Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1909/2008) Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 25.02.2008 по делу N А68-6411/07-274/13 (судья Петрухина Н.В.), принятое
по заявлению комитета по управлению имуществом администрации МО Дубенский район
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области
о признании недействительным решения от 28.06.2007 N 558,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: комитета по управлению имуществом администрации МО Дубенский район - Чубарова Е.П., начальник юридического отдела администрации, доверенность от 18.10.2007 N 329;
- от ответчика: Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области - Шурухнова Н.В., специалист юридического отдела, доверенность от 01.04.2008 N 03-08/2519; Андреева А.В., специалист юридического отдела, доверенность от 17.07.2008 N 03-08/5540,
установил:
комитет по управлению имуществом администрации МО Дубенский район (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Тульской области (далее - МИФНС России N 4 по ТО, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.06.2007 N 558 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения начальника МИФНС России N 4 по ТО от 16.05.2007 N 43 налоговым органом проведена выездная проверка Комитета по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 (т. 1, л. 100).
В ходе проверки выявлена неуплата (неполная уплата) налога на имущество за 2006 в сумме 1874797 руб.
Результаты проверки отражены в акте выездной налоговой проверки от 04.06.2008 N 28 (т. 1, л. 42).
По результатам проведения проверки Инспекцией вынесено решение от 28.06.2007 N 558 о привлечении Комитета к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполное перечисление налога на имущество организаций в виде взыскания штрафа в размере 374 959 руб., а также предложено уплатить неуплаченный налог на имущество организаций в сумме 1874 797 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 59 056,11 руб. (т. 1, л. 34-40).
На основании указанного решения заявителю выставлено требование N 338 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.08.2007 в срок до 05.09.2007 (т. 1, л. 5).
Не согласившись с вынесенными ненормативными актами Инспекции, Комитет обратился в Арбитражный суд Тульской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования Комитета, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются российские организации.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В силу п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе основных средств, в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н, вступившей в законную силу с 01.01.2006 (далее - Инструкция).
Пунктом 10 Инструкции установлено, что счет 010100000 "Основные средства" предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Таким образом, с 01.01.2006 имущество муниципальной казны подлежит учету в составе основных средств и, соответственно, учитывается при расчете налога на имущество организаций. При этом плательщиком названного налога является балансодержатель этого имущества.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комитет по управлению имуществом администрации МО Дубенский район создан на основании постановления Главы МО от 31.12.2002 N 764 "О структуре администрации МО "Дубенский район Тульской области", подотчетен ему и является структурным подразделением администрации МО Дубенский район (т. 1, л. 89).
Пунктом 1.3 Положения о муниципальной казне муниципального образования Дубенский район (далее - Положение о муниципальной казне), утвержденного решением собрания представителей МО Дубенский район от 29.12.2005 N 5-5, установлено, что муниципальная казна МО Дубенский район представляет собой совокупность муниципального имущества, в том числе движимые и недвижимые вещи, а также имущественные права, находящиеся в собственности муниципального образования Дубенский район, не закрепленные за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (т. 1, л. 112).
Имущество, составляющее казну, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию и не подлежит отражению в бухгалтерской отчетности органов местного самоуправления в качестве основных и оборотных средств (п. 4.1 Положения) (т. 1, л. 114).
Комитет по управлению имуществом осуществляет реестровый учет имущества муниципальной казны без отражения его в своем бухгалтерском учете, что подтверждается Уставом МО Дубенский район, Положением о Комитете по управлению имуществом администрации МО Дубенский район, утвержденным решением Собрания представителей МО Дубенский район от 11.04.2007 N 19-6, Положением о муниципальной казне.
Доказательства передачи Комитету в установленном порядке имущества муниципальной казны на его баланс в целях осуществления им бухгалтерского учета как объекта основных средств, а также акты приема-передачи спорного имущества на баланс Комитета материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у Комитета обязанности по уплате налога на имущество организаций за спорный период и, соответственно, правомерно признал оспариваемое решение Инспекции недействительным.
Ссылка заявителя жалобы на ст. ст. 214, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) несостоятельны, поскольку в соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Следовательно, постановке на баланс организации имущество не подлежит и не может являться объектом налогообложения.
Неправомерной является и ссылка налогового органа на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39, поскольку в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ указанное письмо не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не определяет правила налогообложения.
Остальные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК России безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2008 по делу N А68-6411/07-274/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2008 ПО ДЕЛУ N А68-6411/07-274/13
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2008 г. по делу N А68-6411/07-274/13
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Еремичевой Н.В., Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1909/2008) Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области
на решение Арбитражного суда Тульской области
от 25.02.2008 по делу N А68-6411/07-274/13 (судья Петрухина Н.В.), принятое
по заявлению комитета по управлению имуществом администрации МО Дубенский район
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области
о признании недействительным решения от 28.06.2007 N 558,
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: комитета по управлению имуществом администрации МО Дубенский район - Чубарова Е.П., начальник юридического отдела администрации, доверенность от 18.10.2007 N 329;
- от ответчика: Межрайонной ИФНС России N 4 по Тульской области - Шурухнова Н.В., специалист юридического отдела, доверенность от 01.04.2008 N 03-08/2519; Андреева А.В., специалист юридического отдела, доверенность от 17.07.2008 N 03-08/5540,
установил:
комитет по управлению имуществом администрации МО Дубенский район (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Тульской области (далее - МИФНС России N 4 по ТО, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.06.2007 N 558 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения начальника МИФНС России N 4 по ТО от 16.05.2007 N 43 налоговым органом проведена выездная проверка Комитета по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 (т. 1, л. 100).
В ходе проверки выявлена неуплата (неполная уплата) налога на имущество за 2006 в сумме 1874797 руб.
Результаты проверки отражены в акте выездной налоговой проверки от 04.06.2008 N 28 (т. 1, л. 42).
По результатам проведения проверки Инспекцией вынесено решение от 28.06.2007 N 558 о привлечении Комитета к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполное перечисление налога на имущество организаций в виде взыскания штрафа в размере 374 959 руб., а также предложено уплатить неуплаченный налог на имущество организаций в сумме 1874 797 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 59 056,11 руб. (т. 1, л. 34-40).
На основании указанного решения заявителю выставлено требование N 338 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.08.2007 в срок до 05.09.2007 (т. 1, л. 5).
Не согласившись с вынесенными ненормативными актами Инспекции, Комитет обратился в Арбитражный суд Тульской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассматривая спор по существу и удовлетворяя требования Комитета, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются российские организации.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В силу п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Порядок ведения бухгалтерского учета, в том числе основных средств, в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н, вступившей в законную силу с 01.01.2006 (далее - Инструкция).
Пунктом 10 Инструкции установлено, что счет 010100000 "Основные средства" предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Таким образом, с 01.01.2006 имущество муниципальной казны подлежит учету в составе основных средств и, соответственно, учитывается при расчете налога на имущество организаций. При этом плательщиком названного налога является балансодержатель этого имущества.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комитет по управлению имуществом администрации МО Дубенский район создан на основании постановления Главы МО от 31.12.2002 N 764 "О структуре администрации МО "Дубенский район Тульской области", подотчетен ему и является структурным подразделением администрации МО Дубенский район (т. 1, л. 89).
Пунктом 1.3 Положения о муниципальной казне муниципального образования Дубенский район (далее - Положение о муниципальной казне), утвержденного решением собрания представителей МО Дубенский район от 29.12.2005 N 5-5, установлено, что муниципальная казна МО Дубенский район представляет собой совокупность муниципального имущества, в том числе движимые и недвижимые вещи, а также имущественные права, находящиеся в собственности муниципального образования Дубенский район, не закрепленные за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (т. 1, л. 112).
Имущество, составляющее казну, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию и не подлежит отражению в бухгалтерской отчетности органов местного самоуправления в качестве основных и оборотных средств (п. 4.1 Положения) (т. 1, л. 114).
Комитет по управлению имуществом осуществляет реестровый учет имущества муниципальной казны без отражения его в своем бухгалтерском учете, что подтверждается Уставом МО Дубенский район, Положением о Комитете по управлению имуществом администрации МО Дубенский район, утвержденным решением Собрания представителей МО Дубенский район от 11.04.2007 N 19-6, Положением о муниципальной казне.
Доказательства передачи Комитету в установленном порядке имущества муниципальной казны на его баланс в целях осуществления им бухгалтерского учета как объекта основных средств, а также акты приема-передачи спорного имущества на баланс Комитета материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у Комитета обязанности по уплате налога на имущество организаций за спорный период и, соответственно, правомерно признал оспариваемое решение Инспекции недействительным.
Ссылка заявителя жалобы на ст. ст. 214, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) несостоятельны, поскольку в соответствии со ст. 215 ГК РФ муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования составляют средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Следовательно, постановке на баланс организации имущество не подлежит и не может являться объектом налогообложения.
Неправомерной является и ссылка налогового органа на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.2006 N 03-06-01-04/39, поскольку в силу пункта 2 статьи 4 НК РФ указанное письмо не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не определяет правила налогообложения.
Остальные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п. 4 ст. 270 АПК России безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.02.2008 по делу N А68-6411/07-274/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)