Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 9 июня 2004 года Дело N А05-13797/03-747/22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Малышевой Н.Н., рассмотрев 07.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.02.2004 по делу N А05-13797/03-747/22 (судья Хромцов В.Н.),
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (после уточнения требований) о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция), выразившегося в невынесении решения по списанию задолженности Предприятия по пеням в размере 135819495,45 руб., начисленным за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм подоходного налога и налога на доходы физических лиц.
Решением суда от 12.02.2004 заявление Предприятия удовлетворено, на налоговую инспекцию возложена обязанность принять решение о списании задолженности налогоплательщика по пеням в размере 135819495 руб. 45 коп.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Предприятием не доказано наличие причинной связи между несвоевременным перечислением в бюджет удержанного с физических лиц подоходного налога и налога на доходы физических лиц, за что начислены пени, и несвоевременным поступлением на его счет средств в оплату работ по государственному оборонному заказу. Следовательно, Предприятие не вправе претендовать на списание задолженности по пеням на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251.
Предприятие и налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, проверив законность принятого по данному делу решения, считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 утверждены Правила списания задолженности предприятий, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды.
Федеральным органам исполнительной власти - государственным заказчикам оборонного заказа поручено представить до 01.08.2002 в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам реестры головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, составленные на основании государственных контрактов и контрактов по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, а Министерству Российской Федерации по налогам и сборам дано указание приостановить взыскание задолженности предприятий по пеням, начисленным на 01.01.02, до завершения ее списания в соответствии с названным постановлением, а также осуществить до 1 ноября 2002 г. списание задолженности и представить в декабре 2002 г. в Правительство Российской Федерации доклад о результатах ее списания.
Кроме того, в постановлении Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить списание задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, с учетом условий, предусмотренных постановлением N 251.
На основании названного постановления Архангельским областным Собранием депутатов принят Областной закон от 11.02.2003 N 143-20-ОЗ, Муниципальным советом города Северодвинска - решение от 24.04.2003 N 53, касающиеся списания задолженности по платежам, зачисляемым соответственно в бюджет Архангельской области и в муниципальный бюджет города Северодвинска.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251, списанию подлежит задолженность, возникшая в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года, на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. Списание задолженности осуществляется территориальными налоговыми органами по месту учета головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов на основании реестров, заверенных государственными заказчиками оборонного заказа и полученных от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Задолженность определяется по данным налоговых органов на дату проведения списания, но не более задолженности на 1 января 2002 г.
Как следует из материалов дела, согласно реестру N 129/29/03 заявитель является головным исполнителем и исполнителем работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов по Архангельской области. За Предприятием числилась недоимка по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц, в связи с чем налоговой инспекцией начислялись пени. Согласно представленной справке от 03.02.2004, составленной по результатам сверки суммы задолженности по пеням, отраженной в актах выездных налоговых проверок, размер задолженности по пеням за несвоевременное перечисление подоходного налога и налога на доходы физических лиц на 01.01.2002 составил 135819495 руб. 45 коп.
Учитывая наличие указанной задолженности, Предприятие обратилось в налоговую инспекцию с заявлением (изложенным в письме от 20.10.2003 N 74/1016) о списании пеней, начисленных по состоянию на 01.01.2002 за несвоевременное перечисление подоходного налога и налога на доходы физических лиц, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251, а также принятых в соответствии с ним Областного закона от 11.02.2003 N 143-20-ОЗ и решения Муниципального совета от 24.04.2003 N 53.
В обоснование наличия права на списание имеющейся задолженности по пеням Предприятие ссылалось на то обстоятельство, что неперечисление в бюджет налога произошло в связи с недофинансированием государственных оборонных заказов.
Налоговая инспекция задолженность Предприятия по пеням не списала. По мнению налогового органа, положения постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.02 N 251 не распространяются на суммы задолженности по пеням, начисленным налоговым органом за своевременное неперечисление в бюджет налоговым агентом удержанных с доходов физических лиц подоходного налога и налога на доходы физических лиц, поскольку причиной данной задолженности является не задержка финансирования государственного оборонного заказа, а ненадлежащее исполнение налоговым агентом обязанности по перечислению в бюджет удержанного с доходов физических лиц налога.
Считая бездействие налоговой инспекции незаконным, Предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 правила списания пеней распространяются на финансовые обязательства предприятий (организаций).
Поскольку начисление пеней всегда связано с нарушением обязанности как по уплате, так и по удержанию и (или) перечислению удержанных налогов, то следует сделать вывод, что постановление адресовано не налогоплательщикам или налоговым агентам, а юридическим лицам, имеющим задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Налоговой инспекцией не оспаривается тот факт, что Предприятие является исполнителем работ по государственному оборонному заказу и вследствие несвоевременной оплаты этих работ имеет задолженность по налоговым платежам.
Поскольку основанием для списания пеней за просроченные налоговые платежи является наличие факта исполнения государственного оборонного заказа и долга по его оплате, а своевременность перечисления налоговым агентом сумм удержанного подоходного налога и налога на доходы физических лиц неразрывно связана с получением Предприятием в полном объеме средств на оплату труда своих работников, кассационная инстанция считает правильным решение суда о признании незаконным, не основанным на положениях вышеприведенных нормативных актов уклонение налоговой инспекции от вынесения решения по списанию задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" задолженности по пеням в сумме 135819495,45 руб., начисленным за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм подоходного налога и налога на доходы физических лиц.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба налогового органа подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.02.2004 по делу N А05-13797/03-747/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Северодвинску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.06.2004 N А05-13797/03-747/22
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2004 года Дело N А05-13797/03-747/22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Малышевой Н.Н., рассмотрев 07.06.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.02.2004 по делу N А05-13797/03-747/22 (судья Хромцов В.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением (после уточнения требований) о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Северодвинску (далее - налоговая инспекция), выразившегося в невынесении решения по списанию задолженности Предприятия по пеням в размере 135819495,45 руб., начисленным за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм подоходного налога и налога на доходы физических лиц.
Решением суда от 12.02.2004 заявление Предприятия удовлетворено, на налоговую инспекцию возложена обязанность принять решение о списании задолженности налогоплательщика по пеням в размере 135819495 руб. 45 коп.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Предприятием не доказано наличие причинной связи между несвоевременным перечислением в бюджет удержанного с физических лиц подоходного налога и налога на доходы физических лиц, за что начислены пени, и несвоевременным поступлением на его счет средств в оплату работ по государственному оборонному заказу. Следовательно, Предприятие не вправе претендовать на списание задолженности по пеням на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251.
Предприятие и налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, проверив законность принятого по данному делу решения, считает, что жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 утверждены Правила списания задолженности предприятий, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды.
Федеральным органам исполнительной власти - государственным заказчикам оборонного заказа поручено представить до 01.08.2002 в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам реестры головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, составленные на основании государственных контрактов и контрактов по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, а Министерству Российской Федерации по налогам и сборам дано указание приостановить взыскание задолженности предприятий по пеням, начисленным на 01.01.02, до завершения ее списания в соответствии с названным постановлением, а также осуществить до 1 ноября 2002 г. списание задолженности и представить в декабре 2002 г. в Правительство Российской Федерации доклад о результатах ее списания.
Кроме того, в постановлении Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить списание задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 г. на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, с учетом условий, предусмотренных постановлением N 251.
На основании названного постановления Архангельским областным Собранием депутатов принят Областной закон от 11.02.2003 N 143-20-ОЗ, Муниципальным советом города Северодвинска - решение от 24.04.2003 N 53, касающиеся списания задолженности по платежам, зачисляемым соответственно в бюджет Архангельской области и в муниципальный бюджет города Северодвинска.
В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251, списанию подлежит задолженность, возникшая в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям и исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года, на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды. Списание задолженности осуществляется территориальными налоговыми органами по месту учета головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов на основании реестров, заверенных государственными заказчиками оборонного заказа и полученных от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Задолженность определяется по данным налоговых органов на дату проведения списания, но не более задолженности на 1 января 2002 г.
Как следует из материалов дела, согласно реестру N 129/29/03 заявитель является головным исполнителем и исполнителем работ по государственному оборонному заказу 1994 - 1999 годов по Архангельской области. За Предприятием числилась недоимка по подоходному налогу и налогу на доходы физических лиц, в связи с чем налоговой инспекцией начислялись пени. Согласно представленной справке от 03.02.2004, составленной по результатам сверки суммы задолженности по пеням, отраженной в актах выездных налоговых проверок, размер задолженности по пеням за несвоевременное перечисление подоходного налога и налога на доходы физических лиц на 01.01.2002 составил 135819495 руб. 45 коп.
Учитывая наличие указанной задолженности, Предприятие обратилось в налоговую инспекцию с заявлением (изложенным в письме от 20.10.2003 N 74/1016) о списании пеней, начисленных по состоянию на 01.01.2002 за несвоевременное перечисление подоходного налога и налога на доходы физических лиц, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251, а также принятых в соответствии с ним Областного закона от 11.02.2003 N 143-20-ОЗ и решения Муниципального совета от 24.04.2003 N 53.
В обоснование наличия права на списание имеющейся задолженности по пеням Предприятие ссылалось на то обстоятельство, что неперечисление в бюджет налога произошло в связи с недофинансированием государственных оборонных заказов.
Налоговая инспекция задолженность Предприятия по пеням не списала. По мнению налогового органа, положения постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.02 N 251 не распространяются на суммы задолженности по пеням, начисленным налоговым органом за своевременное неперечисление в бюджет налоговым агентом удержанных с доходов физических лиц подоходного налога и налога на доходы физических лиц, поскольку причиной данной задолженности является не задержка финансирования государственного оборонного заказа, а ненадлежащее исполнение налоговым агентом обязанности по перечислению в бюджет удержанного с доходов физических лиц налога.
Считая бездействие налоговой инспекции незаконным, Предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2002 N 251 правила списания пеней распространяются на финансовые обязательства предприятий (организаций).
Поскольку начисление пеней всегда связано с нарушением обязанности как по уплате, так и по удержанию и (или) перечислению удержанных налогов, то следует сделать вывод, что постановление адресовано не налогоплательщикам или налоговым агентам, а юридическим лицам, имеющим задолженность по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Налоговой инспекцией не оспаривается тот факт, что Предприятие является исполнителем работ по государственному оборонному заказу и вследствие несвоевременной оплаты этих работ имеет задолженность по налоговым платежам.
Поскольку основанием для списания пеней за просроченные налоговые платежи является наличие факта исполнения государственного оборонного заказа и долга по его оплате, а своевременность перечисления налоговым агентом сумм удержанного подоходного налога и налога на доходы физических лиц неразрывно связана с получением Предприятием в полном объеме средств на оплату труда своих работников, кассационная инстанция считает правильным решение суда о признании незаконным, не основанным на положениях вышеприведенных нормативных актов уклонение налоговой инспекции от вынесения решения по списанию задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" задолженности по пеням в сумме 135819495,45 руб., начисленным за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных сумм подоходного налога и налога на доходы физических лиц.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба налогового органа подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.02.2004 по делу N А05-13797/03-747/22 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства по налогам и сборам по городу Северодвинску - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
МАЛЫШЕВА Н.Н.
КОЧЕРОВА Л.И.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
МАЛЫШЕВА Н.Н.
КОЧЕРОВА Л.И.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)