Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2010 ПО ДЕЛУ N А65-1655/2010

Разделы:
Транспортный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2010 г. по делу N А65-1655/2010


Резолютивная часть постановления объявлена: 26 июля 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 июля 2010 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маненковым А.В., с участием:
от ООО "Производственно-строительная фирма "Карпентер" - Коренев Д.С., доверенность N 14 от 26.04.2010 г.,
от ИФНС РФ по Московскому району г. Казани - не явился, извещен, от УФНС России по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе ИФНС РФ по Московскому району г. Казани на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 мая 2010 года по делу N А65-1655/2010 (судья Логинов О.В.),
по заявлению ООО "Производственно-строительная фирма "Карпентер", г. Казань, к ИФНС РФ по Московскому району г. Казани,
третье лицо: УФНС России по Республике Татарстан,
о признании недействительными решений налоговых органов, требований, решений о взыскании налогов.

установил:

ООО ПСФ "Карпентер" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнений, в порядке 49 АПК РФ) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани (далее - Инспекция, ответчик) о признании недействительными:
1. Решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани N 11-0-39/58 от 20.10.2009 о привлечении к ответственности Общество с ограниченной ответственностью "ПСФ "Карпентер" за совершение налогового правонарушения и требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 1525 от 23.12.2009 в части предложения по уплате недоимки:
- по налогу на прибыль за 2006 - 2008 г.г. в сумме 2 343 344 руб. и соответствующих сумм пеней и штрафов;
- по налогу на добавленную стоимость за период с 2006 - 2008 г.г. в сумме 1 969 666 руб. и соответствующих сумм пеней и штрафов;
- по единому социальному налогу за период с 2006 - 2008 г.г. в сумме 648 668 руб. 50 коп. и соответствующих сумм пеней и штрафов.
2. Решения N 390 от 20.01.2010 ИФНС России по Московскому району г. Казани о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 1525 от 23.12.2009 г.
3. Решения N 389 от 20.01.2010 ИФНС России по Московскому району г. Казани о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках по требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 1525 от 23.12.2009 г.
4. Решения N 226 от 20.01.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке.
5. Решения N 227 от 20.10.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке.
6. Решения N 228 от 20.10.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке.
7. Решения N 229 от 20.01.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке.
8. Решения N 230 от 20.01.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке.
9. Решения N 231 от 20.01.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке.
10. Решения N 232 от 20.01.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке.
11. Решения N 233 от 20.01.2010 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке".
Заявитель отказался от иска в части признания недействительным решения N 851 УФНС России по РТ от 11.12.2009 г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 мая 2010 года заявление Общества удовлетворено частично.
Признаны недействительными:
- - решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 11-0-39/58 от 20 октября 2009 года недействительным в части доначисления 2343344,00 руб. налога на прибыль, в части доначисления 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, в части доначисления 648668,50 руб. единого социального налога, а также в части начисления пеней и налоговых санкций, соответствующих указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации;
- - требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 1525 от 23 декабря 2009 года недействительным в части предложения уплатить 2343344,00 руб. налога на прибыль, в части предложения уплатить 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, в части предложения уплатить 648668,50 руб. единого социального налога, а также в части предложения уплатить пени и налоговые санкции, соответствующие указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации;
- - решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 389 от 20 января 2010 года недействительным в части взыскания 2343344,00 руб. налога на прибыль, в части взыскания 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, в части взыскания 648668,50 руб. единого социального налога, а также в части взыскания пеней, соответствующих указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации;
- - решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 390 от 20 января 2010 года недействительным в части взыскания штрафов, соответствующих 2343344,00 руб. налога на прибыль, 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость и 648668,50 руб. единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации;
- - решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 226 от 20 января 2010 года недействительным в части, соответствующей 2343344,00 руб. налога на прибыль, 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, 648668,50 руб. единого социального налога, пеням и налоговым санкциям, соответствующим указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации;
- - решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 227 от 20 января 2010 года недействительным в части, соответствующей 2343344,00 руб. налога на прибыль, 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, 648668,50 руб. единого социального налога, пеням и налоговым санкциям, соответствующим указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации;
- - решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 228 от 20 января 2010 года недействительным в части, соответствующей 2343344,00 руб. налога на прибыль, 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, 648668,50 руб. единого социального налога, пеням и налоговым санкциям, соответствующим указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации;
- - решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 229 от 20 января 2010 года недействительным в части, соответствующей 2343344,00 руб. налога на прибыль, 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, 648668,50 руб. единого социального налога, пеням и налоговым санкциям, соответствующим указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации;
- - решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 230 от 20 января 2010 года недействительным в части, соответствующей 2343344,00 руб. налога на прибыль, 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, 648668,50 руб. единого социального налога, пеням и налоговым санкциям, соответствующим указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации;
- - решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 231 от 20 января 2010 года недействительным в части, соответствующей 2343344,00 руб. налога на прибыль, 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, 648668,50 руб. единого социального налога, пеням и налоговым санкциям, соответствующим указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации;
- - решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 232 от 20 января 2010 года недействительным в части, соответствующей 2343344,00 руб. налога на прибыль, 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, 648668,50 руб. единого социального налога, пеням и налоговым санкциям, соответствующим указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации;
- - решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 233 от 20 января 2010 года недействительным в части, соответствующей 2343344,00 руб. налога на прибыль, 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, 648668,50 руб. единого социального налога, пеням и налоговым санкциям, соответствующим указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога, в связи с несоответствием его в указанной части нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани обязана устранить допущенные нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная фирма "Карпентер".
Производство по делу в части признания недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан N 851 от 11 декабря 2009 г. прекращено.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани, обратилась в арбитражный суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, ответчиком проведена выездная налоговая проверка заявителя за период с 01 января 2006 года по 31 декабря 2008 года.
В ходе проверки были выявлены нарушения, которые нашли свое отражение в акте выездной налоговой проверки N 11-0-38/51 от 05 августа 2009 года. По результатам рассмотрения акта налоговым органом было принято решение N 11-0-39/58 от 20 октября 2009 года.
Указанным решением заявителю были доначислены налоги, начислены пени и налоговые санкции, в том числе 2343344,00 руб. налога на прибыль, 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, 648668,50 руб. единого социального налога, соответствующие указанным суммам налогов пени и налоговые санкции.
Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан с апелляционной жалобой на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г. Казани N 11-0-39/58 от 20 октября 2009 года, по результатам рассмотрения которой руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан принято решение N 851 от 11 декабря 2009 года об изменении решения N 11-0-39/58 от 20 октября 2009 года, исключив из резолютивной части решения N 11-0-39/58 от 20 октября 2009 года предложение об уплате суммы налога на прибыль в размере 237288 руб., а также начисление соответствующих сумм пени и штрафов, и об утверждении решения N 11-0-39/58 от 20 октября 2009 года.
После вступления решения N 11-0-39/58 от 20 октября 2009 года (с учетом внесенных УФНС РФ по РТ изменений) в законную силу, ответчик направил заявителю требование N 1525 от 23 декабря 2009 года с предложением уплатить налоги, пени и штрафы, доначисленные указанным решением N 11-0-39/58 от 20 октября 2009 года.
В связи с истечением срока исполнения указанного требования ответчиком приняты решения о взыскании налогов, сборов, пеней штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика NN 389 и 390 от 20 января 2010 года.
В целях обеспечения исполнения решений NN 389 и 390 от 20 января 2010 года налоговый орган принял решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика NN 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233 от 20 января 2010 года.
Не согласившись с вышеназванными ненормативными правовыми актами ответчика, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
При этом Общество указывает, что налоговым органом при вынесении (принятии) решения N 11-0-39/58 от 20 октября 2009 года нарушена процедура, установленная статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации, чем существенно нарушены его права. В частности заявитель указывает, что ему не предоставлена возможность представить мотивированные возражения.
Удовлетворяя требования Общества частично, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 2 и п. 4 ст. 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
В силу п. 6 ст. 101 Кодекса в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Толкование норм, закрепленных в ст. 100 и ст. 101 Кодекса, в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что отсутствие у налогового органа обязанности составления по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля акта как специального процессуального документа не исключает наличия у него обязанности обеспечения возможности защиты налогоплательщиком своих прав и законных интересов.
Таким образом, перед рассмотрением материалов налоговой проверки налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщику возможность ознакомления со всеми материалами мероприятий налогового контроля, в том числе с материалами, полученными в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, с целью предоставления возможности полноценной защиты налогоплательщиком своих прав и законных интересов.
Судом первой инстанции установлено, что результаты проведенной налоговой проверки оформлены актом проверки N 11-0-38/51 от 05 августа 2009 года. По результатам рассмотрения представленных налогоплательщиком возражений по указанному акту проверки налоговым органом вынесено решение N 11-0-36/90 от 16 сентября 2009 года о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
По результатам проверки с учетом проведенных мероприятий дополнительного контроля заявитель не был ознакомлен с результатами мероприятий дополнительного контроля, в связи с чем, не мог представить возражения относительно результатов проверки. В нарушение п. 1 ст. 65 и п. 5 ст. 200 НК РФ ответчик указанные доказательства не опроверг. Имеющийся в материалах дела акт N 11-0-38/64 от 14 октября 2009 года (об ознакомлении с результатами проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля) также не опровергает этих обстоятельств. В этом акте отражен лишь перечень проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, а не результаты дополнительных мероприятий.
Таким образом, оспариваемое решение ответчика вынесено без учета возражений заявителя.
В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что при вынесении оспариваемого решения Инспекцией были допущены нарушения установленных Кодексом процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, повлекшие за собой существенные нарушения прав налогоплательщика на свою защиту, что является безусловным основанием для признания решения инспекции N 11-0-39/58 от 20 октября 2009 года недействительным в части доначисления 2343344,00 руб. налога на прибыль, в части доначисления 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, в части доначисления 648668,50 руб. единого социального налога, а также в части начисления пеней и налоговых санкций, соответствующих указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога. Учитывая, что требование N 1525 от 23 декабря 2009 года, решения NN 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 389 и 390 от 20 января 2010 года приняты налоговым органом во исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности N 11-0-39/58 от 20 октября 2009 года (с учетом внесенных УФНС РФ по РТ изменений), то они также правомерны признаны судом первой инстанции недействительными в части, соответствующей 2343344,00 руб. налога на прибыль, 1969666,00 руб. налога на добавленную стоимость, 648668,50 руб. единого социального налога, пеням и налоговым санкциям, соответствующим указанным суммам налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога. Поскольку заявителем не приведены доводы, а также не представлены доказательства несоответствия нормам Налогового кодекса Российской Федерации решений NN 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 389 и 390 от 20 января 2010 года у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания их недействительными.
В связи с отказом заявителя от иска в части признания недействительным решения N 851 УФНС России по РТ от 11.12.2009 и принятием такого отказа судом, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу судом первой инстанции правомерно прекращено.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 мая 2010 года по делу N А65-1655/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
А.А.ЮДКИН














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)