Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.03.2012 ПО ДЕЛУ N А12-16466/2011

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2012 г. по делу N А12-16466/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Афониной Е.О.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Борисовская Е.В. по доверенности от 02.11.2011 N 05-17/60,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области - Борисовская Е.В. по доверенности от 20.06.2011 N 04-07/014274, Бугаева В.В. по доверенности от 16.01.2012 N 04-16/006,
от закрытого акционерного общества "Нефтегазрезерв" - Силантьева В.Б. по доверенности от 26.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "10" января 2012 года по делу N А57-14420/2011 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Нефтегазрезерв" (г. Саратов),
заинтересованные лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (г. Саратов),
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (г. Саратов),
о признании недействительными решений N 41887 от 27.06.2011, N 41890 от 27.06.2011, N 39828 от 28.02.2011,

установил:

Закрытое акционерное общество "Нефтегазрезерв" (далее - ЗАО "Нефтегазрезерв", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области, налоговый орган, Инспекция) от 27.06.2011 N 41887; от 27.06.2011 N 41890; от 28.02.2011 N 39828 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по ч. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа, доначисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть) и соответствующих сумм пени.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.01.2012, заявленные Обществом требования удовлетворены в части, признания незаконным привлечения к налоговой ответственности и доначисления НДПИ и пени за несвоевременную уплату налога по Балаковскому месторождению. В части признания недействительным решения налогового органа по эпизоду с Казанлинским месторождением Обществу отказано.
МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области, не согласилась с решением суда в части удовлетворения требований Общества и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
ЗАО "Нефтегазрезерв", в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Общество просит решение суда первой инстанции от 14 декабря 2011 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку ЗАО "Нефтегазрезерв" обжалует решение суда в части отказа в признании недействительными решения N 41887 от 27.06.2011, N 41890 от 27.06.2011 и N 39828 от 28.02.2011 в части привлечения к налоговой ответственности, доначисления налога на добычу полезных ископаемых и пени за несвоевременную уплату налога по Балаковскому месторождению, возражений о пересмотре решения суда в порядке апелляционного производства в части, обжалуемой Обществом, от налоговых органов не поступило, суд исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации проверяет законность решения только в обжалуемой части.
Изучив и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Нефтегазрезерв" в Инспекцию были поданы уточненные налоговые декларации по НДПИ за август 2010 г., за январь 2011 г. и за февраль 2011 г.
ЗАО "Нефтегазрезерв" в уточненных налоговых декларациях заявило требование о применении налогообложения по налоговой ставке 0% в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации при добыче полезных ископаемых (нефти), согласно которой "налогообложение производится по налоговой ставке 0% при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения)".
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленных деклараций, в ходе которой налоговым органом были выявлены нарушения правильности исчисления налогов и, как следствие неполная уплата НДПИ, зафиксированные в актах проверки N 37885 от 19.04.2011 г., N 41466 от 30.05.2011 г., N 41470 от 30.05.2011 г.
На основании актов проверки налоговым органом приняты решения:
- N 41887 от 27.06.2011 г., в соответствии с которым ЗАО "Нефтегазрезерв" привлечено к налоговой ответственности: по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 220 138,38 руб., а также предложено уплатить неуплаченный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1 100 688 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 36 304, 36 руб. (по декларации за январь 2011 года);
- N 41890 от 27.06.2011 г., в соответствии с которым, ЗАО "Нефтегазрезерв" привлечено к налоговой ответственности: по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 227 559 руб., а также предложено уплатить неуплаченный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1 137 797 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 29 051, 75 руб. (по декларации за февраль 2011 года).
N 39828 от 28.02.2011 г., в соответствии с которым, ЗАО "Нефтегазрезерв" привлечено к налоговой ответственности: по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 135 673 руб., а также предложено уплатить неуплаченный налог на добычу полезных ископаемых в сумме 678 363 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 9 290, 63 руб. (по декларации за август 2010 года).
ЗАО "Нефтегазрезерв", не согласившись с решениями, принятыми Инспекцией, обжаловало их УФНС России по Саратовской области в порядке, предусмотренном ст. ст. 101.2, 138 - 139 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с решением УФНС России по Саратовской области от 18.04.2011 г. и от 18.07.2011 г., обжалуемые решения МРИ ФНС России N 8 по Саратовской области N 39828 от 28.02.2011 г., N 41887 и N 41890 от 27.06.2011 г. оставлены без изменения, в удовлетворении требований апелляционных жалобы Общества отказано.
Полагая, что указанные ненормативные акты налогового органа нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ЗАО "Нефтегазрезерв" обратилось в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества в обжалуемой части, пришел к выводу об обоснованном применении Обществом льготной ставки 0% по Балаковскому месторождению.
Апелляционный суд считает данный вывод правильным исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Нефтегазрезерв" осуществляет деятельность, связанную с добычей и реализацией нефти, попутного и природного газа, продуктов из них, переработка нефти и производство нефтепродуктов в пределах Балаковского участка (Балаковский район) и в пределах Казанлинского участка (Базарно-Карабулакский район) Саратовской области и является плательщиком НДПИ.
У налогоплательщика имеются лицензии на право пользования недрами СРТ N 10510 по участку в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области и лицензия СРТ N 10509 НР по участку в Балаковском районе Саратовской области.
Обществом поданы уточненные налоговые декларации по НДПИ за август 2010 года, январь 2011 года и февраль 2011 года, в которых заявило о применении налогообложения по налоговой ставке 0% в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе и по Балаковскому месторождению, указывая, что им добываются полезные ископаемые из ранее списанных запасов.
Суд первой инстанции, указывая на правомерность позиции налогоплательщика, исходил из того, что поисково-разведочные скважины 34 и 36 были пробурены до 1955 года, то есть до постановки запасов по Балаковскому месторождению на государственный учет и до списания их в 1965 году с государственного баланса полезных ископаемых. Поскольку из этих скважин осуществляется добыча с 1999 года, то это добыча из восстановленных скважин.
Из материалов дела следует, что на Балаковском месторождении проводились поисково-разведочные работы в 1954-1955 годах, было пробурено 8 скважин. Продуктивными являются только скважины 34 и 36, при освоении которых получены притоки нефти. В 1967 году запасы полезных ископаемых списаны с государственного баланса по объединению "Саратовнефтегаз".
В 1997 году ЗАО "Нефтегазрезерв" получило лицензию на Балаковский участок.
В 1998-1999 Обществом были пробурены скважины 2 и 22. Восстановлены и освоены скважины 34 и 36, получен промышленный приток нефти.
Из протокола N 156(м)-2002 следует, что комплекс промыслово-географических исследований выполнен ЗАО "Нефтегазрезерв" только по вновь пробуренным скважинам, на государственный баланс по ЗАО "Нефтегазрезерв" в 2001 году поставлены не ранее списанные запасы полезных ископаемых, а начальные запасы нефти, выявленные в результате поискового разведочного бурения на месторождениях, на которых впервые получены промышленные притоки нефти.
Между тем добыча нефти из вновь пробуренных скважин 2 и 22 не ведется, промышленные притоки нефти получены из скважин 34 и 36, где были ранее списаны запасы полезных ископаемых.
Данное обстоятельство подтверждается ответом Федерального агентства по недропользованию от 16.03.2011 г. за N ПС-03-27/2425, от 20.04.2011 за N ПС-03-27/3950.
Таким образом, запасы нефти по Балаковскому месторождению, подсчитанные по состоянию изученности на 01.01.1999 г., как в целом по месторождению, так и по лицензионному участку меньше, чем числящиеся до 1966 года, за счет значительного сокращения площади нефтеносности.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что в результате бурения скважин N 2 и N 22, запасы нефти были скорректированы объемы запасов нефти и поэтому в 1999 году запасы по Балаковскому месторождению были поставлены на государственный баланс запасы в меньшем объеме, чем списанные ранее в 1965 году.
Суд первой инстанции установил, что, поскольку поисково-разведочные скважины 34 и 36 были пробурены до 1955 года, то есть до постановки запасов по Балаковскому месторождению на государственный учет и до списания их в 1965 году с государственного баланса полезных ископаемых, а потому это добыча из восстановленных скважин.
Данное обстоятельство так же подтверждается письмом Федерального агентства по недропользованию от 29.07.2011 N ПС-03-31/7740, где указано, что в настоящее время ЗАО "Нефтегазрезерв" осуществляет добычу из скважин NN 34, 36, пробуренных до 1955 года и восстановленных пользователям недр после получения лицензии, а добыча нефти ведется из ранее списанных запасов и вновь поставленных на государственный баланс полезных ископаемых в 1999 году".
Довод апелляционной жалобы о том, налогообложение НДПИ по налоговой ставке 0% не применимо, поскольку добыча полезных ископаемых ведется из запасов, поставленных на государственный баланс, подлежит отклонению.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение НДПИ по налоговой ставке 0% производится при добыче полезных ископаемых из ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Апелляционный суд пришел к выводу, поскольку материалами дела подтверждается факт добычи Обществом полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов, а налоговым органом не доказана неправомерность применения льготной ставки налогообложения, то ее применение не противоречит закону.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, с учетом расчета сумм налога по Балаковскому месторождению, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы, направлены на пересмотр обстоятельств, установленных по настоящему делу, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от "10" января 2012 года по делу N А57-14420/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
И.И.ЖЕВАК

Судьи
Л.Б.АЛЕКСАНДРОВА
С.Г.ВЕРЯСКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)