Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 ноября 2003 г. Дело N А09-7252/03-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 28.08.2003 по делу N А09-7252/03-15,
Общество с ограниченной ответственностью "Земсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12490 об отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителя инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14.02.2003 ООО "Земсервис" обратилось в Межрайонную инспекцию МНС РФ N 10 по Брянской области с заявлением о переходе с 26.12.2002 на упрощенную систему налогообложения как вновь созданная организация.
Рассмотрев указанное заявление, 26.02.2003 инспекция направила обществу уведомление N 363 о возможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
28.04.2003 налоговый орган направил плательщику уведомление о невозможности применения ООО "Земсервис" упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что организация зарегистрирована 24.12.2002, поэтому она не может применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 Кодекса.
Инспекция полагает, что переход вновь созданных в течение декабря 2002 г. организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке только с 01.01.2004.
Не согласившись с отказом налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, ООО "Земсервис" обратилось с заявлением в суд.
Суд пришел к правильному выводу о том, что действия налоговой инспекции по отказу ООО "Земсервис" в праве на применение упрощенной системы налогообложения не основаны на законе.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", дополнившая Налоговый кодекс РФ гл. 26.2, вступила в силу 31.08.2002. При этом специальный налоговый режим, то есть особый порядок исчисления и уплаты налогов - упрощенная система налогообложения, введен в действие с 01.01.2003.
Таким образом, организация вправе была воспользоваться действующими с 31.08.2002 нормами ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, регулирующими порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, и подать соответствующее заявление в налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 346.13 организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения в 2003 г., подают в период с 1 октября по 30.11.2002, то есть года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Положение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не предусматривает обязательных условий, которые вновь созданной организации необходимо исполнить, чтобы воспользоваться правом применять упрощенную систему налогообложения, и не содержит запрета на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения позднее даты подачи заявления о постановке на налоговый учет.
Согласно п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ при создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Указанная норма направлена на установление дополнительной гарантии в части сроков представления налоговой отчетности и уплаты соответствующих налогов для вновь созданных организаций и не может ограничивать реализацию налогоплательщиками своих прав, предусмотренных налоговым законодательством.
Таким образом, операции декабря 2002 г. должны быть учтены при формировании налоговой базы только по итогам первого отчетного периода 2003 г. и, соответственно, на основании законодательства, действующего именно в 2003 г., в том числе гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 346.19 Налогового кодекса РФ для единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налоговым периодом для созданной в декабре 2002 г. организации будет период с соответствующей даты декабря 2002 г. по 31.12.2003, первым отчетным периодом - период с соответствующей даты декабря 2002 г. по 31.03.2003.
Следовательно, организация, созданная в декабре 2002 г., налоги, предусмотренные общей системой налогообложения по итогам 2002 г., не исчисляет и не уплачивает, а исчисляет и уплачивает единый налог в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ по всем операциям, совершенным с момента ее (организации) создания.
Изложенное налоговым органом в кассационной жалобе толкование гл. 26.2 Налогового кодекса РФ ставит в неравное положение организации, зарегистрированные до декабря 2002 г. (которые с 1 октября по 30.11.2002 могли подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003), по отношению к организациям, созданным в период с 01.12.2002 по 31.12.2002, что противоречит изложенным в ст. ст. 3 и 346.11 Налогового кодекса РФ принципам всеобщности и равенства налогообложения, а также добровольности применения специального или общего режима налогообложения.
Пунктом 3 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Следовательно, отказ налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, последовавший после предоставления налогоплательщику возможности работать по этой системе налогообложения, принят без учета этой нормы Кодекса, что, по мнению ООО "Земсервис", нарушает его права, так как налоговое планирование и расчеты с заказчиками и подрядчиками строились исходя из первоначального уведомления, разрешающего использование упрощенной системы налогообложения.
Изменение налоговым органом своей позиции в апреле 2003 г. прямо указывает на возможность двоякого толкования норм гл. 26.2 Кодекса. Согласно же п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Кроме того, организации, которые не вправе применять данную систему налогообложения, перечислены в п. 3 ст. 346.12 Кодекса. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На ООО "Земсервис" положения п. 3 названной статьи не распространяются.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение от 28.08.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-7252/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 18 ноября 2003 г. Дело N А09-7252/03-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 28.08.2003 по делу N А09-7252/03-15,
Общество с ограниченной ответственностью "Земсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12490 об отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителя инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14.02.2003 ООО "Земсервис" обратилось в Межрайонную инспекцию МНС РФ N 10 по Брянской области с заявлением о переходе с 26.12.2002 на упрощенную систему налогообложения как вновь созданная организация.
Рассмотрев указанное заявление, 26.02.2003 инспекция направила обществу уведомление N 363 о возможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
28.04.2003 налоговый орган направил плательщику уведомление о невозможности применения ООО "Земсервис" упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что организация зарегистрирована 24.12.2002, поэтому она не может применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 Кодекса.
Инспекция полагает, что переход вновь созданных в течение декабря 2002 г. организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке только с 01.01.2004.
Не согласившись с отказом налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, ООО "Земсервис" обратилось с заявлением в суд.
Суд пришел к правильному выводу о том, что действия налоговой инспекции по отказу ООО "Земсервис" в праве на применение упрощенной системы налогообложения не основаны на законе.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", дополнившая Налоговый кодекс РФ гл. 26.2, вступила в силу 31.08.2002. При этом специальный налоговый режим, то есть особый порядок исчисления и уплаты налогов - упрощенная система налогообложения, введен в действие с 01.01.2003.
Таким образом, организация вправе была воспользоваться действующими с 31.08.2002 нормами ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, регулирующими порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, и подать соответствующее заявление в налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 346.13 организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения в 2003 г., подают в период с 1 октября по 30.11.2002, то есть года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Положение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не предусматривает обязательных условий, которые вновь созданной организации необходимо исполнить, чтобы воспользоваться правом применять упрощенную систему налогообложения, и не содержит запрета на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения позднее даты подачи заявления о постановке на налоговый учет.
Согласно п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ при создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Указанная норма направлена на установление дополнительной гарантии в части сроков представления налоговой отчетности и уплаты соответствующих налогов для вновь созданных организаций и не может ограничивать реализацию налогоплательщиками своих прав, предусмотренных налоговым законодательством.
Таким образом, операции декабря 2002 г. должны быть учтены при формировании налоговой базы только по итогам первого отчетного периода 2003 г. и, соответственно, на основании законодательства, действующего именно в 2003 г., в том числе гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 346.19 Налогового кодекса РФ для единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налоговым периодом для созданной в декабре 2002 г. организации будет период с соответствующей даты декабря 2002 г. по 31.12.2003, первым отчетным периодом - период с соответствующей даты декабря 2002 г. по 31.03.2003.
Следовательно, организация, созданная в декабре 2002 г., налоги, предусмотренные общей системой налогообложения по итогам 2002 г., не исчисляет и не уплачивает, а исчисляет и уплачивает единый налог в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ по всем операциям, совершенным с момента ее (организации) создания.
Изложенное налоговым органом в кассационной жалобе толкование гл. 26.2 Налогового кодекса РФ ставит в неравное положение организации, зарегистрированные до декабря 2002 г. (которые с 1 октября по 30.11.2002 могли подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003), по отношению к организациям, созданным в период с 01.12.2002 по 31.12.2002, что противоречит изложенным в ст. ст. 3 и 346.11 Налогового кодекса РФ принципам всеобщности и равенства налогообложения, а также добровольности применения специального или общего режима налогообложения.
Пунктом 3 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Следовательно, отказ налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, последовавший после предоставления налогоплательщику возможности работать по этой системе налогообложения, принят без учета этой нормы Кодекса, что, по мнению ООО "Земсервис", нарушает его права, так как налоговое планирование и расчеты с заказчиками и подрядчиками строились исходя из первоначального уведомления, разрешающего использование упрощенной системы налогообложения.
Изменение налоговым органом своей позиции в апреле 2003 г. прямо указывает на возможность двоякого толкования норм гл. 26.2 Кодекса. Согласно же п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Кроме того, организации, которые не вправе применять данную систему налогообложения, перечислены в п. 3 ст. 346.12 Кодекса. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На ООО "Земсервис" положения п. 3 названной статьи не распространяются.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Решение от 28.08.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-7252/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.11.2003 N А09-7252/03-15
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 18 ноября 2003 г. Дело N А09-7252/03-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 28.08.2003 по делу N А09-7252/03-15,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Земсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12490 об отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителя инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14.02.2003 ООО "Земсервис" обратилось в Межрайонную инспекцию МНС РФ N 10 по Брянской области с заявлением о переходе с 26.12.2002 на упрощенную систему налогообложения как вновь созданная организация.
Рассмотрев указанное заявление, 26.02.2003 инспекция направила обществу уведомление N 363 о возможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
28.04.2003 налоговый орган направил плательщику уведомление о невозможности применения ООО "Земсервис" упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что организация зарегистрирована 24.12.2002, поэтому она не может применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 Кодекса.
Инспекция полагает, что переход вновь созданных в течение декабря 2002 г. организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке только с 01.01.2004.
Не согласившись с отказом налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, ООО "Земсервис" обратилось с заявлением в суд.
Суд пришел к правильному выводу о том, что действия налоговой инспекции по отказу ООО "Земсервис" в праве на применение упрощенной системы налогообложения не основаны на законе.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", дополнившая Налоговый кодекс РФ гл. 26.2, вступила в силу 31.08.2002. При этом специальный налоговый режим, то есть особый порядок исчисления и уплаты налогов - упрощенная система налогообложения, введен в действие с 01.01.2003.
Таким образом, организация вправе была воспользоваться действующими с 31.08.2002 нормами ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, регулирующими порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, и подать соответствующее заявление в налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 346.13 организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения в 2003 г., подают в период с 1 октября по 30.11.2002, то есть года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Положение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не предусматривает обязательных условий, которые вновь созданной организации необходимо исполнить, чтобы воспользоваться правом применять упрощенную систему налогообложения, и не содержит запрета на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения позднее даты подачи заявления о постановке на налоговый учет.
Согласно п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ при создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Указанная норма направлена на установление дополнительной гарантии в части сроков представления налоговой отчетности и уплаты соответствующих налогов для вновь созданных организаций и не может ограничивать реализацию налогоплательщиками своих прав, предусмотренных налоговым законодательством.
Таким образом, операции декабря 2002 г. должны быть учтены при формировании налоговой базы только по итогам первого отчетного периода 2003 г. и, соответственно, на основании законодательства, действующего именно в 2003 г., в том числе гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 346.19 Налогового кодекса РФ для единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налоговым периодом для созданной в декабре 2002 г. организации будет период с соответствующей даты декабря 2002 г. по 31.12.2003, первым отчетным периодом - период с соответствующей даты декабря 2002 г. по 31.03.2003.
Следовательно, организация, созданная в декабре 2002 г., налоги, предусмотренные общей системой налогообложения по итогам 2002 г., не исчисляет и не уплачивает, а исчисляет и уплачивает единый налог в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ по всем операциям, совершенным с момента ее (организации) создания.
Изложенное налоговым органом в кассационной жалобе толкование гл. 26.2 Налогового кодекса РФ ставит в неравное положение организации, зарегистрированные до декабря 2002 г. (которые с 1 октября по 30.11.2002 могли подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003), по отношению к организациям, созданным в период с 01.12.2002 по 31.12.2002, что противоречит изложенным в ст. ст. 3 и 346.11 Налогового кодекса РФ принципам всеобщности и равенства налогообложения, а также добровольности применения специального или общего режима налогообложения.
Пунктом 3 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Следовательно, отказ налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, последовавший после предоставления налогоплательщику возможности работать по этой системе налогообложения, принят без учета этой нормы Кодекса, что, по мнению ООО "Земсервис", нарушает его права, так как налоговое планирование и расчеты с заказчиками и подрядчиками строились исходя из первоначального уведомления, разрешающего использование упрощенной системы налогообложения.
Изменение налоговым органом своей позиции в апреле 2003 г. прямо указывает на возможность двоякого толкования норм гл. 26.2 Кодекса. Согласно же п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Кроме того, организации, которые не вправе применять данную систему налогообложения, перечислены в п. 3 ст. 346.12 Кодекса. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На ООО "Земсервис" положения п. 3 названной статьи не распространяются.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28.08.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-7252/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 18 ноября 2003 г. Дело N А09-7252/03-15
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 28.08.2003 по делу N А09-7252/03-15,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Земсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным уведомления Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12490 об отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 28.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционную инстанцию решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителя инспекции, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 14.02.2003 ООО "Земсервис" обратилось в Межрайонную инспекцию МНС РФ N 10 по Брянской области с заявлением о переходе с 26.12.2002 на упрощенную систему налогообложения как вновь созданная организация.
Рассмотрев указанное заявление, 26.02.2003 инспекция направила обществу уведомление N 363 о возможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
28.04.2003 налоговый орган направил плательщику уведомление о невозможности применения ООО "Земсервис" упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что организация зарегистрирована 24.12.2002, поэтому она не может применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 Кодекса.
Инспекция полагает, что переход вновь созданных в течение декабря 2002 г. организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке только с 01.01.2004.
Не согласившись с отказом налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, ООО "Земсервис" обратилось с заявлением в суд.
Суд пришел к правильному выводу о том, что действия налоговой инспекции по отказу ООО "Земсервис" в праве на применение упрощенной системы налогообложения не основаны на законе.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", дополнившая Налоговый кодекс РФ гл. 26.2, вступила в силу 31.08.2002. При этом специальный налоговый режим, то есть особый порядок исчисления и уплаты налогов - упрощенная система налогообложения, введен в действие с 01.01.2003.
Таким образом, организация вправе была воспользоваться действующими с 31.08.2002 нормами ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, регулирующими порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, и подать соответствующее заявление в налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 346.13 организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения в 2003 г., подают в период с 1 октября по 30.11.2002, то есть года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Положение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не предусматривает обязательных условий, которые вновь созданной организации необходимо исполнить, чтобы воспользоваться правом применять упрощенную систему налогообложения, и не содержит запрета на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения позднее даты подачи заявления о постановке на налоговый учет.
Согласно п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ при создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Указанная норма направлена на установление дополнительной гарантии в части сроков представления налоговой отчетности и уплаты соответствующих налогов для вновь созданных организаций и не может ограничивать реализацию налогоплательщиками своих прав, предусмотренных налоговым законодательством.
Таким образом, операции декабря 2002 г. должны быть учтены при формировании налоговой базы только по итогам первого отчетного периода 2003 г. и, соответственно, на основании законодательства, действующего именно в 2003 г., в том числе гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 346.19 Налогового кодекса РФ для единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налоговым периодом для созданной в декабре 2002 г. организации будет период с соответствующей даты декабря 2002 г. по 31.12.2003, первым отчетным периодом - период с соответствующей даты декабря 2002 г. по 31.03.2003.
Следовательно, организация, созданная в декабре 2002 г., налоги, предусмотренные общей системой налогообложения по итогам 2002 г., не исчисляет и не уплачивает, а исчисляет и уплачивает единый налог в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ по всем операциям, совершенным с момента ее (организации) создания.
Изложенное налоговым органом в кассационной жалобе толкование гл. 26.2 Налогового кодекса РФ ставит в неравное положение организации, зарегистрированные до декабря 2002 г. (которые с 1 октября по 30.11.2002 могли подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003), по отношению к организациям, созданным в период с 01.12.2002 по 31.12.2002, что противоречит изложенным в ст. ст. 3 и 346.11 Налогового кодекса РФ принципам всеобщности и равенства налогообложения, а также добровольности применения специального или общего режима налогообложения.
Пунктом 3 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Следовательно, отказ налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, последовавший после предоставления налогоплательщику возможности работать по этой системе налогообложения, принят без учета этой нормы Кодекса, что, по мнению ООО "Земсервис", нарушает его права, так как налоговое планирование и расчеты с заказчиками и подрядчиками строились исходя из первоначального уведомления, разрешающего использование упрощенной системы налогообложения.
Изменение налоговым органом своей позиции в апреле 2003 г. прямо указывает на возможность двоякого толкования норм гл. 26.2 Кодекса. Согласно же п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Кроме того, организации, которые не вправе применять данную систему налогообложения, перечислены в п. 3 ст. 346.12 Кодекса. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На ООО "Земсервис" положения п. 3 названной статьи не распространяются.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28.08.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-7252/03-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)