Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 10 августа 2010 года.
Арбитражный суд в составе: судьи Кофановой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОАО "Салаватнефтеоргсинтез"
к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным Решение N 52-17-14/3715Р от 30.12.2009 года
при участии представителей
от заявителя - Волгин О.А., по дов. от 23.06.2009 года
от ответчика - Кочкин А.С., по дов. от 28.04.2010 года N 126
Суд
ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Решение Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам от 30.12.2009 года N 1 N 52-17-14/3715Р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления сумм пеней в размере 2 937 462,33 рублей и 5 932 153 рублей штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Инспекция возразила на требования заявителя по доводам отзыва (л.д. 100 - 108).
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
30.12.2009 г. Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по акцизам за декабрь 2008 года на основании Акта N 52-17-14/3057а-2270 камеральной налоговой проверки от 10.11.2009 г. вынесла Решение N 52-17-14/3715Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ОАО "Салаватнефтеоргсинтез":
1) предложено уплатить недоимку по акцизам в сумме 29 660 765 руб.,
2) начислены пени на вышеуказанную сумму в размере 2 937 462,33 руб.,
3) начислен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 5 932 153 руб.
Доначисление акцизов с пеней и штрафом Инспекция связывает со следующими обстоятельствами.
22.07.2009 г. Общество представило уточненную налоговую декларацию по акцизам за декабрь 2008 года, которая послужила основанием проведение камеральной налоговой проверки.
В указанной декларации по строке 020 "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым представлены поручительства Банков или банковские гарантии" в числе прочих операций общество отразило операции по реализации прямогонного бензина в количестве 1 705,548 тн и бензина автомобильного с иными октановыми числами в количестве 6 792,703 тн, а также относящуюся к указанным операциям сумму акцизов в размере 29 835 580 руб.
Представление Обществом банковской гарантии от 26.01.2009 г. (гарант Уфимский филиал "Центральный Коммерческий Банк") со сроком действия с 28.05.2009 г. по 27.07.2009 г. состоялось при подаче основной налоговой декларации по акцизам за декабрь 2008 года.
24.07.2009 года обществом представлена налоговая декларация по акцизам за июнь 2009 года, в которой вышеуказанные операции по реализации прямогонного бензина и бензина автомобильного с иными октановыми числами, а также сумма акцизов в размере 29 835 580 руб. заявлены по строке 140 "Документально подтвержденный факт экспорта подакцизных товаров, по которым ранее были представлены поручительство банка или банковскую гарантию". В подтверждение обоснованности освобождения от налогообложения акцизами 27 июля 2009 года Обществом представлены документы, подтверждающие факт экспорта прямогонного бензина в количестве 1705,548 тн и бензина автомобильного с иными октановыми числами в количестве 6 792,703 тн.
Инспекция, доначисляя акцизы в сумме 29 660 765 руб., отказала Обществу в освобождении от налогообложения акцизами вышеуказанных операций по причине нарушения, по мнению Инспекции, 180-дневного срока, установленного для представления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта. При этом, Инспекция указала (стр. 8 Решения), что в связи с представлением документов по истечении 180-дневного срока Общество обязано было в уточненной налоговой декларации за декабрь 2008 года по строке 030 "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым не представлены поручительства банков или банковские гарантии" отразить к уплате акциз в размере 29 835 580 руб.
При доначислении акцизов, пени и штрафов Инспекцией учтена имеющаяся на дату составления Акта проверки переплата по акцизам в общей сумме 174 815,27 (29 835 580 - 29 660 765) руб.
Указанное решение было обжаловано в вышестоящий налоговый орган - ФНС РФ, от которого 24.03.2010 г. было получено решение по апелляционной жалобе ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" N 9-1-08/0268, которым обжалуемое Решение было признано правомерным и вступившим в законную силу - 24.03.2010 г.
Суд, исследовав доказательства по делу, оценив доводы сторон находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли не подлежит налогообложению акцизами (освобождается от налогообложения).
Освобождение таких операций от налогообложения производится в соответствии со ст. 184 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 184 НК РФ освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
Из содержания п. 2 ст. 184 НК РФ следует, что налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 НК РФ или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 7 и 7.1 статьи 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
Вышеперечисленные условия для освобождения от уплаты акцизов (п. 2 ст. 184 НК РФ) Обществом были соблюдены. Представленная Обществом банковская гарантия от 26.01.2009 г. обеспечивала обязанность Общества уплатить суммы акцизов и пени в период, включающий июнь 2009 года, на который приходится истечение 180-дневного срока, по 27.07.2009 г. Последнее число для надлежащего исполнения обязанности по уплате акцизов в соответствующих суммах за июнь 2009 года согласно ст. 204 НК РФ). Дата 27 июля объясняется тем, что поскольку 25.07.2009 года - это суббота, следовательно, согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока, предусмотренного ст. 204 НК РФ, считается ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. 27 июля 2009 года.
Обществом были также соблюдены и вышеперечисленные условия для освобождения от налогообложения акцизами (п. 1 ст. 184 НК РФ). Поскольку по операциям, совершенным в течение декабря 2008 года, истечение 180-дневного срока приходится на июнь 2009 года, при наличии документов, подтверждающих факт экспорта, вышеуказанные операции по реализации прямогонного бензина и бензина автомобильного с иными октановыми числами были заявлены Обществом по строке 140 (Документально подтвержденный факт экспорта подакцизных товаров, по которым ранее были представлены поручительство банка или банковская гарантия) налоговой декларации по акцизам за июнь 2009 года, что не противоречит положениям НК РФ. В подтверждение правомерного заполнения строки 140 налоговой декларации за июнь 2009 года Обществом с соблюдением срока, предусмотренного для представления налоговой декларации по акцизам за июнь 2009 года, (не позднее 27.07.2009 г.) были представлены документы, подтверждающие факт экспорта прямогонного бензина и бензина автомобильного с иными октановыми числами. Все ГТД, представленные в составе указанных документов, содержат даты вывоза за пределы территории РФ не позднее 01 июня 2009 года, т.е. не позднее истечения 180-дневного срока. Каких-либо претензий к представленным документам Инспекцией не предъявлено (в Акте проверки и Решении не отражено).
Следовательно, право на освобождение от налогообложения акцизами вышеуказанных операций возникло у Общества в пределах 180-дневного срока, а представление документов, подтверждающих факт экспорта, в налоговый орган 27.07.2009 г. обусловлено сроками представления налоговой декларации за тот налоговый период (за июнь 2009 года), на который приходится истечение 180-дневного срока и применительно к которому отражаются документально подтвержденные факты экспорта.
С учетом вышеизложенного оснований для отказа Обществу в освобождении от налогообложения акцизами, доначисления акцизов с пеней и штрафом нет.
Позиция суда соответствует позиции Минфина России в Письмах от 03.06.2008 N 03-07-08/136, от 01.04.2008 N 03-07-08/81, от 22.06.2007 N 03-07-08/161, Постановлений ФАС Московского округа от 26.05.2008 N КА-А40/4273-08 по делу N А40-48739/07-118-325, от 27.11.2007 N КА-А40/12118-07 по делу N А40-3464/07-98-28, от 28.06.2007, 04.07.2007 N КА-А40/5848-07-П по делу N А40-58179/05-76-531, от 08.02.2007, 12.02.2007 по делу N А40-34702/06-99-149).
Суд считает, что оснований доначисления акцизов с пеней и для привлечения Общества к налоговой ответственности за неуплату акцизов отсутствуют также ввиду следующего.
Глава 22 "Акцизы" НК РФ не ограничивает право налогоплательщика по представлению документов, подтверждающих обоснованность освобождения от налогообложения акцизами, истечением 180-дневного срока. Напротив, в случае если такие документы будут собраны и представлены в налоговый орган, пункт 7 ст. 198 НК предусматривает возмещение уплаченных акцизов в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 203 НК РФ.
Поскольку документальное подтверждение налогоплательщиком факта экспорта по истечении 180 календарных дней неизбежно влечет за собой право на освобождение от налогообложения акцизами, то прекращают действовать условия, при которых возможно взыскание акцизов и привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за их неуплату.
В силу пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность уплаты налога прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли. Согласно п. 1 ст. 184 НК РФ освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
К моменту составления Акта проверки и вынесения Решения обязанность по уплате акциза у Общества отсутствовала, так как Общество уже подтвердило факты экспорта, состоявшиеся до истечения 180-дневного срока, т.е. подтвердило обоснованность освобождения от налогообложения акцизами.
Постановление ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. N 6031/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.03.2008 N Ф03-А73/08-2/609 по делу N А73-7025/2006-72/50, Постановление ФАС Московского округа от 24.07.2008 N КА-А41/6837-08 по делу N А41-К2-11611/07, Постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 по делу N А06-3838/07 (Определением ВАС РФ от 10.07.2008 N 8251/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) указывают на правильность сделанных Обществом выводов.
Кроме того, Обществом до вынесения Решения было заявлено ходатайство о применении смягчающих обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
Инспекция не рассмотрело заявленное ходатайство, не указало об этом факте в Решении, не отразила оснований непризнания обстоятельств смягчающими.
На основании вышеизложенного суд считает, что Решение не соответствует п. 7 ст. 198, пп. 4 п. 1 ст. 183, ст. 44, ст. 75, ст. 122 НК РФ и нарушает права и законные интересы Общества.
На основании ст. ст. 21, 137, 138, 172 НК РФ; руководствуясь ст. ст. 110, 167, 201 АПК РФ суд,
Признать недействительным Решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 30.12.2009 года N 1 N 52-17-14/3715Р "О привлечении Открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез" к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления сумм пеней в размере 2 937 462, 33 рублей и 5 932 153 рублей штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу Открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез" расходы по уплате госпошлины по иску в размере 2 000 руб., перечисленные платежным поручением N 3853 от 05.05.2010 года на общую сумму 4 000 рублей.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Салаватнефтеоргсинтез" из федерального бюджета госпошлину в размере 2000,00 рублей, как излишне уплаченную.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 10.08.2010 ПО ДЕЛУ N А40-77923/10-127-386
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2010 г. по делу N А40-77923/10-127-386
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 10 августа 2010 года.
Арбитражный суд в составе: судьи Кофановой И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОАО "Салаватнефтеоргсинтез"
к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным Решение N 52-17-14/3715Р от 30.12.2009 года
при участии представителей
от заявителя - Волгин О.А., по дов. от 23.06.2009 года
от ответчика - Кочкин А.С., по дов. от 28.04.2010 года N 126
Суд
установил:
ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Решение Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам от 30.12.2009 года N 1 N 52-17-14/3715Р "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления сумм пеней в размере 2 937 462,33 рублей и 5 932 153 рублей штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Инспекция возразила на требования заявителя по доводам отзыва (л.д. 100 - 108).
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
30.12.2009 г. Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по акцизам за декабрь 2008 года на основании Акта N 52-17-14/3057а-2270 камеральной налоговой проверки от 10.11.2009 г. вынесла Решение N 52-17-14/3715Р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ОАО "Салаватнефтеоргсинтез":
1) предложено уплатить недоимку по акцизам в сумме 29 660 765 руб.,
2) начислены пени на вышеуказанную сумму в размере 2 937 462,33 руб.,
3) начислен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 5 932 153 руб.
Доначисление акцизов с пеней и штрафом Инспекция связывает со следующими обстоятельствами.
22.07.2009 г. Общество представило уточненную налоговую декларацию по акцизам за декабрь 2008 года, которая послужила основанием проведение камеральной налоговой проверки.
В указанной декларации по строке 020 "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым представлены поручительства Банков или банковские гарантии" в числе прочих операций общество отразило операции по реализации прямогонного бензина в количестве 1 705,548 тн и бензина автомобильного с иными октановыми числами в количестве 6 792,703 тн, а также относящуюся к указанным операциям сумму акцизов в размере 29 835 580 руб.
Представление Обществом банковской гарантии от 26.01.2009 г. (гарант Уфимский филиал "Центральный Коммерческий Банк") со сроком действия с 28.05.2009 г. по 27.07.2009 г. состоялось при подаче основной налоговой декларации по акцизам за декабрь 2008 года.
24.07.2009 года обществом представлена налоговая декларация по акцизам за июнь 2009 года, в которой вышеуказанные операции по реализации прямогонного бензина и бензина автомобильного с иными октановыми числами, а также сумма акцизов в размере 29 835 580 руб. заявлены по строке 140 "Документально подтвержденный факт экспорта подакцизных товаров, по которым ранее были представлены поручительство банка или банковскую гарантию". В подтверждение обоснованности освобождения от налогообложения акцизами 27 июля 2009 года Обществом представлены документы, подтверждающие факт экспорта прямогонного бензина в количестве 1705,548 тн и бензина автомобильного с иными октановыми числами в количестве 6 792,703 тн.
Инспекция, доначисляя акцизы в сумме 29 660 765 руб., отказала Обществу в освобождении от налогообложения акцизами вышеуказанных операций по причине нарушения, по мнению Инспекции, 180-дневного срока, установленного для представления налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта. При этом, Инспекция указала (стр. 8 Решения), что в связи с представлением документов по истечении 180-дневного срока Общество обязано было в уточненной налоговой декларации за декабрь 2008 года по строке 030 "Реализация в налоговом периоде на экспорт подакцизных товаров, по которым не представлены поручительства банков или банковские гарантии" отразить к уплате акциз в размере 29 835 580 руб.
При доначислении акцизов, пени и штрафов Инспекцией учтена имеющаяся на дату составления Акта проверки переплата по акцизам в общей сумме 174 815,27 (29 835 580 - 29 660 765) руб.
Указанное решение было обжаловано в вышестоящий налоговый орган - ФНС РФ, от которого 24.03.2010 г. было получено решение по апелляционной жалобе ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" N 9-1-08/0268, которым обжалуемое Решение было признано правомерным и вступившим в законную силу - 24.03.2010 г.
Суд, исследовав доказательства по делу, оценив доводы сторон находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли не подлежит налогообложению акцизами (освобождается от налогообложения).
Освобождение таких операций от налогообложения производится в соответствии со ст. 184 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 184 НК РФ освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
Из содержания п. 2 ст. 184 НК РФ следует, что налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со статьей 74 НК РФ или банковской гарантии. Такие поручительство банка или банковская гарантия должны предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, которые установлены пунктами 7 и 7.1 статьи 198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней. При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
Вышеперечисленные условия для освобождения от уплаты акцизов (п. 2 ст. 184 НК РФ) Обществом были соблюдены. Представленная Обществом банковская гарантия от 26.01.2009 г. обеспечивала обязанность Общества уплатить суммы акцизов и пени в период, включающий июнь 2009 года, на который приходится истечение 180-дневного срока, по 27.07.2009 г. Последнее число для надлежащего исполнения обязанности по уплате акцизов в соответствующих суммах за июнь 2009 года согласно ст. 204 НК РФ). Дата 27 июля объясняется тем, что поскольку 25.07.2009 года - это суббота, следовательно, согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ днем окончания срока, предусмотренного ст. 204 НК РФ, считается ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. 27 июля 2009 года.
Обществом были также соблюдены и вышеперечисленные условия для освобождения от налогообложения акцизами (п. 1 ст. 184 НК РФ). Поскольку по операциям, совершенным в течение декабря 2008 года, истечение 180-дневного срока приходится на июнь 2009 года, при наличии документов, подтверждающих факт экспорта, вышеуказанные операции по реализации прямогонного бензина и бензина автомобильного с иными октановыми числами были заявлены Обществом по строке 140 (Документально подтвержденный факт экспорта подакцизных товаров, по которым ранее были представлены поручительство банка или банковская гарантия) налоговой декларации по акцизам за июнь 2009 года, что не противоречит положениям НК РФ. В подтверждение правомерного заполнения строки 140 налоговой декларации за июнь 2009 года Обществом с соблюдением срока, предусмотренного для представления налоговой декларации по акцизам за июнь 2009 года, (не позднее 27.07.2009 г.) были представлены документы, подтверждающие факт экспорта прямогонного бензина и бензина автомобильного с иными октановыми числами. Все ГТД, представленные в составе указанных документов, содержат даты вывоза за пределы территории РФ не позднее 01 июня 2009 года, т.е. не позднее истечения 180-дневного срока. Каких-либо претензий к представленным документам Инспекцией не предъявлено (в Акте проверки и Решении не отражено).
Следовательно, право на освобождение от налогообложения акцизами вышеуказанных операций возникло у Общества в пределах 180-дневного срока, а представление документов, подтверждающих факт экспорта, в налоговый орган 27.07.2009 г. обусловлено сроками представления налоговой декларации за тот налоговый период (за июнь 2009 года), на который приходится истечение 180-дневного срока и применительно к которому отражаются документально подтвержденные факты экспорта.
С учетом вышеизложенного оснований для отказа Обществу в освобождении от налогообложения акцизами, доначисления акцизов с пеней и штрафом нет.
Позиция суда соответствует позиции Минфина России в Письмах от 03.06.2008 N 03-07-08/136, от 01.04.2008 N 03-07-08/81, от 22.06.2007 N 03-07-08/161, Постановлений ФАС Московского округа от 26.05.2008 N КА-А40/4273-08 по делу N А40-48739/07-118-325, от 27.11.2007 N КА-А40/12118-07 по делу N А40-3464/07-98-28, от 28.06.2007, 04.07.2007 N КА-А40/5848-07-П по делу N А40-58179/05-76-531, от 08.02.2007, 12.02.2007 по делу N А40-34702/06-99-149).
Суд считает, что оснований доначисления акцизов с пеней и для привлечения Общества к налоговой ответственности за неуплату акцизов отсутствуют также ввиду следующего.
Глава 22 "Акцизы" НК РФ не ограничивает право налогоплательщика по представлению документов, подтверждающих обоснованность освобождения от налогообложения акцизами, истечением 180-дневного срока. Напротив, в случае если такие документы будут собраны и представлены в налоговый орган, пункт 7 ст. 198 НК предусматривает возмещение уплаченных акцизов в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 203 НК РФ.
Поскольку документальное подтверждение налогоплательщиком факта экспорта по истечении 180 календарных дней неизбежно влечет за собой право на освобождение от налогообложения акцизами, то прекращают действовать условия, при которых возможно взыскание акцизов и привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за их неуплату.
В силу пп. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность уплаты налога прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли. Согласно п. 1 ст. 184 НК РФ освобождение от налогообложения операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта.
К моменту составления Акта проверки и вынесения Решения обязанность по уплате акциза у Общества отсутствовала, так как Общество уже подтвердило факты экспорта, состоявшиеся до истечения 180-дневного срока, т.е. подтвердило обоснованность освобождения от налогообложения акцизами.
Постановление ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. N 6031/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.03.2008 N Ф03-А73/08-2/609 по делу N А73-7025/2006-72/50, Постановление ФАС Московского округа от 24.07.2008 N КА-А41/6837-08 по делу N А41-К2-11611/07, Постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2008 по делу N А06-3838/07 (Определением ВАС РФ от 10.07.2008 N 8251/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) указывают на правильность сделанных Обществом выводов.
Кроме того, Обществом до вынесения Решения было заявлено ходатайство о применении смягчающих обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения.
Инспекция не рассмотрело заявленное ходатайство, не указало об этом факте в Решении, не отразила оснований непризнания обстоятельств смягчающими.
На основании вышеизложенного суд считает, что Решение не соответствует п. 7 ст. 198, пп. 4 п. 1 ст. 183, ст. 44, ст. 75, ст. 122 НК РФ и нарушает права и законные интересы Общества.
На основании ст. ст. 21, 137, 138, 172 НК РФ; руководствуясь ст. ст. 110, 167, 201 АПК РФ суд,
решил:
Признать недействительным Решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 30.12.2009 года N 1 N 52-17-14/3715Р "О привлечении Открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез" к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления сумм пеней в размере 2 937 462, 33 рублей и 5 932 153 рублей штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу Открытого акционерного общества "Салаватнефтеоргсинтез" расходы по уплате госпошлины по иску в размере 2 000 руб., перечисленные платежным поручением N 3853 от 05.05.2010 года на общую сумму 4 000 рублей.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Салаватнефтеоргсинтез" из федерального бюджета госпошлину в размере 2000,00 рублей, как излишне уплаченную.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Судья
И.Н.КОФАНОВА
И.Н.КОФАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)