Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Н.В. Клочковой, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Фармасинтез" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска на решение арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2009 года по делу N А19-12221/07, принятое судьей Поздняковой Н.Г.,
при участии:
- от заявителя: Подварковой А.В., представителя по доверенности от 14.05.2008 г.;
- от заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска: Москвитиной И.С., представителя по доверенности от 26.01.2009 г.;
- от заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области: не было;
- установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество "Фармасинтез", обратился с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании в порядке ст. 197 - 201 АПК РФ, незаконным требования N 477 Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска, об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г., и обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Фармасинтез" как налогоплательщика, путем возврата на расчетный счет денежных средств в сумме 12 907 290 руб. 47 коп., удержанных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска на основании оспариваемого требования, в том числе:
- - налог на доходы физических лиц в сумме 1 753 561 руб.;
- - пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 235 175 руб. 73 коп.;
- - штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 350 712 руб. 20 коп.;
- - налог на добавленную стоимость в сумме 7 705 042 руб.;
- - пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 851 582 руб. 86 коп.;
- - штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 137 020 руб. 60 коп.;
- - единый социальный налог в сумме 1 259 845 руб. 04 коп.;
- - пени по единому социальному налогу в сумме 162 849 руб. 04 коп.
Решением суда первой инстанции от 30 марта 2009 года требования заявителя удовлетворены частично.
Суд признал незаконным требование N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г., направленное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска в адрес Открытого акционерного общества "Фармасинтез", в части предложения уплатить:
- налог на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб.;
- штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 286 666 руб. 20 коп.;
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 361 709 руб.;
- штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 896 894 руб.;
- единый социальный налог в сумме 162 849 руб. 04 коп. (по сроку уплаты 11.05.2007 г.), как не соответствующее статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, на расчетный счет Открытого акционерного общества "Фармасинтез" налога на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб., штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 286 666 руб. 20 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 361 709 руб., штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 896 894 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Открытого акционерного общества "Фармасинтез" суд отказал.
Суд возвратил Открытому акционерному обществу "Фармасинтез" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 руб., уплаченную по платежным поручениям N 3065 от 17.08.2007 г., N 378 от 16.02.2009 г.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.12.2008 г. по делу N А19-12009/07-40-57 установлены обстоятельства, связанные с незаконностью начисления ОАО "Фармасинтез" вышеперечисленных сумм налогов, пеней и налоговых санкций по решению от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое требование, выставленное в адрес заявителя на основании решения от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп, подлежит признанию незаконным в той части, в которой решение налогового органа признано незаконным, а именно, в части уплаты:
- налога на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб.;
- штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 286 666 руб. 20 коп.;
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 361 709 руб.;
- штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 896 894 руб.
Как следует из решения от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп, налогоплательщику по результатам выездной налоговой проверки доначислен единый социальный налог, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, за 2004 г., в сумме 548 498 руб. и начислены пени за его несвоевременную уплату в сумме 162 849 руб. 04 коп.
Единый социальный налог в части федерального бюджета в сумме 162 849 руб. 04 коп. (по сроку уплаты 11.05.2007 г.) обществу не был доначислен по результатам проверки.
Между тем, в оспариваемом требовании N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. налогоплательщику предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в части федерального бюджета в сумме 711 347 руб. 04 коп., в том числе, по срокам уплаты: 15.04.2005 г. - 548 498 руб., 11.05.2007 г. - 162 849 руб. 04 коп.
Согласно пояснениям Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 05.03.2009 г. N 5735 сумма недоимки по единому социальному налогу в размере 162 849 руб. 04 коп. в требовании об уплате налога от 31.07.2007 г. N 477 указана ошибочно.
Таким образом, требование N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. является незаконным и в части уплаты единого социального налога в сумме 162 849 руб. 04 коп. по сроку уплаты 11.05.2007 г.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ОАО "Фармасинтез" о признании незаконным требования N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. подлежат удовлетворению в части:
уплаты налога на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб.,
штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 286 666 руб. 20 коп.,
пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 361 709 руб.,
штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 896 894 руб.,
единого социального налога в сумме 162 849 руб. 04 коп. (по сроку уплаты 11.05.2007 г.).
Согласно представленным платежным документам, письменным пояснениям Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 16.03.2009 г. N 08-15 по требованию N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. ОАО "Фармасинтез" произведена уплата следующих сумм налогов, пеней и штрафов:
- налог на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб. уплачен платежными поручениями от 24.01.2007 г. N 204 на сумму 184 000 руб., от 13.02.2007 г. N 488 на сумму 168 000 руб., от 22.03.2007 г. N 948 на сумму 4 000 руб., от 22.03.2007 г. N 948 на сумму 148 000 руб., от 10.04.2007 г. N 942 на сумму 146 300 руб., от 25.05.2007 г. N 291 на сумму 166 000 руб., от 14.06.2007 г. N 706 на сумму 190 000 руб., от 17.07.2007 г. N 521 на сумму 190 000 руб., от 15.08.2007 г. N 944 на сумму 150 500 руб., от 27.09.2007 г. N 732 на сумму 236 831 руб. (часть данной суммы зачлась в счет недоимки по НДФЛ);
- пени по налогу на доходы физических лиц уплачены в сумме 161 155 руб. 84 коп. (платежное поручение от 28.09.2007 г. N 731);
- штраф по налогу на доходы физических лиц в размере 350 721 руб. уплачен платежным поручением от 25.09.2007 г. N 636;
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 851 582 руб. 86 коп. уплачены платежным поручением от 25.09.2007 г. N 637.
штраф по налогу на добавленную стоимость в размере 1 137 020 руб. 60 коп. уплачен платежным поручением от 30.11.2007 г. N 881 на сумму 1 150 074 руб. 40 коп.
- сумма единого социального налога в размере 548 498 руб. списана с лицевого счета по инкассовому поручению от 24.09.2007 г. N 160;
- сумма пени по единому социальному налогу в размере 162 849 руб. 04 коп. уплачена платежным поручением от 27.09.2007 г. N 719 (зачет налога в счет погашения недоимки по пеням).
Поскольку решение налогового органа от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп признано судом незаконным в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб., начисления штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 286 666 руб. 20 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 361 709 руб. и штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 896 894 руб., то правовых оснований для взыскания данных сумм не усматривается.
Следовательно, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ допущенное нарушение прав налогоплательщика должно быть устранено путем возврата необоснованно взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
Единый социальный налог в размере 162 849 руб. 04 коп., отражение которого в требовании об уплате налога от 31.07.2007 г. N 477, признано судом незаконным, согласно пояснениям инспекции с налогоплательщика не взыскивался. Самим обществом данная сумма была уплачена как налог (платежное поручение N 719), однако, налоговый орган произвел зачет данной суммы в счет уплаты пеней по ЕСН в сумме 162 849,04 руб. (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете от 09.10.2007 г. N 2573), начисление которых осуществлено инспекцией правомерно. Следовательно, правовых оснований для возврата налога в сумме 162 849,04 руб. не имеется.
Обязанность по возврату налогов, пеней и штрафов, необоснованно взысканных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска следует возложить на налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области.
Судом установлено, что решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 17.07.2007 г. N 26-16/14504-633, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО "Фармасинтез" на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп, апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Согласно пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Таким образом, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп вступило в законную силу 17.07.2007 г. Требование N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. направлено в адрес заявителя 31.07.2007 г., что подтверждается реестром почтовых отправлений, почтовой квитанцией (том 1, л.д. 120). Следовательно, требование направлено в адрес налогоплательщика в срок, установленный пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса РФ.
Рассматривая требования заявителя о признании незаконным требования N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. в части уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 2 019 939 руб. по сроку уплаты 21.11.2005 г., суд приходит к следующему выводу.
Заявитель полагает, что сумма налога на добавленную стоимость в размере 2 019 939 руб., в возмещении которой налоговый орган отказал решением от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп, не является недоимкой, в связи с чем, взыскание данной суммы оспариваемым требованием незаконно.
Судом установлено, что ранее по результатам камеральных налоговых проверок первоначальной и уточненной налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2005 г., представленных ОАО "Фармасинтез" 21.11.2005 г. и 13.11.2006 г. соответственно, обществу подтвержден налог на добавленную стоимость к возмещению в сумме 2 625 648 руб. (436 696 руб. - по первоначальной декларации, 2 188 952 руб. (2 625 648 руб. - 436 696 руб.) - по уточненной декларации).
Из материалов дела следует, что указанные суммы налога на добавленную стоимость, подтвержденные к возмещению, зачтены налоговым органом в счет исполнения налоговых обязательств ОАО "Фармасинтез" по налогу на добавленную стоимость, заявленных налогоплательщиком по срокам уплаты 20.12.2005 г. (уточненная декларация за ноябрь 2005 г., представлена 13.11.2006 г.), 20.01.2006 г. (уточненная декларация за декабрь 2005 г., представлена 13.11.2006 г.). Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из лицевого счета за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. Доказательств обратного налогоплательщиком не представлено.
Действия налогового органа по зачету в 2006 г. спорной суммы налога на добавленную стоимость в счет погашения недоимки по данному налогу, обществом не оспаривались. Доказательств того, что недоимка по налогу по срокам уплаты 20.12.2005 г. и 20.01.2006 г. по уточненным декларациям была оплачена обществом денежными средствами, заявителем в ходе судебного разбирательства не представлено.
Учитывая изложенное, суд полагает правомерным отражение спорной суммы по НДС (2 019 939 руб.) в требовании N 477, поскольку в данном случае указанная сумма налога является недоимкой.
Учитывая, что требование N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. в части уплаты налога на добавленную стоимость за октябрь 2005 г. в сумме 2 019 939 руб. не повлекло нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, отсутствуют основания для признания требования незаконным в названной части.
Из представленных заявителем платежных поручений следует, что по оспариваемому требованию N 477 им был уплачен налог на добавленную стоимость в общей сумме 2 110 164,6 руб. (платежные поручения N 150 от 15.11.2007 г., 189 от 15.11.2007 г., 192 от 27.11.2007 г., 193 от 27.11.2007 г., 194 от 27.11.2007 г., 195 от 27.11.2007 г., 196 от 29.11.2007 г., 880 от 30.11.2007 г.), в частности, по сроку уплаты 22.11.2004 г. - 32 738 руб.; по сроку уплаты 20.05.2005 г. - 54 545 руб. по сроку уплаты 20.06.2005 г. - 154 545 руб. по сроку уплаты 20.07.2005 г. - 137 240 руб. по сроку уплаты 22.08.2005 г. - 105 727 руб. по сроку уплаты 20.10.2005 г. - 414 738,8 руб. (доначислен к уплате НДС 822 290 руб.) по сроку уплаты 20.12.2005 г. - 1 018 182 руб.
По платежному поручению N 191 от 27.08.2007 г. уплачен НДС по сроку уплаты 20.07.2007 г. в сумме 4 101 897 руб. по требованию N 17851 от 20.07.2007 г.
Всего по результатам выездной налоговой проверки доначислен НДС в общей сумме 5 685 103 руб.
Налогоплательщик не оспаривал в рамках дела N А19-12009/07-40-57 (решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.12.2008 г.) и не оспаривает в рамках настоящего дела доначисление налога на добавленную стоимость по результатам выездной налоговой проверки. Следовательно, оснований для признания требования об уплате налога в данной части незаконным и устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем возврата уплаченного НДС у суда не имеется.
Общество, заявляя в рамках настоящего дела о возврате на расчетный счет удержанных по требованию сумм налогов, пеней и штрафов, указало в уточненном заявлении от 05.03.2009 г., что в данном случае, оно просит об устранении допущенного нарушения прав и законных интересов, которые, по мнению заявителя, нарушены незаконным ненормативным актом налогового органа - требованием N 477. При этом, заявитель просит возвратить на расчетный счет денежные средства в общей сумме 12 907 290 руб. 47 коп., что составляет общую сумму всех налогов, пеней и штрафов, отраженных в оспариваемом требовании.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, с учетом признания оспариваемого требования незаконным в части, допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя может быть устранено лишь путем возврата тех сумм налогов, пеней и штрафов, которые реально взысканы с налогоплательщика без законных к тому оснований.
Правовых оснований для возврата на расчетный счет заявителя налогов, пеней и штрафов, не взысканных по оспариваемому требованию либо взысканных, но на основании законных требований налогового органа, не имеется.
Кроме того, если налогоплательщик полагает, что какая-либо часть налогов, пеней, штрафов уплачена им по платежным поручениям свыше соответствующей суммы, отраженной в требовании, то он вправе в порядке, установленном действующем законодательством о налогах и сборах, обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган, а в случае, неудовлетворения налоговым органом требований налогоплательщика, оспорить соответствующие действия, решения в судебном порядке.
В рамках же настоящего дела, рассматриваемого по правилам, регулируемым главой 24 АПК РФ, требование об обязании налогового органа произвести возврат не носит самостоятельного характера и является способом устранения допущенных нарушений прав заявителя.
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела, в соответствии с правилами пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ решение суда не может разрешать вопросы о субъективных правах заявителя, возникновение и осуществление которых, связано не только с неправомерным требованием налогового органа, но и с наличием других обстоятельств.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части отказа:
- в признании незаконным Требования N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию по состоянию на 31.07.2007 г., выставленного ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска, в части предложения уплатить НДС за октябрь 2005 г. (по сроку уплаты согласно требования 21.11.2005 г.) в размере 2 019 939 руб.
- в обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Фармасинтез" как налогоплательщика путем возврата на расчетный счет ОАО "Фармасинтез"
- налога на добавленную стоимость по сроку уплаты 21.11.2005 г. в сумме 2 019 939 руб.
- единого социального налога по сроку уплаты согласно требования 11.05.2007 г. в размере 162 849 руб. и принять в данной части новый судебный акт.
В судебном заседании представитель налогоплательщика доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив следующее.
Требованием N 477 от 31.07.2007 г. (п. 4) обществу неправомерно предложено уплатить сумму недоимки по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ, за октябрь 2005 г. (по сроку уплаты 21.11.2005 г.) в размере 2 019 939 руб.
В соответствии с Решением ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска N 05-14/38 дсп от 11.05.2007 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, явившимся основанием для выставления требования, обществом завышен налог на добавленную стоимость, начисленный к возмещению за октябрь 2005 г. При этом в п. 3.2 данного решения налоговый орган отказал обществу в возмещении налога на добавленную стоимость за октябрь 2005 г. в размере 2 019 939 руб. При этом у общества не возникла обязанность уплатить данный налог, т.к. отказ в возмещении подразумевает то, что обществу данная сумма налога не должна быть возвращена из бюджета.
Однако в оспариваемом требовании данная сумма указана как недоимка и инспекция предлагает уплатить ее в общей сумме задолженности.
В соответствии со ст. ст. 69 и 75 НК РФ требование об уплате налога (пеней) может быть принято налоговым органом только при наличии у налогоплательщика недоимки.
В соответствии со ст. 11 НК РФ под "недоимкой" понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленном законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость в размере 2 019 939 руб., в возмещении которой налоговый орган отказал, не является недоимкой и взыскивать ее оспариваемым требованием незаконно.
В соответствии с оспариваемым решением арбитражного суда первой инстанции (абз. 3 стр. 9), данная сумма НДС, подтвержденная к возмещению на октябрь 2005 г., зачтены налоговым органом в счет исполнения налоговых обязательств ОАО "Фармасинтез" по НДС, заявленных налогоплательщиком по срокам уплаты 20.12.2005 г. (уточненная декларация за ноябрь 2005 г. представлена 13.11.2006 г.), 20.01.2006 г. (уточненная декларация за декабрь 2005 г. представлена 13.11.2006 г.), доказательств обратного обществом представлено не было.
По вопросу отказа в обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Фармасинтез" как налогоплательщика путем возврата на расчетный счет суммы ЕСН в размере 162 849,04 руб., уплаченных ОАО "Фармасинтез" платежным поручением N 719 от 28.09.2007 г.
В соответствии с решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2009 г. по делу N А19-12221/07-40-50 Требование N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию по состоянию на 31.07.2007 г., выставленного ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска, в части предложения уплатить ЕСН (по сроку уплаты 11.05.2007 г.) в размере 162 849,04 руб. было признано незаконным, однако в возврате данной суммы налога было отказано.
В соответствии с абз. 8 стр. 7 решения арбитражного суда первой инстанции, а также согласно пояснениям налогового органа, налоговый орган произвел зачет данной суммы в счет уплаты пеней по ЕСН в сумме 162 849,04 руб. (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете от 09.10.2007 г. N 2573), начисление которых инспекцией осуществлено правомерно, соответственно правовых оснований для возврата данной суммы нет.
ОАО "Фармасинтез" не согласно с данным выводом, поскольку налоговым органом была нарушена процедура проведения зачета, соответственно зачет не считается произведенным.
В соответствии с п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения; указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Налогоплательщик при этом имеет право оспорить произведенный зачет.
ОАО "Фармасинтез" в нарушение вышеназванного требования закона не был извещен о произведенном зачете, лишив ОАО "Фармасинтез" права представить возражения, чем были нарушены его права как налогоплательщика. В связи с этим зачет, произведенный налоговым органом, не может считаться произведенным.
Налоговый орган с доводами апелляционной жалобы налогоплательщика не согласился, и просил в ее удовлетворении заявителю отказать.
Налоговый орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части возврата налогоплательщику НДФЛ в сумме 1 433 331 рублей и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив следующее.
Инспекция не согласна с выводом суда в части обязывающей ее возвратить налогоплательщику НДФЛ в размере 1 433 331 рублей, так как данная сумма не признана начисленной незаконно. Недействительным признано только предложение уплатить данную сумму, в связи с тем, что сумма НДФЛ уплачена ОАО "Фармасинтез" до вынесения решения ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска от 11.05.2007 N 05-14/38. Другие причины, явившиеся основанием для обязанности Инспекции возвратить НДФЛ в размере 1433 331 рублей, кроме признания незаконным предложения уплатить данную сумму налога, в решении суда N А19-12009/07-40-57 отсутствуют.
Переплата по данному налогу отсутствует, таким образом, у инспекции отсутствуют основания для возврата НДФЛ в сумме 1 433 331 рубль.
Кроме этого, как указано налоговым органом, в соответствии со ст. 75 НК РФ возврат излишне взысканных сумм производиться на основании заявления о возврате. Однако ОАО "Фармасинтез" не урегулирован досудебный порядок спора, а именно общество не обращалось с заявлением о возврате излишне оплаченного налога в инспекцию.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. Представленным ходатайством, налоговый орган просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Налогоплательщик с доводами апелляционной жалобы налогового органа не согласился и просил в ее удовлетворении отказать.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ и в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Решением налогового органа N 05.14/38 дсп от 11 мая 2007 года, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, в размере 350 712, 20 руб., по ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2004 - 2005 годы в размере 1 137 020,60 руб.
Решением N 05.14/38 дсп от 11 мая 2007 года налогоплательщику предложено уплатить в срок указанный в требовании:
суммы налога не полностью уплаченных 7 987 162 руб. в том числе:
- - налога на добавленную стоимость в размере 5 685 103 руб.;
- - единого социального налога в размере - 548 498 руб.;
- - налога на доходы физических лиц - 1 753 561 руб., из них
- по ОАО "Фармасинтез" (г. Иркутск) - 1 433 331 руб.;
- по обособленному подразделению г. Москва - 320 230 руб.
пени за несвоевременную уплату налогов в размере 1 285 915, 38 руб., в том числе:
- по налогу на доходы физических лиц - 235 175, 73 руб.
- по ОАО "Фармасинтез" (г. Иркутск) - 161 155, 84 руб.;
- по обособленному подразделению г. Москва - 74 019, 89 руб.
- по единому социальному налогу в размере - 162 849, 04 руб.
- по налогу на добавленную стоимость - 887 890, 61 руб.
Решением обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость за октябрь 2005 года в размере 2 019 939 руб.
Требованием N 477 по состоянию на 31.07.2007 г. налогоплательщику в срок до 20.08.2007 г. на основании решения N 05-14/38 от 30.03.2007 г. предложено уплатить
- налог на доходы физических лиц - 1 753 561 руб.,
- налог на добавленную стоимость - 7 705 042 руб.,
- единого социального налога в размере - 548 498 руб.; 162 849, 04 руб. Всего 10 169 950, 04 руб.
- пени по налогу на доходы физических лиц в размере 235 175,73 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость в размере 851 582, 86 руб.,
- пени по единому социальному налогу в размере 162 849, 04 руб., всего 1 249 607,63 руб.,
- штраф за неполную уплату налога на доходы физических лиц - 350 712,20 руб.
- штраф за неполную уплату налог на добавленную стоимость - 1 137 020,60 руб., всего 1 487 732,80 руб.
Решением суда по делу N А19-12009/07 от 04.12.2008 г., вступившим в законную силу, решение налогового органа N 05.14/38 дсп от 11 мая 2007 года признано не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации в части:
- - привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, в размере 286 666, 20 руб., по ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2004 - 2005 годы в размере 896 894 руб.;
- - предложения уплатить налог на доходы физических лиц в размере 1 433 331 руб.
- предложения уплатить пени но налогу на добавленную стоимость в размере 361 709 руб.
В удовлетворении остальной части требований заявителю было отказано.
Указанное решение суда первой инстанции вступило в законную силу.
Оценивая указанное, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Из анализа требования N 477 следует, что основанием его направления налогоплательщику является решение налогового органа N 05-14/38 от 11.05.2007 г.
Оценивая решение налогового органа N 05-14/38 от 11.05.2007 г. суд апелляционной инстанции усматривает, что указанным решением налогоплательщику предлагалось уплатить налог на добавленную стоимость в размере 5 685 103 руб. Вместе с тем из оспариваемого требования следует, что налогоплательщику предложено уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 7 705 042 руб., что не соответствует основанию взимания данного налога.
Ссылка налогового органа на иные основания уплаты данного налога, чем решение налогового органа N 05-14/38 от 11.05.2007 г. не могут свидетельствовать о законности данного требования в указанной части, поскольку они не содержатся в нарушение ст. 69 НК РФ, в указанном требовании.
Таким образом, в указанной части требования налогоплательщика подлежали удовлетворению, поскольку налоговый орган не представил доказательств законности принятого ими требования N 477 в части предложения уплатить налогоплательщику 2 019 939 руб.
В связи с указанным, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, как принятое по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
В указанной части апелляционная жалоба налогоплательщика подлежит удовлетворению.
В отношении требований апелляционной жалобы налогоплательщика об обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Фармасинтез" как налогоплательщика путем возврата на расчетный счет ОАО "Фармасинтез" налога на добавленную стоимость по сроку уплаты 21.11.2005 г. в сумме 2 019 939 руб., единого социального налога по сроку уплаты согласно требования 11.05.2007 г. в размере 162 849 руб. и требования апелляционной жалобы налогового органа об отмене решения суда в части возврата налогоплательщику 1 433 331 руб., суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Между тем, согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ N 73 от 24 июля 2003 года, следует, что по общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 182 Кодекса, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
В части 2 этой статьи предусмотрено специальное правило, согласно которому решения суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению. Аналогичное положение содержится в части 7 статьи 201 Кодекса.
При применении этой нормы судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет о требованиях организационного, а не имущественного характера. Соответственно, при удовлетворении судом таких требований какие-либо выплаты из бюджета в пользу заявителя не предполагаются.
Если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица).
Правомерность данного подхода подтверждает толкование во взаимосвязи положений части 1 статьи 171 и части 1 статьи 174 Кодекса. По смыслу указанных норм взыскание с ответчика денежных средств должно осуществляться на основании решения суда о взыскании этих средств, а решение суда, признающее бездействие незаконным и обязывающее ответчика совершить определенные действия, не может быть связано со взысканием денежных средств.
Страницы: 1 из 2 1 2
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2009 ПО ДЕЛУ N А19-12221/07
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2009 г. по делу N А19-12221/07
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2009 года
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Н.В. Клочковой, Т.О. Лешуковой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Будаевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Фармасинтез" и Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска на решение арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2009 года по делу N А19-12221/07, принятое судьей Поздняковой Н.Г.,
при участии:
- от заявителя: Подварковой А.В., представителя по доверенности от 14.05.2008 г.;
- от заинтересованного лица, Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска: Москвитиной И.С., представителя по доверенности от 26.01.2009 г.;
- от заинтересованного лица, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области: не было;
- установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество "Фармасинтез", обратился с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании в порядке ст. 197 - 201 АПК РФ, незаконным требования N 477 Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска, об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г., и обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Фармасинтез" как налогоплательщика, путем возврата на расчетный счет денежных средств в сумме 12 907 290 руб. 47 коп., удержанных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска на основании оспариваемого требования, в том числе:
- - налог на доходы физических лиц в сумме 1 753 561 руб.;
- - пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 235 175 руб. 73 коп.;
- - штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 350 712 руб. 20 коп.;
- - налог на добавленную стоимость в сумме 7 705 042 руб.;
- - пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 851 582 руб. 86 коп.;
- - штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 137 020 руб. 60 коп.;
- - единый социальный налог в сумме 1 259 845 руб. 04 коп.;
- - пени по единому социальному налогу в сумме 162 849 руб. 04 коп.
Решением суда первой инстанции от 30 марта 2009 года требования заявителя удовлетворены частично.
Суд признал незаконным требование N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г., направленное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска в адрес Открытого акционерного общества "Фармасинтез", в части предложения уплатить:
- налог на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб.;
- штраф по налогу на доходы физических лиц в сумме 286 666 руб. 20 коп.;
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 361 709 руб.;
- штраф по налогу на добавленную стоимость в сумме 896 894 руб.;
- единый социальный налог в сумме 162 849 руб. 04 коп. (по сроку уплаты 11.05.2007 г.), как не соответствующее статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах, на расчетный счет Открытого акционерного общества "Фармасинтез" налога на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб., штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 286 666 руб. 20 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 361 709 руб., штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 896 894 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Открытого акционерного общества "Фармасинтез" суд отказал.
Суд возвратил Открытому акционерному обществу "Фармасинтез" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4 000 руб., уплаченную по платежным поручениям N 3065 от 17.08.2007 г., N 378 от 16.02.2009 г.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.12.2008 г. по делу N А19-12009/07-40-57 установлены обстоятельства, связанные с незаконностью начисления ОАО "Фармасинтез" вышеперечисленных сумм налогов, пеней и налоговых санкций по решению от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое требование, выставленное в адрес заявителя на основании решения от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп, подлежит признанию незаконным в той части, в которой решение налогового органа признано незаконным, а именно, в части уплаты:
- налога на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб.;
- штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 286 666 руб. 20 коп.;
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 361 709 руб.;
- штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 896 894 руб.
Как следует из решения от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп, налогоплательщику по результатам выездной налоговой проверки доначислен единый социальный налог, подлежащий зачислению в федеральный бюджет, за 2004 г., в сумме 548 498 руб. и начислены пени за его несвоевременную уплату в сумме 162 849 руб. 04 коп.
Единый социальный налог в части федерального бюджета в сумме 162 849 руб. 04 коп. (по сроку уплаты 11.05.2007 г.) обществу не был доначислен по результатам проверки.
Между тем, в оспариваемом требовании N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. налогоплательщику предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу в части федерального бюджета в сумме 711 347 руб. 04 коп., в том числе, по срокам уплаты: 15.04.2005 г. - 548 498 руб., 11.05.2007 г. - 162 849 руб. 04 коп.
Согласно пояснениям Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 05.03.2009 г. N 5735 сумма недоимки по единому социальному налогу в размере 162 849 руб. 04 коп. в требовании об уплате налога от 31.07.2007 г. N 477 указана ошибочно.
Таким образом, требование N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. является незаконным и в части уплаты единого социального налога в сумме 162 849 руб. 04 коп. по сроку уплаты 11.05.2007 г.
При таких обстоятельствах, заявленные требования ОАО "Фармасинтез" о признании незаконным требования N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. подлежат удовлетворению в части:
уплаты налога на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб.,
штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 286 666 руб. 20 коп.,
пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 361 709 руб.,
штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 896 894 руб.,
единого социального налога в сумме 162 849 руб. 04 коп. (по сроку уплаты 11.05.2007 г.).
Согласно представленным платежным документам, письменным пояснениям Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 16.03.2009 г. N 08-15 по требованию N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. ОАО "Фармасинтез" произведена уплата следующих сумм налогов, пеней и штрафов:
- налог на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб. уплачен платежными поручениями от 24.01.2007 г. N 204 на сумму 184 000 руб., от 13.02.2007 г. N 488 на сумму 168 000 руб., от 22.03.2007 г. N 948 на сумму 4 000 руб., от 22.03.2007 г. N 948 на сумму 148 000 руб., от 10.04.2007 г. N 942 на сумму 146 300 руб., от 25.05.2007 г. N 291 на сумму 166 000 руб., от 14.06.2007 г. N 706 на сумму 190 000 руб., от 17.07.2007 г. N 521 на сумму 190 000 руб., от 15.08.2007 г. N 944 на сумму 150 500 руб., от 27.09.2007 г. N 732 на сумму 236 831 руб. (часть данной суммы зачлась в счет недоимки по НДФЛ);
- пени по налогу на доходы физических лиц уплачены в сумме 161 155 руб. 84 коп. (платежное поручение от 28.09.2007 г. N 731);
- штраф по налогу на доходы физических лиц в размере 350 721 руб. уплачен платежным поручением от 25.09.2007 г. N 636;
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 851 582 руб. 86 коп. уплачены платежным поручением от 25.09.2007 г. N 637.
штраф по налогу на добавленную стоимость в размере 1 137 020 руб. 60 коп. уплачен платежным поручением от 30.11.2007 г. N 881 на сумму 1 150 074 руб. 40 коп.
- сумма единого социального налога в размере 548 498 руб. списана с лицевого счета по инкассовому поручению от 24.09.2007 г. N 160;
- сумма пени по единому социальному налогу в размере 162 849 руб. 04 коп. уплачена платежным поручением от 27.09.2007 г. N 719 (зачет налога в счет погашения недоимки по пеням).
Поскольку решение налогового органа от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп признано судом незаконным в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 1 433 331 руб., начисления штрафа по налогу на доходы физических лиц в сумме 286 666 руб. 20 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 361 709 руб. и штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 896 894 руб., то правовых оснований для взыскания данных сумм не усматривается.
Следовательно, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ допущенное нарушение прав налогоплательщика должно быть устранено путем возврата необоснованно взысканных сумм налогов, пеней и штрафов.
Единый социальный налог в размере 162 849 руб. 04 коп., отражение которого в требовании об уплате налога от 31.07.2007 г. N 477, признано судом незаконным, согласно пояснениям инспекции с налогоплательщика не взыскивался. Самим обществом данная сумма была уплачена как налог (платежное поручение N 719), однако, налоговый орган произвел зачет данной суммы в счет уплаты пеней по ЕСН в сумме 162 849,04 руб. (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете от 09.10.2007 г. N 2573), начисление которых осуществлено инспекцией правомерно. Следовательно, правовых оснований для возврата налога в сумме 162 849,04 руб. не имеется.
Обязанность по возврату налогов, пеней и штрафов, необоснованно взысканных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска следует возложить на налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области.
Судом установлено, что решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 17.07.2007 г. N 26-16/14504-633, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО "Фармасинтез" на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп, апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Согласно пункту 2 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Таким образом, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп вступило в законную силу 17.07.2007 г. Требование N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. направлено в адрес заявителя 31.07.2007 г., что подтверждается реестром почтовых отправлений, почтовой квитанцией (том 1, л.д. 120). Следовательно, требование направлено в адрес налогоплательщика в срок, установленный пунктом 2 статьи 70 Налогового кодекса РФ.
Рассматривая требования заявителя о признании незаконным требования N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. в части уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 2 019 939 руб. по сроку уплаты 21.11.2005 г., суд приходит к следующему выводу.
Заявитель полагает, что сумма налога на добавленную стоимость в размере 2 019 939 руб., в возмещении которой налоговый орган отказал решением от 11.05.2007 г. N 05-14/38дсп, не является недоимкой, в связи с чем, взыскание данной суммы оспариваемым требованием незаконно.
Судом установлено, что ранее по результатам камеральных налоговых проверок первоначальной и уточненной налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2005 г., представленных ОАО "Фармасинтез" 21.11.2005 г. и 13.11.2006 г. соответственно, обществу подтвержден налог на добавленную стоимость к возмещению в сумме 2 625 648 руб. (436 696 руб. - по первоначальной декларации, 2 188 952 руб. (2 625 648 руб. - 436 696 руб.) - по уточненной декларации).
Из материалов дела следует, что указанные суммы налога на добавленную стоимость, подтвержденные к возмещению, зачтены налоговым органом в счет исполнения налоговых обязательств ОАО "Фармасинтез" по налогу на добавленную стоимость, заявленных налогоплательщиком по срокам уплаты 20.12.2005 г. (уточненная декларация за ноябрь 2005 г., представлена 13.11.2006 г.), 20.01.2006 г. (уточненная декларация за декабрь 2005 г., представлена 13.11.2006 г.). Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из лицевого счета за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. Доказательств обратного налогоплательщиком не представлено.
Действия налогового органа по зачету в 2006 г. спорной суммы налога на добавленную стоимость в счет погашения недоимки по данному налогу, обществом не оспаривались. Доказательств того, что недоимка по налогу по срокам уплаты 20.12.2005 г. и 20.01.2006 г. по уточненным декларациям была оплачена обществом денежными средствами, заявителем в ходе судебного разбирательства не представлено.
Учитывая изложенное, суд полагает правомерным отражение спорной суммы по НДС (2 019 939 руб.) в требовании N 477, поскольку в данном случае указанная сумма налога является недоимкой.
Учитывая, что требование N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.07.2007 г. в части уплаты налога на добавленную стоимость за октябрь 2005 г. в сумме 2 019 939 руб. не повлекло нарушения прав и законных интересов налогоплательщика, отсутствуют основания для признания требования незаконным в названной части.
Из представленных заявителем платежных поручений следует, что по оспариваемому требованию N 477 им был уплачен налог на добавленную стоимость в общей сумме 2 110 164,6 руб. (платежные поручения N 150 от 15.11.2007 г., 189 от 15.11.2007 г., 192 от 27.11.2007 г., 193 от 27.11.2007 г., 194 от 27.11.2007 г., 195 от 27.11.2007 г., 196 от 29.11.2007 г., 880 от 30.11.2007 г.), в частности, по сроку уплаты 22.11.2004 г. - 32 738 руб.; по сроку уплаты 20.05.2005 г. - 54 545 руб. по сроку уплаты 20.06.2005 г. - 154 545 руб. по сроку уплаты 20.07.2005 г. - 137 240 руб. по сроку уплаты 22.08.2005 г. - 105 727 руб. по сроку уплаты 20.10.2005 г. - 414 738,8 руб. (доначислен к уплате НДС 822 290 руб.) по сроку уплаты 20.12.2005 г. - 1 018 182 руб.
По платежному поручению N 191 от 27.08.2007 г. уплачен НДС по сроку уплаты 20.07.2007 г. в сумме 4 101 897 руб. по требованию N 17851 от 20.07.2007 г.
Всего по результатам выездной налоговой проверки доначислен НДС в общей сумме 5 685 103 руб.
Налогоплательщик не оспаривал в рамках дела N А19-12009/07-40-57 (решение Арбитражного суда Иркутской области от 04.12.2008 г.) и не оспаривает в рамках настоящего дела доначисление налога на добавленную стоимость по результатам выездной налоговой проверки. Следовательно, оснований для признания требования об уплате налога в данной части незаконным и устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем возврата уплаченного НДС у суда не имеется.
Общество, заявляя в рамках настоящего дела о возврате на расчетный счет удержанных по требованию сумм налогов, пеней и штрафов, указало в уточненном заявлении от 05.03.2009 г., что в данном случае, оно просит об устранении допущенного нарушения прав и законных интересов, которые, по мнению заявителя, нарушены незаконным ненормативным актом налогового органа - требованием N 477. При этом, заявитель просит возвратить на расчетный счет денежные средства в общей сумме 12 907 290 руб. 47 коп., что составляет общую сумму всех налогов, пеней и штрафов, отраженных в оспариваемом требовании.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, с учетом признания оспариваемого требования незаконным в части, допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя может быть устранено лишь путем возврата тех сумм налогов, пеней и штрафов, которые реально взысканы с налогоплательщика без законных к тому оснований.
Правовых оснований для возврата на расчетный счет заявителя налогов, пеней и штрафов, не взысканных по оспариваемому требованию либо взысканных, но на основании законных требований налогового органа, не имеется.
Кроме того, если налогоплательщик полагает, что какая-либо часть налогов, пеней, штрафов уплачена им по платежным поручениям свыше соответствующей суммы, отраженной в требовании, то он вправе в порядке, установленном действующем законодательством о налогах и сборах, обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган, а в случае, неудовлетворения налоговым органом требований налогоплательщика, оспорить соответствующие действия, решения в судебном порядке.
В рамках же настоящего дела, рассматриваемого по правилам, регулируемым главой 24 АПК РФ, требование об обязании налогового органа произвести возврат не носит самостоятельного характера и является способом устранения допущенных нарушений прав заявителя.
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела, в соответствии с правилами пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ решение суда не может разрешать вопросы о субъективных правах заявителя, возникновение и осуществление которых, связано не только с неправомерным требованием налогового органа, но и с наличием других обстоятельств.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части отказа:
- в признании незаконным Требования N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию по состоянию на 31.07.2007 г., выставленного ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска, в части предложения уплатить НДС за октябрь 2005 г. (по сроку уплаты согласно требования 21.11.2005 г.) в размере 2 019 939 руб.
- в обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Фармасинтез" как налогоплательщика путем возврата на расчетный счет ОАО "Фармасинтез"
- налога на добавленную стоимость по сроку уплаты 21.11.2005 г. в сумме 2 019 939 руб.
- единого социального налога по сроку уплаты согласно требования 11.05.2007 г. в размере 162 849 руб. и принять в данной части новый судебный акт.
В судебном заседании представитель налогоплательщика доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив следующее.
Требованием N 477 от 31.07.2007 г. (п. 4) обществу неправомерно предложено уплатить сумму недоимки по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ, за октябрь 2005 г. (по сроку уплаты 21.11.2005 г.) в размере 2 019 939 руб.
В соответствии с Решением ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска N 05-14/38 дсп от 11.05.2007 г. о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, явившимся основанием для выставления требования, обществом завышен налог на добавленную стоимость, начисленный к возмещению за октябрь 2005 г. При этом в п. 3.2 данного решения налоговый орган отказал обществу в возмещении налога на добавленную стоимость за октябрь 2005 г. в размере 2 019 939 руб. При этом у общества не возникла обязанность уплатить данный налог, т.к. отказ в возмещении подразумевает то, что обществу данная сумма налога не должна быть возвращена из бюджета.
Однако в оспариваемом требовании данная сумма указана как недоимка и инспекция предлагает уплатить ее в общей сумме задолженности.
В соответствии со ст. ст. 69 и 75 НК РФ требование об уплате налога (пеней) может быть принято налоговым органом только при наличии у налогоплательщика недоимки.
В соответствии со ст. 11 НК РФ под "недоимкой" понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленном законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость в размере 2 019 939 руб., в возмещении которой налоговый орган отказал, не является недоимкой и взыскивать ее оспариваемым требованием незаконно.
В соответствии с оспариваемым решением арбитражного суда первой инстанции (абз. 3 стр. 9), данная сумма НДС, подтвержденная к возмещению на октябрь 2005 г., зачтены налоговым органом в счет исполнения налоговых обязательств ОАО "Фармасинтез" по НДС, заявленных налогоплательщиком по срокам уплаты 20.12.2005 г. (уточненная декларация за ноябрь 2005 г. представлена 13.11.2006 г.), 20.01.2006 г. (уточненная декларация за декабрь 2005 г. представлена 13.11.2006 г.), доказательств обратного обществом представлено не было.
По вопросу отказа в обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Фармасинтез" как налогоплательщика путем возврата на расчетный счет суммы ЕСН в размере 162 849,04 руб., уплаченных ОАО "Фармасинтез" платежным поручением N 719 от 28.09.2007 г.
В соответствии с решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 марта 2009 г. по делу N А19-12221/07-40-50 Требование N 477 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию по состоянию на 31.07.2007 г., выставленного ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска, в части предложения уплатить ЕСН (по сроку уплаты 11.05.2007 г.) в размере 162 849,04 руб. было признано незаконным, однако в возврате данной суммы налога было отказано.
В соответствии с абз. 8 стр. 7 решения арбитражного суда первой инстанции, а также согласно пояснениям налогового органа, налоговый орган произвел зачет данной суммы в счет уплаты пеней по ЕСН в сумме 162 849,04 руб. (извещение о принятом налоговым органом решении о зачете от 09.10.2007 г. N 2573), начисление которых инспекцией осуществлено правомерно, соответственно правовых оснований для возврата данной суммы нет.
ОАО "Фармасинтез" не согласно с данным выводом, поскольку налоговым органом была нарушена процедура проведения зачета, соответственно зачет не считается произведенным.
В соответствии с п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения; указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Налогоплательщик при этом имеет право оспорить произведенный зачет.
ОАО "Фармасинтез" в нарушение вышеназванного требования закона не был извещен о произведенном зачете, лишив ОАО "Фармасинтез" права представить возражения, чем были нарушены его права как налогоплательщика. В связи с этим зачет, произведенный налоговым органом, не может считаться произведенным.
Налоговый орган с доводами апелляционной жалобы налогоплательщика не согласился, и просил в ее удовлетворении заявителю отказать.
Налоговый орган, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в части возврата налогоплательщику НДФЛ в сумме 1 433 331 рублей и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив следующее.
Инспекция не согласна с выводом суда в части обязывающей ее возвратить налогоплательщику НДФЛ в размере 1 433 331 рублей, так как данная сумма не признана начисленной незаконно. Недействительным признано только предложение уплатить данную сумму, в связи с тем, что сумма НДФЛ уплачена ОАО "Фармасинтез" до вынесения решения ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска от 11.05.2007 N 05-14/38. Другие причины, явившиеся основанием для обязанности Инспекции возвратить НДФЛ в размере 1433 331 рублей, кроме признания незаконным предложения уплатить данную сумму налога, в решении суда N А19-12009/07-40-57 отсутствуют.
Переплата по данному налогу отсутствует, таким образом, у инспекции отсутствуют основания для возврата НДФЛ в сумме 1 433 331 рубль.
Кроме этого, как указано налоговым органом, в соответствии со ст. 75 НК РФ возврат излишне взысканных сумм производиться на основании заявления о возврате. Однако ОАО "Фармасинтез" не урегулирован досудебный порядок спора, а именно общество не обращалось с заявлением о возврате излишне оплаченного налога в инспекцию.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. Представленным ходатайством, налоговый орган просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Налогоплательщик с доводами апелляционной жалобы налогового органа не согласился и просил в ее удовлетворении отказать.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в обжалуемой части, согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ и в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Решением налогового органа N 05.14/38 дсп от 11 мая 2007 года, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, в размере 350 712, 20 руб., по ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2004 - 2005 годы в размере 1 137 020,60 руб.
Решением N 05.14/38 дсп от 11 мая 2007 года налогоплательщику предложено уплатить в срок указанный в требовании:
суммы налога не полностью уплаченных 7 987 162 руб. в том числе:
- - налога на добавленную стоимость в размере 5 685 103 руб.;
- - единого социального налога в размере - 548 498 руб.;
- - налога на доходы физических лиц - 1 753 561 руб., из них
- по ОАО "Фармасинтез" (г. Иркутск) - 1 433 331 руб.;
- по обособленному подразделению г. Москва - 320 230 руб.
пени за несвоевременную уплату налогов в размере 1 285 915, 38 руб., в том числе:
- по налогу на доходы физических лиц - 235 175, 73 руб.
- по ОАО "Фармасинтез" (г. Иркутск) - 161 155, 84 руб.;
- по обособленному подразделению г. Москва - 74 019, 89 руб.
- по единому социальному налогу в размере - 162 849, 04 руб.
- по налогу на добавленную стоимость - 887 890, 61 руб.
Решением обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость за октябрь 2005 года в размере 2 019 939 руб.
Требованием N 477 по состоянию на 31.07.2007 г. налогоплательщику в срок до 20.08.2007 г. на основании решения N 05-14/38 от 30.03.2007 г. предложено уплатить
- налог на доходы физических лиц - 1 753 561 руб.,
- налог на добавленную стоимость - 7 705 042 руб.,
- единого социального налога в размере - 548 498 руб.; 162 849, 04 руб. Всего 10 169 950, 04 руб.
- пени по налогу на доходы физических лиц в размере 235 175,73 руб.,
- пени по налогу на добавленную стоимость в размере 851 582, 86 руб.,
- пени по единому социальному налогу в размере 162 849, 04 руб., всего 1 249 607,63 руб.,
- штраф за неполную уплату налога на доходы физических лиц - 350 712,20 руб.
- штраф за неполную уплату налог на добавленную стоимость - 1 137 020,60 руб., всего 1 487 732,80 руб.
Решением суда по делу N А19-12009/07 от 04.12.2008 г., вступившим в законную силу, решение налогового органа N 05.14/38 дсп от 11 мая 2007 года признано не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации в части:
- - привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ, в размере 286 666, 20 руб., по ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2004 - 2005 годы в размере 896 894 руб.;
- - предложения уплатить налог на доходы физических лиц в размере 1 433 331 руб.
- предложения уплатить пени но налогу на добавленную стоимость в размере 361 709 руб.
В удовлетворении остальной части требований заявителю было отказано.
Указанное решение суда первой инстанции вступило в законную силу.
Оценивая указанное, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Из анализа требования N 477 следует, что основанием его направления налогоплательщику является решение налогового органа N 05-14/38 от 11.05.2007 г.
Оценивая решение налогового органа N 05-14/38 от 11.05.2007 г. суд апелляционной инстанции усматривает, что указанным решением налогоплательщику предлагалось уплатить налог на добавленную стоимость в размере 5 685 103 руб. Вместе с тем из оспариваемого требования следует, что налогоплательщику предложено уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость в размере 7 705 042 руб., что не соответствует основанию взимания данного налога.
Ссылка налогового органа на иные основания уплаты данного налога, чем решение налогового органа N 05-14/38 от 11.05.2007 г. не могут свидетельствовать о законности данного требования в указанной части, поскольку они не содержатся в нарушение ст. 69 НК РФ, в указанном требовании.
Таким образом, в указанной части требования налогоплательщика подлежали удовлетворению, поскольку налоговый орган не представил доказательств законности принятого ими требования N 477 в части предложения уплатить налогоплательщику 2 019 939 руб.
В связи с указанным, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене, как принятое по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела.
В указанной части апелляционная жалоба налогоплательщика подлежит удовлетворению.
В отношении требований апелляционной жалобы налогоплательщика об обязании налогового органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ОАО "Фармасинтез" как налогоплательщика путем возврата на расчетный счет ОАО "Фармасинтез" налога на добавленную стоимость по сроку уплаты 21.11.2005 г. в сумме 2 019 939 руб., единого социального налога по сроку уплаты согласно требования 11.05.2007 г. в размере 162 849 руб. и требования апелляционной жалобы налогового органа об отмене решения суда в части возврата налогоплательщику 1 433 331 руб., суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Между тем, согласно Информационному письму Президиума ВАС РФ N 73 от 24 июля 2003 года, следует, что по общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 182 Кодекса, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
В части 2 этой статьи предусмотрено специальное правило, согласно которому решения суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению. Аналогичное положение содержится в части 7 статьи 201 Кодекса.
При применении этой нормы судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет о требованиях организационного, а не имущественного характера. Соответственно, при удовлетворении судом таких требований какие-либо выплаты из бюджета в пользу заявителя не предполагаются.
Если фактической целью заявителя является взыскание (возмещение) из бюджета денежных средств, не выплачиваемых ему вследствие неправомерного (по мнению заявителя) бездействия конкретного государственного органа (должностного лица), такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд требования о взыскании (возмещении) соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица).
Правомерность данного подхода подтверждает толкование во взаимосвязи положений части 1 статьи 171 и части 1 статьи 174 Кодекса. По смыслу указанных норм взыскание с ответчика денежных средств должно осуществляться на основании решения суда о взыскании этих средств, а решение суда, признающее бездействие незаконным и обязывающее ответчика совершить определенные действия, не может быть связано со взысканием денежных средств.
Страницы: 1 из 2 1 2
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)