Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Тиминской О.А., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей"
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 14 ноября 2008 года по делу N А54-3078/2008 (судья Крылова И.И.)
по заявлению МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей"
к МИФНС России N 1 по Рязанской области
о признании недействительным решения от 28.04.2008 N 197,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены надлежаще,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
муниципальное унитарное предприятие "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (далее Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области (далее - Инспекция) N 196 от 28.04.2008.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 14.11.2008 в удовлетворении требований отказано.
Предприятие обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Инспекция возражала против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 29.10.2007 Предприятие представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2007 года, по результатам камеральной проверки которой налоговым органом составлен акт от 06.02.2008 N 65.
28.04.2008 Инспекцией принято решение N 196, которым Предприятию предложено уплатить налог на имущество организаций в сумме 1030068 руб.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Основанием для доначисления Предприятию налога на имущество организаций за 6 месяцев 2007 г. в сумме 1030068 руб. послужил вывод Инспекции о необоснованном применении заявителем налоговой ставки 0% по названному налогу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Статьей 373 НК РФ установлено, что плательщиками налога на имущество признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ установлено, что объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В силу ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Кодекса, а также порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 12 статьи 2 Закона Рязанской области от 26.11.03 85-ОЗ "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области" предусмотрено, что нулевая налоговая ставка устанавливается для организаций, занимающихся ремонтом, содержанием, техническим обслуживанием жилищного фонда, в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Таким образом, исходя из буквального толкования указанной статьи, действующее законодательство о налогах и сборах связывает использование нулевой ставки по налогу на имущество с единовременным выполнением следующих условий:
- организация - налогоплательщик должна заниматься ремонтом, содержанием, техническим обслуживанием жилищного фонда,
- наличие у организации объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Согласно Градостроительному кодексу РФ в понятие "инженерная инфраструктура" включается комплекс сооружений и коммуникаций для оказания жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 163, к жилищно-коммунальным услугам относятся, в том числе, услуги водоснабжения и канализации (код 042200), услуги теплоснабжения (код 042400), услуги по электроснабжению (код 042100) и т.д. Из содержания пункта 3.1 Государственного стандарта "ГОСТ Р 51617-2000. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" следует, что к жилищно-коммунальным услугам относятся: действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.
Как установлено судом, собственником инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса города Рязани является администрация г. Рязани, в то время как предприятию передано на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество (тепловые сети, тепловые трассы, котельные с оборудованием и механизмами), что свидетельствует о наличии на балансе предприятия объектов инженерной инфраструктуры.
Вместе с тем, для вывода об обоснованности применения вышеуказанной льготы, необходимо также установить принадлежность заявителя к организациям, занимающимся ремонтом, содержанием, техническим обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии со ст. 19 Жилищного Кодекса РФ под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.03 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" техническое обслуживание включает в себя - управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций инженерных систем зданий и санитарное содержание зданий и придомовой территории.
В соответствии с Уставом Предприятия основными видами его деятельности является: снабжение потребителей тепловой энергией и горячей водой; проектирование, наладка, производство испытаний, регулировка, обслуживание, ремонт, реконструкция, изготовление и строительство, демонтаж тепловых сетей, тепловых пунктов, котельных, котлов, бойлеров, насосов, другого теплового оборудования, приборов, средств автоматизации; рассмотрение и согласование проектов реконструкции и строительства сетей, котельных, центральных тепловых пунктов, внутренних систем теплоснабжения, выдача технических условий и подключений к тепловым сетям; выполнение инженерно-геодезических изысканий, выполнение картографических работ; антикоррозийные работы, в том числе: эмалирование трубопроводов, монтаж тепловой изоляции.
Таким образом, деятельность по ремонту, содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда уставом заявителя не предусмотрена.
С учетом изложенного, у Предприятия отсутствовали основания для применения льготы по налогу на имущество организаций, вследствие чего оснований для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным не имеется.
Данная позиция также изложена в постановлении ФАС Центрального округа от 06.10.2008 по делу N А54-242/2008.
Довод подателя жалобы о необходимости применения положения п. 7 ст. 3 НК РФ, отклоняется, поскольку в пункте 12 статьи 2 Закона Рязанской области от 26.11.03 85-ОЗ "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области" не усматривается неустранимых сомнений, противоречивости и неясности, которые могли бы толковаться в пользу налогоплательщика.
Ссылка Предприятия на письмо комитета по бюджету и налоговой политике Рязанской областной Думы отклоняется, поскольку указанный комитет не уполномочен в соответствии с п. 2 ст. 34.2 НК РФ давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах.
Более того, Финансово-казначейское управление Рязанской области (орган, уполномоченный в соответствии с п. 2 ст. 34.2 НК РФ давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах) в письме от 17.10.2007 N 03-30/6380 (т. 1 л.д. 67 - 68) указал, что Предприятие не может воспользоваться пониженной ставкой по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 12 статьи 2 Закона Рязанской области "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области", поскольку не является организацией, осуществляющей деятельность по ремонту, содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14 ноября 2008 года по делу N А54-3078/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.02.2009 ПО ДЕЛУ N А54-3078/2008
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2009 г. по делу N А54-3078/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Тиминской О.А., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей"
на решение Арбитражного суда Рязанской области
от 14 ноября 2008 года по делу N А54-3078/2008 (судья Крылова И.И.)
по заявлению МУП "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей"
к МИФНС России N 1 по Рязанской области
о признании недействительным решения от 28.04.2008 N 197,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены надлежаще,
от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей" (далее Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Рязанской области (далее - Инспекция) N 196 от 28.04.2008.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 14.11.2008 в удовлетворении требований отказано.
Предприятие обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Инспекция возражала против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 29.10.2007 Предприятие представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2007 года, по результатам камеральной проверки которой налоговым органом составлен акт от 06.02.2008 N 65.
28.04.2008 Инспекцией принято решение N 196, которым Предприятию предложено уплатить налог на имущество организаций в сумме 1030068 руб.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Основанием для доначисления Предприятию налога на имущество организаций за 6 месяцев 2007 г. в сумме 1030068 руб. послужил вывод Инспекции о необоснованном применении заявителем налоговой ставки 0% по названному налогу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Статьей 373 НК РФ установлено, что плательщиками налога на имущество признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ установлено, что объектом обложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В силу ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 Кодекса, а также порядок и сроки уплаты налога.
Пунктом 12 статьи 2 Закона Рязанской области от 26.11.03 85-ОЗ "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области" предусмотрено, что нулевая налоговая ставка устанавливается для организаций, занимающихся ремонтом, содержанием, техническим обслуживанием жилищного фонда, в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Таким образом, исходя из буквального толкования указанной статьи, действующее законодательство о налогах и сборах связывает использование нулевой ставки по налогу на имущество с единовременным выполнением следующих условий:
- организация - налогоплательщик должна заниматься ремонтом, содержанием, техническим обслуживанием жилищного фонда,
- наличие у организации объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Согласно Градостроительному кодексу РФ в понятие "инженерная инфраструктура" включается комплекс сооружений и коммуникаций для оказания жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 163, к жилищно-коммунальным услугам относятся, в том числе, услуги водоснабжения и канализации (код 042200), услуги теплоснабжения (код 042400), услуги по электроснабжению (код 042100) и т.д. Из содержания пункта 3.1 Государственного стандарта "ГОСТ Р 51617-2000. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" следует, что к жилищно-коммунальным услугам относятся: действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды.
Как установлено судом, собственником инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса города Рязани является администрация г. Рязани, в то время как предприятию передано на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество (тепловые сети, тепловые трассы, котельные с оборудованием и механизмами), что свидетельствует о наличии на балансе предприятия объектов инженерной инфраструктуры.
Вместе с тем, для вывода об обоснованности применения вышеуказанной льготы, необходимо также установить принадлежность заявителя к организациям, занимающимся ремонтом, содержанием, техническим обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии со ст. 19 Жилищного Кодекса РФ под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.03 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" техническое обслуживание включает в себя - управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций инженерных систем зданий и санитарное содержание зданий и придомовой территории.
В соответствии с Уставом Предприятия основными видами его деятельности является: снабжение потребителей тепловой энергией и горячей водой; проектирование, наладка, производство испытаний, регулировка, обслуживание, ремонт, реконструкция, изготовление и строительство, демонтаж тепловых сетей, тепловых пунктов, котельных, котлов, бойлеров, насосов, другого теплового оборудования, приборов, средств автоматизации; рассмотрение и согласование проектов реконструкции и строительства сетей, котельных, центральных тепловых пунктов, внутренних систем теплоснабжения, выдача технических условий и подключений к тепловым сетям; выполнение инженерно-геодезических изысканий, выполнение картографических работ; антикоррозийные работы, в том числе: эмалирование трубопроводов, монтаж тепловой изоляции.
Таким образом, деятельность по ремонту, содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда уставом заявителя не предусмотрена.
С учетом изложенного, у Предприятия отсутствовали основания для применения льготы по налогу на имущество организаций, вследствие чего оснований для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным не имеется.
Данная позиция также изложена в постановлении ФАС Центрального округа от 06.10.2008 по делу N А54-242/2008.
Довод подателя жалобы о необходимости применения положения п. 7 ст. 3 НК РФ, отклоняется, поскольку в пункте 12 статьи 2 Закона Рязанской области от 26.11.03 85-ОЗ "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области" не усматривается неустранимых сомнений, противоречивости и неясности, которые могли бы толковаться в пользу налогоплательщика.
Ссылка Предприятия на письмо комитета по бюджету и налоговой политике Рязанской областной Думы отклоняется, поскольку указанный комитет не уполномочен в соответствии с п. 2 ст. 34.2 НК РФ давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах.
Более того, Финансово-казначейское управление Рязанской области (орган, уполномоченный в соответствии с п. 2 ст. 34.2 НК РФ давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах) в письме от 17.10.2007 N 03-30/6380 (т. 1 л.д. 67 - 68) указал, что Предприятие не может воспользоваться пониженной ставкой по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 12 статьи 2 Закона Рязанской области "О налоге на имущество организаций на территории Рязанской области", поскольку не является организацией, осуществляющей деятельность по ремонту, содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 14 ноября 2008 года по делу N А54-3078/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА
Г.Д.ИГНАШИНА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
В.Н.СТАХАНОВА
О.А.ТИМИНСКАЯ
В.Н.СТАХАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)