Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Жаворонкова Д.В., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Снежинску (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по делу N А76-24419/07 Арбитражного суда Челябинской области по заявлению индивидуального предпринимателя Пережогина Анатолия Николаевича (далее - предприниматель, налогоплательщик) к инспекции о признании недействительным уведомления налогового органа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным уведомления инспекции от 26.07.2007 N 04-02/13458, которым ему было сообщено о непринятии представленной декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 1-е полугодие 2007 г., поскольку предприниматель не переведен на упрощенную систему налогообложения.
Решением суда от 19.12.2007 (судья Грошенко Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 (судьи Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А., Костин В.Ю.) решение суда отменено. Уведомление налогового органа от 26.07.2007 N 04-02/13458 об отказе в принятии налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 6 месяцев 2007 г. признано недействительным.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По мнению налогового органа, поскольку заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме, утвержденной приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (далее - Приказ N ВГ-3-22/495), от предпринимателя не поступало, налогоплательщик обязан предоставлять расчеты по налогам, подлежащим уплате в общеустановленном порядке.
Карточка открытия лицевого счета налогоплательщика, являющаяся документом внутреннего контроля налогового органа, не может заменять указанного заявления налогоплательщика
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12.01.2007, о чем инспекцией внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей N 307742301200058. В тот же день предпринимателем представлена в инспекцию карточка открытия лицевого счета налогоплательщика.
Налогоплательщиком 12.07.2007 в налоговый орган представлена декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 1-е полугодие 2007 г.
Уведомлением от 26.07.2007 N 04-02/13458 налоговый орган сообщил о непринятии представленной декларации в связи с тем, что предприниматель не переведен на упрощенную систему налогообложения.
Полагая, что указанное уведомление нарушает его законные права и интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что предпринимателем не представлено заявление о применении им упрощенной системы налогообложения, поскольку карточка открытия лицевого счета не может заменить указанного заявления налогоплательщика, хотя бы и составленного в произвольной форме.
Суд апелляционной инстанции решение суда отменил, придя к выводу о том, что норм, обязывающих налогоплательщиков, изъявивших желание перейти на упрощенную систему налогообложения, представить в налоговый орган заявление по установленной (определенной) форме Кодекс не содержит, равно как и не содержит требований к содержанию такого заявления.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными и соответствуют нормам действующего законодательства.
Пунктом 1 ст. 346.13 Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) заявление.
В силу п. 2 ст. 346.13 Кодекса вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, положения гл. 26.2 Кодекса не предусматривают, что заявление налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано по какой-либо форме, в том числе и утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Кроме того, Приказ N БГ-3-22/495, которым утверждены формы документов, в частности форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, носит для налогоплательщиков рекомендательный характер.
В материалах дела имеется карточка открытия лицевого счета предпринимателя, полученная налоговым органом, из которой явствует волеизъявление предпринимателя перейти на упрощенную систему налогообложения и являться плательщиком единого налога. В данной карточке определен объект налогообложения единого налога: в графе 6 "Упрощенная система налогообложения выбравших в качества налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов", предпринимателем указано "да".
Кроме того, уведомление налоговой инспекции о невозможности применения упрощенной системы налогообложения не содержит оснований, предусмотренных п. 3 ст. 346.12 Кодекса, при наличии которых налогоплательщик не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Налоговая инспекция направила предпринимателю уведомление о невозможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения и отказе в принятии налоговой декларации, однако направление такого уведомления не предусмотрено налоговым законодательством, поскольку переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный порядок.
Налогоплательщик, полагая, что имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, лишь информирует налоговый орган об этом, направляя соответствующее заявление. Принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению Кодекс не предусматривает.
Судом апелляционной инстанции также правильно отмечено, что в силу п. 4 ст. 80 Кодекса налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации, в том числе и по тем налогам, по отношению к которым предприниматель плательщиком не является.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для отказа предпринимателю в применении им упрощенной системы налогообложения, отказа в принятии налоговой декларации и направления ему оспариваемого уведомления.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству, а, следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по делу N А76-24419/07 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Снежинску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 12.05.2008 N Ф09-2639/08-С3 ПО ДЕЛУ N А76-24419/07
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2008 г. N Ф09-2639/08-С3
Дело N А76-24419/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Жаворонкова Д.В., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Снежинску (далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по делу N А76-24419/07 Арбитражного суда Челябинской области по заявлению индивидуального предпринимателя Пережогина Анатолия Николаевича (далее - предприниматель, налогоплательщик) к инспекции о признании недействительным уведомления налогового органа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным уведомления инспекции от 26.07.2007 N 04-02/13458, которым ему было сообщено о непринятии представленной декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 1-е полугодие 2007 г., поскольку предприниматель не переведен на упрощенную систему налогообложения.
Решением суда от 19.12.2007 (судья Грошенко Е.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 (судьи Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А., Костин В.Ю.) решение суда отменено. Уведомление налогового органа от 26.07.2007 N 04-02/13458 об отказе в принятии налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 6 месяцев 2007 г. признано недействительным.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом п. 1 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По мнению налогового органа, поскольку заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме, утвержденной приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 (далее - Приказ N ВГ-3-22/495), от предпринимателя не поступало, налогоплательщик обязан предоставлять расчеты по налогам, подлежащим уплате в общеустановленном порядке.
Карточка открытия лицевого счета налогоплательщика, являющаяся документом внутреннего контроля налогового органа, не может заменять указанного заявления налогоплательщика
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, суд кассационной инстанции полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12.01.2007, о чем инспекцией внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей N 307742301200058. В тот же день предпринимателем представлена в инспекцию карточка открытия лицевого счета налогоплательщика.
Налогоплательщиком 12.07.2007 в налоговый орган представлена декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 1-е полугодие 2007 г.
Уведомлением от 26.07.2007 N 04-02/13458 налоговый орган сообщил о непринятии представленной декларации в связи с тем, что предприниматель не переведен на упрощенную систему налогообложения.
Полагая, что указанное уведомление нарушает его законные права и интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что предпринимателем не представлено заявление о применении им упрощенной системы налогообложения, поскольку карточка открытия лицевого счета не может заменить указанного заявления налогоплательщика, хотя бы и составленного в произвольной форме.
Суд апелляционной инстанции решение суда отменил, придя к выводу о том, что норм, обязывающих налогоплательщиков, изъявивших желание перейти на упрощенную систему налогообложения, представить в налоговый орган заявление по установленной (определенной) форме Кодекс не содержит, равно как и не содержит требований к содержанию такого заявления.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными и соответствуют нормам действующего законодательства.
Пунктом 1 ст. 346.13 Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) заявление.
В силу п. 2 ст. 346.13 Кодекса вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Таким образом, заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, положения гл. 26.2 Кодекса не предусматривают, что заявление налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано по какой-либо форме, в том числе и утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Кроме того, Приказ N БГ-3-22/495, которым утверждены формы документов, в частности форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, носит для налогоплательщиков рекомендательный характер.
В материалах дела имеется карточка открытия лицевого счета предпринимателя, полученная налоговым органом, из которой явствует волеизъявление предпринимателя перейти на упрощенную систему налогообложения и являться плательщиком единого налога. В данной карточке определен объект налогообложения единого налога: в графе 6 "Упрощенная система налогообложения выбравших в качества налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов", предпринимателем указано "да".
Кроме того, уведомление налоговой инспекции о невозможности применения упрощенной системы налогообложения не содержит оснований, предусмотренных п. 3 ст. 346.12 Кодекса, при наличии которых налогоплательщик не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Налоговая инспекция направила предпринимателю уведомление о невозможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения и отказе в принятии налоговой декларации, однако направление такого уведомления не предусмотрено налоговым законодательством, поскольку переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный порядок.
Налогоплательщик, полагая, что имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, лишь информирует налоговый орган об этом, направляя соответствующее заявление. Принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению Кодекс не предусматривает.
Судом апелляционной инстанции также правильно отмечено, что в силу п. 4 ст. 80 Кодекса налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации, в том числе и по тем налогам, по отношению к которым предприниматель плательщиком не является.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было законных оснований для отказа предпринимателю в применении им упрощенной системы налогообложения, отказа в принятии налоговой декларации и направления ему оспариваемого уведомления.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт соответствует действующему законодательству, а, следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2008 по делу N А76-24419/07 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Снежинску - без удовлетворения.
Председательствующий
ВДОВИН Ю.В.
Судьи
ЖАВОРОНКОВ Д.В.
ТОКМАКОВА А.Н.
ВДОВИН Ю.В.
Судьи
ЖАВОРОНКОВ Д.В.
ТОКМАКОВА А.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)