы расчета НДПИ, на которое ссылается налоговый орган в апелляционной жалобе, не привело к каким-либо негативным последствиям для бюджета, в частности, в виде неуплаты налога. Из пояснений представителей Общества в судебном заседании и представленных Обществом сравнительных расчетов следует, что за 2005 - 2007 г. у Общества образовалась по НДПИ переплата в бюджет. Представитель налогового органа данное обстоятельство не оспорил и не опроверг.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Инспекции о том, что окол и негабаритные блоки являются полезными ископаемыми согласно отраслевому стандарту ОСТ 21-73-87 "Камень бутовый", поскольку образующиеся в ходе добычи облицовочных гранитов окол и негабаритные блоки не соответствуют нормативам, установленным для бутового камня.
Также Инспекцией не представлено доказательств, что окол и негабаритные блоки соответствуют иным стандартам и нормативам и в связи с этим могут быть отнесены к полезным ископаемым для целей налогообложения.
Суд первой инстанции правомерно не принял ссылки Инспекции на письмо от 07.08.2008 г. N 01 и письмо N 21-1/6595 (л.д. 92, т. 1), поскольку конкретные данные относительно образующихся отходов в письме от 07.08.2008 г. N 01 не анализируются, а из письма N 21-1/6595 следует, что соответствующая стандартам продукция может быть получена при дальнейшей обработке окола, то есть такая продукция не соответствует положениям статьи 337 НК РФ.
Таким образом, доначисление Обществу НДПИ в сумме 732102 руб. и 149089,60 руб. пеней является неправомерным.
Согласно статье 315 НК РФ расчет налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными главой 25 НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
При расчете налоговой базы сумма доходов уменьшается на сумму расходов. Причем сумма прямых расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшается на суммы остатков незавершенного производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчетного (налогового) периода, определяемых в соответствии со статьей 319 НК РФ.
Налоговый орган при доначислении налога на прибыль исходил из того, что в состав нереализованной продукции должна включаться стоимость окола и негабаритных блоков, поэтому расходы, относящиеся к добыче названной продукции, должны уменьшать сумму прямых расходов, учитываемых для целей налогообложения.
Между тем, поскольку окол и негабаритные блоки не являются полезным ископаемым, добываемым Обществом, и относятся к отходам производства, то все расходы Общества, связанные с производством и реализацией, относятся к расходам, связанным с добычей именно гранитных блоков, соответствующих ГОСТ(у) - то есть полезных ископаемых.
Таким образом, доначисление Обществу налога на прибыль в размере 1 533 783 руб. и 257 569,85 руб. пеней является неправомерным.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 февраля 2009 г. по делу N А56-27168/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ЗАГАРАЕВА Л.П.
Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
ГОРБАЧЕВА О.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)