Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 23.07.2007 ПО ДЕЛУ N А51-13507/2006-31-361

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2007 г. по делу N А51-13507/2006-31-361



Арбитражный суд Приморского края,
рассмотрев в судебном заседании 02.07.2007 дело по заявлению ОАО "В."
к Инспекции ФНС РФ по Первореченскому району г. Владивостока,
3-и лица - Департамент природопользования Администрации Приморского края,
Управление по недропользованию по Приморскому краю,
о признании недействительным решения N 108/34 от 29.09.2006,
установил:

открытое акционерное общество "В." (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Первореченскому району г. Владивостока (далее - "инспекция, налоговый орган") от 29.09.2006 N 108/84 "О привлечении ОАО "В." к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", принятого по результатам выездной налоговой проверки.
Резолютивная часть решения была оглашена и оформлена судом в судебном заседании 02 июля 2007, а изготовление решения в мотивированном виде откладывалось в соответствии с п. 2 ст. 176 АПК РФ.




Как следует из текста заявления, общество полагает, что оно обоснованно применило налоговую ставку ноль процентов при расчете налога на добычу полезных ископаемых за 2005 год при разработке некондиционных запасов полезных ископаемых на основании пункта 4 ст. 342 НК РФ, поскольку Южный участок Первореченского месторождения андезитов (порфиритов) отнесен к некондиционным запасам полезных ископаемых решением N 352 от 27 декабря 2001 территориальной комиссии по запасам (ТКЗ) Комитета по природным ресурсам по Приморскому краю, а также совместным приказом Комитета природных ресурсов по Приморскому краю МПР России и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края от 28 декабря 2001 N 2476/333.
Заявителю было предоставлено освобождение от платежей за добычу забалансовых остаточных (некондиционных) запасов Южного участка Первореченского месторождения андезитов.
Вышеуказанные акты были приняты в соответствии с требованиями нормативных актов, действовавших на момент издания вышеуказанного решения, в частности ст. 40 Закона РФ "О недрах". Установленное приказом N 2476/333 от 28.12.2001 освобождение не противоречит статье 342 НК РФ, поскольку она предусматривает применение нулевой ставки при разработке некондиционных и ранее списанных запасов полезных ископаемых. Запасы Южного участка Первореченского месторождения полностью на государственном балансе не числятся.
Правила отнесения запасов к некондиционным, введенные Постановлением Правительства РФ N 899 от 26 декабря 2001 г., действуют с 01 января 2002 г. и не могут иметь обратную силу.
Заявитель указал также, что запасы горизонта +75 м, отработанные из предохранительной бермы, смежно прилегающей к контуру утвержденных некондиционных запасов в количестве 92416 куб. м были представлены в налоговой декларации, в которой указан начисленный и уплаченный налог за 2004 год в размере 1 354 622 руб. и 15 040 руб. за декабрь 2001 года, которые не были учтены в Акте проверки ИМНС Первореченского района г. Владивостока от 29.09.2006.
По мнению налогового органа применение обществом налоговой ставки ноль процентов при расчете налога на добычу полезных ископаемых за спорный период неправомерно, поскольку заявитель нарушил порядок отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным, установленный ст. 342 НК РФ.
Налоговый орган указал, что в 2005 фактическая добыча ОАО "В." составила 237056,6 куб. м, в том числе по участку "Южный" - 235417,4 куб. м.
По состоянию на 01.01.2005 на участке "Южный" на государственном балансе числилось только 84000 куб. м (1000 куб. м - потери), в связи с чем, фактическая добыча по данному участку, не подлежащая налогообложению, составляет 83000 куб. м.
Добытые в 2005 на участке "Южный" 152417.4 куб. м не были учтены государственным балансом и не являются запасами пониженного качества, поэтому при расчете налога на добычу полезных ископаемых к ним не может применяться ставка "0" процентов.
Представитель Управления по недропользованию по Приморскому краю пояснил, что добытый в 2005 г. строительный камень из объема остаточных запасов участка "Южный", утвержденных в 2001 году как забалансовые, в объеме 175,734 тыс. м фактически добыт из забалансовых запасов и к этому объему должна быть применена нулевая налоговая ставка НДПИ.
Добытый в 2005 году строительный камень на горизонте +60 м в объеме 63,269 тыс. куб. м подлежит налогообложению по ставке НДПИ 5,5%, поскольку эти запасы не проходили государственную экспертизу и утверждение и в качестве забалансовых запасов не учитывались государственным балансом.
Представитель Департамента природопользования по Приморскому краю в материалы дела представил письменный отзыв, в котором указал, что по участку "Южный" Заявителем в 2005 году не проводилась доразведка запасов полезного ископаемого и государственная экспертизе количества и качества этих запасов, а также отсутствуют сведения об отнесении этих запасов полезных ископаемых к некондиционным. Поэтому при исчислении НДПИ за добытые 150,8 тыс. куб. м заявителем необоснованно была применена налоговая ставка "0" процентов, В связи с чем, считает правомерными действия ИФНС РФ по Первореченскому району г. Владивостока по доначислению заявителю суммы НДПИ за фактически добытые 150,8 тыс. м, исходя из налоговой ставки 5,5 процентов.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "В." образовано путем преобразования ТОО "Т.", зарегистрированного Постановлением Главы администрации Первореченского района г. Владивостока N 607 от 27.06. 1995, регистрационное свидетельство N 178 серии АОО,
ОАО "В." является правопреемником, к которому переходят все права и обязанности реорганизованного ТОО "Т.".
Заявителю было выдано Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц N 02176207 серия 25.
Согласно пп. 3 ст. 2 Устава общества предметом деятельности общества является, в том числе, добыча полезных ископаемых.
Как установлено судом, Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр ОАО "В." была выдана лицензия, зарегистрированная в Приморском территориальном геологическим фонде 26 декабря 1996 г., серии ВЛА номер 238 ОЩ на добычу порфирита на Первореченском месторождении порфирита, расположенном в г. Владивостоке.
Срок действия лицензии - до 01 апреля 2014 г.
Налоговым органом в порядке ст. 89 НК РФ в отношении ОАО "В." на основании решения руководителя была проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения налогового законодательства за 2005 год, по результатам которой был составлен акт от 11.09.2006.
Рассмотрев акт проверки, налоговым органом 29.09.2006 было принято решение N 108/84 от 29.09.2006 "О привлечении ОАО "В." к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с резолютивной частью решения, общество было привлечено налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 295409 руб.
Обществу также был доначислен налог в сумме 1477044 руб., пени в сумме 201391 руб.
Заявитель, полагая, что указанный ненормативный акт налогового органа противоречит нормам налогового законодательства и нарушает его законные права и интересы, обратился за их защитой в Арбитражный суд Приморского края.
Оценив доводы налогоплательщика в обоснование заявленных требований и возражения налогового органа в подтверждение правомерности вынесенного по результатам выездной налоговой проверки решения, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме в силу следующего.
27 декабря 2001 г. Территориальная комиссия по запасам полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю рассмотрела материалы, обосновывающие освобождение общества от ресурсных платежей за добычу строительного камня на участке Южном Первореченского месторождения андезитов (порфиритов), с перерасчетом запасов по состоянию на 01 декабря 2001.
Комиссия постановила признать остаточные запасы горизонта +60 по экономическим причинам забалансовыми пониженного качества. Решение оформлено протоколом N 352 от 27 декабря 2001 г.
Совместным Приказом от 28 декабря 2001 г. N 2476/333, принятым в соответствии с частью 5 ст. 12 Закона РФ "О недрах" и Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" Комитетом Природных ресурсов по Приморскому краю МПР России и Комитетом по Природным ресурсам Администрации Приморского края, внесены изменения и дополнения в условия пользования недрами и лицензионные соглашения.
В приложении N 6 к приказу для пользователя - ОАО "В." - процентная налоговая ставка на добычу по участку Южный значится 0 процентов.
Федеральным законом N 126-ФЗ от 08.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ" Налоговый кодекс был дополнен Главой 26, которой для предприятий, добывающих полезные ископаемые, был введен налог на добычу полезных ископаемых,
Учитывая, что общество на основании лицензии ВЛА 238 ОЩ на право пользования недрами в спорном периоде 2005 года осуществляло добычу общераспространенных полезных ископаемых - строительного камня на Южном Первореченском месторождении порфиритов, суд находит правильным вывод налогового органа об отнесении заявителя к плательщикам налога на добычу полезных ископаемых с 01.01.2002.
Согласно п. 2 ст. 342 НК РФ налоговая ставка по указанному налогу при добыче общедоступных полезных ископаемых составляет 5,5%.
При этом, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0% производится при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных запасов полезных ископаемых (остаточных запасов пониженного качества). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п. 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам, утв. Постановлением Правительства РФ N 899 от 26.12.2001, отнесение, запасов, твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам осуществляется Министерством природных ресурсов РФ по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Таким образом, для применения налоговой ставки 0% по налогу на добычу полезных ископаемых налогоплательщику следует вести разработку запасов твердых полезных ископаемых, которые решением МПР РФ должны быть отнесены к некондиционным запасам.
В соответствии с п. 3 "Положения о территориальных комиссиях по запасам полезных ископаемых Комитета РФ по геологии и использованию недр", утв. Приказом Комитета РФ по геологии и использованию недр N 41 от 03.03.1994, к полномочиям территориальных комиссий по запасам (ТКЗ) были отнесены организация и проведение экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, включая технико-экономические показатели их освоения, и дача заключений о возможности использования указанных объектов в хозяйственных и иных целях, а также выполнение экспертизы геологической информации о запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, в связи с их переоценкой по результатам эксплуатационных работ и необходимостью пересмотра условий пользования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, общество в 2001 году представило в Комитет природных ресурсов по Приморскому краю "Материалы, обосновывающие освобождение ОАО "В." от ресурсных платежей за добычу строительного камня на участке Южном Первореченского месторождения андезитов (порфиритов) с пересчетов запасов по состоянию на 01.12.2001"
По результатам рассмотрения указанных материалов Территориальная комиссия по запасам (ТКЗ) полезных ископаемых Комитета природных ресурсов по Приморскому краю приняла протокол N 352 от 26.12.2003, в пункте 3 которого постановила признать остаточные запасы на указанном участке забалансовыми (некондиционными).
Таким образом, учитывая, что рассмотрение материалов подсчета запасов и списания по общераспространенным полезным ископаемым отнесено к компетенции ТКЗ, Приказ МПР РФ N 95 от 09.06.1997 является действующим и в настоящее время, а новое правовое регулирование отнесения запасов у некондиционным введено только с 01.01.2002, суд считает, что решение ТКЗ Комитета природных ресурсов, по Приморскому краю N 352 от 26.12.2001 об утверждении остаточных запасов Южного участка Первореченского месторождения андезитов (порфиритов) в качестве забалансовых (некондиционных) было принято в соответствии с компетенцией и полномочиями ТКЗ, установленными действующими на тот период нормативными актами.
Следовательно, применение обществом в спорном периоде налоговой ставки 0% по добыче полезных ископаемых на участке "Южному Первореченского месторождения андезитов соответствует п. 4 ст. 342 НК РФ, поскольку все запасы строительного камня на указанном участке до введения в действие постановления Правительства РФ N 899 от 26.12.2001 и утверждения новых "Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам" были отнесены к забалансовым (некондиционным).
Кроме того, принимая во внимание, что на основании указанного решения ТКЗ N 352 от 26.12.2001 и в соответствии с полномочиями, установленными ст. 40 Закона РФ "О недрах", совместным Приказом Комитета природных ресурсов по Приморскому краю и Комитета по природным ресурсам Администрации Приморского края N 2476/333 от 28.12.2001 для Южного участка Первореченского месторождения андезита была установлена налоговая ставка в размере 0% по налогу на добычу полезных ископаемых, суд полагает, что лицензирующие органы фактически подтвердили правомерность применения обществом налоговой ставки 0% по НДПИ при добыче некондиционных запасов Южного участка.
Результаты экспертизы, согласно которым запасы полезных ископаемых на участке "Южном" Первореченского месторождения горизонта +60 м отнесены к некондиционным, не оспариваются налоговым органом.
Кроме того, правильность вышеизложенных обстоятельств была подтверждена решениями Арбитражного суда Приморского края по делам NN А51-3334/04-33-68, А51-4531/2004-18-138, А51-2181/2004-20-75, а также постановлениями ФАС Дальневосточного округа по указанным делам N Ф03-А51/04-2/2783, N Ф03-А51/04-2/2790.
Из материалов дела следует, что в 2005 фактическая добыча ОАО "В." составила 237056,6 куб. м в том числе по участку "Южный" - 235417,4 куб. м.
Суд не принимает довод налогового органа о том, что поскольку по состоянию на 01.01.2005 на участке "Южный" на государственном балансе числилось только 84000 куб. м (1000 куб. м - потери), добыча которых не подлежит налогообложению, то добытые в 2005 на участке "Южный" 152417,4 куб. м, не учтенные государственным балансом не являются запасами пониженного качества, и при расчете налога на добычу полезных ископаемых к ним не может применяться ставка "0" процентов.
Как следует из материалов дела, общий объем горной массы в утверждаемом контуре составляет 884384 куб. м.
При подсчете остаточных запасов Южного участка объем в контуре подсчета составил 884384 куб. м камня. При подсчете запасов из этого объема был исключен предполагаемый объем вскрышных пород (внутренняя вскрыша), который не может быть использован для производства щебня и должен быть вывезен в породный отвал, в количестве 15%, что составляет 132384 куб. м.
Исключения 15% объема при подсчете запасов было обусловлено данными предыдущих подсчетов запасов при разведке в 1975 - 1979 гг., и относится к негеометризуемым, некондиционным (тектонически проработанным) и выветренным породам. В результате подсчета объем представленных к утверждению забалансовых (некондиционных) запасов на 01.12.2001 г. составил 752 тыс. куб. м. Этот объем был в установленном порядке был учтен государственным балансом запасов.
Как указано в п. 2.5 Протокола N 352 от 27.12.2001, начиная с 2001 года горная масса и полученный на ее основе строительный щебень имеют низкие качественные характеристики. Оценка вероятности снижения качества с помощью коэффициента разубоживания показывает, что примешивание 20% алевролитов при средней парке щебня "1000" практически означает, что строительный щебень не пригоден во все ответственные изделия, а его морозостойкость снизится до марки F15. Выконтурить геологические блоки с низким качеством камня невозможно, так же как и проводить селективную выборку высококачественного камня в процессе эксплуатации.
Экспертным заключением к протоколу ТКЗ N 352 от 27.12.2001 также указано, что, начиная с 2001 года горная масса и полученные на ее основе строительный щебень имеют низкие качественных характеристики. Налицо истощение качественного сырья в остаточных запасах андезитов на горизонте +60.
Как установлено судом, согласно государственной статистической отчетности по формам N 5-гр и N 70-тп (с пояснительными записками) за период с декабря 2001 г. и до 31.12.2005 года ОАО "В." фактически было погашено 815,269 тыс. куб. м (добыто 802,898 тыс. куб., потери 12,371 тыс. куб. м) камня на участке "Южный".
Остаток утвержденных забалансовых запасов, по данным статотчетности предприятия за 2004 г., по состоянию на 01.01.2005 г. составил 84 тыс. куб. м.
В объем погашенных запасов в отчетности и движении запасов предприятием ошибочно (методическая ошибка) включены объемы добытого камня в количестве 91,500 тыс. м, и потери 0,916 тыс. м.
Эти объемы погашены на горизонте +75 м (должны быть отражены приростом балансовых запасов), и в объем утвержденных забалансовых запасов на горизонте +60 м не входят. Соответственно остаток утвержденных забалансовых запасов на горизонте +60 м по состоянию на 01.01.2005 года должен составлять: 752,0 (утвержденные запасы) - 576,266 (погашенные запасы за 2001 - 2004 гг.) = 175,734 тыс. куб. м.
В 2005 году на Южном участке было добыто 235,417 тыс. куб. м, и списано в потери 3,586 тыс. куб. м.
Соответственно, объем камня добытого в 2005 году на горизонте +60 м сверх утвержденного объема забалансовых запасов составляет: 239,003 (погашено в 2005) - 175,734 (остаток утвержденных запасов) = 63,269 тыс. куб. м.
В отношении указанного объема обществом были внесены исправления в государственную статистическую отчетность.
Судом установлено также, что запасы, горизонта +75 м, отработанные из предохранительной бермы, смежно прилегающей к контуру утвержденных некондиционных запасов в количестве 92416 куб. м были представлены обществом в налоговой деклараций, в которой указан начисленный и уплаченный налог за 2004 год в размере 1 354 622 руб. и 15 040 руб. за декабрь 2001 года, которые не были учтены в Акте проверки ИМНС Первореченского района г. Владивостока от 29.09.2006.
Вместе с тем, принимая во внимание, что согласно вышеуказанному Протоколу N 352 от 27.12.2001, экспертному заключению к данному протоколу на горизонте +60 с 2001 года имеет место истощение качественного сырья в остаточных запасах андезитов, суд полагает, что добытые сверх утвержденных запасы являются некондиционными (пониженного качества) запасами. В частности, данные запасы расположены внутри общего контура южного участка карьера с объемом 884 384 куб. м, на который установлена нулевая налоговая.
Следовательно, заявитель, по мнению суда, правомерно применил нулевую ставку при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Таким образом, суд считает, что ИФНС РФ по Первореченскому району г. Владивостока неправомерно доначислила заявителю налог на добычу полезных ископаемых в сумме 1477044 руб., и, как следствие, также неправомерно начислила пени в сумме 201391 руб. и привлекла к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 295409 руб.
Принимая во внимание, что выводы налоговой инспекции, изложенные в обжалуемого решении, и доводы, приведенные при рассмотрении настоящего дела, являются необоснованными и не соответствуют требованиям закона, а решение N 108/84 от 29.09.2006 нарушает права и законные интересы предприятия, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 47 ст. 2, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Следовательно, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Данная позиция подтверждается п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007.
Таким образом, уплаченная заявителем при подаче заявления в суд госпошлина подлежит взысканию с налогового органа.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
решил:

признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Первореченскому району г. Владивостока N 108/84 от 29.09.2006 "О привлечении ОАО "В." к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в полном объеме, как не соответствующее гл. 26 НК РФ.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Инспекции ФНС России по Первореченскому району г. Владивостока (Приморский край, г. Владивосток, ул. Овчинникова, 34а) в пользу ОАО "В." (Приморский край, г. Владивосток, ул. Руднева, 17, свидетельство N 02176207 серия 25) государственную пошлину в сумме 2000 руб. (две тысячи рублей).
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)