Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 23 апреля 2003 года Дело N Ф04/1910-282/А75-2003
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция) от 08.04.2002 N 04/16 об отказе в принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы и понуждении налогового органа произвести зачет излишне уплаченного земельного налога в сумме 13621844,40 руб. в счет текущих платежей.
Впоследствии ОАО "Сургутнефтегаз" уточнило сумму излишне уплаченного налога: просит произвести зачет на сумму 13568388,40 руб.
Суд первой инстанции, согласившись с доводами ОАО "Сургутнефтегаз", решением от 04.04.2002 заявление о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта в части отказа в принятии дополнительных налоговых деклараций ОАО "Сургутнефтегаз" и проведении зачета излишне уплаченного в 2000 - 2001 годах земельного налога, а также обязании произвести его зачет в сумме 10187879,85 руб. в счет предстоящих платежей удовлетворил.
В отношении уплаченного в 1999 году налога в размере 3380508,55 руб. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного решения не проверялись.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.10.2002 решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Решением от 29.11.2002 исковые требования удовлетворены. В обоснование принятого решения суд указал на несоответствие решения налоговой инспекции подпункту 5 пункта 1 статьи 21, статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением от 10.02.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной инстанции дело рассматривается повторно.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции вынесены с нарушением норм материального права, ссылаясь на доводы, изложенные в кассационной жалобе, просит их отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что коэффициент не является ни налогом, ни ставкой, т.е. не вносит изменений в налоговое законодательство. Считает, что федеральные законы о федеральном бюджете приняты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, к ним соответственно не могут быть применены положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Также указывает, что данные законы не признаны незаконными в установленном порядке, следовательно, подлежат применению.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" считает решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" 15.02.2002 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы и проведении зачета земельного налога в сумме 13621844,40 руб., как ошибочно уплаченного в этот период с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на 1999, 2000, 2001 годы.
Решением налоговой инспекции от 08.04.2002 N 04/16 представленные заявителем дополнительные декларации оставлены без исполнения, и в проведении зачета отказано по тем основаниям, что истцом за указанный период земельный налог исчислялся и уплачивался правильно.
Заявитель обратился в арбитражный суд, полагая, что принятым решением нарушены его права.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Кодекса налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Указанные средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налогоплательщики уплачивают земельный налог по дифференцированным ставкам.
Решением городской Думы от 23.09.98 N 117-ПГ были установлены ставки земельного налога на территории города Сургута в зависимости от социально-экономического зонирования территории города Сургута, которые были взяты заявителем за основу расчета земельного налога за 1999 - 2001 годы.
Уплата заявителем земельного налога с применением поправочных коэффициентов не оспаривается налоговой инспекцией.
Установление налоговых ставок, порядка исчисления налога как элементов налогообложения согласно положениям статей 1, 2, 17 Налогового кодекса Российской Федерации регулируется исключительно актами о налогах и сборах.
Судом первой и апелляционной инстанций обоснованно указано, что в законодательных актах отсутствует правовая норма, в которой определяется понятие "коэффициент" как непосредственный элемент налоговой ставки либо как величина, непосредственно изменяющая ставку налога или порядок его исчисления. Однако коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете на соответствующий бюджетный год, увеличивают ставку налога - элемент налогового обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Следовательно, налоговым периодом по земельному налогу является год.
Принятые нормативные акты: Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, а Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" опубликован 28.12.2000 - подлежали вступлению в силу в соответствии с положениями статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.99 N 51-ФЗ действие пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации было приостановлено до 01.01.2000, статья 15 Федерального закона Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", установившая поправочный коэффициент 2 к ставке земельного налога, действовавшей в 1998 году, подлежала применению в 1999 году, и земельный налог за 1999 год, начисляемый по состоянию на 01.06.99, должен был определяться с учетом коэффициента 2.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Сургутнефтегаз" производило начисление и уплату земельного налога в 1999 году по ставкам, установленным решением Думы города Сургута от 23.09.98 с учетом коэффициента 2, а в 2000 - 2001 годах - с учетом коэффициента 1.2 и ранее установленного коэффициента 2.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что земельный налог за 1999 год исчислен и уплачен правильно, а ставка земельного налога в 2000 - 2001 годах заявителем ошибочно увеличена на поправочные коэффициенты, что повлекло переплату налога в 2000 году на сумму 5222381,6 руб., в 2001 году на сумму 4965468,25 руб.
Поскольку доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и, по существу, сведены к переоценке выводов суда первой и апелляционной инстанций, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения, считает, что нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
На основании вышеизложенного кассационная инстанция не находит основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 29.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 10.02.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1135-А/2002 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 23.04.2003 N Ф04/1910-282/А75-2003
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 23 апреля 2003 года Дело N Ф04/1910-282/А75-2003
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту (далее - налоговая инспекция) от 08.04.2002 N 04/16 об отказе в принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы и понуждении налогового органа произвести зачет излишне уплаченного земельного налога в сумме 13621844,40 руб. в счет текущих платежей.
Впоследствии ОАО "Сургутнефтегаз" уточнило сумму излишне уплаченного налога: просит произвести зачет на сумму 13568388,40 руб.
Суд первой инстанции, согласившись с доводами ОАО "Сургутнефтегаз", решением от 04.04.2002 заявление о признании недействительным оспариваемого ненормативного акта в части отказа в принятии дополнительных налоговых деклараций ОАО "Сургутнефтегаз" и проведении зачета излишне уплаченного в 2000 - 2001 годах земельного налога, а также обязании произвести его зачет в сумме 10187879,85 руб. в счет предстоящих платежей удовлетворил.
В отношении уплаченного в 1999 году налога в размере 3380508,55 руб. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного решения не проверялись.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.10.2002 решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Решением от 29.11.2002 исковые требования удовлетворены. В обоснование принятого решения суд указал на несоответствие решения налоговой инспекции подпункту 5 пункта 1 статьи 21, статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением от 10.02.2003 решение оставлено без изменения.
В кассационной инстанции дело рассматривается повторно.
В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции вынесены с нарушением норм материального права, ссылаясь на доводы, изложенные в кассационной жалобе, просит их отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что коэффициент не является ни налогом, ни ставкой, т.е. не вносит изменений в налоговое законодательство. Считает, что федеральные законы о федеральном бюджете приняты в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, к ним соответственно не могут быть применены положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Также указывает, что данные законы не признаны незаконными в установленном порядке, следовательно, подлежат применению.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Сургутнефтегаз" считает решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сургутнефтегаз" 15.02.2002 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о принятии уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 1999 - 2001 годы и проведении зачета земельного налога в сумме 13621844,40 руб., как ошибочно уплаченного в этот период с учетом повышающих коэффициентов, установленных федеральными законами о бюджете на 1999, 2000, 2001 годы.
Решением налоговой инспекции от 08.04.2002 N 04/16 представленные заявителем дополнительные декларации оставлены без исполнения, и в проведении зачета отказано по тем основаниям, что истцом за указанный период земельный налог исчислялся и уплачивался правильно.
Заявитель обратился в арбитражный суд, полагая, что принятым решением нарушены его права.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Кодекса налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" были установлены средние ставки земельного налога. Указанные средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налогоплательщики уплачивают земельный налог по дифференцированным ставкам.
Решением городской Думы от 23.09.98 N 117-ПГ были установлены ставки земельного налога на территории города Сургута в зависимости от социально-экономического зонирования территории города Сургута, которые были взяты заявителем за основу расчета земельного налога за 1999 - 2001 годы.
Уплата заявителем земельного налога с применением поправочных коэффициентов не оспаривается налоговой инспекцией.
Установление налоговых ставок, порядка исчисления налога как элементов налогообложения согласно положениям статей 1, 2, 17 Налогового кодекса Российской Федерации регулируется исключительно актами о налогах и сборах.
Судом первой и апелляционной инстанций обоснованно указано, что в законодательных актах отсутствует правовая норма, в которой определяется понятие "коэффициент" как непосредственный элемент налоговой ставки либо как величина, непосредственно изменяющая ставку налога или порядок его исчисления. Однако коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете на соответствующий бюджетный год, увеличивают ставку налога - элемент налогового обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Следовательно, налоговым периодом по земельному налогу является год.
Принятые нормативные акты: Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, а Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" опубликован 28.12.2000 - подлежали вступлению в силу в соответствии с положениями статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что Федеральным законом Российской Федерации от 30.03.99 N 51-ФЗ действие пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации было приостановлено до 01.01.2000, статья 15 Федерального закона Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", установившая поправочный коэффициент 2 к ставке земельного налога, действовавшей в 1998 году, подлежала применению в 1999 году, и земельный налог за 1999 год, начисляемый по состоянию на 01.06.99, должен был определяться с учетом коэффициента 2.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО "Сургутнефтегаз" производило начисление и уплату земельного налога в 1999 году по ставкам, установленным решением Думы города Сургута от 23.09.98 с учетом коэффициента 2, а в 2000 - 2001 годах - с учетом коэффициента 1.2 и ранее установленного коэффициента 2.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций сделал правильный вывод о том, что земельный налог за 1999 год исчислен и уплачен правильно, а ставка земельного налога в 2000 - 2001 годах заявителем ошибочно увеличена на поправочные коэффициенты, что повлекло переплату налога в 2000 году на сумму 5222381,6 руб., в 2001 году на сумму 4965468,25 руб.
Поскольку доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и, по существу, сведены к переоценке выводов суда первой и апелляционной инстанций, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения, считает, что нормы материального и процессуального права судом применены правильно.
На основании вышеизложенного кассационная инстанция не находит основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 10.02.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1135-А/2002 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сургуту - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)