Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2008 N 17АП-7893/2008-АК ПО ДЕЛУ N А60-15328/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2008 г. N 17АП-7893/2008-АК


Дело N А60-15328/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.
судей Богдановой Р.А., Григорьевой Н.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якимовой Е.В.
в отсутствие ООО "Кентавр" и ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга: о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "Кентавр"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 сентября 2008 года
по делу N А60-15328/2008, принятое судьей Евдокимовым И.В.
по заявлению ООО "Кентавр"
к ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
о признании незаконным бездействия,
установил:

ООО "Кентавр" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция), выразившееся в нерегистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01 сентября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, ООО "Кентавр" обратилось с апелляционной жалобой, по доводам которой просит судебный акт отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что судом применен закон, не подлежащий применению, а выводы не соответствуют предмету спора, а именно признанию бездействия налогового органа. По-мнению заявителя неприменение судом ч. 6 ст. 366 НК РФ повлекло дальнейшее нарушение прав общества, поскольку согласно ч. 4 ст. 366 НК РФ независимо от противоправного бездействия должностных лиц налогового органа, объекты налогообложения налогом на игорный бизнес считаются зарегистрированными с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на то, что налоговым органом после принятия заявления в адрес заявителя направлено уведомление об отказе в регистрации игровых автоматов, следовательно, бездействие инспекции, выразившееся в нерегистрации игровых автоматов, не нарушает законных прав и интересов налогоплательщика. Отказ налогового органа в государственной регистрации игровых автоматов является законным и обоснованным, в силу Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Заявитель и ответчик, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, 05.05.2008 г. ООО "Кентавр" обратилось в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлением о регистрации изменения количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 13-а. Количество игровых автоматов, подлежащих регистрации, согласно заявлению, составило 63 шт. (л.д. 31).
Инспекция, рассмотрев заявление общества, направила ему уведомление об отказе в регистрации N 6 от 13.05.2008 года, в котором сослалась на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 244-ФЗ) с 1.01.2007 г. игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах (л.д. 16).
Указанное уведомление, согласно имеющейся отметке, 22.05.2008 года получено представителем ООО "Кентавр" Свистуновым К.А. по доверенности от 26.11.2007 года.
Полагая, что бездействие налогового органа, выразившееся в нерегистрации объектов и невыдаче свидетельства о регистрации, является незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований Арбитражный суд Свердловской области, исходил из отсутствия бездействия со стороны налогового органа и законности отказа в регистрации объектов налогообложения в соответствии с Федеральным законом N 244-ФЗ.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, заслушав пояснения сторон, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", которым определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Указанным Федеральным законом N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В пунктах 1, 2 статьи 5 Закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 4 Закона игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона).
Игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 5 Закона).
На территории Российской Федерации создаются игорные зоны на территориях: Алтайского края; Приморского края; Калининградской области; Краснодарского края, Ростовской области.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3-5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ в силу, то есть до 01.01.2007 г., вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 г. вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом.
Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Согласно, справке ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (л.д. 15), ООО "Кентавр" до 1.01.2007 г. не состояло на налоговом учете в инспекции в качестве плательщика налога на игорный бизнес, следовательно, до указанной даты не имело игорного заведения по адресу: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 13-а.
Заявление о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес было подано обществом только 05.05.2008 года (л.д. 31), то есть после введения в силу Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. Таким образом, ООО "Кентавр", обращаясь в налоговый орган за регистрацией 63 игровых автоматов, планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом игорном заведении по вышеуказанному адресу в г. Екатеринбурге, на территории, не отнесенной к игорным заведениям после 1.01.2007 г., что не соответствует требованиям части 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ, согласно которым игорные заведения могут быть открыты с 1.01.2007 г. исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 366 Кодекса каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
С учетом того, что заявление о регистрации подано обществом 05.05.2008 года, то есть после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, у инспекции отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов, устанавливаемых обществом в местах, где открытие игорных заведений не допускается в силу ч. 4 ст. 5 указанного Закона.
Поскольку оспариваемое бездействие инспекции не нарушает законные права и интересы общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы отклоняются. Как основанные на неверном толковании норм права, а обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 сентября 2008 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО

Судьи
Р.А.БОГДАНОВА
Н.П.ГРИГОРЬЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)