Судебные решения, арбитраж

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПЛАТОЙ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И
НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ


1.1. Глава крестьянского хозяйства не может быть привлечен к налоговой ответственности за непредставление налоговой декларации по ЕСН для глав КФХ, если он не приобрел статус предпринимателя, а хозяйство в соответствии с законодательством сохранило статус юридического лица.
Примечание: с 01.01.2007 утратили силу положения пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации о том, что в целях главы 24 Кодекса члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной налоговой декларации крестьянского фермерского хозяйства (далее -хозяйство) по ЕСН для индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов за 2006 год. По результатам проверки в отношении хозяйства составлен акт и вынесено решение, которым налоговая инспекция доначислила хозяйству ЕСН. Решение мотивировано тем, что глава хозяйства в нарушение требований пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации не уплатил ЕСН с доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
Отменяя указанное решение налоговой инспекции, суды первой и кассационной инстанций указали следующее.
Согласно статье 23 Федерального закона от 11.07.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.
Суд установил, что хозяйство зарегистрировано в качестве юридического лица в 1992 году. На момент проведения проверки являлось юридическим лицом, поскольку сохранило указанный статус до 1 января 2010 года. Глава хозяйства являлся выборным должностным лицом хозяйства, его руководителем и в силу пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации не может быть признан предпринимателем.
Глава хозяйства не приобрел статус индивидуального предпринимателя, что подтверждается также представленной налоговой инспекцией справкой, свидетельствующей об отсутствии информации о включении его в базу данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и присвоении государственного регистрационного номера.
У налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления хозяйству ЕСН.

1.2. Для целей обложения ЕСН не являются премиальным вознаграждением выплаты, которые производились не из чистой прибыли организации, носят систематический характер и обусловлены экономическими показателями работы организации.
Налоговый орган решением начислил обществу недоимку и пени по ЕСН; пени по НДФЛ; привлек общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату ЕСН, по пункту 1 статьи 123 Кодекса за неудержание и неперечисление НДФЛ.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в признании решения налоговой инспекции недействительным, суд кассационной инстанции указал следующее.
Статьей 237 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база налогоплательщиков единого социального налога определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах 2 и 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Согласно пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации указанные выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. В силу статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно пункту 2 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам на оплату труда в целях главы 25 Кодекса относятся, в частности, начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели. На основании пунктов 1, 21 и 22 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода. Расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), не принимаются в целях налогообложения прибыли. Расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений, также не учитываются в целях налогообложения прибыли.
Суды установили, что выплаты за ноябрь и декабрь 2005 года и за первое полугодие 2006 года, рассматриваемые обществом в качестве премий, начислялись параллельно с заработной платой, производились систематически (как правило, ежемесячно) и обусловлены хорошими экономическими показателями работы предприятия. Согласно объяснениям работников общества и пояснениям самого налогоплательщика ряд сотрудников данные выплаты получал исключительно по ведомостям, не учтенным при налогообложении, в качестве заработной платы, а для части из них эти выплаты являлись единственными.
Кроме того, общество не имело в спорный период прибыли, оставшейся в распоряжении общества после налогообложения (чистой прибыли), в размере, достаточном для осуществления спорных выплат. Выплаты производились в счет будущей прибыли.
С учетом изложенного выплаченные суммы вознаграждений фактически являются оплатой труда работников общества и, следовательно, объектом обложения ЕСН.

1.3. Для целей обложения НДФЛ и ЕСН подотчетные суммы могут быть включены в доход физического лица только в случае доказанности факта фиктивности документов, представленных с авансовыми отчетами, подтверждения отсутствия закупки товара, приобретенного на подотчетные суммы, и списания данных сумм с подотчетного лица.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения постановление суда апелляционной инстанции, которым признано недействительным решение налоговой инспекции в части доначисления ЕСН и НДФЛ, соответствующих пени и штрафов. Суды руководствовались следующим.
Согласно статьям 209 и 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками, как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло. Пунктом 1 статьи 236 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) предусмотрено, что объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
В силу пункта 1 статьи 236 Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, указанных в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно разъяснению, содержащемуся в письме Государственной налоговой службы Российской Федерации от 20.10.1995 N ПВ-4-17/69н "О методических рекомендациях по исчислению совокупного годового дохода и начислению подоходного налога в организациях", подотчетными лицами считаются работники организации, получившие авансом денежные средства из кассы. В подотчет выдаются деньги для предстоящих командировочных расходов, а также для оплаты хозяйственных (канцелярских, почтово-телеграфных) расходов, расходов, связанных с приобретением материалов по мелкому опту в розничной торговле, и на другие расходы (К-т сч. 50 Д-т сч. 71). Денежные средства в подотчет выдаются по расходным кассовым ордерам и должны расходоваться строго по назначению. По полученным денежным средствам подотчетные лица должны составить авансовый отчет с приложением оправдательных документов за купленный товар (товарные чеки, проездные документы) и представить их бухгалтеру. В случае, когда в авансовом отчете нет оправдательных документов (товарных чеков), следует проверить наличие его прихода. Если купленный материал не оприходован, следует подотчетную сумму зачесть в совокупный доход подотчетного лица. Порядок выдачи и отчетности в использовании подотчетных сумм устанавливается приказом руководителя организации.
Суд апелляционной инстанции установил, что подотчетные лица отчитывались за полученные денежные средства путем представления авансовых отчетов, квитанций к приходным кассовым ордерам, счетов-фактур, товарных чеков, контрольно-кассовых чеков и накладных. Доказательства того, что приобретенный товар не был оприходован в учете общества, не предоставлены.
Налоговый орган не принял авансовые отчеты за 2001 - 2003 годы на том основании, что первичные бухгалтерские документы составлены с нарушением требований Федерального закона от 27.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Суды с указанным выводом не согласились, так как подотчетные суммы могут быть включены в доход физического лица только в случае доказанности факта фиктивности документов, представленных с авансовыми отчетами, подтверждения отсутствия закупки товара, приобретенного на подотчетные суммы, и списания данных сумм с подотчетного лица. Такие доказательства в материалы дела не представлены.
Материалами дела подтверждается, что в проверяемый период обществом через подотчетных лиц фактически закупались товары, которые впоследствии реализовывались как в розничной, так и в оптовой торговле, что налоговым органом не опровергнуто.

1.4. В состав профессиональных налоговых вычетов при исчислении НДФЛ не могут быть включены расходы, связанные с уплатой НДС при приобретении товаров (работ, услуг).
В постановлении от 23.01.2008 по делу N А53-14473/2006-С6-44 суд кассационной инстанции отклонил довод предпринимателя о неправомерном невключении судами первой и апелляционной инстанций в состав профессионального налогового вычета по НДФЛ сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком в проверяемый период.
Согласно пункту 1 статьи 221, пункту 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой Кодекса "Налог на прибыль организации".
В целях статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам налогоплательщика относятся также суммы налогов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах для видов деятельности, указанных в статье 221 Кодекса (за исключением НДФЛ), исчисленные либо уплаченные им за налоговый период.
Суд кассационной инстанции указал, что поскольку глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность уменьшить полученные доходы при исчислении налога на прибыль на суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), то данные расходы не могут быть включены предпринимателем в состав вычетов при исчислении НДФЛ.

1.5. Доход в виде вознаграждения за труд лицам, проходящим трудовую реабилитацию, является объектом налогообложения НДФЛ.
Предприятие создано в соответствии с Положением о лечебно-производственных государственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1994 N 552 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами". Налоговая инспекции решением доначислила предприятию НДФЛ, соответствующие пени и штраф.
Суд кассационной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции об отмене указанного решения налоговой инспекции в части. Судебные акты мотивированы следующим.
Согласно статье 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
В соответствии со статьей 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам от источников в Российской Федерации, подлежащим обложению НДФЛ, относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации.
Поскольку предприятие выплачивало вознаграждение за труд лицам, проходящим трудовую реабилитацию, оно обязано удерживать НДФЛ.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)