Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2004 N Ф03-А04/04-2/772

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 30 апреля 2004 года Дело N Ф03-А04/04-2/772


Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная дорога" на решение от 12.01.2004 по делу N А04-5028/03-9/486 Арбитражного суда Амурской области по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Амурской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", федеральному государственному унитарному предприятию "Забайкальская железная дорога" о взыскании штрафных санкций в сумме 68450 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление изготовлено 30.04.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Амурской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", федеральному государственному унитарному предприятию "Забайкальская железная дорога" с заявлением о взыскании штрафных санкций в сумме 68450 руб.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 12.01.2004 заявленные требования удовлетворены частично: с ФГУП "Забайкальская железная дорога" взыскан штраф в сумме 53450 руб. на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В отношении ОАО "Российские железные дороги" в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ФГУП "Забайкальская железная дорога" является действующим предприятием, из единого государственного реестра юридических лиц не исключено, следовательно, привлечение к ответственности ОАО "Российские железные дороги" за правонарушения, допущенные ФГУП "Забайкальская железная дорога", неправомерно. Суд пришел также к выводу, что в действиях ФГУП "Забайкальская железная дорога" имеется состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ, но отсутствует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 2 статьи 120 НК РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ФГУП "Забайкальская железная дорога" просит отменить решение суда в части взыскания штрафа в сумме 53450 руб. в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, так как у проверяемого структурного подразделения ФГУП "Забайкальская железная дорога" - вагонного депо станции Магдагачи отсутствовали налоговые карточки формы N 1-НДФЛ, то и сведения по форме N 2-НДФЛ на 548 человек за 2001 год и 521 человека за 2002 год предприятие представить не могло, поэтому вина ФГУП "Забайкальская железная дорога" (далее - унитарное предприятие "ЗЖД") в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 НК РФ, отсутствует.
Инспекция по налогам и сборам отзыв на кассационную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в заседании суда участия не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене либо изменению обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка структурной единицы ФГУП "Забайкальская железная дорога" - вагонного депо станции Магдагачи.
Результаты проверки отражены в акте N 52 от 28.07.2003, на основании которого принято решение N 28 от 18.08.2003 о привлечении ФГУП "Забайкальская железная дорога" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как усматривается из материалов проверки, в проверяемом структурном подразделении отсутствуют налоговые карточки формы 1-НДФЛ, а также не представлены сведения о доходах физических лиц за 2001 год на 548 человек, за 2002 год - на 521 человека.
В связи с вышеизложенным проверяемое юридическое лицо привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной:
- - пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 53450 руб.;
- - пунктом 2 статьи 120 НК РФ в виде штрафа в размере 15000 руб.
Отсутствие у налогоплательщика налоговых карточек 1-НДФЛ расценено налоговым органом как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Согласно статье 120 Налогового кодекса РФ, под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) невыполнение или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Арбитражным судом Амурской области сделан обоснованный вывод, что отсутствие карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не являются грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. В силу Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" (в редакции Приказа от 30.10.2001 N БГ-3-04/458 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам) налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета.
Согласно статье 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ, первичные учетные документы предназначены для оформления хозяйственных операций и на их основе ведется бухгалтерский учет. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" утверждены унифицированные формы первичной учетной документации, в частности по учету труда и его оплате. Налоговая карточка в указанный перечень первичных документов бухгалтерского учета не входит.
Исходя из вышеизложенного арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 15000 рублей, в связи с чем в данной части правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании указанной суммы штрафа.
В части взыскания штрафа в сумме 53450 руб. решение арбитражного суда также является законным и обоснованным.
Данный штраф взыскан на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ, в соответствии с которой непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных данным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что налогоплательщик не мог представить такие документы в связи с тем, что они у него отсутствовали (не велся соответствующий учет), поэтому его действия не подпадают под ответственность установленную пунктом 1 статьи 126 НК РФ, являются необоснованными, так как не соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Спора между лицами, участвующими в деле, о том, что унитарное предприятие "ЗЖД" не представило в налоговый орган сведения о доходах физических лиц за 2001 год (548 человек) и 2002 год (521 человек), нет.
Следовательно, факт налогового правонарушения, которым, согласно статье 106 НК РФ, признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые настоящим Кодексом установлена ответственность, установлен арбитражным судом правомерно.
Согласно пункту 1 статьи 110 НК РФ, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Доводы заявителя жалобы о том, что статья 126 НК РФ применяется только в случае отказа предоставить в налоговый орган истребуемые документы, также не соответствуют материалам дела и нормам налогового законодательства. Ответственность за отказ организации в предоставлении имеющихся у нее документов предусмотрена пунктом 2 статьи 126 НК РФ, налогоплательщик же привлечен к ответственности по пункту 1 этой же статьи.
Так как арбитражным судом не установлено смягчающих вину обстоятельств, то штраф правомерно взыскан в полном объеме заявленных требований.
При подаче кассационной жалобы заявителем уплачена госпошлина в сумме 35 руб. 50 коп. Поскольку оспаривалась взысканная сумма 53450 руб., госпошлина должна была быть уплачена в сумме 1101,75 руб., следовательно, недоплата госпошлины составляет 1066 руб. 25 коп., которая подлежит взысканию в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.01.2004 по делу N А04-5028/03-9/486 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная дорога" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1066 руб. 25 коп. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Амурской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 апреля 2004 года Дело N Ф03-А04/04-2/772


Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная дорога" на решение от 12.01.2004 по делу N А04-5028/03-9/486 Арбитражного суда Амурской области по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Амурской области к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", федеральному государственному унитарному предприятию "Забайкальская железная дорога" о взыскании штрафных санкций в сумме 68450 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление изготовлено 30.04.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Амурской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", федеральному государственному унитарному предприятию "Забайкальская железная дорога" с заявлением о взыскании штрафных санкций в сумме 68450 руб.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 12.01.2004 заявленные требования удовлетворены частично: с ФГУП "Забайкальская железная дорога" взыскан штраф в сумме 53450 руб. на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В отношении ОАО "Российские железные дороги" в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ФГУП "Забайкальская железная дорога" является действующим предприятием, из единого государственного реестра юридических лиц не исключено, следовательно, привлечение к ответственности ОАО "Российские железные дороги" за правонарушения, допущенные ФГУП "Забайкальская железная дорога", неправомерно. Суд пришел также к выводу, что в действиях ФГУП "Забайкальская железная дорога" имеется состав налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 126 НК РФ, но отсутствует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 2 статьи 120 НК РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ФГУП "Забайкальская железная дорога" просит отменить решение суда в части взыскания штрафа в сумме 53450 руб. в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, так как у проверяемого структурного подразделения ФГУП "Забайкальская железная дорога" - вагонного депо станции Магдагачи отсутствовали налоговые карточки формы N 1-НДФЛ, то и сведения по форме N 2-НДФЛ на 548 человек за 2001 год и 521 человека за 2002 год предприятие представить не могло, поэтому вина ФГУП "Забайкальская железная дорога" (далее - унитарное предприятие "ЗЖД") в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 НК РФ, отсутствует.
Инспекция по налогам и сборам отзыв на кассационную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но в заседании суда участия не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене либо изменению обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка структурной единицы ФГУП "Забайкальская железная дорога" - вагонного депо станции Магдагачи.
Результаты проверки отражены в акте N 52 от 28.07.2003, на основании которого принято решение N 28 от 18.08.2003 о привлечении ФГУП "Забайкальская железная дорога" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как усматривается из материалов проверки, в проверяемом структурном подразделении отсутствуют налоговые карточки формы 1-НДФЛ, а также не представлены сведения о доходах физических лиц за 2001 год на 548 человек, за 2002 год - на 521 человека.
В связи с вышеизложенным проверяемое юридическое лицо привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной:
- - пунктом 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 53450 руб.;
- - пунктом 2 статьи 120 НК РФ в виде штрафа в размере 15000 руб.
Отсутствие у налогоплательщика налоговых карточек 1-НДФЛ расценено налоговым органом как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Согласно статье 120 Налогового кодекса РФ, под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) невыполнение или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Арбитражным судом Амурской области сделан обоснованный вывод, что отсутствие карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц не являются грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. В силу Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" (в редакции Приказа от 30.10.2001 N БГ-3-04/458 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам) налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц является первичным документом налогового учета.
Согласно статье 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ, первичные учетные документы предназначены для оформления хозяйственных операций и на их основе ведется бухгалтерский учет. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 835 "О первичных учетных документах" утверждены унифицированные формы первичной учетной документации, в частности по учету труда и его оплате. Налоговая карточка в указанный перечень первичных документов бухгалтерского учета не входит.
Исходя из вышеизложенного арбитражный суд пришел к правомерному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 15000 рублей, в связи с чем в данной части правомерно отказал в удовлетворении требований о взыскании указанной суммы штрафа.
В части взыскания штрафа в сумме 53450 руб. решение арбитражного суда также является законным и обоснованным.
Данный штраф взыскан на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ, в соответствии с которой непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных данным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что налогоплательщик не мог представить такие документы в связи с тем, что они у него отсутствовали (не велся соответствующий учет), поэтому его действия не подпадают под ответственность установленную пунктом 1 статьи 126 НК РФ, являются необоснованными, так как не соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
Спора между лицами, участвующими в деле, о том, что унитарное предприятие "ЗЖД" не представило в налоговый орган сведения о доходах физических лиц за 2001 год (548 человек) и 2002 год (521 человек), нет.
Следовательно, факт налогового правонарушения, которым, согласно статье 106 НК РФ, признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которые настоящим Кодексом установлена ответственность, установлен арбитражным судом правомерно.
Согласно пункту 1 статьи 110 НК РФ, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Доводы заявителя жалобы о том, что статья 126 НК РФ применяется только в случае отказа предоставить в налоговый орган истребуемые документы, также не соответствуют материалам дела и нормам налогового законодательства. Ответственность за отказ организации в предоставлении имеющихся у нее документов предусмотрена пунктом 2 статьи 126 НК РФ, налогоплательщик же привлечен к ответственности по пункту 1 этой же статьи.
Так как арбитражным судом не установлено смягчающих вину обстоятельств, то штраф правомерно взыскан в полном объеме заявленных требований.
При подаче кассационной жалобы заявителем уплачена госпошлина в сумме 35 руб. 50 коп. Поскольку оспаривалась взысканная сумма 53450 руб., госпошлина должна была быть уплачена в сумме 1101,75 руб., следовательно, недоплата госпошлины составляет 1066 руб. 25 коп., которая подлежит взысканию в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.01.2004 по делу N А04-5028/03-9/486 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная дорога" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1066 руб. 25 коп. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Амурской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)