Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2006 ПО ДЕЛУ N А56-50106/2005

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


от 24 октября 2006 года Дело N А56-50106/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего И.Б.Лопато, судей М.В.Будылевой, Л.А.Шульги, при ведении протокола судебного заседания Е.А.Немшановой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7765/2006) Межрайонной инспекции ФНС N 23 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2006 по делу N А56-50106/2005 (судья Т.Е.Спецакова) по заявлению ООО "Бюро коммерческой недвижимости" к Межрайонной инспекции ФНС N 23 по Санкт-Петербургу о признании недействительным требования, при участии: от заявителя - С.В.Казаковцева (дов. N 186-иб от 23.12.2005); от ответчика - А.В.Сивогривова (дов. N 18/4433 от 27.02.2006),
УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Бюро коммерческой недвижимости" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции ФНС N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) N 29901 об уплате налога по состоянию на 10.10.2005.
Решением суда от 17.04.2006 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год, представленной Обществом 30.06.05.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 30.09.05 N 879, в соответствии с которым Обществу доначислено 8329840 руб. земельного налога за 2005 год по сроку уплаты 15.09.2005 и 15.11.2005 и предложено уплатить налог и начисленные на него пени в срок, установленный в требовании.
Согласно требованию N 29901 об уплате налога по состоянию на 10.10.2005 за организацией числится задолженность по налогам и пени в сумме 8329840 руб., которую предложено добровольно погасить в срок до 20.10.2005.
Не согласившись с указанным требованием, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Налогоплательщиком исчислен земельный налог исходя из ставок, установленных Законом Санкт-Петербурга от 26.06.1998 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 129-21), с применением последовательно федеральных коэффициентов, предусмотренных федеральными законами с 1999 по 2004 год.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, пришел к выводу, что Инспекцией при расчете ставки земельного налога неправильно применена ставка 1998 г., в связи с чем признал ненормативный акт налогового органа недействительным.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральным законом от 17.03.97 N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
До принятия Закона Санкт-Петербурга N 129-21 действовали ставки земельного налога, установленные Законом Санкт-Петербурга от 14.07.1995 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".
Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга N 129-21 было предусмотрено вступление его в силу с 01.01.98.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.02 N 78-Г02-38 признана недействующей и не подлежащей применению статья 3 Закона Санкт-Петербурга N 129-21.
В обоснование Верховный Суд Российской Федерации сослался на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации (статья 54) положения статьи 2 и пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", согласно которым нормам о ставках земельного налога, ухудшающим положение налогоплательщиков, придана обратная сила.
Законом Санкт-Петербурга от 04.04.2003 N 101-8 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" статья 3 Закона Санкт-Петербурга N 129-21, предусматривающая вступление его в силу с 01.01.98, исключена на основании Определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.02 N 78-Г02-38.
Следовательно, Закон Санкт-Петербурга N 129-21 вступил в силу только с 01.01.1999, что подтверждается и постановлением Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.2003 N 091-П.
Статьей 4 Закона Санкт-Петербурга N 129-21 установлено, что "со дня вступления в силу настоящего закона считать утратившим силу Закон Санкт-Петербурга от 21.06.1995 N 77-10 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".
С учетом того, что Закон Санкт-Петербурга N 129-21 вступил в силу с 01.01.1999, то, следовательно, в 1998 году действовали ставки Закона Санкт-Петербурга от 21.06.1995 N 77-10 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году".
Статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога с коэффициентом 2, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Вопросы компетенции федерального законодателя относительно индексации ставок земельного налога и порядка введения в действие соответствующих федеральных законов применительно к пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации исследовались Конституционным Судом Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О, федеральный законодатель, устанавливая коэффициент индексации ставок земельного налога, действовал в пределах своих конституционных полномочий.
В Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/3 сделан вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.02.2005 N 78-Г04-52 также признано правомерным применение к ставкам земельного налога, установленным местными представительными органами власти, поправочных коэффициентов предыдущих налоговых периодов и коэффициента, определенного законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет, путем их перемножения.
Таким образом, довод Инспекции о том, что ставки, установленные Законом Санкт-Петербурга N 129-21, подлежат применению в 1998 году, противоречит Закону Санкт-Петербурга от 04.04.2003 N 101-8 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" и постановлению Уставного суда Санкт-Петербурга от 29.12.03 N 091-П.
В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возложена на орган, которым принят оспариваемый акт.
Налоговый орган не доказал обоснованность расчета доначисленной суммы налога.
Апелляционный суд также поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при выставлении требования N 29901 Инспекцией не учтены сроки уплаты земельного налога за 2005 г.
В пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются налоговые платежи. В соответствии с положениями статей 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 N 82-О со ссылкой на статью 58 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что уплата налога до окончания налогового периода не противоречит общим началам налогового законодательства и является способом уплаты налога.
Согласно статье 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, налоговых льготах, исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 141-ФЗ) с 01.01.2005 введена в действие глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог".

Согласно статье 16 Закона о плате за землю земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. В статье 17 Закона о плате за землю указано, что суммы налога уплачиваются налогоплательщиками равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляются пени в размере, установленном федеральным законом.
В силу статей 16 и 17 Закона N 1738-1 налоговым периодом по земельному налогу является год.
Таким образом, в момент проведения камеральной проверки, принятия решения от 30.09.05 и выставления требования об уплате налога налоговый период по земельному налогу за 2005 год не закончился, срок уплаты налога не наступил, в связи с чем Инспекция не могла проверить правильность исчисления и уплаты земельного налога за 2005 год и установить суммы недоимки по налогу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.04.2006 по делу N А56-50106/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС N 23 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
ЛОПАТО И.Б.

Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
ШУЛЬГА Л.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)