Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 августа 2003 года Дело N Ф04/3763-1052/А46-2003
Открытое акционерное общество "Табачная фабрика "Омская", г. Омск (далее - ООО "Табачная фабрика "Омская"), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия должностных лиц налоговой инспекции, выразившегося в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2001 годы в размере 37652 рублей 80 копеек, и об обязании налогового органа возвратить указанную сумму налога.
Решением от 18.04.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Суд при принятии решения исходил из того, что повышающие коэффициенты ставок земельного налога, принимаемые с 1999 г. по 2001 год, не могли применятся, поскольку в эти налоговые периоды применялись ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителя. Налоговая инспекция полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. Указывает, что Федеральные законы от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" являются актами бюджетного законодательства Российской Федерации, к которым требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются. Учитывая установленные годовые ставки земельного налога, полагает, что повышающие коэффициенты должны применяться с начала года. Считает, что заявитель законно и в полном размере уплатил земельный налог за 1999 - 2001 годы, соответственно переплаты земельного налога не имеется. Кроме того, считает, что налоговая инспекция вправе согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации требовать от ОАО "Табачная фабрика "Омская" подачи уточненных налоговых деклараций.
Отзыв от ОАО "Табачная фабрика "Омская" на кассационную жалобу налоговой инспекции не поступил.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Табачная фабрика "Омская" обратилось к налоговой инспекции с заявлением от 09.10.2002 N 520 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 1999 - 2001 годы в размере 37652 рублей 80 копеек. В обоснование поданного заявления налогоплательщик привел доводы о том, что им при уплате ставок земельного налога за 1999 - 2001 годы ошибочно применялись повышающие коэффициенты, установленные Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год". Налоговая инспекция письмом от 10.11.2002 N 05/14320 отказала в производстве указанного возврата, указав на необходимость представления в налоговую инспекцию уточненных деклараций по земельному налогу за каждый налоговый период, что послужило поводом для обращения налогоплательщика в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд не учел, что на основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователей земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
При таких обстоятельствах ОАО "Табачная фабрика "Омская" правильно исчислило ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов в 1999 - 2001 годах и уплатило их в полном объеме, что подтверждается материалами дела. Переплата по земельному налогу за указанный период у налогоплательщика отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Суд кассационной инстанции соглашается с решением суда в части признания незаконным требования налогового органа от налогоплательщика уточненных налоговых деклараций, поскольку занижения суммы налогов у ОАО "Табачная фабрика "Омская" не имеется.
На основании вышеизложенного принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Табачная фабрика "Омская" требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Табачная фабрика "Омская".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 18.04.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 3-669/02 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" государственную пошлину в доход бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 4 августа 2003 года Дело N Ф04/3763-1052/А46-2003
Открытое акционерное общество "Табачная фабрика "Омская", г. Омск (далее - ООО "Табачная фабрика "Омская"), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия должностных лиц налоговой инспекции, выразившегося в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2001 годы в размере 37652 рублей 80 копеек, и об обязании налогового органа возвратить указанную сумму налога.
Решением от 18.04.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Суд при принятии решения исходил из того, что повышающие коэффициенты ставок земельного налога, принимаемые с 1999 г. по 2001 год, не могли применятся, поскольку в эти налоговые периоды применялись ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителя. Налоговая инспекция полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. Указывает, что Федеральные законы от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" являются актами бюджетного законодательства Российской Федерации, к которым требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются. Учитывая установленные годовые ставки земельного налога, полагает, что повышающие коэффициенты должны применяться с начала года. Считает, что заявитель законно и в полном размере уплатил земельный налог за 1999 - 2001 годы, соответственно переплаты земельного налога не имеется. Кроме того, считает, что налоговая инспекция вправе согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации требовать от ОАО "Табачная фабрика "Омская" подачи уточненных налоговых деклараций.
Отзыв от ОАО "Табачная фабрика "Омская" на кассационную жалобу налоговой инспекции не поступил.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Табачная фабрика "Омская" обратилось к налоговой инспекции с заявлением от 09.10.2002 N 520 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 1999 - 2001 годы в размере 37652 рублей 80 копеек. В обоснование поданного заявления налогоплательщик привел доводы о том, что им при уплате ставок земельного налога за 1999 - 2001 годы ошибочно применялись повышающие коэффициенты, установленные Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год". Налоговая инспекция письмом от 10.11.2002 N 05/14320 отказала в производстве указанного возврата, указав на необходимость представления в налоговую инспекцию уточненных деклараций по земельному налогу за каждый налоговый период, что послужило поводом для обращения налогоплательщика в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд не учел, что на основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователей земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
При таких обстоятельствах ОАО "Табачная фабрика "Омская" правильно исчислило ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов в 1999 - 2001 годах и уплатило их в полном объеме, что подтверждается материалами дела. Переплата по земельному налогу за указанный период у налогоплательщика отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Суд кассационной инстанции соглашается с решением суда в части признания незаконным требования налогового органа от налогоплательщика уточненных налоговых деклараций, поскольку занижения суммы налогов у ОАО "Табачная фабрика "Омская" не имеется.
На основании вышеизложенного принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Табачная фабрика "Омская" требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Табачная фабрика "Омская".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 18.04.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 3-669/02 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" государственную пошлину в доход бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 04.08.2003 N Ф04/3763-1052/А46-2003
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 4 августа 2003 года Дело N Ф04/3763-1052/А46-2003
Открытое акционерное общество "Табачная фабрика "Омская", г. Омск (далее - ООО "Табачная фабрика "Омская"), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия должностных лиц налоговой инспекции, выразившегося в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2001 годы в размере 37652 рублей 80 копеек, и об обязании налогового органа возвратить указанную сумму налога.
Решением от 18.04.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Суд при принятии решения исходил из того, что повышающие коэффициенты ставок земельного налога, принимаемые с 1999 г. по 2001 год, не могли применятся, поскольку в эти налоговые периоды применялись ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителя. Налоговая инспекция полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. Указывает, что Федеральные законы от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" являются актами бюджетного законодательства Российской Федерации, к которым требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются. Учитывая установленные годовые ставки земельного налога, полагает, что повышающие коэффициенты должны применяться с начала года. Считает, что заявитель законно и в полном размере уплатил земельный налог за 1999 - 2001 годы, соответственно переплаты земельного налога не имеется. Кроме того, считает, что налоговая инспекция вправе согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации требовать от ОАО "Табачная фабрика "Омская" подачи уточненных налоговых деклараций.
Отзыв от ОАО "Табачная фабрика "Омская" на кассационную жалобу налоговой инспекции не поступил.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Табачная фабрика "Омская" обратилось к налоговой инспекции с заявлением от 09.10.2002 N 520 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 1999 - 2001 годы в размере 37652 рублей 80 копеек. В обоснование поданного заявления налогоплательщик привел доводы о том, что им при уплате ставок земельного налога за 1999 - 2001 годы ошибочно применялись повышающие коэффициенты, установленные Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год". Налоговая инспекция письмом от 10.11.2002 N 05/14320 отказала в производстве указанного возврата, указав на необходимость представления в налоговую инспекцию уточненных деклараций по земельному налогу за каждый налоговый период, что послужило поводом для обращения налогоплательщика в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд не учел, что на основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователей земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
При таких обстоятельствах ОАО "Табачная фабрика "Омская" правильно исчислило ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов в 1999 - 2001 годах и уплатило их в полном объеме, что подтверждается материалами дела. Переплата по земельному налогу за указанный период у налогоплательщика отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Суд кассационной инстанции соглашается с решением суда в части признания незаконным требования налогового органа от налогоплательщика уточненных налоговых деклараций, поскольку занижения суммы налогов у ОАО "Табачная фабрика "Омская" не имеется.
На основании вышеизложенного принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Табачная фабрика "Омская" требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Табачная фабрика "Омская".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18.04.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 3-669/02 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" государственную пошлину в доход бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 4 августа 2003 года Дело N Ф04/3763-1052/А46-2003
Открытое акционерное общество "Табачная фабрика "Омская", г. Омск (далее - ООО "Табачная фабрика "Омская"), обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным бездействия должностных лиц налоговой инспекции, выразившегося в уклонении от возврата излишне уплаченной суммы земельного налога за 1999 - 2001 годы в размере 37652 рублей 80 копеек, и об обязании налогового органа возвратить указанную сумму налога.
Решением от 18.04.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Суд при принятии решения исходил из того, что повышающие коэффициенты ставок земельного налога, принимаемые с 1999 г. по 2001 год, не могли применятся, поскольку в эти налоговые периоды применялись ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителя. Налоговая инспекция полагает, что суд неправильно применил нормы материального права. Указывает, что Федеральные законы от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" являются актами бюджетного законодательства Российской Федерации, к которым требования пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не применяются. Учитывая установленные годовые ставки земельного налога, полагает, что повышающие коэффициенты должны применяться с начала года. Считает, что заявитель законно и в полном размере уплатил земельный налог за 1999 - 2001 годы, соответственно переплаты земельного налога не имеется. Кроме того, считает, что налоговая инспекция вправе согласно пункту 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации требовать от ОАО "Табачная фабрика "Омская" подачи уточненных налоговых деклараций.
Отзыв от ОАО "Табачная фабрика "Омская" на кассационную жалобу налоговой инспекции не поступил.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Табачная фабрика "Омская" обратилось к налоговой инспекции с заявлением от 09.10.2002 N 520 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 1999 - 2001 годы в размере 37652 рублей 80 копеек. В обоснование поданного заявления налогоплательщик привел доводы о том, что им при уплате ставок земельного налога за 1999 - 2001 годы ошибочно применялись повышающие коэффициенты, установленные Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год". Налоговая инспекция письмом от 10.11.2002 N 05/14320 отказала в производстве указанного возврата, указав на необходимость представления в налоговую инспекцию уточненных деклараций по земельному налогу за каждый налоговый период, что послужило поводом для обращения налогоплательщика в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд не учел, что на основании статей 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" юридические лица не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному налогу и уплачивают налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователей земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
При таких обстоятельствах ОАО "Табачная фабрика "Омская" правильно исчислило ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов в 1999 - 2001 годах и уплатило их в полном объеме, что подтверждается материалами дела. Переплата по земельному налогу за указанный период у налогоплательщика отсутствует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
Суд кассационной инстанции соглашается с решением суда в части признания незаконным требования налогового органа от налогоплательщика уточненных налоговых деклараций, поскольку занижения суммы налогов у ОАО "Табачная фабрика "Омская" не имеется.
На основании вышеизложенного принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения - об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Табачная фабрика "Омская" требований.
Государственная пошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде относится на ОАО "Табачная фабрика "Омская".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 18.04.2003 Арбитражного суда Омской области по делу N 3-669/02 отменить. Принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Табачная фабрика "Омская" государственную пошлину в доход бюджета за рассмотрение дела в арбитражном суде в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)