Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2008 N Ф09-7465/08-С3 ПО ДЕЛУ N А47-2278/08

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2008 г. N Ф09-7465/08-С3


Дело N А47-2278/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Первухина В.М., Гусева О.Г.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.05.2008 по делу N А47-2278/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью "Технология" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 31.03.2008 N 7606 в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 43 300 руб.
Решением суда (судья Говырина Н.И.) требования общества удовлетворены. Решение инспекции от 31.03.2008 N 7606 в заявленной части признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 (судьи Степанова М.Г., Дмитриева Н.Н., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и формальный подход при разрешении спора по существу. Налоговый орган считает, что общество знало об обязанности предоставления налоговых карточек по налогу на доходы физических лиц и не могло толковать истребование налоговых карточек иначе как истребование налоговых карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц формы 1-НДФЛ.
В отзыве, поступившем в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит оставить судебные акты без изменения, указывает на то, что налоговая ответственность за отсутствие в организации форм 1-НДФЛ действующим законодательством не предусмотрена, первичные бухгалтерские документы, представленные налоговому органу своевременно, являются достаточными для проверки правильности исчисления подоходного налога, в требовании налогового органа не указано конкретное наименование и количество истребуемых документов.

Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки инспекцией в адрес общества направлено требование о предоставлении документов от 01.07.2007 N 15-25/71919, которым налогоплательщику предложено в течение 10 дней представить необходимые для проведения выездной проверки налоговые карточки за 2005 - 2007 гг.
Форма N 1-НДФЛ налоговые карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2005 - 2007 гг. представлена обществом 19.02.2008 - 21.02.2008.
По результатам проверки инспекцией выявлен ряд налоговых правонарушений, составлен акт от 04.03.2008 N 537, и с учетом представленных обществом возражений вынесено решение от 31.03.2008 N 7606 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 31.03.2008 N 7606).
Указанным решением общество привлечено, к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса за непредставление в установленный срок налоговым агентом сведений в виде взыскания штрафа в сумме 43 300 руб.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности явился вывод инспекции о несвоевременном исполнении требования налогового органа от 01.07.2007 N 15-25/71919 в части представления налоговых карточек формы 1-НДФЛ за 2005 г. в количестве 256 штук, за 2006 г. - 310 штук, за 2007 г. - 300 штук.
Считая решение инспекции в указанной части не соответствующим закону и нарушающим права, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исходили из того, что у общества отсутствует вина в совершении вменяемого правонарушения, поскольку в требовании не указано конкретное наименование и количество документов, подлежащих представлению налоговому органу для проведения выездной проверки, и налоговым законодательством не предусмотрена обязательность представления такой формы документов, как налоговые карточки.
Согласно п. 1 ст. 126 Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Из п. 1 ст. 31 Кодекса следует, что налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
В соответствии со ст. 230 Кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанные сведения предоставляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год" утверждена Приказом Министерства по налогам и сборам России от 31.10.2003 N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год". Письмом Федеральной налоговой службы России от 31.12.2004 N ММ-6-04/199 разрешено использование налоговыми агентами в отношении учета доходов физических лиц за 2004 год соответствующих разделов формы N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год". Указанный порядок передачи сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов подлежит применению до утверждения в соответствии со ст. 230 Кодекса порядка предоставления таких сведений на магнитных носителях или с использованием телекоммуникаций на основании письма Министерства финансов от 18.12.2006 N 03-05-01-03/157.
Согласно ст. 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В соответствии с п. 6 ст. 108 Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В ст. 109 Кодекса определено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
В силу п. 1 ст. 110 Кодекса виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Как установлено судами, налоговым органом в требовании от 10.07.2007 N 15-25/71919 у общества запрошены налоговые карточки за 2005 - 2007 гг. Указаний на конкретные документы, которые истребуются инспекцией, а также их количество не содержится.
Учитывая, что налоговый орган может потребовать от налогоплательщика представить только конкретные документы, указав их наименование и количество, при этом требование налогового органа должно быть ясным и понятным налогоплательщику для надлежащего его исполнения, суды сделали правильный вывод об отсутствии у общества вины в совершении налогового правонарушения, так как в требовании указано некорректное наименование истребуемого документа - "налоговые карточки", вместо - формы 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2005 - 2007 гг.".
Кроме того, судами верно отмечено, что обществом во исполнение требования инспекции от 10.07.2007 N 15-25/71919 представлены документы, в своей совокупности достаточные для проверки правильности исчисления налога на доходы физических лиц за период с 2005 г. по 2007 г.: расчетно-платежные ведомости, приказы по личному составу, реестры и протоколы о предоставлении сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2005 - 2007 гг., индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога за 2005 - 2007 гг., табели учета рабочего времени. Замечаний к правильности исчисления обществом налога на доходы физических лиц в проверяемый период инспекцией не выявлено. Общество с 2003 г. предоставляет бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде, форма 1-НДФЛ в электронном виде в действующей бухгалтерской отчетности не ведется, в связи с чем общество дополнительно подготовило для проверки указанные документы.
Доводы инспекции о виновном совершении обществом налогового правонарушения подлежат отклонению в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.05.2008 по делу N А47-2278/08 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.

Судьи
ПЕРВУХИН В.М.
ГУСЕВ О.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)