Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕРМСКОЙ ОБЛ. ОТ 01.08.2006, 31.07.2006 ПО ДЕЛУ N А50-7919/2006-А7

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции


от 1 августа 2006 г. Дело N А50-7919/2006-А7


Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2006 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 августа 2006 г.

Арбитражный суд рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ООО на решение от 14 июня 2006 года по делу N А50-7919/2006-А7 Арбитражного суда Пермской области по заявлению ООО к Инспекции ФНС России по Пермскому району Пермского края о признании недействительным требования и
УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования ИФНС России по Пермскому району Пермского края о предоставлении документов N 3715 от 20.03.2006 в части предоставления рабочего плана счетов, документов, дающих право на стандартные вычеты, авансовых отчетов и других документов по финансово-хозяйственной деятельности предприятия, мотивировав заявленные требования тем, что названное требование в оспариваемой части не соответствует налоговому законодательству.
Решением Арбитражного суда Пермской области от 14.06.2006 заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемый ненормативный акт налогового органа признан недействительным в части истребования рабочего плана счетов, авансовых отчетов и других документов по финансово-хозяйственной деятельности, как не соответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований - представления документов по стандартным вычетам - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО просит по обстоятельствам, изложенным в апелляционной жалобе, решение суда первой инстанции изменить в части отказа признания недействительным требования налогового органа N 3715 от 20.03.2006 о предоставлении документов, дающих право на стандартные налоговые вычеты.
Налоговый орган возражает против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, пояснил, что истец неправомерно не согласен с требованием налогового органа о предоставлении документов, подтверждающих право на стандартные вычеты, мотивируя тем, что у налогового органа имеются все необходимые сведения, которые истец представлял ранее. В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан предоставить налоговому органу необходимые для проверки документы, ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе их истребовать. На основании п. 1 ст. 224 НК РФ необходимо было проверить исчисление и уплату НДФЛ по ставке 13 процентов. В требовании перечислены истребуемые документы. Ранее истец документы не представлял, не давал возможности провести проверку, обжаловал акты налогового органа в суде.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела и принятии обжалуемого судебного акта, не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и налоговым органом не оспаривается, ООО в соответствии со ст. 346.11 НК РФ применяет упрощенную систему налогообложения. Объектом налогообложения для общества являются доходы (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). В силу ст. 346.18 НК РФ для ООО налоговой базой признается денежное выражение полученных обществом доходов.
Налоговым органом в адрес ООО направлено требование о предоставлении документов N 3715 от 20.03.2005 (л.д. 7). В связи с проведением налоговым органом выездной налоговой проверки, у общества затребованы в том числе: рабочий план счетов, документы, дающие право на стандартные налоговые вычеты, авансовые отчеты, другие документы по финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Не согласившись с принятым требованием в части, общество обжаловало ненормативный акт налогового органа в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у налогового органа отсутствовали основания требовать следующие документы: рабочий план счетов, авансовые отчеты, поскольку расходы общества, с учетом объекта налогообложения (доходы - п. 1 ст. 346.14 НК РФ), не могут контролироваться налоговым органом, так как расходные документы не служат основанием для исчисления и уплаты обществом налогов и не являются подтверждением правильности исчисления и своевременности уплаты налогов; другие документы по финансово-хозяйственной деятельности общества, так как в данной части требование не конкретизировано, документы не поименованы, реквизиты документов не указаны. Что касается истребования налоговым органом у общества документов, дающих право на стандартные налоговые вычеты, оно признано правомерным поскольку налог на доходы физических лиц является проверяемым налогом. С учетом данных выводов суд первой инстанции признал недействительным оспариваемое требование в части, отказав в признании недействительным требования о предоставлении документов по стандартным вычетам.
Выводы суда в части отказа в удовлетворении требования являются обоснованными, соответствуют налоговому законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Правила проведения выездной налоговой проверки установлены ст. 89 НК РФ.
Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
Согласно ст. 226 НК РФ общество в настоящем деле является налоговым агентом по начислению и перечислению НДФЛ удержанного из доходов наемных работников по ставке, предусмотренной ст. 224 п. 1 НК РФ.
Согласно ст. 210 п. 3 для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Согласно ст. 218 п. 3 НК РФ установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
В соответствии с программой проведения проверки (л.д. 30-32), которая была направлена ООО, в перечень проверяемых налогов включен налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ.
Таким образом, для вывода инспекции при выездной проверке о правомерности суммы начисленного НДФЛ и суммы предоставленного стандартного вычета налоговый агент обязан подтвердить наличие трудовых правоотношений с налогоплательщиком, т.е. представить трудовой договор, письменное заявление налогоплательщика и документы применительно к видам стандартных вычетов, а также налоговые карточки, где согласно Приказу МНС РФ N БГ-3-08-379 от 01.11.2000 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" содержится информация о физическом лице в части стандартных вычетов, ведомости по начислению заработной платы, подтверждающие доход налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал ООО в удовлетворении требований о признании недействительным требования N 3715 от 20.03.2005 о предоставлении документов, дающих право на стандартные вычеты.
Доводы общества о том, что ранее сведения о доходах физических лиц за 2003, 2004, 2005 годы были предоставлены во исполнение требований ст. 230 ч. 2 НК РФ и, следовательно, в ходе выездной проверки не могут быть затребованы вновь, противоречат ст. 89 НК РФ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на ст. 218 п. 4 НК РФ, предписывающего налоговому органу провести перерасчет НДФЛ, относится к случаям, прямо в данной норме предусмотренным - в случае когда в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, тогда как в общем порядке (п. 3 ст. 218 НК РФ) вычеты предоставляются налоговым агентом, который обязан подтвердить обоснованность их представления соответствующими документами, к которым, в частности, отнесены заявление налогоплательщика, свидетельства о рождении детей и т.п. с учетом вида стандартного вычета. Представление налоговых карточек в данном случае является недостаточным, поскольку информация, содержащаяся в них, является производной от упомянутых документов.
Также является правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии преюдициального значения решения Арбитражного суда Пермской области по делу N А50-1130/2006-А15 (л.д. 8-9), установившего неправомерность истребования документов по стандартным вычетам в связи с отсутствием в перечне проверяемых налогов, указанных в программе проведения проверки от 09.12.2005, НДФЛ. Основанием для оспариваемого требования является программа проверки от 03.04.2006 (л.д. 30), где в п. 9 указан проверяемый налог НДФЛ за 01.01.2003 по 31.12.2005.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 259, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 14 июня 2006 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)