Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2009 ПО ДЕЛУ N А32-23901/2007-34/492

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2009 г. по делу N А32-23901/2007-34/492


Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Дорогиной Т.Н. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального государственного учреждения по эксплуатации гидротехнических сооружений рек Кубани и Протоки - Клименко В.П. (доверенность от 15.10.2009 N 00682), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Абинскому району Краснодарского края - Щербины В.А. (доверенность от 16.10.2009 N 04), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Абинскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2009 по делу N А32-23901/2007-34/492 (судья Марчук Т.И.), установил следующее.
Федеральное государственное учреждение по эксплуатации гидротехнических сооружений рек Кубани и Протоки (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Абинскому району Краснодарского края (далее - налоговая инспекция) от 27.09.2007 N 7079 о доначислении 882 192 рублей водного налога за III квартал 2006 года и взыскании 176 438 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (уточненное требование в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2009 заявленное требование удовлетворено. Суд сослался на необоснованный отказ налоговой инспекции в применении учреждением льготы по водному налогу и преюдициальное значение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 13.11.2008 по делу N А32-23895/07-34/486-2008-58/364, которым признано недействительным решение налоговой инспекции от 27.09.2007 N 7076 по этим же основаниям.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда. Заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам и фактическим материалам дела.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит решение суда оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной учреждением уточненной декларации по водному налогу за III квартал 2006 года. Учреждение при исчислении водного налога применило льготу, установленную подпунктом 11 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, забор воды из водного объекта с применением технических средств и устройств является в силу пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом.
По результатам камеральной проверки налоговая инспекция составила акт от 05.09.2007 N 544 и приняла решение от 27.09.2007 N 7079 о доначислении учреждению 293 568 рублей водного налога и привлечении его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 176 438 рублей штрафа.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 19.11.2007 N 27-13 решение от 27.09.2007 N 7079 оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения учреждения в суд с заявлением в соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
На основании статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения водным налогом признается, в частности, забор воды из водных объектов (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, не признается объектом налогообложения водным налогом.
Следовательно, если выемка песка из русла реки произведена с необходимостью проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией гидротехнических сооружений, то такое использование водных объектов не признается объектом налогообложения водным налогом.
Из материалов дела видно, что основным видом деятельности учреждения является содержание гидротехнических сооружений, находящихся в его оперативном управлении.
Учреждение получило лицензии серии КРД N 42111 БРСЗХ, 42099 БРСЗХ, 41891 БРСЗХ, 37246 БРСЗХ, 42100 БРСЗХ, 42110 БРСЗХ, 41691 БРСЗХ на водопользование, выданные Кубанским бассейновым водным управлением со следующими целями использования водного объекта: использование акватории для размещения технических средств для попутной добычи песка при проведении берегозащитных мероприятий; забор и сброс воды. Согласно рабочим проектам, являющимся неотъемлемой частью лицензий на водопользование, разработка насосных песчаных отложений со дна реки (добыча общераспространенных полезных ископаемых - ОРПИ) выполняется гидромеханизированным способом (земснарядом) с подачей забранной массы в пульпочек, расположенный на берегу реки.
В проверяемом периоде учреждение производило берегозащитные и руслорегуляционные работы с попутным использованием песка. В соответствии с уставом и лицензиями на водопользование и недропользование песок использовался учреждением для ремонтных работ на дамбах обвалования и в целях реализации.
В связи с этим учреждение в III квартале 2006 года при исчислении водного налога применило льготу, установленную подпунктом 11 пункта 2 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый орган при вынесении оспариваемого решения указал на то, что забор воды из водного объекта с применением технических средств и устройств является в силу пункта 1 статьи 333.9 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения водным налогом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что забор воды производился на основании лицензий на водопользование для осуществления берегозащитных мероприятий на аварийных участках противопаводковой системы обвалования реки Кубань, которая является гидротехническим сооружением с использованием технических средств (земснаряда).
Таким образом, суд правомерно признал решение налоговой инспекции недействительным.
Довод налогового органа о том, что налоговым законодательством Российской Федерации предусмотрено освобождение от уплаты водного налога при использовании водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, правомерно отклонен судебными инстанциями.
Из материалов дела видно, что учреждением осуществлялись дноуглубительные работы на судоходных участках рек Кубани и Притоки для безопасности судоходства и обеспечения поддержания гарантированных габаритов и глубин судового хода.
Ссылка налоговой инспекции на то, что выданные учреждению лицензии на водопользование подтверждают наличие у него объекта налогообложения, является необоснованной.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права и направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судом. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2009 по делу N А32-23901/2007-34/492 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.КАНАТОВА

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
В.Н.ЯЦЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)