Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 26 апреля 2004 года Дело N Ф04/2192-422/А46-2004
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в заседании суда кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (ответчик) на решение от 31.10.2003 и постановление апелляционной инстанции области от 04.02.2004 Арбитражного суда Омской по делу N 11-17/03 (А-1321/03),
Открытое акционерное общество "Омский комбинат строительных конструкций" (далее - ОАО "ОКСК") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб., и обязании принять решение о зачете налога в указанном размере.
Заявленное требование мотивировано тем, что при исчислении налога на землю за 2003 год налогоплательщиком ошибочно применена дифференцированная ставка налога, установленная Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", что повлекло излишнюю уплату налога. В этой связи ОАО "ОКСК" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.10.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 04.02.2004 без изменения, заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб., признано незаконным, как не соответствующее действующему законодательству. Кроме того, суд обязал налоговую инспекцию принять решение о зачете ОАО "ОКСК" излишне уплаченного налога на землю.
Налоговая инспекция в кассационной жалобе просит решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судебные инстанции неправильно применили нормы материального права.
ОАО "ОКСК" в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, считает состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационная инстанция, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене в связи с неправильным толкованием норм права, дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Омской области по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что 10.06.2003 ОАО "ОКСК" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на землю за 2003 год. При исчислении налога налогоплательщиком применялась ставка 12,6 руб. за квадратный метр.
Размер налоговой ставки был определен с учетом решения Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000, Федерального закона N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", статьи 7 Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Таким образом, при расчете суммы налога, установленная указанным актом местного самоуправления дифференцированная ставка применялась с коэффициентами 2 и 1,8.
08.07.2003 ОАО "ОКСК" представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу, в которой с учетом положений решения Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 и статьи 7 Федерального закона N 110 от 24.07.2002 размер дифференцированной ставки, установленный данным решением, применялся с коэффициентом 1,8. Сумма налога, подлежащая уплате в 2003 году по уточненной налоговой декларации, составила 2105598 руб.
Полагая, что в уточненной декларации от 08.07.2003 налог исчислялся им с учетом повышающего коэффициента 1,8 ошибочно, ОАО "ОКСК" 11.08.2003 направило в налоговую инспекцию заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 367371 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на землю.
В установленный законом срок решение о зачете излишне уплаченного налога принято не было, что и послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что в силу статьи 8 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые, в свою очередь, подлежат дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" изменены размеры ранее существовавших дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 02.02.2002 относится к актам законодательства о налогах и сборах. Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год, то названное решение в силу требований пункта 1 статьи 5 НК РФ не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные этим решением, в 2002 году не применялись.
В силу указания статьи 7 Федерального закона N 110-ФЗ у предприятия отсутствовали основания для применения дифференцированной ставки налога с коэффициентом 1,8. Земельный налог на 2003 год правомерно исчислен заявителем исходя из ставки налога, равной 7 руб. за квадратный метр в год, установленной Решением Омского городского Совета N 452 без учета повышающего коэффициента, предусмотренного названным Федеральным законом.
Не соглашаясь с изложенной позицией суда, кассационная инстанция отмечает, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции (темпа роста цен), который в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Индексация конкретных ставок налогов осуществляется вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона N 22-ФЗ от 09.08.1994 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 14 Федерального закона N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О Федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Таким образом, Арбитражный суд Омской области, признавая решение налоговой инспекции недействительным, сделал ошибочный вывод о том, что при исчислении ставок земельного налога за 2003 год дифференцированные ставки земельного налога, установленные Решением Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска", не может быть применен поправочный коэффициент 1,8, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Поэтому, по мнению кассационной инстанции, арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика исходя из правил, установленных Решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, не проверил соответствие отказа налогового органа налогоплательщику в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за период 2003 года действующим нормам федерального законодательства - статье 14 Федерального закона N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О Федеральном бюджете на 2002 год", Федеральному закону Российской Федерации N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты следует отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо устранить указанные недостатки, рассмотреть дело по существу, а также в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 31.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 11-17/03 (А-1321/03) отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 26 апреля 2004 года Дело N Ф04/2192-422/А46-2004
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в заседании суда кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (ответчик) на решение от 31.10.2003 и постановление апелляционной инстанции области от 04.02.2004 Арбитражного суда Омской по делу N 11-17/03 (А-1321/03),
Открытое акционерное общество "Омский комбинат строительных конструкций" (далее - ОАО "ОКСК") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб., и обязании принять решение о зачете налога в указанном размере.
Заявленное требование мотивировано тем, что при исчислении налога на землю за 2003 год налогоплательщиком ошибочно применена дифференцированная ставка налога, установленная Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", что повлекло излишнюю уплату налога. В этой связи ОАО "ОКСК" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.10.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 04.02.2004 без изменения, заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб., признано незаконным, как не соответствующее действующему законодательству. Кроме того, суд обязал налоговую инспекцию принять решение о зачете ОАО "ОКСК" излишне уплаченного налога на землю.
Налоговая инспекция в кассационной жалобе просит решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судебные инстанции неправильно применили нормы материального права.
ОАО "ОКСК" в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, считает состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационная инстанция, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене в связи с неправильным толкованием норм права, дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Омской области по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что 10.06.2003 ОАО "ОКСК" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на землю за 2003 год. При исчислении налога налогоплательщиком применялась ставка 12,6 руб. за квадратный метр.
Размер налоговой ставки был определен с учетом решения Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000, Федерального закона N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", статьи 7 Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Таким образом, при расчете суммы налога, установленная указанным актом местного самоуправления дифференцированная ставка применялась с коэффициентами 2 и 1,8.
08.07.2003 ОАО "ОКСК" представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу, в которой с учетом положений решения Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 и статьи 7 Федерального закона N 110 от 24.07.2002 размер дифференцированной ставки, установленный данным решением, применялся с коэффициентом 1,8. Сумма налога, подлежащая уплате в 2003 году по уточненной налоговой декларации, составила 2105598 руб.
Полагая, что в уточненной декларации от 08.07.2003 налог исчислялся им с учетом повышающего коэффициента 1,8 ошибочно, ОАО "ОКСК" 11.08.2003 направило в налоговую инспекцию заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 367371 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на землю.
В установленный законом срок решение о зачете излишне уплаченного налога принято не было, что и послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что в силу статьи 8 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые, в свою очередь, подлежат дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" изменены размеры ранее существовавших дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 02.02.2002 относится к актам законодательства о налогах и сборах. Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год, то названное решение в силу требований пункта 1 статьи 5 НК РФ не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные этим решением, в 2002 году не применялись.
В силу указания статьи 7 Федерального закона N 110-ФЗ у предприятия отсутствовали основания для применения дифференцированной ставки налога с коэффициентом 1,8. Земельный налог на 2003 год правомерно исчислен заявителем исходя из ставки налога, равной 7 руб. за квадратный метр в год, установленной Решением Омского городского Совета N 452 без учета повышающего коэффициента, предусмотренного названным Федеральным законом.
Не соглашаясь с изложенной позицией суда, кассационная инстанция отмечает, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции (темпа роста цен), который в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Индексация конкретных ставок налогов осуществляется вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона N 22-ФЗ от 09.08.1994 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 14 Федерального закона N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О Федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Таким образом, Арбитражный суд Омской области, признавая решение налоговой инспекции недействительным, сделал ошибочный вывод о том, что при исчислении ставок земельного налога за 2003 год дифференцированные ставки земельного налога, установленные Решением Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска", не может быть применен поправочный коэффициент 1,8, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Поэтому, по мнению кассационной инстанции, арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика исходя из правил, установленных Решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, не проверил соответствие отказа налогового органа налогоплательщику в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за период 2003 года действующим нормам федерального законодательства - статье 14 Федерального закона N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О Федеральном бюджете на 2002 год", Федеральному закону Российской Федерации N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты следует отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо устранить указанные недостатки, рассмотреть дело по существу, а также в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 31.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 11-17/03 (А-1321/03) отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 26.04.2004 N Ф04/2192-422/А46-2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 апреля 2004 года Дело N Ф04/2192-422/А46-2004
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в заседании суда кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (ответчик) на решение от 31.10.2003 и постановление апелляционной инстанции области от 04.02.2004 Арбитражного суда Омской по делу N 11-17/03 (А-1321/03),
УСТАНОВИЛА:
Открытое акционерное общество "Омский комбинат строительных конструкций" (далее - ОАО "ОКСК") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб., и обязании принять решение о зачете налога в указанном размере.
Заявленное требование мотивировано тем, что при исчислении налога на землю за 2003 год налогоплательщиком ошибочно применена дифференцированная ставка налога, установленная Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", что повлекло излишнюю уплату налога. В этой связи ОАО "ОКСК" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.10.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 04.02.2004 без изменения, заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб., признано незаконным, как не соответствующее действующему законодательству. Кроме того, суд обязал налоговую инспекцию принять решение о зачете ОАО "ОКСК" излишне уплаченного налога на землю.
Налоговая инспекция в кассационной жалобе просит решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судебные инстанции неправильно применили нормы материального права.
ОАО "ОКСК" в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, считает состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационная инстанция, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене в связи с неправильным толкованием норм права, дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Омской области по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что 10.06.2003 ОАО "ОКСК" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на землю за 2003 год. При исчислении налога налогоплательщиком применялась ставка 12,6 руб. за квадратный метр.
Размер налоговой ставки был определен с учетом решения Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000, Федерального закона N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", статьи 7 Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Таким образом, при расчете суммы налога, установленная указанным актом местного самоуправления дифференцированная ставка применялась с коэффициентами 2 и 1,8.
08.07.2003 ОАО "ОКСК" представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу, в которой с учетом положений решения Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 и статьи 7 Федерального закона N 110 от 24.07.2002 размер дифференцированной ставки, установленный данным решением, применялся с коэффициентом 1,8. Сумма налога, подлежащая уплате в 2003 году по уточненной налоговой декларации, составила 2105598 руб.
Полагая, что в уточненной декларации от 08.07.2003 налог исчислялся им с учетом повышающего коэффициента 1,8 ошибочно, ОАО "ОКСК" 11.08.2003 направило в налоговую инспекцию заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 367371 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на землю.
В установленный законом срок решение о зачете излишне уплаченного налога принято не было, что и послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что в силу статьи 8 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые, в свою очередь, подлежат дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" изменены размеры ранее существовавших дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 02.02.2002 относится к актам законодательства о налогах и сборах. Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год, то названное решение в силу требований пункта 1 статьи 5 НК РФ не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные этим решением, в 2002 году не применялись.
В силу указания статьи 7 Федерального закона N 110-ФЗ у предприятия отсутствовали основания для применения дифференцированной ставки налога с коэффициентом 1,8. Земельный налог на 2003 год правомерно исчислен заявителем исходя из ставки налога, равной 7 руб. за квадратный метр в год, установленной Решением Омского городского Совета N 452 без учета повышающего коэффициента, предусмотренного названным Федеральным законом.
Не соглашаясь с изложенной позицией суда, кассационная инстанция отмечает, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции (темпа роста цен), который в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Индексация конкретных ставок налогов осуществляется вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона N 22-ФЗ от 09.08.1994 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 14 Федерального закона N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О Федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Таким образом, Арбитражный суд Омской области, признавая решение налоговой инспекции недействительным, сделал ошибочный вывод о том, что при исчислении ставок земельного налога за 2003 год дифференцированные ставки земельного налога, установленные Решением Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска", не может быть применен поправочный коэффициент 1,8, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Поэтому, по мнению кассационной инстанции, арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика исходя из правил, установленных Решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, не проверил соответствие отказа налогового органа налогоплательщику в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за период 2003 года действующим нормам федерального законодательства - статье 14 Федерального закона N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О Федеральном бюджете на 2002 год", Федеральному закону Российской Федерации N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты следует отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо устранить указанные недостатки, рассмотреть дело по существу, а также в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 31.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 11-17/03 (А-1321/03) отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 26 апреля 2004 года Дело N Ф04/2192-422/А46-2004
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в заседании суда кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (ответчик) на решение от 31.10.2003 и постановление апелляционной инстанции области от 04.02.2004 Арбитражного суда Омской по делу N 11-17/03 (А-1321/03),
УСТАНОВИЛА:
Открытое акционерное общество "Омский комбинат строительных конструкций" (далее - ОАО "ОКСК") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб., и обязании принять решение о зачете налога в указанном размере.
Заявленное требование мотивировано тем, что при исчислении налога на землю за 2003 год налогоплательщиком ошибочно применена дифференцированная ставка налога, установленная Федеральным законом N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", что повлекло излишнюю уплату налога. В этой связи ОАО "ОКСК" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб. в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.10.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 04.02.2004 без изменения, заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены в полном объеме. Бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченного налога на землю в сумме 367371 руб., признано незаконным, как не соответствующее действующему законодательству. Кроме того, суд обязал налоговую инспекцию принять решение о зачете ОАО "ОКСК" излишне уплаченного налога на землю.
Налоговая инспекция в кассационной жалобе просит решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судебные инстанции неправильно применили нормы материального права.
ОАО "ОКСК" в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, считает состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационная инстанция, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене в связи с неправильным толкованием норм права, дело направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Омской области по следующим причинам.
Из материалов дела следует, что 10.06.2003 ОАО "ОКСК" представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на землю за 2003 год. При исчислении налога налогоплательщиком применялась ставка 12,6 руб. за квадратный метр.
Размер налоговой ставки был определен с учетом решения Омского городского Совета N 298 от 20.09.2000, Федерального закона N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", статьи 7 Федерального закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Таким образом, при расчете суммы налога, установленная указанным актом местного самоуправления дифференцированная ставка применялась с коэффициентами 2 и 1,8.
08.07.2003 ОАО "ОКСК" представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу, в которой с учетом положений решения Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 и статьи 7 Федерального закона N 110 от 24.07.2002 размер дифференцированной ставки, установленный данным решением, применялся с коэффициентом 1,8. Сумма налога, подлежащая уплате в 2003 году по уточненной налоговой декларации, составила 2105598 руб.
Полагая, что в уточненной декларации от 08.07.2003 налог исчислялся им с учетом повышающего коэффициента 1,8 ошибочно, ОАО "ОКСК" 11.08.2003 направило в налоговую инспекцию заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 367371 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на землю.
В установленный законом срок решение о зачете излишне уплаченного налога принято не было, что и послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что в силу статьи 8 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые, в свою очередь, подлежат дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Решением Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска" изменены размеры ранее существовавших дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска.
Решение Омского городского Совета N 452 от 02.02.2002 относится к актам законодательства о налогах и сборах. Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год, то названное решение в силу требований пункта 1 статьи 5 НК РФ не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные этим решением, в 2002 году не применялись.
В силу указания статьи 7 Федерального закона N 110-ФЗ у предприятия отсутствовали основания для применения дифференцированной ставки налога с коэффициентом 1,8. Земельный налог на 2003 год правомерно исчислен заявителем исходя из ставки налога, равной 7 руб. за квадратный метр в год, установленной Решением Омского городского Совета N 452 без учета повышающего коэффициента, предусмотренного названным Федеральным законом.
Не соглашаясь с изложенной позицией суда, кассационная инстанция отмечает, что в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации N 1738-1 от 11.10.1991 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами, исходя из уровня инфляции (темпа роста цен), который в соответствии со статьей 183 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета.
Индексация конкретных ставок налогов осуществляется вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона N 22-ФЗ от 09.08.1994 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 14 Федерального закона N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О Федеральном бюджете на 2002 год", Федеральным законом Российской Федерации N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом 1,8.
Учитывая, что в каждом текущем налоговом периоде установление ставок земельного налога федеральным законодательством поставлено в зависимость от размера ставок данного налога, существовавшего в предыдущем году, а ставки налога в предыдущем периоде исчислялись с учетом поправочных коэффициентов, то земельный налог в текущем налоговом периоде должен исчисляться как с учетом коэффициента, предусмотренного для данного налогового периода, так и с учетом коэффициентов прошлых лет.
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
Таким образом, Арбитражный суд Омской области, признавая решение налоговой инспекции недействительным, сделал ошибочный вывод о том, что при исчислении ставок земельного налога за 2003 год дифференцированные ставки земельного налога, установленные Решением Омского Горсовета N 452 от 06.02.2002 "О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории г. Омска", не может быть применен поправочный коэффициент 1,8, установленный Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ.
Поэтому, по мнению кассационной инстанции, арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика исходя из правил, установленных Решением Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002, не проверил соответствие отказа налогового органа налогоплательщику в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за период 2003 года действующим нормам федерального законодательства - статье 14 Федерального закона N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О Федеральном бюджете на 2002 год", Федеральному закону Российской Федерации N 163-ФЗ от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога", статье 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты следует отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо устранить указанные недостатки, рассмотреть дело по существу, а также в соответствии со статьей 110 АПК РФ распределить судебные расходы, в том числе государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 31.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 04.02.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 11-17/03 (А-1321/03) отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)