Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.02.2009 ПО ДЕЛУ N А19-15880/08-52

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2009 г. по делу N А19-15880/08-52


Резолютивная часть решения объявлена 26.01.09 г.
Полный текст решения изготовлен 02.02.09 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Чемезовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Чемезовой Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Братскэкогаз"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области
о признании незаконным в части решения налогового органа
при участии в заседании:
- от заявителя: Адам-Игнатьева О.А., представитель по доверенности;
- от ответчика: Филимоненко Е.В., представитель по доверенности; Ежова Я.В., представитель по доверенности
установил:

Открытое акционерное общество "Братскэкогаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области N 11-50/54 от 30 июня 2008 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части:
- пункт 1 резолютивной части решения о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в размере 99 520 руб. 20 коп.;
- пункт 2 резолютивной части решения - в части взыскания пени в размере 107933 руб. 37 коп.;
- пункт 3.1 резолютивной части решения - о взыскании недоимки по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 419 793 руб.
Налогоплательщик также заявил ходатайство о восстановлении срока обжалования решения в связи с рассмотрением апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом.
Налоговый орган заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.12.08 г. по 29.12.08 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что оспариваемое решение получено налогоплательщиком 07.07.08 г., о чем свидетельствует подпись представителя в решении. Заявление о признании его незаконным направлено в суд 24.10.08 г., по истечении срока, установленного законом.
Налогоплательщик заявил ходатайство о восстановлении срока обжалования ненормативного акта, указав, что срок пропущен в связи с обжалованием решения в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы от 01.09.08 г. N 26-16/06420-666 апелляционная жалоба ОАО "Братскэкогаз" оставлена без удовлетворения.
Суд признает причину пропуска срока уважительной и восстанавливает срок подачи заявления об обжаловании решения налогового органа N 11-50/54 от 30.06.2008 года.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области (далее по тексту - налоговый орган, МИФНС N 15) была проведена выездная налоговая проверка деятельности Открытого акционерного общества "Братскэкогаз" (далее - ОАО "Братскэкогаз", Общество, налогоплательщик), в том числе - по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.06 г. по 31.12.06 г.
По результатам проверки налоговым органом был составлен акт N 11-30/45 от 26.05.08 г. и вынесено решение N 11-50/54 от 30.06.2008 года, согласно которому ОАО "Братскэкогаз" привлечено к налоговой ответственности в виде штрафных санкций за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в размере 99 520 руб. 20 коп., доначислен налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в размере 419 793 руб., начислены пени за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в размере 107 933 руб. 37 коп., а также за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 140 руб. 07 коп.
Налогоплательщик оспаривает вышеуказанное решение в части взыскания налога на добычу полезных ископаемых, начисления пени и штрафа по данному налогу.
Согласно решению налогового органа N 11-50/54 от 30.06.08 г. ОАО "Братскэкогаз" занижен налог на добычу полезных ископаемых за 2006 год в сумме 497 601 руб., в том числе: в сумме 411 590 рублей за добытый газ и в сумме 86 011 руб. за добытый газовый конденсат; исчислен налог на добычу полезных ископаемых в завышенных размерах в сумме 77 808 руб.
Основанием доначисления налога явилось несоответствие фактического объема углеводородного сырья, отраженного в "Сведениях о состоянии и изменении запасов конденсата, газа, этана, пропана, бутана, гелия за 2006 г." (форма 6-ГР), объему добычи, отраженному в налоговой декларации в отношении добытого газового конденсата. Налог с добытого газа не исчислялся и не уплачивался. Причиной занижения налога явилось то, что налогоплательщик не включил в налогооблагаемую базу сжигаемый на факеле газ.
По данным налогоплательщика, отраженным в уточненных налоговых декларациях по налогу на добычу полезных ископаемых количество добытого газового конденсата составляет 387,171 тн. По результатам выездной налоговой проверки количество добытого полезного ископаемого составляет 400 тн газового конденсата и 2 800 тыс. куб. м газа.
Проверкой установлено, что налогоплательщик в нарушение п. 2 ст. 238 Налогового кодекса РФ количество добытого газового конденсата, отраженное в декларациях по налогу на добычу полезных ископаемых, определено в размере реализованного газового конденсата за 2006 год - в количестве 387.171 тн.
Газовый конденсат был реализован на основании договоров поставки:
- N 1/03 от 21.03.2006 г., заключенного ОАО "Братскэкогаз" (продавец) с ООО "Лидер" (покупатель), согласно которому продавец обязуется поставить покупателю продукцию скважины в количестве 230 тн по цене 5 900 руб., в том числе НДС 900 руб. за одну тонну;
- N 1/11 от 01.11.2005 г., заключенный ОАО "Братскэкогаз" (продавец) с ООО "Торговый дом "Лигорн" (покупатель), согласно которому продавец обязуется поставить покупателю продукцию скважины в количестве 180 тн по цене 5 900 руб., в том числе НДС 900 руб. за одну тонну.
В оспариваемом решении налоговый орган указал, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ для расчета налога на добычу полезных ископаемых берется количество добытого полезного ископаемого, а не реализованного.
В ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что весь объем добытого газа в количестве 2 300 тыс. куб. м, отраженного в форме 6-гр в графе "изменение запасов за 2006 год" и объем добытой газожидкостной смеси в количестве 500 тыс. куб. м, не отраженный в форме 6-гр в графе "изменение запасов за 2006 год", сожжен на факеле.
Налоговый орган указал, что согласно абз. 2 п. 2 ст. 338 Налогового кодекса уплата НДПИ при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья производится за факт его добычи, то есть независимо от дальнейшего использования газа, в том числе при сжигании добытого газа на факеле. Учитывая изложенное налоговый орган считает, что уплата НДПИ по добытому природному газу должна производиться в общеустановленном порядке.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает доводы налогового органа необоснованными, а требование налогоплательщика - подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
В силу пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса РФ в целях настоящей главы указанные в пункте 1 статьи 336 Кодекса полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 337 НК РФ видами добытого полезного ископаемого является углеводородное сырье:
- нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная;
- газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Для целей настоящей статьи переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки;
- газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (далее - попутный газ);
- газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа;
- Как следует из материалов дела, извлекаемый при проведении исследовательских и профилактических работ (закачки метанола, хлористого кальция) на Братском ГКМ пластовый газ не является товарным газом, поскольку не соответствует требованиям и нормам ГОСТа.
В соответствии с ГОСТом 5542-87 наличие в газе жидкой фазы углеводородов (С5 и выше) не допускается. Из технологической схемы "Обустройство Братского газоконденсатного месторождения Иркутской области" (Книга 1 Пояснительная записка) следует, что содержание углеводородов (С5 и выше) в пластовом газе, извлекаемом на Братском ГКМ, составляет 2,4%. Следовательно, смесь, сжигаемая на факеле на Братском ГКМ, требует дальнейшей переработки и доведения до соответствующих стандартов - подготовки газа до требований ОСТ 51.40-93 "Газы горючие, поставляемые и транспортируемые по магистральным газопроводам. Технические условия" и получение стабильного газового конденсата, соответствующего ОСТ 51.65-80 "Конденсат газовый стабильный. Технические условия".
Извлекаемая Обществом газоконденсатная смесь не является природным газом и не подлежит налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых, поскольку она подлежит дальнейшей переработке - сепарации, осушке на установке комплексной подготовки газа, строительство которой предусмотрено технологической схемой разработки Братского газоконденсатного месторождения.
Однако в проверяемый период переработка газоконденсатной смеси была невозможна в связи с отсутствием установки комплексной подготовки газа и консервацией объектов.
Согласно пояснениям налогоплательщика на балансе ОАО "Братскэкогаз" находятся три разведочных скважины - N 8, N 13, N 16. По сведениям геологических отчетов о проведении работ на Братском ГКМ за III квартал 2006 г. (т. 2 л.д. 201 - 208) скважины N 8 и N 13 и N 16 находятся в консервации. Согласно геологическим отчетам на скважине N 16 в III и IV кварталах 2006 г. проводились исследовательские и профилактические работы, в связи с чем газ и газовый конденсат были извлечены и сожжены на котлован.
На основании геологических отчетов "О проведении работ на Братском ГКМ" налоговым органом установлено, что за I, II, III и IV кварталы 2006 года при проведении технологических операций извлечено и сожжено на котлован 2 800 тыс. куб. м газа и извлечено 400 тн газового конденсата.
Как следует из представленных документов, ОАО "Братскэкогаз" не реализовывался газ в 2006 году, добытую газожидкостную смесь Общество было вынуждено сжигать на факеле во избежание аварийных ситуаций.
Доначисление налоговым органом НДПИ за добытый газовый конденсат необоснованно также по следующим основаниям.
Реализуя сторонним организациям нестабильный газовый конденсат, не прошедший промысловую подготовку, при определении налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых Общество правомерно руководствовалось пунктом 2 статьи 340 Налогового кодекса РФ - исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий.
Согласно статье 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Количество добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого
При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
Согласно пункту 8 статьи 339 НК РФ при реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется как количество полезного ископаемого, содержащегося в указанном минеральном сырье, реализованном и (или) использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде.
Согласно разделу 8 Положения о налоговой политике на 2006 год ОАО "Братскэкогаз" (т. 2 л.д. 33) определение количества добытого полезного ископаемого производится прямым методом.
Однако фактически в 2006 году на скважине отсутствовали счетчики по замеру извлеченного пластового газа, в связи с чем при проведении технологических операций на скважинах БГКМ дебит газожидкостной смеси (ГЖС) со сжиганием ее на котлован рассчитывался по формуле. Данный факт подтверждается пояснениями налогоплательщика (т. 3 л.д. 124 - 125), а также пояснениями свидетеля Пащенко А.В. - начальника службы добычи и подготовки газа и конденсата ОАО "Братскэкогаз" (т. 3, л.д. 160).
Таким образом, налогоплательщик применял косвенный метод определения количества добытого полезного ископаемого, с учетом фактических потерь.
При оценке представленных доказательств суд также учитывает разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 18 декабря 2007 г. N 64 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса РФ о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости".
Пленум разъяснил, что положение пункта 1 статьи 337 НК РФ о том, что добытым полезным ископаемым признается продукция, которая содержится в минеральном сырье и отвечает определенным стандартам, означает: вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом.
Согласно пункту 2 указанного постановления, определяя отдельные объекты НДПИ, суды должны учитывать, что на основании пункта 3 статьи 337 НК РФ в ряде случаев добытым полезным ископаемым для целей налогообложения признается продукция, полученная с применением таких перерабатывающих технологий, которые являются специальными видами добычных работ (например, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
Согласно пункту 1 статьи 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых производится налогоплательщиком исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого либо в случае, если такая реализация отсутствует, - из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
В связи с этим судам необходимо учитывать следующее. Оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со статьей 337 НК РФ полезным ископаемым, а также в случае реализации налогоплательщиком продукции, упомянутой в пункте 2 настоящего постановления.
Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по НДПИ надлежит руководствоваться подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 4 статьи 340 НК РФ, то есть определять налоговую базу на основе расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.
Как следует из материалов дела, технологическая схема разработки Братского газоконденсатного месторождения, составленная ООО "ВолгоУралНИПИгаз", является проектным документом, согласованным ЦКР Минэнерго РФ.
Технология добычи углеводородного сырья, определенная технологической схемой разработки месторождения, позволяет с помощью установки низкотемпературной сепарации подготовить (переработать) извлекаемую из газовых скважин газожидкостную смесь в продукцию, соответствующую ГОСТу. Однако, в 2006 году на Братском газоконденсатном месторождении не было установки по отделению газа, конденсата, воды и других примесей.
Налогоплательщик пояснил, что строительство площадки установки комплексной подготовки газа (УКПГ) Братского ГКМ до настоящего времени не завершено, что подтверждается Разрешением на строительство Администрации МО "Братский район" N 38504000-25 (т. 3 л.д. 126). Действие указанного разрешения продлено до 31.12.2008 г.
Таким образом, судом установлено:
- комплекс технологических операций по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр не завершен, следовательно отсутствует объект налога на добычу полезных ископаемых.
- реализация газа налогоплательщиком не производилась. Исчисление налога с объема добытого и сожженного на факеле газа и газового конденсата необоснованно, так как в соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
- налог за реализованный газовый конденсат исчислен и уплачен.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что доначисление налога на добычу полезных ископаемых ОАО "Братскэкогаз" неправомерно.
Кроме того, суд учитывает, что при исчислении налога на добычу полезных ископаемых налогоплательщик руководствовался также ответом за запрос Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области исх. N 10-10.2/-1916 от 21.10.2003 г. (т. 1 л.д. 47). Налоговым органом дано разъяснение об исчислении НДПИ в соответствии с п. 8 ст. 339 НК РФ - с реализованной продукции.
Согласно пункту 3 статьи 111 Налогового кодекса РФ обстоятельством, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения является выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.
Следовательно, привлечение ОАО "Братскэкогаз" к налоговой ответственности при исчислении налога в соответствии с разъяснениями налогового органа, является незаконным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

восстановить срок обжалования ненормативного акта.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области N 11-50/54 от 30 июня 2008 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части:
- пункт 1 резолютивной части решения о привлечении к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 99 520 руб. 20 коп.;
- пункт 2 резолютивной части решения - в части начисления пени в размере 107 933 руб. 37 коп.;
- пункт 3 резолютивной части решения об уплате налога на добычу полезных ископаемых в размере 419 793 руб., как не соответствующее ст. ст. 337, 339 Налогового кодекса РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Братскэкогаз" из федерального бюджета расходы по государственной пошлине в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Т.Ю.ЧЕМЕЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)