Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18.10.2004 ПО ДЕЛУ N А19-6828/04-33

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции


от 18 октября 2004 г. Дело N А19-6828/04-33
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего: Сорока Т.Г.,
судей: Дягилевой И.П., Буяновера П.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сорока Т.Г.,
при участии в заседании:
от ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску - специалиста Копыловой О.Ю. (доверенность N 5366 от 12.04.2004),
от ОАО "Иркутскэнерго" - ведущего юрисконсульта Взяткина Д.В. (доверенность N 3603 от 15.03.2004),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12.07.2004 по делу N А19-6828/04-33 по заявлению ОАО "Иркутскэнерго" к ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа, принятое Новогородским И.Б.,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Иркутскэнерго" (далее - ОАО "Иркутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, в котором просило признать незаконными действия ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области (далее - налоговый орган, инспекция), выразившиеся в невозврате переплаты по налогу на прибыль из консолидированного бюджета в сумме 942,90 руб., по налогу на прибыль из местного бюджета в сумме 120051,89 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 15508 руб., по ЕСН в сумме 1151439,39 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 26367 руб., по плате за сверхнормативные выбросы в сумме 9,20 руб., по транспортному налогу в сумме 6305,48 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 26367 руб., и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата переплаты по налогам.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2004 заявленные требования удовлетворены.
Действия ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области, выразившиеся в невозврате переплаты по налогам, признаны незаконными на основании ст.ст. 32, 78 НК РФ.
Решением суда ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата сумм налогов.
ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску подана апелляционная жалоба. Заявитель настаивает на отмене обжалуемого судебного акта, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
ОАО "Иркутскэнерго" считает решение суда законным и обоснованным.
Рассмотрев спор в порядке ст.ст. 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску с заявлением от 25.02.2004 N 011/2001 (вх. в инспекции 27.02.2004) о возврате на расчетный счет переплаты по налогу на прибыль, а также переплаты за сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ.
Письмом от 26.03.2004 N 09-57/4372 инспекция сообщила о невозможности возврата переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, так как по состоянию на 19.03.2004 на лицевом счете подразделения налогоплательщика "Ангарское отделение фирмы "Энергосбыт" имеется задолженность по транспортному налогу.
По вопросу возврата переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет, и переплаты за негативное воздействие на окружающую среду налоговым органом предложено обществу обратиться в инспекцию по месту нахождения головной организации.
Заявлением от 24.02.2004 N 011/1940 общество просило о возврате на расчетный счет переплаты обособленного подразделения ПРФ "Иркутскэнергоремонт" по налогу на доходы в сумме 15508 руб.; обособленного подразделения УСМР "Иркутскэнергострой" по налогу на доходы физических лиц в сумме 1221,66 руб., по ЕСН в ФСС - 1029927,02 руб., по ЕСН в ФФОМС - 17899,95 руб., по ЕСН в ТФОМС - 103178,27 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 434,15 руб., налога на добычу полезных ископаемых - 26367 руб., отчислений на воспроизводство МСБ (код БКК 1050901) в сумме 10546 руб., отчислений на воспроизводство МСБ (код БКК 1050902) - 15821 руб., платы за сверхнормативные выбросы - 9,20 руб., транспортного налога - 6305,48 руб.
Письмом от 26.03.2004 N 09-57/4373 инспекция сообщила о невозможности возврата переплаты на расчетный счет по структурному подразделению УСМР "Иркутскэнергострой", так как на основании заявления о закрытии филиала обществу направлены акты сверок по состоянию на 30.04.2003 (увед. N 107 от 12.05.2003), но до настоящего времени сверка обществом не произведена и акты сверок в инспекцию не возвращены.
Налоговый орган также сообщил, что учет налога на доходы физических лиц ведется только в части перечисления платежей, принять решение о возврате переплаты по налогу возможно только после проведения документальной проверки.
По вопросу возврата переплаты по региональным и федеральным налогам обществу предложено обратиться в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика - юридического лица, т.е. в г. Иркутске.
Не согласившись с действиями налогового органа и отказом в возврате налога, ОАО "Иркутскэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании действий инспекции незаконными.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий ИМНС России по г. Ангарску Иркутской области по отказу в возврате переплаты в связи с наличием доказательств имеющейся у налогоплательщика переплаты по указанным налогам.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщиков (плательщиков сборов) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации - корреспондирующая указанному праву обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Исходя из положений пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно пункту 11 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации правила данной статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Из сопоставления указанных положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган наделен правом производить зачет излишне уплаченных налогов, сборов и пеней в счет уплаты тех же или иных налогов, сборов и пеней без заявления налогоплательщика.
Наличие переплаты по налогам в суммах, указанных в уточненных исковых требованиях, подтверждается следующими имеющимися в материалах дела документами: актами сверок с инспекцией от 08.04.2004 N 6847 (л.д. 16), 6824 (л.д. 20), подтверждающими наличие переплаты по налогу на прибыль в региональный бюджет - 942,90 руб., от 08.04.2004 N 6848 (л.д. 31), 6825 (л.д. 39), 6819 (л.д. 41) подтверждается наличие переплаты по налогу на прибыль в местный бюджетов сумме 119017,89 руб.
Справкой инспекции от 01.12.2003 N 2798 подтверждается переплата по налогу на доходы в сумме 15508 руб.
Справкой инспекции от 01.04.2004 N 3860 подтверждается переплата по ЕСН в сумме 1151439,39 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 26367 руб., по плате за сверхнормативные выбросы в сумме 9,20 руб., по транспортному налогу в сумме 6305,48 руб.
Актом сверки с инспекцией от 22.04.2004 N 7908 (л.д. 57) подтверждается наличие переплаты по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 26,367 руб.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что действия (бездействие) налогового органа не соответствуют нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушают имущественные права налогоплательщика.
ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску считает, что ОАО "Иркутскэнерго" должно было обратиться по месту учета общества - в МИМНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.
Данный довод налогового органа является необоснованным, т.к. в силу ст. 19 НК Российской Федерации ОАО "Иркутскэнерго" состоит на налоговом учете и по месту нахождения своих подразделений, в т.ч. в ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску.
Согласно ст. 19 НК Российской Федерации филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Поскольку в рассматриваемом деле речь идет о возврате платежей, уплаченных подразделениями ОАО "Иркутскэнерго" в г. Ангарске, обращение в ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску за возвратом переплаты является правомерным. При этом материалами дела подтверждается фактическое отсутствие у общества недоимки.
Ссылка заявителя жалобы о том, что переплата налоговым органом не возвращена в связи с тем, что по одному из подразделений ОАО "Иркутскэнерго", находившихся в г. Ангарске, имеется недоимка по налогу в сумме 1 руб., является неправомерной.
Согласно статьям 78 и 79 Кодекса налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней, за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
Данная правовая позиция подтверждается п. 23 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 12.07.2004 следует признать законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12.07.2004 по делу N А19-6828/04-33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Т.Г.СОРОКА

Судьи:
П.И.БУЯНОВЕР
И.П.ДЯГИЛЕВА







АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 18 октября 2004 г. Дело N А19-6828/04-33
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего: Сорока Т.Г.,
судей: Дягилевой И.П., Буяновера П.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сорока Т.Г.,
при участии в заседании:
от ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску - специалиста Копыловой О.Ю. (доверенность N 5366 от 12.04.2004),
от ОАО "Иркутскэнерго" - ведущего юрисконсульта Взяткина Д.В. (доверенность N 3603 от 15.03.2004),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12.07.2004 по делу N А19-6828/04-33 по заявлению ОАО "Иркутскэнерго" к ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску о признании незаконными действий (бездействия) налогового органа, принятое Новогородским И.Б.,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Иркутскэнерго" (далее - ОАО "Иркутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, в котором просило признать незаконными действия ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области (далее - налоговый орган, инспекция), выразившиеся в невозврате переплаты по налогу на прибыль из консолидированного бюджета в сумме 942,90 руб., по налогу на прибыль из местного бюджета в сумме 120051,89 руб., по налогу на доходы физических лиц в сумме 15508 руб., по ЕСН в сумме 1151439,39 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 26367 руб., по плате за сверхнормативные выбросы в сумме 9,20 руб., по транспортному налогу в сумме 6305,48 руб., по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 26367 руб., и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата переплаты по налогам.
Решением суда первой инстанции от 12.07.2004 заявленные требования удовлетворены.
Действия ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области, выразившиеся в невозврате переплаты по налогам, признаны незаконными на основании ст.ст. 32, 78 НК РФ.
Решением суда ИМНС РФ по г. Ангарску Иркутской области обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата сумм налогов.
ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску подана апелляционная жалоба. Заявитель настаивает на отмене обжалуемого судебного акта, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
ОАО "Иркутскэнерго" считает решение суда законным и обоснованным.
Рассмотрев спор в порядке ст.ст. 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску с заявлением от 25.02.2004 N 011/2001 (вх. в инспекции 27.02.2004) о возврате на расчетный счет переплаты по налогу на прибыль, а также переплаты за сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ.
Письмом от 26.03.2004 N 09-57/4372 инспекция сообщила о невозможности возврата переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в местный бюджет, так как по состоянию на 19.03.2004 на лицевом счете подразделения налогоплательщика "Ангарское отделение фирмы "Энергосбыт" имеется задолженность по транспортному налогу.
По вопросу возврата переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет, и переплаты за негативное воздействие на окружающую среду налоговым органом предложено обществу обратиться в инспекцию по месту нахождения головной организации.
Заявлением от 24.02.2004 N 011/1940 общество просило о возврате на расчетный счет переплаты обособленного подразделения ПРФ "Иркутскэнергоремонт" по налогу на доходы в сумме 15508 руб.; обособленного подразделения УСМР "Иркутскэнергострой" по налогу на доходы физических лиц в сумме 1221,66 руб., по ЕСН в ФСС - 1029927,02 руб., по ЕСН в ФФОМС - 17899,95 руб., по ЕСН в ТФОМС - 103178,27 руб., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 434,15 руб., налога на добычу полезных ископаемых - 26367 руб., отчислений на воспроизводство МСБ (код БКК 1050901) в сумме 10546 руб., отчислений на воспроизводство МСБ (код БКК 1050902) - 15821 руб., платы за сверхнормативные выбросы - 9,20 руб., транспортного налога - 6305,48 руб.
Письмом от 26.03.2004 N 09-57/4373 инспекция сообщила о невозможности возврата переплаты на расчетный счет по структурному подразделению УСМР "Иркутскэнергострой", так как на основании заявления о закрытии филиала обществу направлены акты сверок по состоянию на 30.04.2003 (увед. N 107 от 12.05.2003), но до настоящего времени сверка обществом не произведена и акты сверок в инспекцию не возвращены.
Налоговый орган также сообщил, что учет налога на доходы физических лиц ведется только в части перечисления платежей, принять решение о возврате переплаты по налогу возможно только после проведения документальной проверки.
По вопросу возврата переплаты по региональным и федеральным налогам обществу предложено обратиться в инспекцию по месту нахождения налогоплательщика - юридического лица, т.е. в г. Иркутске.
Не согласившись с действиями налогового органа и отказом в возврате налога, ОАО "Иркутскэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании действий инспекции незаконными.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий ИМНС России по г. Ангарску Иркутской области по отказу в возврате переплаты в связи с наличием доказательств имеющейся у налогоплательщика переплаты по указанным налогам.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщиков (плательщиков сборов) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов, подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации - корреспондирующая указанному праву обязанность налоговых органов по осуществлению возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Исходя из положений пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно пункту 11 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации правила данной статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.
Из сопоставления указанных положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговый орган наделен правом производить зачет излишне уплаченных налогов, сборов и пеней в счет уплаты тех же или иных налогов, сборов и пеней без заявления налогоплательщика.
Наличие переплаты по налогам в суммах, указанных в уточненных исковых требованиях, подтверждается следующими имеющимися в материалах дела документами: актами сверок с инспекцией от 08.04.2004 N 6847 (л.д. 16), 6824 (л.д. 20), подтверждающими наличие переплаты по налогу на прибыль в региональный бюджет - 942,90 руб., от 08.04.2004 N 6848 (л.д. 31), 6825 (л.д. 39), 6819 (л.д. 41) подтверждается наличие переплаты по налогу на прибыль в местный бюджетов сумме 119017,89 руб.
Справкой инспекции от 01.12.2003 N 2798 подтверждается переплата по налогу на доходы в сумме 15508 руб.
Справкой инспекции от 01.04.2004 N 3860 подтверждается переплата по ЕСН в сумме 1151439,39 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы в сумме 26367 руб., по плате за сверхнормативные выбросы в сумме 9,20 руб., по транспортному налогу в сумме 6305,48 руб.
Актом сверки с инспекцией от 22.04.2004 N 7908 (л.д. 57) подтверждается наличие переплаты по налогу на добычу полезных ископаемых в сумме 26,367 руб.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что действия (бездействие) налогового органа не соответствуют нормам Налогового кодекса Российской Федерации и нарушают имущественные права налогоплательщика.
ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску считает, что ОАО "Иркутскэнерго" должно было обратиться по месту учета общества - в МИМНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу.
Данный довод налогового органа является необоснованным, т.к. в силу ст. 19 НК Российской Федерации ОАО "Иркутскэнерго" состоит на налоговом учете и по месту нахождения своих подразделений, в т.ч. в ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску.
Согласно ст. 19 НК Российской Федерации филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Поскольку в рассматриваемом деле речь идет о возврате платежей, уплаченных подразделениями ОАО "Иркутскэнерго" в г. Ангарске, обращение в ИМНС Российской Федерации по г. Ангарску за возвратом переплаты является правомерным. При этом материалами дела подтверждается фактическое отсутствие у общества недоимки.
Ссылка заявителя жалобы о том, что переплата налоговым органом не возвращена в связи с тем, что по одному из подразделений ОАО "Иркутскэнерго", находившихся в г. Ангарске, имеется недоимка по налогу в сумме 1 руб., является неправомерной.
Согласно статьям 78 и 79 Кодекса налоговый орган при наличии соответствующего заявления налогоплательщика обязан вернуть налогоплательщику излишне уплаченную или излишне взысканную сумму налогов и пеней, за вычетом сумм, подлежащих зачету в установленном данными статьями порядке в счет имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням.
Данная правовая позиция подтверждается п. 23 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 28.02.2001 N 5.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 12.07.2004 следует признать законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 12.07.2004 по делу N А19-6828/04-33 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Т.Г.СОРОКА

Судьи:
П.И.БУЯНОВЕР
И.П.ДЯГИЛЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)