Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Башевой Н.Ю., Бердникова О.Е.
при участии представителей
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам: Кабаковой О.А., доверенность от 20.08.2010 N 05-20/15,
Серебряниковой Ю.Э., доверенность от 28.05.2010 N 05-20/10,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми:
Серебряниковой Ю.Э., доверенность от 20.08.2010 N 05-16/77,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Воркутауголь"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2010,
принятое судьей Макаровой Л.Ф., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
по делу N А29-226/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми
о признании недействительным решения
и
открытое акционерное общество "Воркутауголь" (далее - Общество, ОАО "Воркутауголь") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.08.2009 N 245.
Решением суда от 04.03.2010 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленное ОАО "Воркутауголь" требование.
Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащий применению приказ Федерального агентства по недропользованию от 30.05.2007 N 623 "О рассмотрении и утверждении уточненных при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче" (далее - Приказ N 623), неправильно применили подпункт 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 2, 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, не применили подлежащую применению Инструкцию по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденную постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85. По мнению Общества, Приказ N 623 не подлежит применению, поскольку не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. В спорном периоде отсутствовал порядок утверждения нормативов потерь. ОАО "Воркутауголь" 02.03.2007 направило документы для утверждения нормативов потерь при добыче угля на 2007 год, однако указанные нормативы утверждались Центральной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых (далее - ЦКР Роснедра) более десяти месяцев. Несвоевременное согласование и утверждение нормативов потерь ЦКР Роснедра по независящим от Общества причинам не лишает его права на применение налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь, согласованных с территориальным органом Госгортехнадзора России в составе годового плана развития горных пород (протокол от 25.12.2006 N 8 заседания коллегии Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору) и впоследствии утвержденных ЦКР Роснедра. Нормативы потерь на 2006 год были утверждены в целом по шахте "Комсомольская", в то время как Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, предусмотрено определение нормативов потерь твердых полезных ископаемых по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ. ЦКР Роснедра 22.01.2008 установила, а 31.01.2008 заместитель руководителя Федерального агентства по недропользованию утвердил нормативы потерь на 2007 год по шахте "Комсомольская" по конкретным местам их образования, поэтому при расчете доначисленного Обществу налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2007 года Инспекция неправомерно использовала нормативы потерь на 2006 год, принятые в целом по шахте без учета конкретных мест образования потерь. В статье 342 Налогового кодекса Российской Федерации не содержится запрета на уточнение налоговых обязательств в случае, если нормативы потерь на налоговый период были утверждены после его окончания, поэтому ОАО "Воркутауголь" правомерно заявило право на применение ставки 0 процентов в уточненной налоговой декларации за декабрь 2007 года в размере нормативов потерь, установленных ЦКР Роснедра 22.01.2008.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Инспекция и Управление в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 30.03.2009 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2007 года, согласно которой налогообложению по налоговой ставке 0 процентов подлежит 587 600 тонн добытого каменного угля, в том числе по шахте "Комсомольская" - 164 177 тонн.
В представленных 08.04.2009 в налоговый орган пояснениях ОАО "Воркутауголь" указало, что налоговая декларация представлена в связи с утверждением Обществу 31.01.2008 Федеральным агентством по недропользованию нормативов потерь на 2007 год.
В ходе камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекция пришла к выводу, что при применении налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых за декабрь 2007 года подлежали применению ранее утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.05.2006 N 101 нормативы потерь на 2006 год, поэтому налогообложению по налоговой ставке 0 процентов подлежит 510 790 тонн добытого угля, в том числе 87 367 тонн по шахте "Комсомольская".
По результатам проверки налоговый орган составил акт от 14.07.2009 N 209, и с учетом возражений налогоплательщика начальник Инспекции принял решение от 17.08.2009 N 245 об отказе в привлечении ОАО "Воркутауголь" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых за декабрь 2007 года в сумме 1 851 336 рублей.
Управление решением от 15.10.2009 N 510-А оставило решение Инспекции без изменения.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 338, пунктами 2, 3 статьи 339, статьей 340, подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктами 2, 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, принятых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, пунктом 3 раздела 3 Временных рекомендаций по организации рассмотрения и утверждения уточненных в составе годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, утвержденных приказом Федерального агентства по недропользованию от 30.05.2007 N 623, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования и указал, что нормативы потерь каменного угля на 2007 год в установленном порядке были утверждены после истечения последнего налогового периода за указанный календарный год, поэтому в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2007 года ОАО "Воркутауголь" должно применять ранее утвержденные нормативы потерь.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых (пункты 1, 2 статьи 338 Кодекса).
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке (пункт 5 статьи 338 Кодекса).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (далее - Правила N 921).
В пункте 2 Правил N 921 предусмотрено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2007 N 76 внесены изменения в пункт 2 Правил N 921, в соответствии с которыми нормативы потерь утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году. Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 Правил N 921 (пункт 3 Правил N 921).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что приказом от 06.05.2006 N 101 Министерство природных ресурсов Российской Федерации утвердило для ОАО "Воркутауголь" нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой разработки месторождений, при добыче полезных ископаемых на 2006 год, в том числе по шахте "Комсомольская", в размере 4,6 процента.
На момент наступления срока уплаты налога на добычу полезных ископаемых за январь 2007 года у Общества отсутствовали утвержденные нормативы потерь на 2007 год.
Нормативы потерь при добыче каменного угля на 2007 год установлены протоколом заседания секции твердых полезных ископаемых ЦРК Роснедра от 22.01.2008 и утверждены заместителем руководителя Федерального агентства по недропользованию 31.01.2008.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что по итогам первого налогового периода 2007 года у Общества отсутствовали утвержденные нормативы потерь на 2007 год, поэтому в силу прямого указания подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса ОАО "Воркутауголь" вплоть до утверждения нормативов потерь на 2007 год должно было применять нормативы потерь по местам их образования, утвержденные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на 2006 год (нормативы, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.05.2006 N 101), и признали правомерным доначисление Инспекцией налога на добычу полезных ископаемых исходя из нормативов потерь по шахте "Комсомольская" в размере 4,6 процента. Возможность пересчета налоговых обязательств за налоговые периоды, предшествующие утверждению нормативов потерь, Кодексом не предусмотрена.
Ссылка Общества на наличие нормативов потерь на 2007 год, установленных годовыми планами горных работ на 2007 год, которые утверждены протоколом от 25.12.2006 N 8 заседания коллегии Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору, отклоняется судом округа, поскольку в рассматриваемом случае для ОАО "Воркутауголь" были утверждены нормативы потерь в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
На основании изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежит возврату открытому акционерному обществу "Воркутауголь" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 по делу N А29-226/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в размере 1 000 рублей отнести на открытое акционерное общество "Воркутауголь".
Возвратить открытому акционерному обществу "Воркутауголь" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченную по квитанции от 30.06.2010 N 11741.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 26.08.2010 ПО ДЕЛУ N А29-226/2010
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2010 г. по делу N А29-226/2010
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Масловой О.П.,
судей Башевой Н.Ю., Бердникова О.Е.
при участии представителей
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам: Кабаковой О.А., доверенность от 20.08.2010 N 05-20/15,
Серебряниковой Ю.Э., доверенность от 28.05.2010 N 05-20/10,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми:
Серебряниковой Ю.Э., доверенность от 20.08.2010 N 05-16/77,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя -
открытого акционерного общества "Воркутауголь"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2010,
принятое судьей Макаровой Л.Ф., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010,
принятое судьями Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
по делу N А29-226/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми и Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми
о признании недействительным решения
и
установил:
открытое акционерное общество "Воркутауголь" (далее - Общество, ОАО "Воркутауголь") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 17.08.2009 N 245.
Решением суда от 04.03.2010 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленное ОАО "Воркутауголь" требование.
Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащий применению приказ Федерального агентства по недропользованию от 30.05.2007 N 623 "О рассмотрении и утверждении уточненных при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче" (далее - Приказ N 623), неправильно применили подпункт 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, пункты 2, 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, не применили подлежащую применению Инструкцию по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденную постановлением Госгортехнадзора России от 24.11.1999 N 85. По мнению Общества, Приказ N 623 не подлежит применению, поскольку не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации. В спорном периоде отсутствовал порядок утверждения нормативов потерь. ОАО "Воркутауголь" 02.03.2007 направило документы для утверждения нормативов потерь при добыче угля на 2007 год, однако указанные нормативы утверждались Центральной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых (далее - ЦКР Роснедра) более десяти месяцев. Несвоевременное согласование и утверждение нормативов потерь ЦКР Роснедра по независящим от Общества причинам не лишает его права на применение налоговой ставки 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь, согласованных с территориальным органом Госгортехнадзора России в составе годового плана развития горных пород (протокол от 25.12.2006 N 8 заседания коллегии Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору) и впоследствии утвержденных ЦКР Роснедра. Нормативы потерь на 2006 год были утверждены в целом по шахте "Комсомольская", в то время как Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, предусмотрено определение нормативов потерь твердых полезных ископаемых по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ. ЦКР Роснедра 22.01.2008 установила, а 31.01.2008 заместитель руководителя Федерального агентства по недропользованию утвердил нормативы потерь на 2007 год по шахте "Комсомольская" по конкретным местам их образования, поэтому при расчете доначисленного Обществу налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2007 года Инспекция неправомерно использовала нормативы потерь на 2006 год, принятые в целом по шахте без учета конкретных мест образования потерь. В статье 342 Налогового кодекса Российской Федерации не содержится запрета на уточнение налоговых обязательств в случае, если нормативы потерь на налоговый период были утверждены после его окончания, поэтому ОАО "Воркутауголь" правомерно заявило право на применение ставки 0 процентов в уточненной налоговой декларации за декабрь 2007 года в размере нормативов потерь, установленных ЦКР Роснедра 22.01.2008.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Инспекция и Управление в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 30.03.2009 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2007 года, согласно которой налогообложению по налоговой ставке 0 процентов подлежит 587 600 тонн добытого каменного угля, в том числе по шахте "Комсомольская" - 164 177 тонн.
В представленных 08.04.2009 в налоговый орган пояснениях ОАО "Воркутауголь" указало, что налоговая декларация представлена в связи с утверждением Обществу 31.01.2008 Федеральным агентством по недропользованию нормативов потерь на 2007 год.
В ходе камеральной налоговой проверки указанной декларации Инспекция пришла к выводу, что при применении налоговой ставки 0 процентов в части нормативных потерь полезных ископаемых за декабрь 2007 года подлежали применению ранее утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.05.2006 N 101 нормативы потерь на 2006 год, поэтому налогообложению по налоговой ставке 0 процентов подлежит 510 790 тонн добытого угля, в том числе 87 367 тонн по шахте "Комсомольская".
По результатам проверки налоговый орган составил акт от 14.07.2009 N 209, и с учетом возражений налогоплательщика начальник Инспекции принял решение от 17.08.2009 N 245 об отказе в привлечении ОАО "Воркутауголь" к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением Обществу доначислен налог на добычу полезных ископаемых за декабрь 2007 года в сумме 1 851 336 рублей.
Управление решением от 15.10.2009 N 510-А оставило решение Инспекции без изменения.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 338, пунктами 2, 3 статьи 339, статьей 340, подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктами 2, 3 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, принятых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, пунктом 3 раздела 3 Временных рекомендаций по организации рассмотрения и утверждения уточненных в составе годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, утвержденных приказом Федерального агентства по недропользованию от 30.05.2007 N 623, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования и указал, что нормативы потерь каменного угля на 2007 год в установленном порядке были утверждены после истечения последнего налогового периода за указанный календарный год, поэтому в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2007 года ОАО "Воркутауголь" должно применять ранее утвержденные нормативы потерь.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых (пункты 1, 2 статьи 338 Кодекса).
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке (пункт 5 статьи 338 Кодекса).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (далее - Правила N 921).
В пункте 2 Правил N 921 предусмотрено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2007 N 76 внесены изменения в пункт 2 Правил N 921, в соответствии с которыми нормативы потерь утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году. Уточненные нормативы потерь утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 2 Правил N 921 (пункт 3 Правил N 921).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что приказом от 06.05.2006 N 101 Министерство природных ресурсов Российской Федерации утвердило для ОАО "Воркутауголь" нормативы потерь, технологически связанные с принятой схемой разработки месторождений, при добыче полезных ископаемых на 2006 год, в том числе по шахте "Комсомольская", в размере 4,6 процента.
На момент наступления срока уплаты налога на добычу полезных ископаемых за январь 2007 года у Общества отсутствовали утвержденные нормативы потерь на 2007 год.
Нормативы потерь при добыче каменного угля на 2007 год установлены протоколом заседания секции твердых полезных ископаемых ЦРК Роснедра от 22.01.2008 и утверждены заместителем руководителя Федерального агентства по недропользованию 31.01.2008.
При таких обстоятельствах суды правомерно указали, что по итогам первого налогового периода 2007 года у Общества отсутствовали утвержденные нормативы потерь на 2007 год, поэтому в силу прямого указания подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса ОАО "Воркутауголь" вплоть до утверждения нормативов потерь на 2007 год должно было применять нормативы потерь по местам их образования, утвержденные в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на 2006 год (нормативы, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.05.2006 N 101), и признали правомерным доначисление Инспекцией налога на добычу полезных ископаемых исходя из нормативов потерь по шахте "Комсомольская" в размере 4,6 процента. Возможность пересчета налоговых обязательств за налоговые периоды, предшествующие утверждению нормативов потерь, Кодексом не предусмотрена.
Ссылка Общества на наличие нормативов потерь на 2007 год, установленных годовыми планами горных работ на 2007 год, которые утверждены протоколом от 25.12.2006 N 8 заседания коллегии Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору, отклоняется судом округа, поскольку в рассматриваемом случае для ОАО "Воркутауголь" были утверждены нормативы потерь в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
На основании изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежит возврату открытому акционерному обществу "Воркутауголь" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.03.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 по делу N А29-226/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, в размере 1 000 рублей отнести на открытое акционерное общество "Воркутауголь".
Возвратить открытому акционерному обществу "Воркутауголь" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченную по квитанции от 30.06.2010 N 11741.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.П.МАСЛОВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
О.Е.БЕРДНИКОВ
О.П.МАСЛОВА
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
О.Е.БЕРДНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)