Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.04.2010 ПО ДЕЛУ N А55-14120/2009

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2010 г. по делу N А55-14120/2009


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010
по делу N А55-14120/2009
по заявлению "Газпромбанк" (открытое акционерное общество), г. Москва, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары, Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными решений и обязании возвратить излишне уплаченный налог,

установил:

открытое акционерное общество "Газпромбанк" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары (далее - первый ответчик, ИФНС) от 22.12.2008 N 4277 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)", решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - второй ответчик, УФНС) от 01.04.2009 N 03-15/07233, а также с требованием обязать ИФНС возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль за 9 месяцев 2008 года в размере 20 541 041 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2009 заявление удовлетворено частично. Признано незаконным решение ИФНС от 22.12.2008 N 4277 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" в части предложения обществу подать новое заявление в налоговый орган о возврате денежных средств на расчетный счет. Признано незаконным решение УФНС от 01.04.2009 N 03-15/07233 в части оставления без удовлетворения жалобы заявителя на решение ИФНС об отказе в осуществлении зачета (возврата) переплаты от 22.12.2008 N 4277 в части предложения в указанном решении инспекции обществу подать новое заявление в налоговый орган о возврате денежных средств на расчетный счет. На ИФНС возложена обязанность возвратить обществу (ИНН 7744001497) сумму излишне уплаченного налога на прибыль за 9 месяцев 2008 года в размере 20 541 041 (Двадцать миллионов пятьсот сорок одна тысяча сорок один) руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 решение Арбитражного суда Самарской области от 19.10.2010 изменено. Признано незаконным решение ИФНС от 22.12.2008 N 4277 в части отказа в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на прибыль и решение УФНС от 01.04.2009 N 03-15/07233 в части отказа в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на прибыль. В остальной части решение оставлено без изменения.
ИФНС, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
УФНС, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, общество с 17.11.2006 состоит на налоговом учете в Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (ранее в МИ ФНС России N 50 по г. Москва) в связи с отнесением его к категории крупнейших налогоплательщиков, а также по месту нахождения филиала состоит на налоговом учете в ИФНС.
Заявителем налоговому органу представлены первоначальная налоговая декларация от 27.10.2008 по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года (т. 1, л. д. 79 - 81) и уточненная декларация по налогу на прибыль от 10.11.2008 за 9 месяцев 2008 года (т. 1, л. д. 82 - 84). Согласно указанной декларации сумма налога, ранее уплаченная в виде авансовых платежей за 2008 год, составила к уменьшению 21 591 111 руб.
Между обществом и ИФНС составлен акт сверки расчетов по состоянию на 01.12.2008. Названный акт подписан должностным лицом налогового органа и представителем налогоплательщика - 11.12.2008 (т. 1, л. д. 54 - 55). Из акта следует, что переплата общества по налогу на прибыль составляет 20 541 041 руб.
В связи с наличием переплаты общество 12.12.2008 обратилось к ИФНС с заявлением от 08.12.2008 N СМ-21.3.1/6961 о возврате переплаты по налогу на прибыль в размере 20 541 041 руб. (т. 1, л. д. 52).
ИФНС 22.12.2008 вынесено решение N 4277 об отказе в возврате налога (т. 1, л. д. 53). Основанием для принятия решения послужило не истечение срока налогового периода и проведения камеральной налоговой проверки на основании статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для подтверждения суммы налога к возврату.
Также данным решением инспекция указала на необходимость подачи нового заявления о возврате денежных средств на расчетный счет после получения подтверждения правомерности заявленной к уменьшению суммы налога. Вопрос о возврате названных сумм налога, поставленный налогоплательщиком в заявлении, ИФНС не рассмотрен.
Заявитель обратился в УФНС с апелляционной жалобой на вынесенное инспекцией решение от 22.12.2008 N 4277.
УФНС, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества 01.04.2009 вынесло решение N 03-15/07233, которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение ИФНС от 22.12.2008 N 4277 оставлено без изменения.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования в части, правомерно исходя из следующего.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ установлено право налогоплательщика на своевременный возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, а также пеней и штрафов установлен статьей 78 НК РФ.
Согласно пункту 8 статьи 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Следовательно, налоговый орган неправомерно указал обществу на необходимость подачи нового заявления о возврате денежных средств на расчетный счет после получения подтверждения правомерности заявленной к уменьшению суммы налога.
Статьей 78 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика подать заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченной суммы налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Данное условие соблюдено заявителем.
Заявление общества по существу не рассмотрено инспекцией, вопрос о правомерности или неправомерности возврата заявленной суммы налога не решен, в связи с чем заявитель не должен подавать повторное заявление о возврате налога. Кроме того, законодательством о налогах и сборах, в том числе статьей 78 НК РФ, не предусмотрена обязанность налогоплательщика подавать повторное заявление о возврате налога, а потому правомерно удовлетворено требование общества, признаны незаконными обжалуемые ненормативные акты в части предложения заявителю подать новое заявление в налоговый орган о возврате денежных средств на расчетный счет.
Из ответа Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 за N 11/00416дсп@ следует, что камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2008 года общества, проведенная в соответствии со статьей 88 НК РФ, закончена 10.02.2009, нарушений законодательства о налогах и сборах Российской Федерации не установлено.
Поскольку до настоящего времени фактический возврат образовавшейся переплаты по налогу на прибыль в размере 20 541 041 руб. не осуществлен, требование общества о возврате налога также правомерно удовлетворено судебными инстанциями.
Между тем, правомерно апелляционный суд признал ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии у ИФНС на момент вынесения оспариваемого решения от 22.12.2008 N 4277 оснований для принятия решения о зачете (возврате) налога и отсутствием в связи с этим нарушений обжалуемым решением в указанной части прав и законных интересов общества, поскольку согласно пункту 2 статьи 88 Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Однако, несмотря на то, что срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца, налоговый орган вправе провести указанную проверку в более короткий срок.
В соответствии с пунктом 5 статьи 88 и пунктом 1 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки составляется должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки. Этот акт должен быть составлен по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Подписание налоговым органом 11.12.2008 акта совместной сверки N 1213 по состоянию на 01.12.2008 свидетельствует о том, что у заявителя имелась переплата по налогу на прибыль в сверенной сумме, камеральная проверка налоговой декларации заявителя по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года никаких нарушений не выявила, и камеральная проверка завершена в более короткий срок, чем это установлено пунктом 2 статьи 88 НК РФ.
Суммы переплаты по налогу на прибыль за 9 месяцев 2008 года, указанные в акте сверки расчетов, рассчитаны с учетом сумм, приведенных заявителем в представленных декларациях, а также на основании данных карточки расчетов с бюджетом, и свидетельствуют о том, что налоговым органом установлена переплата обществом налога на прибыль в размере 20 541 041 руб.
Наличие у заявителя спорной суммы переплаты по налогу ответчиками не оспорено.
Таким образом, у ИФНС не было законных оснований для отказа обществу в возврате излишне уплаченного налога на прибыль, поскольку на дату подачи обществом заявления о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, факт наличия переплаты был подтвержден.
Суд апелляционной инстанции правомерно изменил решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконными решений ИФНС от 22.12.2008 N 4277 и УФНС от 01.04.2009 N 03-15/07233 в части отказа в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на прибыль. В указанной части требования заявителя обоснованно удовлетворены, а в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Таким образом, доводы кассационных жалоб не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 по делу N А55-14120/2009 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)