Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2009 ПО ДЕЛУ N А60-31797/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2009 г. по делу N А60-31797/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.
судей Богдановой Р.А., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Деевой О.М.
в отсутствие представителей заявителя ООО "Золотая бухта" и заинтересованного лица ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 декабря 2008 года
по делу N А60-31797/2008,
принятое судьей Пелевиной Е.А.
по заявлению ООО "Золотая бухта"
к ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга
о признании недействительным уведомления N 12-15/40142 от 13.10.2008 об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес,
установил:

ООО "Золотая бухта" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным Уведомления ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга N 12-15/40142 от 13.10.2008 об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, а также обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи свидетельства о регистрации 50-ти игровых автоматов в соответствии с заявлением от 01.10.2008.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда, налоговый орган обжаловал его в суд апелляционной инстанции. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что деятельность ООО "Золотая бухта" по организации и проведению азартных игр в игорном заведении не соответствует требованиям пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, так как общество до момента вступления указанного Закона в силу (1.01.2007 г.) деятельность организатора азартных игр в игорном заведении, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 21 не осуществляло и не имеет права на открытие нового игорного заведения, в связи с чем налоговый орган правомерно отказал в регистрации 50 игровых автоматов.
ООО "Золотая бухта" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает на то, что обособленное подразделение, по указанному адресу создано до 1.01.2007 г., следовательно, отказ налогового органа в государственной регистрации игровых автоматов является незаконным и необоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, 01.10.2008 ООО "Золотая бухта" направило в адрес ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (50-ти игровых автоматов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 21).
Инспекция, рассмотрев заявления общества, направила ему уведомление об отказе в регистрации от 13.10.2008 N 12-15/40140, в котором сослалась на то, что в соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после 01.01.2007 игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Законом.
Полагая, что уведомление является незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса на основании лицензии N 003031 от 31.10.2003; доказательств несоответствия помещения игрового зала требованиям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 налоговым органом не представлено; отказ в регистрации игровых автоматов лишает заявителя права на осуществление предпринимательской деятельности до июля 2009 г., в связи с чем нарушаются права и законные интересы заявителя.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
В соответствии со статьей 365 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Согласно пункту 2 статьи 366 Кодекса каждый игровой автомат как объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки этого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 названной статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. При этом в силу пункта 4 указанной статьи объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ регистрация объектов налогообложения осуществляется налоговым органом в срок не позднее пяти дней со дня представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.
С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (далее - Закон N 244-ФЗ), которым определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 2 вышеназванного Закона правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с указанным Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, Федеральный закон N 244-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а значит, не может изменять или отменять обязанности налоговых органов, установленные Налоговым кодексом РФ.
Указанный Федеральный закон также не устанавливает обязанности налоговых органов в сфере налогообложения, и какие-либо изменения в статью 366 Налогового кодекса РФ в связи с принятием данного Закона внесены не были.
Следовательно, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной статьей 366 Налогового кодекса РФ.
В пунктах 1, 2 статьи 5 Закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии, и отвечающие требованиям, установленным ч. 6 ст. 6 указанного Закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным ч. 1, 3-5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
При этом согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3-5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ в силу, то есть до 01.01.2007 г., вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 г. вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
На территории Свердловской области соответствующими органами государственной власти решение о запрете с 01.07.2007 осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не принималось (ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006).
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где такая деятельность осуществлялась.
Из документов, имеющихся в материалах дела следует, что ООО "Золотая бухта" зарегистрировано в качестве субъекта предпринимательской деятельности 21.07.2003 (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выдано Межрайонной инспекцией МНС России N 9 по г. Калининграду серии 39 N 000228730, ОГРН 1033902816507).
Общество имеет лицензию N 003031 от 31.10.2003, выданную Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту, на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия с 31.10.2003 до 31.10.2008.
Общество имеет обособленное подразделение по адресу г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 21, поставленное на учет в ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга 29.12.2006 г. Заявитель осуществляет деятельность в сфере игорного бизнеса на основании лицензии N 003031 от 31.10.2003.
В материалах дела имеется договор субаренды N 1 от 18.12.2006 заключенный с ООО "Фортуна". Пунктом 1.2 которого предусмотрено, что передаваемое помещение будет использоваться в качестве игрового клуба.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 6 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 стоимость чистых активов организатора азартных игр в казино и залах игровых автоматов в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр не может быть менее 600 миллионов рублей.
Как следует из представленного ООО "Золотая бухта" расчета оценки стоимости чистых активов на 01.07.2007 стоимость чистых активов общества составляет 953959 тыс. руб.
Согласно протоколу осмотра (обследования) игорного заведения б/н от 23.10.2008, зал игровых автоматов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 21 соответствует требованиям, установленным частями 1, 3-5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006.
Таким образом, ООО "Золотая бухта" до 01.01.2007 года имело игорное заведение по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 21, осуществляет деятельность на основании действующей лицензии на осуществление такого вида деятельности, помещение игрового зала соответствует требованиям Закона N 224-ФЗ, в связи с чем у ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
В соответствии с пп. 3 ч. 5 ст. 201 АПК в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными о обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, суд первой инстанции, установив незаконность бездействия Инспекции, выразившееся в отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, обоснованно обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга выдать обществу свидетельство о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес (50 игровых автоматов).
Судом первой инстанции исследованы все обстоятельства по делу, всем документам дана надлежащая оценка, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 декабря 2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Судьи
Р.А.БОГДАНОВА
С.Н.САФОНОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)