Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2006 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2006 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ч.
судей И.Н.В., К.А.М.
при ведении протокола судебного заседания: М.Р.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): К.Е.В., дов. от 20.02.06 г., И.С.Н., дов. от 01.03.06 г.
от ответчика (должника): К.А.В., дов. от 10.01.06 г. N 03-06/80
3-и лица: К.А.А., дов. от 13.02.06 г. N 46/Совета Депутатов
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ г. Клин на решение Арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2005 г. по делу N А41-К2-9742/04, принятого судьей Д., по иску (заявлению) ЗАО "Клинстройсервис" к ИФНС по г. Клину Московской области о признании недействительным решения и требования,
ЗАО "Клинстройсервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения N 72 Инспекции ФНС России по г. Клину Московской области от 18 февраля 2004 года об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, и требования N 72 об уплате налога по состоянию на 18.02.2004.
Решением Арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2005 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ИФНС России г. Клин считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы налоговый орган указал, что в 2001 - 2003 годах ЗАО "Клинстройсервис" пользовалось земельным участком в г. Клин Московской области - в 3 зоне градостроительной ценности территории, площадью 23000 кв. м. и во 2 зоне градостроительной ценности территории, площадью 134700 кв. м.
В декабре 2003 г. налогоплательщиком представлены ИФНС России по г. Клину уточненные налоговые декларации за период с 2000 по 2003 гг.
По указанному факту 18 февраля 2004 года инспекцией было вынесено решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым установлено неправомерное заявление на возмещение из бюджета земельного налога за 2000 - 2003 года в суммах равных соответственно по годам 648507 руб., 648507 руб., 648507 руб., 1167651 руб., всего 3113172 руб.
Одновременно налогоплательщику предложено перечислить сумму не полностью уплаченного земельного налога в размере 3113172 руб. внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".
В соответствии с Решением Совета депутатов МО "Клинский район" МО от 29 марта 2000 года N 14/47, в 2000 г. по 2 зоне установлена ставка в размере 6,55 руб. за кв. м, налогоплательщик устанавливает ее в размере 2,34 руб. за кв. м. По 3 зоне ставка налога установлена в размере 5,50 руб. за кв. м, налогоплательщик применил ставку в сумме 1,96 руб. за кв. м.
В соответствии с Решением Совета депутатов Клинского района Московской области от 24 мая 2001 года N 8/6, ставки земельного налога на 2001 год оставлены на уровне 2000 года, т.е. по 2 зоне - 6,55 руб., по 3 зоне - 5,50 руб. за кв. м.
Ставки земельного налога на 2002 г. установлены Решением Совета депутатов N 13/15 от 24.01.2002, и составляют по 2 зоне в размере 13,10 руб. за кв. м, по 3 зоне - 11 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 2 зоне - 4,68 руб. за кв. м, по 3 зоне 3,92 руб. за кв. м.
Ставки земельного налога на 2003 г. установлены Решением Совета депутатов N 17/28 от 21.11.02 и составляют по 2 зоне 23,58 руб. за кв. м, по 3 зоне - 19,80 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 8,42 руб. за кв. м - 2 зона, 7,05 руб. за кв. м - 3 зона.
В соответствии с Определением Верховного Суда РФ по делу N 4-Г04-57 нормативные акты, послужившие правовой основой для принятия вышеуказанных решений Совета депутатов МО "Клинский район" признаны недействующими (в части) с 16 февраля 2005 года.
Таким образом, исчисление платы за землю инспекцией сделано на основе действующего, на момент вынесения решения, законодательства.
ИФНС России по г. Клину считает, что требование N 72 по состоянию на 18.02.2004 соответствует требованиям ст. 69 НК РФ, а решение N 72 от 18.02.2004 соответствует требованиям статьи 101 НК РФ. В решении N 72 излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения. ИФНС России исчисляет земельный налог на основании действующего законодательства, руководствуясь Решениями Совета депутатов.
Несоответствие решения ИФНС требованиям ст. 101 НК РФ не может являться единственным основанием для признания этого решения недействительным. Согласно пункту 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса - нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
ИФНС России г. Клин считает, что суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание расчет ставки земельного налога, представленный третьим лицом и налогоплательщиком.
На основании изложенного, ИФНС России г. Клин просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Совет депутатов Клинского района Московской области в судебное заседания явился, апелляционную жалобу налоговой инспекции поддерживает, указав, что в соответствии со ст. 3 Закона РФ "О налоговых органах в РФ" и подпункта 1 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) Инспекция МНС РФ по г. Клин обязана, как налоговый орган, соблюдать законодательство о налогах и сборах, руководствоваться Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемых в пределах их компетенций по вопросам налогов и сборов.
Налоговым органом при вынесении оспариваемого решения использовалась нормативная база, именуемая в соответствии со ст. 1 НК РФ законодательством о налогах и сборах. К ней относятся, в частности, ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"; Федеральный закон РФ "О плате за землю", федеральное законодательство, вводящие повышающие коэффициенты к средним ставкам налога за землю, законодательство Московской области и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления".
Согласно пп. "б" ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам и на основании п. 2 этой же статьи устанавливается законодательными актами России и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти областей, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.
В ст. 7 Закона "О плате за землю" указано, что налог за земли городов и поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, установленным для городских земель.
В ч. 1 ст. 8 указанного Закона установлено общее правило, по которому налог на городские (поселковые) земли рассчитывается на основе средних ставок в соответствии с Приложением 2 (Таблица 1, 2, 3), за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилым фондом, дачными садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога.
Частью 2 этой же статьи местным органам самоуправления предоставлено право дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий, то есть отклонять в большую или меньшую сторону. Границы зон определяются в соответствии с экологической оценкой территории и генеральным планом городов.
Порядок представления льгот по земельному налогу определен в ст. ст. 12, 13, 14 указанного Закона. В частности, органы местного самоуправления, кроме льгот, установленных в ст. 12, имеют право предоставлять льготы в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижение ставки земельного налога для отдельных налогоплательщиков в пределах суммы налога остается в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
Из смысла ст. 15 следует, что основаниями для установления налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Статья 16 названого Закона возлагает на юридических лиц обязанность самим исчислять налог и до 1 июля налогового периода представить в налоговые органы расчет (декларацию), причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Сумма налога уплачивается разными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября налогового периода, если органом местного самоуправления не установлены другие сроки.
В Законе Московской области N 18/95-ОЗ от 16.06.95 "О плате за землю в Московской области" (в редакции Законов Московской области от 07.06.1996 N 22/96-03 и от 23.05.97 N 24/97-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О плате за землю в Московской области") введены повышающие коэффициенты для Московской области первоначально в размере 2,5, позднее в размере 3,5.
Федеральное законодательство вводило повышающие коэффициенты к средним ставкам налога за землю:
ФЗ N 9-ФЗ от 01.07.94 (повышающий коэффициент 50)
Постановление Правительства N 562 от 07.06.95 (повышающий коэффициент 2),
Постановление Правительства N 378 от 03.04.96 (повышающий коэффициент 1,5),
ФЗ N 29-ФЗ от 26.02.97 (повышающий коэффициент 2),
ФЗ N 162-ФЗ от 28.10.1998 до 01.01.99 сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленным на 1997 год,
ФЗ N 36-ФЗ от 22.02.99 (повышающий коэффициент 2),
ФЗ N 227-ФЗ от 31.12.99 (повышающий коэффициент 1,2),
ФЗ N 150-ФЗ от 27.12.2001 на 2001 г. ставки налога оставлены без изменения,
ФЗ N 163-ФЗ от 14.12.01 (повышающий коэффициент 2), ФЗ N 110-ФЗ от 24.07.2002 (повышающий коэффициент 1,8). Советом депутатов Клинского района Московской области установлены ставки земельного налога за земли городов и поселков на соответствующие года:
Решение N 14/47 от 29.03.2000 "Об установлении ставок земельного налога в Клинском районе на 2000 г. за земли городов и поселков",
Решение N 8/6 от 24.05.01 "Об установление ставок земельного налога за 2001 г. для всех категорий земель",
Решение N 13/15 от 24.01.2002 "Об установлении ставок земельного налога в Клинском районе за 2002 г. за земли городов и поселков",
Решение N 17/28 от 21.11.02 "Об установлении сроков уплаты налогов за землю" (с изменениями от 26.06.2003 и 18.09.2003).
Ни один из перечисленных выше нормативных актов о налогах и сборах не был оспорен в установленном порядке.
Так, ставка земельного налога согласно Решению Совета депутатов N 14/47 от 29.03.2000 по 2-ой зоне в размере 6,55 руб. за кв. м, а налогоплательщиком применена ставка в размере 2,34 руб., за кв. м. По 3-ей зоне ставка установлена в размере 5,50 руб. за кв. м. Налогоплательщик необоснованно применил ставку в сумме 1,96 руб. за кв. м.
Ставка земельного налога на 2001 г. установлены Решением Совета депутатов N 8/6 от 24.05.01 на уровне 2000 г., т.е. по 2-ой зоне в размере 6,55 руб. за кв. м и по 3-ей зоне 5,50 руб. за кв. м. Налогоплательщик без каких-либо обоснований устанавливает соответственно по 2,34 руб. за кв. м и по 1,96 руб. за кв. м.
Ставки земельного налога на 2002 г. установлены Решением Совета депутатов N 13/15 от 24.01.02 и составили по 2-ой зоне в размере 13,10 руб. за кв. м и по 3-ей зоне 11,00 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 4,68 руб. за кв. м (2 зона) и 3,92 руб. за кв. м (3 зона).
Ставки земельного налога на 2003 г. установлены Решением Совета депутатов N 17/28 от 21.11.02 и составили по 2-ой зоне в размере 23,58 руб. за кв. м и по 3-ей зоне 19,80 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 8,42 руб. за кв. м (2 зона) и 7,05 руб. за кв. м (3 зона).
В результате, по мнению налогоплательщика, излишне начислено земельного налога за 2000, 2001, 2002, 2003 гг. в сумме 3113172 руб.
Согласно Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.02.2005 N 4-Г04-57 повышающий коэффициент 2,5, согласно ст. 2 Закона Московской области, устанавливается за земли городов в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю". Указанная таблица устанавливает повышающие коэффициенты к средней ставке земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха. В соответствии с данной таблицей вся Московская область, без каких-либо изъятий, отнесена к зоне отдыха Москвы. Кроме того, нормативные акты, послужившие правовой основой для принятия вышеуказанных решений Совета депутатов признаны недействующими в части с 16 февраля 2005 г.
ЗАО "Клинстройсервис" же вообще исключило повышающий коэффициент 2,5 из своих расчетов, чем существенно занизил ставки земельного налога.
Доводы заявителя о незаконном исчислении ставок налога, по мнению Совета депутатов Клинского района противоречат действительности, поскольку ИФНС производила исчисление платы за землю на основе действующего на момент вынесения решения, законодательства.
На основании изложенного Совет депутатов Клинского района Московской области просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ЗАО "Клинстройсервис" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений заявитель указал, что вывод налогового органа о том, что исчисление платы за землю произведено на основе действующего на момент вынесения оспариваемого решения законодательства, не соответствует действительности и не подтверждается материалами дела.
Оспариваемые ненормативные акты ИФНС не соответствуют ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", ст. ст. 69, 101 НК РФ, фактическим обстоятельствам дела, отраженным в письмах Мособлдумы от 02.11.05, Райкомзема от 17.03.04, МУП "Кадастровое бюро" от 02.08.05, Управления по архитектуре и градостроительству администрации района от 11.10.05.
Налоговой инспекцией не представлено доказательств отнесения занимаемых заявителем участков ко 2-ой и 3-ей городским зонам, не определена правовая природа "Комплексной градостроительной и экономической оценки территории г. Клина", утвержденной Решением малого Совета городского Совета народных депутатов от 21.07.93 за N 12/11, не представлено доказательств обоснованности применения повышенных ставок земельного налога, что в соответствии со ст. 101 НК РФ является основанием для признания указанного решения недействительным.
Рассмотрев доводы ИФНС России г. Клин и Совета депутатов Клинского района относительно апелляционной жалобы, возражения ЗАО "Клинстройсервис", проверив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 17 декабря 2003 года ЗАО "Клинстройсервис" представило в ИМНС РФ по городу Клину уточненные налоговые декларации по земельному налогу за период с 2000 по 2003 год (л.д. 28 - 50 т. 1).
18 февраля 2004 года Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по городу Клин Московской области было вынесено решение N 72 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ЗАО "Клинстройсервис".
В соответствии с указанным решением, ЗАО "Клинстройсервис" неправильно применило ставки земельного налога, а именно нарушило ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, решения Совета депутатов Клинского района Московской области N 8/6 от 24.05.2001; N 13/11 от 24.01.2002; N 14/47 от 29.03.2003; N 15/37 от 18.09.2003, в связи с чем ЗАО "Клинстройсервис" обязано перечислить в срок, указанный в требовании, недоимку и пени по земельному налогу на общую сумму 3113172 рубля (л.д. 24 - 25 т. 1).
В адрес ЗАО "Клинстройсервис" выставлено требование об уплате налога N 72 в срок до 22.02.2004 (л.д. 26 - 27 т. 1).
Апелляционный суд считает, что указанные решение и требование ИФНС г. Клин правомерно признаны недействительными судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается - законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Принимая оспариваемое решение, ИФНС России г. Клин исходила из следующих выводов.
В соответствии с Решением Совета депутатов МО "Клинский район" МО от 29 марта 2000 года N 14/47, в 2000 г. по 2 зоне установлена ставка в размере 6,55 руб. за кв. м, налогоплательщик применил ставку в размере 2,34 руб. за кв. м. По 3 зоне ставка налога установлена в размере 5,50 руб. за кв. м, налогоплательщик применил ставку в сумме 1,96 руб. за кв. м.
В соответствии с Решением Совета депутатов Клинского района Московской области от 24 мая 2001 года N 8/6, ставки земельного налога на 2001 год оставлены на уровне 2000 года, т.е. по 2 зоне - 6,55 руб., по 3 зоне - 5,50 руб. за кв. м.
Ставки земельного налога на 2002 г. установлены Решением Совета депутатов N 13/15 от 24.01.2002, и составляют по 2 зоне в размере 13,10 руб. за кв. м, по 3 зоне - 11 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 2 зоне - 4,68 руб. за кв. м, по 3 зоне 3,92 руб. за кв. м.
Ставки земельного налога на 2003 г. установлены Решением Совета депутатов N 17/28 от 21.11.02 и составляют по 2 зоне 23,58 руб. за кв. м., по 3 зоне - 19,80 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 8,42 руб. за кв. м - 2 зона, 7,05 руб. за кв. м - 3 зона.
Как установлено в судебном заседании, при начислении ЗАО "Клинстройсервис" налога на землю за период 2000 - 2003 гг. ИФНС России г. Клин был применен коэффициент 3,5, установленный ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", применяемый к землям рекреационного назначения и коэффициент 1,6 за счет статуса города, введенный ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", учтенные при вынесении решения Советом депутатов Клинского района Московской области, что подтверждается актом сверки, подписанным заявителем, налоговым органом и заинтересованным лицом (л.д. 8 - 12 т. 2).
Данный расчет, по мнению апелляционного суда, не может быть признан правомерным.
По расчетам ИМНС по городу Клину к землям ЗАО "Клинстройсервис" должен был применяться коэффициент 2,5, соответственно оплата по 2 оценочной зоне должна быть произведена в размере 6 руб. 55 коп. за кв. м, по третьей оценочной зоне в размере 5 руб. 50 коп. за кв. м (впоследствии - коэффициент 3,5). Данный коэффициент согласно ФЗ "О плате за землю", применяется в таком размере только к землям в зависимости от рекреационной ценности территории.
В статье 98 ЗК РФ дано понятие земель рекреационного назначения, в частности к таким землям относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Документов, свидетельствовавших о принадлежности земельных участков заявителя к землям рекреационного назначения, ИФНС по г. Клину Московской области не представлено.
Предприятие занимается производством строительных материалов, следовательно земли ЗАО "Клинстройсервис" не могут являться землями рекреационного назначения, поэтому применение данного повышающего коэффициента к землям ЗАО "Клинстройсервис" неправомерно.
В соответствии с письмами МУП "Кадастровое бюро" от 02.08.2005 N 68 и Управления по архитектуре и градостроительству Администрации Клинского района от 27.07.2005 N 1134 земли промышленности ЗАО "Клинстройсервис" входят в территорию г. Клина и следовательно относятся к городским землям.
Неправомерность применения коэффициента 3,5 к городским землям (землям поселений) подтверждается письмом Московской областной Думы от 02.11.2005 N Д-12-1485 (л.д. 13 т. 2).
Коэффициент 1,6 применен налоговой инспекцией и Советом депутатов Клинского района без учета численности населения города. Федеральным законом предусмотрено применение данного коэффициента при численности населения более 100000 человек, тогда как численность населения г. Клин согласно письму Отдела государственной статистики в Клинском районе от 14.11.2005 N 138 составляет 82936 человек (л.д. 14 т. 2).
Неправомерность применения повышающего коэффициента 1,6 за счет статуса города без учета численности населения подтверждена также Определением Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г., которым исключена статья 9 и Приложение N 7 из Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ, установившие данный коэффициент.
В связи с изложенным, доводы налоговой инспекции и Совета депутатов о том, что ИФНС г. Клин при расчете подлежащего уплате земельного налога действовала в соответствии с действующим законодательством являются неправомерными, а расчет суммы земельного налога, подлежащей уплате ЗАО "Клинстройсервис", должен быть произведен следующим образом.
Принадлежность земельных участков заявителя к оценочным зонам г. Клина Московской области указана в справке N 23 от 17.03.04, выданной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Клинскому району, в которой говорится, что земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Терешковой, д. 48, относится ко 2 оценочной зоне, земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Волоколамское шоссе, д. 40 относится к 3 оценочной зоне (л.д. 77 т. 1).
Согласно ст. 8 Федерального закона "О плате за землю" N 22-ФЗ от 09.08.1994 средняя ставка земельного налога в городах и других населенных пунктах, приводится по экономическим районам Российской Федерации и применяется для Центрального района, в котором ведет свою производственную деятельность ЗАО "Клинстройсервис" в размере 1 руб. 70 коп. за кв. м в расчете на год, при средней численности городского населения от 50 до 100 тыс. человек.
В соответствии с тем же Законом (приложение N 2 таблица N 1) в 1994 году ставка земельного налога применялась с коэффициентом 50.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 562 от 07.06.1995 г. "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" средняя ставка земельного налога применялась с коэффициентом - 2.
Постановление Правительства РФ N 378 от 03.04.1996 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" определило коэффициент применяемый к средней ставке земельного налога в размере - 1.5.
В соответствии с Федеральным законом РФ N 29 от 26.02.1997 "О федеральном бюджете на 1997 год" была установлена ставка земельного налога для всех категорий земель с коэффициентом - 2.
Таким образом, принимая во внимание повышающий коэффициент 1,6, установленный Законом Московской области от 01.06.1995 N 9/54 (в редакции от 07.06.1996 N 22/96-ОЗ) налог на земли ЗАО "Клинстройсервис" в 1997 году был равен: 1,7 x 50 x 2 x 1,5 x 2 x 1,6 = 816 рублей.
Данная величина ставки земельного налога была установлена для земель ЗАО "Клинстройсервис" решением Совета депутатов Клинского района N 4/3 от 25 декабря 1996 г., с учетом зон города.
Согласно Федеральному закону РФ N 162 от 28.10.1998 "О ставках земельного налога в 1998 году" средняя ставка земельного налога по всем категориям земель сохранялась такой же, как и в 1997 году и соответственно не индексировалась.
Согласно Федеральному закону РФ N 36 от 22.02.1999 "О федеральном бюджете на 1999 год" средняя ставка земельного налога для всех категорий земель применяется с коэффициентом - 2, и сохраняется такой же, как и в 1998 году.
Согласно Федеральному закону РФ N 227 от 31.12.1999 "О федеральном бюджете на 2000 год" средняя ставка земельного налога для всех категорий земель применяется с коэффициентом - 1,2.
Таким образом ставка земельного налога в 2000 г. на земли занимаемые, ЗАО "Клинстройсервис" составила: 0,816 руб. x 2 x 1,2 = 1 руб. 95 коп.
Данная ставка земельного налога была применена заявителем, согласно уточненной декларации по 3 оценочной зоне в размере 1 руб. 96 коп. за кв. м, и соответственно по 2 оценочной зоне в размере 2 руб. 34 коп. за кв. м.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 150 от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год", ставки земельного налога, действующие в 2000 году применяются и в 2001 году для всех категорий земель и соответственно не индексируются.
Из уточненной налоговой декларации за 2001 год, представленной ЗАО "Клинстройсервис" в налоговый орган, следует, что ставка оплаченного земельного налога не изменилась, а именно по 2 оценочной зоне она составляла 2 руб. 34 коп. за кв. м и третьей оценочной зоне 1 руб. 96 коп. за кв. м.
Согласно Федеральному закону РФ N 163 от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога применяются в 2002 году с коэффициентом 2.
Таким образом, ставка земельного налога в 2002 г. для земель ЗАО "Клинстройсервис" равна: 1 руб. 95 коп. x 2 = 2 руб. 92 коп. за кв. м.
Данную ставку земельного налога ЗАО "Клинстройсервис" применило в уточненной декларации по второй оценочной зоне в размере 4 руб. 68 коп. за кв. м, и соответственно по третьей оценочной зоне в размере 3 руб. 92 коп. за кв. м.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ N 110 от у 24.09.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты Российской Федерации" ставка земельного налога в 2003 году применяется с коэффициентом - 1,8.
Таким образом, ставка земельного налога в 2003 г. составила: 3 руб. 92 коп. x 1,8 = 7 руб. 05 коп..
Данная ставка соответствует указанной в уточненной декларации представленной ЗАО "Клинстройсервис" по второй оценочной зоне 8 руб. 42 коп. за кв. м, по третьей оценочной зоне в размере 7 руб. 05 коп. за кв. м.
Исходя из изложенного, ЗАО "Клинстройсервис" должно было оплатить земельный налог в следующих размерах:
в 2000 году
по 2 оценочной зоне (134700 кв. м x 2 руб. 34 коп. кв. м) = 315198 руб.
по 3 оценочной зоне (23000 кв. м x 1 руб. 96 коп. кв. м) = 45080 руб.
на общую сумму 360278 руб.
в 2001 году
по 2 оценочной зоне (134700 кв. м x 2 руб. 34 коп.) = 315198 руб.
по 3 оценочной зоне(23000 кв. м x 1 руб. 96 коп.) = 45080 руб.
на общую сумму 360278 руб.
в 2002 году
по 2 оценочной зоне (134700 кв. м x 4 руб. 68 коп.) = 630396 руб.
по 3 оценочной зоне (23000 кв. м x 3 руб. 92 коп.) = 90160 руб.
на общую сумму 720556 руб.
Решением Совета депутатов Клинского района Московской области N 15/26 от 18.09.2002 ЗАО "Клинстройсервис" была предоставлена льгота по уплате налога на землю в размере 50% от общей суммы, в связи с чем уплате в 2002 г. подлежал земельный налог в размере 360278 руб.
в 2003 году
по 2 оценочной зоне (134700 кв. м x 8 руб. 42 коп.) = 1134174,руб.
по 3 оценочной зоне (23000 кв. м x 7 руб. 05 коп) = 162150 руб.
на общую сумму 1296324 руб.
Решением Совета депутатов Клинского района Московской области N 7/8 от 16.10.03 была предоставлена льгота по оплате налога на землю в размере 50% от общей суммы, и соответственно сумма налога на землю к уплате составила 648162 руб.
В период с 2000 по 2003 год ЗАО "Клинстройсервис" оплатило земельный налог в следующем размере:
за 2000 год
платежное поручение N 151 от 20 марта 2000 г. - 500000 руб.; платежное поручение N 186 от 28 марта 2000 г. - 15301 руб.; платежное поручение N 857 от 15 декабря 2000 г. - 504000 руб.; на общую сумму - 1019301 руб.
за 2001 год
платежное поручение N 217 от 24 апреля 2001 г. - 490000 руб.; платежное поручение N 789 от 10 октября 2001 г. - 14785 руб.; платежное поручение N 948 от 3 декабря 2001 г. - 100000 руб.; платежное поручение N 958 от 5 декабря 2001 г. - 120000 руб.; платежное поручение N 957 от 6 декабря 2001 г. - 80000 руб.; платежное поручение N 959 от 6 декабря 2001 г. - 100000 руб.; платежное поручение N 968 от 10 декабря 2001 г. 500000 руб.; всего на сумму - 1404785 руб.
за 2002 год
платежное поручение N 973 от 10.11.02 - 400000 руб.; платежное поручение N 1002 от 20.11.02 - 100000 руб.; платежное поручение N 1028 от 27.11.02 - 36000 руб.; платежное поручение N 1033 от 28.11.02 - 430000 руб.; платежное поручение N 1059 от 16.12.02 - 42785 руб.; всего на сумму - 1008785 руб.
за 2003 год
платежное поручение N 902 от 27.10.03 - 172718 руб.; платежное поручение N 923 от 30.10.03 - 100000 руб.; платежное поручение N 934 от 05.11.03 - 50000 руб.; платежное поручение N 941 от 10.11.03 - 121748 руб.; платежное поручение N 949 от 11.11.03 - 100000 руб.; платежное поручение N 953 от 12.11.03 - 124000 руб.; платежное поручение N 974 от 17.11.03 - 22500 руб.; платежное поручение N 1007 от 26.11.03 - 96000 руб.; платежное поручение N 1013 от 27.11.03 - 55000 руб.; платежное поручение N 1045 от 08.12.03 - 130000 руб.; всего на сумму - 971966 руб. (л.д. 51 - 75 т. 1).
Таким образом, разница между суммой налога, подлежащей уплате и фактически перечисленной обществом по платежным поручениям составила:
в 2000 г.
1019301 руб. - 360278 руб. = 659023 руб.,
в 2001 г.
1404785 руб. - 360728 руб. = 1044507 руб.,
в 2002 г.
1088785 руб. - 360278 руб. = 648507 руб.,
в 2003 г.
971966 руб. - 648162 руб. = 323804 руб.
Учитывая изложенное, сумма переплаты, произведенной ЗАО "Клинстройсервис" в период с 2000 по 2003 год составила: 659023 руб. + 1044507 руб. + 648507 руб. + 323804 руб. = 2675841 руб.
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В данном случае ИФНС г. Клин не представила налогоплательщику основания изменения ставки взимания земельного налога и применения ставки в зависимости от рекреационной ценности территории, в оспариваемом решении и требовании не приведен расчет, в соответствии с которым налогоплательщик обязан оплатить земельный налог именно в том размере, который указан в предъявленном ему требовании.
Доводы ИФНС г. Клин о том, что неправильное применение процессуальных норм не может являться единственным основанием для признания решения инспекции недействительным отклоняются, поскольку кроме данного нарушения ИФНС РФ по городу Клин Московской области был произведен неверный расчет ставки земельного налога в период с 2000 по 2003 год, так как в расчетах налоговым органом применены коэффициенты 3,5 и 1,6 не подлежащие применению в данном случае по изложенным выше основаниям.
При указанных обстоятельствах решение ИФНС РФ г. Клин N 72 от 18.02.2004 и требование об уплате налога N 72 по состоянию на 18 февраля 2004 г. подлежат признанию недействительными как противоречащие действующему законодательству и материалам дела.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, ст. 269 п. 1, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС РФ г. Клин - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.03.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-9742/04
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2006 г. по делу N А41-К2-9742/04
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2006 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2006 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ч.
судей И.Н.В., К.А.М.
при ведении протокола судебного заседания: М.Р.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): К.Е.В., дов. от 20.02.06 г., И.С.Н., дов. от 01.03.06 г.
от ответчика (должника): К.А.В., дов. от 10.01.06 г. N 03-06/80
3-и лица: К.А.А., дов. от 13.02.06 г. N 46/Совета Депутатов
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ г. Клин на решение Арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2005 г. по делу N А41-К2-9742/04, принятого судьей Д., по иску (заявлению) ЗАО "Клинстройсервис" к ИФНС по г. Клину Московской области о признании недействительным решения и требования,
установил:
ЗАО "Клинстройсервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения N 72 Инспекции ФНС России по г. Клину Московской области от 18 февраля 2004 года об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, и требования N 72 об уплате налога по состоянию на 18.02.2004.
Решением Арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2005 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ИФНС России г. Клин считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы налоговый орган указал, что в 2001 - 2003 годах ЗАО "Клинстройсервис" пользовалось земельным участком в г. Клин Московской области - в 3 зоне градостроительной ценности территории, площадью 23000 кв. м. и во 2 зоне градостроительной ценности территории, площадью 134700 кв. м.
В декабре 2003 г. налогоплательщиком представлены ИФНС России по г. Клину уточненные налоговые декларации за период с 2000 по 2003 гг.
По указанному факту 18 февраля 2004 года инспекцией было вынесено решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым установлено неправомерное заявление на возмещение из бюджета земельного налога за 2000 - 2003 года в суммах равных соответственно по годам 648507 руб., 648507 руб., 648507 руб., 1167651 руб., всего 3113172 руб.
Одновременно налогоплательщику предложено перечислить сумму не полностью уплаченного земельного налога в размере 3113172 руб. внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".
В соответствии с Решением Совета депутатов МО "Клинский район" МО от 29 марта 2000 года N 14/47, в 2000 г. по 2 зоне установлена ставка в размере 6,55 руб. за кв. м, налогоплательщик устанавливает ее в размере 2,34 руб. за кв. м. По 3 зоне ставка налога установлена в размере 5,50 руб. за кв. м, налогоплательщик применил ставку в сумме 1,96 руб. за кв. м.
В соответствии с Решением Совета депутатов Клинского района Московской области от 24 мая 2001 года N 8/6, ставки земельного налога на 2001 год оставлены на уровне 2000 года, т.е. по 2 зоне - 6,55 руб., по 3 зоне - 5,50 руб. за кв. м.
Ставки земельного налога на 2002 г. установлены Решением Совета депутатов N 13/15 от 24.01.2002, и составляют по 2 зоне в размере 13,10 руб. за кв. м, по 3 зоне - 11 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 2 зоне - 4,68 руб. за кв. м, по 3 зоне 3,92 руб. за кв. м.
Ставки земельного налога на 2003 г. установлены Решением Совета депутатов N 17/28 от 21.11.02 и составляют по 2 зоне 23,58 руб. за кв. м, по 3 зоне - 19,80 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 8,42 руб. за кв. м - 2 зона, 7,05 руб. за кв. м - 3 зона.
В соответствии с Определением Верховного Суда РФ по делу N 4-Г04-57 нормативные акты, послужившие правовой основой для принятия вышеуказанных решений Совета депутатов МО "Клинский район" признаны недействующими (в части) с 16 февраля 2005 года.
Таким образом, исчисление платы за землю инспекцией сделано на основе действующего, на момент вынесения решения, законодательства.
ИФНС России по г. Клину считает, что требование N 72 по состоянию на 18.02.2004 соответствует требованиям ст. 69 НК РФ, а решение N 72 от 18.02.2004 соответствует требованиям статьи 101 НК РФ. В решении N 72 излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения. ИФНС России исчисляет земельный налог на основании действующего законодательства, руководствуясь Решениями Совета депутатов.
Несоответствие решения ИФНС требованиям ст. 101 НК РФ не может являться единственным основанием для признания этого решения недействительным. Согласно пункту 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 6 статьи 101 Кодекса - нарушение должностным лицом налогового органа требований данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.
ИФНС России г. Клин считает, что суд первой инстанции неправомерно не принял во внимание расчет ставки земельного налога, представленный третьим лицом и налогоплательщиком.
На основании изложенного, ИФНС России г. Клин просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Совет депутатов Клинского района Московской области в судебное заседания явился, апелляционную жалобу налоговой инспекции поддерживает, указав, что в соответствии со ст. 3 Закона РФ "О налоговых органах в РФ" и подпункта 1 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) Инспекция МНС РФ по г. Клин обязана, как налоговый орган, соблюдать законодательство о налогах и сборах, руководствоваться Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемых в пределах их компетенций по вопросам налогов и сборов.
Налоговым органом при вынесении оспариваемого решения использовалась нормативная база, именуемая в соответствии со ст. 1 НК РФ законодательством о налогах и сборах. К ней относятся, в частности, ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ"; Федеральный закон РФ "О плате за землю", федеральное законодательство, вводящие повышающие коэффициенты к средним ставкам налога за землю, законодательство Московской области и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления".
Согласно пп. "б" ст. 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам и на основании п. 2 этой же статьи устанавливается законодательными актами России и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти областей, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.
В ст. 7 Закона "О плате за землю" указано, что налог за земли городов и поселков взимается со всех предприятий, организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки по ставкам, установленным для городских земель.
В ч. 1 ст. 8 указанного Закона установлено общее правило, по которому налог на городские (поселковые) земли рассчитывается на основе средних ставок в соответствии с Приложением 2 (Таблица 1, 2, 3), за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилым фондом, дачными садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога.
Частью 2 этой же статьи местным органам самоуправления предоставлено право дифференцировать средние ставки по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий, то есть отклонять в большую или меньшую сторону. Границы зон определяются в соответствии с экологической оценкой территории и генеральным планом городов.
Порядок представления льгот по земельному налогу определен в ст. ст. 12, 13, 14 указанного Закона. В частности, органы местного самоуправления, кроме льгот, установленных в ст. 12, имеют право предоставлять льготы в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижение ставки земельного налога для отдельных налогоплательщиков в пределах суммы налога остается в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
Из смысла ст. 15 следует, что основаниями для установления налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Статья 16 названого Закона возлагает на юридических лиц обязанность самим исчислять налог и до 1 июля налогового периода представить в налоговые органы расчет (декларацию), причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Сумма налога уплачивается разными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября налогового периода, если органом местного самоуправления не установлены другие сроки.
В Законе Московской области N 18/95-ОЗ от 16.06.95 "О плате за землю в Московской области" (в редакции Законов Московской области от 07.06.1996 N 22/96-03 и от 23.05.97 N 24/97-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О плате за землю в Московской области") введены повышающие коэффициенты для Московской области первоначально в размере 2,5, позднее в размере 3,5.
Федеральное законодательство вводило повышающие коэффициенты к средним ставкам налога за землю:
ФЗ N 9-ФЗ от 01.07.94 (повышающий коэффициент 50)
Постановление Правительства N 562 от 07.06.95 (повышающий коэффициент 2),
Постановление Правительства N 378 от 03.04.96 (повышающий коэффициент 1,5),
ФЗ N 29-ФЗ от 26.02.97 (повышающий коэффициент 2),
ФЗ N 162-ФЗ от 28.10.1998 до 01.01.99 сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленным на 1997 год,
ФЗ N 36-ФЗ от 22.02.99 (повышающий коэффициент 2),
ФЗ N 227-ФЗ от 31.12.99 (повышающий коэффициент 1,2),
ФЗ N 150-ФЗ от 27.12.2001 на 2001 г. ставки налога оставлены без изменения,
ФЗ N 163-ФЗ от 14.12.01 (повышающий коэффициент 2), ФЗ N 110-ФЗ от 24.07.2002 (повышающий коэффициент 1,8). Советом депутатов Клинского района Московской области установлены ставки земельного налога за земли городов и поселков на соответствующие года:
Решение N 14/47 от 29.03.2000 "Об установлении ставок земельного налога в Клинском районе на 2000 г. за земли городов и поселков",
Решение N 8/6 от 24.05.01 "Об установление ставок земельного налога за 2001 г. для всех категорий земель",
Решение N 13/15 от 24.01.2002 "Об установлении ставок земельного налога в Клинском районе за 2002 г. за земли городов и поселков",
Решение N 17/28 от 21.11.02 "Об установлении сроков уплаты налогов за землю" (с изменениями от 26.06.2003 и 18.09.2003).
Ни один из перечисленных выше нормативных актов о налогах и сборах не был оспорен в установленном порядке.
Так, ставка земельного налога согласно Решению Совета депутатов N 14/47 от 29.03.2000 по 2-ой зоне в размере 6,55 руб. за кв. м, а налогоплательщиком применена ставка в размере 2,34 руб., за кв. м. По 3-ей зоне ставка установлена в размере 5,50 руб. за кв. м. Налогоплательщик необоснованно применил ставку в сумме 1,96 руб. за кв. м.
Ставка земельного налога на 2001 г. установлены Решением Совета депутатов N 8/6 от 24.05.01 на уровне 2000 г., т.е. по 2-ой зоне в размере 6,55 руб. за кв. м и по 3-ей зоне 5,50 руб. за кв. м. Налогоплательщик без каких-либо обоснований устанавливает соответственно по 2,34 руб. за кв. м и по 1,96 руб. за кв. м.
Ставки земельного налога на 2002 г. установлены Решением Совета депутатов N 13/15 от 24.01.02 и составили по 2-ой зоне в размере 13,10 руб. за кв. м и по 3-ей зоне 11,00 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 4,68 руб. за кв. м (2 зона) и 3,92 руб. за кв. м (3 зона).
Ставки земельного налога на 2003 г. установлены Решением Совета депутатов N 17/28 от 21.11.02 и составили по 2-ой зоне в размере 23,58 руб. за кв. м и по 3-ей зоне 19,80 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 8,42 руб. за кв. м (2 зона) и 7,05 руб. за кв. м (3 зона).
В результате, по мнению налогоплательщика, излишне начислено земельного налога за 2000, 2001, 2002, 2003 гг. в сумме 3113172 руб.
Согласно Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.02.2005 N 4-Г04-57 повышающий коэффициент 2,5, согласно ст. 2 Закона Московской области, устанавливается за земли городов в соответствии с приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ "О плате за землю". Указанная таблица устанавливает повышающие коэффициенты к средней ставке земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха. В соответствии с данной таблицей вся Московская область, без каких-либо изъятий, отнесена к зоне отдыха Москвы. Кроме того, нормативные акты, послужившие правовой основой для принятия вышеуказанных решений Совета депутатов признаны недействующими в части с 16 февраля 2005 г.
ЗАО "Клинстройсервис" же вообще исключило повышающий коэффициент 2,5 из своих расчетов, чем существенно занизил ставки земельного налога.
Доводы заявителя о незаконном исчислении ставок налога, по мнению Совета депутатов Клинского района противоречат действительности, поскольку ИФНС производила исчисление платы за землю на основе действующего на момент вынесения решения, законодательства.
На основании изложенного Совет депутатов Клинского района Московской области просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ЗАО "Клинстройсервис" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
В обоснование возражений заявитель указал, что вывод налогового органа о том, что исчисление платы за землю произведено на основе действующего на момент вынесения оспариваемого решения законодательства, не соответствует действительности и не подтверждается материалами дела.
Оспариваемые ненормативные акты ИФНС не соответствуют ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", ст. ст. 69, 101 НК РФ, фактическим обстоятельствам дела, отраженным в письмах Мособлдумы от 02.11.05, Райкомзема от 17.03.04, МУП "Кадастровое бюро" от 02.08.05, Управления по архитектуре и градостроительству администрации района от 11.10.05.
Налоговой инспекцией не представлено доказательств отнесения занимаемых заявителем участков ко 2-ой и 3-ей городским зонам, не определена правовая природа "Комплексной градостроительной и экономической оценки территории г. Клина", утвержденной Решением малого Совета городского Совета народных депутатов от 21.07.93 за N 12/11, не представлено доказательств обоснованности применения повышенных ставок земельного налога, что в соответствии со ст. 101 НК РФ является основанием для признания указанного решения недействительным.
Рассмотрев доводы ИФНС России г. Клин и Совета депутатов Клинского района относительно апелляционной жалобы, возражения ЗАО "Клинстройсервис", проверив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 17 декабря 2003 года ЗАО "Клинстройсервис" представило в ИМНС РФ по городу Клину уточненные налоговые декларации по земельному налогу за период с 2000 по 2003 год (л.д. 28 - 50 т. 1).
18 февраля 2004 года Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по городу Клин Московской области было вынесено решение N 72 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ЗАО "Клинстройсервис".
В соответствии с указанным решением, ЗАО "Клинстройсервис" неправильно применило ставки земельного налога, а именно нарушило ст. 8 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991, решения Совета депутатов Клинского района Московской области N 8/6 от 24.05.2001; N 13/11 от 24.01.2002; N 14/47 от 29.03.2003; N 15/37 от 18.09.2003, в связи с чем ЗАО "Клинстройсервис" обязано перечислить в срок, указанный в требовании, недоимку и пени по земельному налогу на общую сумму 3113172 рубля (л.д. 24 - 25 т. 1).
В адрес ЗАО "Клинстройсервис" выставлено требование об уплате налога N 72 в срок до 22.02.2004 (л.д. 26 - 27 т. 1).
Апелляционный суд считает, что указанные решение и требование ИФНС г. Клин правомерно признаны недействительными судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается - законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Принимая оспариваемое решение, ИФНС России г. Клин исходила из следующих выводов.
В соответствии с Решением Совета депутатов МО "Клинский район" МО от 29 марта 2000 года N 14/47, в 2000 г. по 2 зоне установлена ставка в размере 6,55 руб. за кв. м, налогоплательщик применил ставку в размере 2,34 руб. за кв. м. По 3 зоне ставка налога установлена в размере 5,50 руб. за кв. м, налогоплательщик применил ставку в сумме 1,96 руб. за кв. м.
В соответствии с Решением Совета депутатов Клинского района Московской области от 24 мая 2001 года N 8/6, ставки земельного налога на 2001 год оставлены на уровне 2000 года, т.е. по 2 зоне - 6,55 руб., по 3 зоне - 5,50 руб. за кв. м.
Ставки земельного налога на 2002 г. установлены Решением Совета депутатов N 13/15 от 24.01.2002, и составляют по 2 зоне в размере 13,10 руб. за кв. м, по 3 зоне - 11 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 2 зоне - 4,68 руб. за кв. м, по 3 зоне 3,92 руб. за кв. м.
Ставки земельного налога на 2003 г. установлены Решением Совета депутатов N 17/28 от 21.11.02 и составляют по 2 зоне 23,58 руб. за кв. м., по 3 зоне - 19,80 руб. за кв. м. Налогоплательщик при расчете земельного налога использует ставки по 8,42 руб. за кв. м - 2 зона, 7,05 руб. за кв. м - 3 зона.
Как установлено в судебном заседании, при начислении ЗАО "Клинстройсервис" налога на землю за период 2000 - 2003 гг. ИФНС России г. Клин был применен коэффициент 3,5, установленный ст. 8 Закона РФ "О плате за землю", применяемый к землям рекреационного назначения и коэффициент 1,6 за счет статуса города, введенный ст. 9 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", учтенные при вынесении решения Советом депутатов Клинского района Московской области, что подтверждается актом сверки, подписанным заявителем, налоговым органом и заинтересованным лицом (л.д. 8 - 12 т. 2).
Данный расчет, по мнению апелляционного суда, не может быть признан правомерным.
По расчетам ИМНС по городу Клину к землям ЗАО "Клинстройсервис" должен был применяться коэффициент 2,5, соответственно оплата по 2 оценочной зоне должна быть произведена в размере 6 руб. 55 коп. за кв. м, по третьей оценочной зоне в размере 5 руб. 50 коп. за кв. м (впоследствии - коэффициент 3,5). Данный коэффициент согласно ФЗ "О плате за землю", применяется в таком размере только к землям в зависимости от рекреационной ценности территории.
В статье 98 ЗК РФ дано понятие земель рекреационного назначения, в частности к таким землям относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Документов, свидетельствовавших о принадлежности земельных участков заявителя к землям рекреационного назначения, ИФНС по г. Клину Московской области не представлено.
Предприятие занимается производством строительных материалов, следовательно земли ЗАО "Клинстройсервис" не могут являться землями рекреационного назначения, поэтому применение данного повышающего коэффициента к землям ЗАО "Клинстройсервис" неправомерно.
В соответствии с письмами МУП "Кадастровое бюро" от 02.08.2005 N 68 и Управления по архитектуре и градостроительству Администрации Клинского района от 27.07.2005 N 1134 земли промышленности ЗАО "Клинстройсервис" входят в территорию г. Клина и следовательно относятся к городским землям.
Неправомерность применения коэффициента 3,5 к городским землям (землям поселений) подтверждается письмом Московской областной Думы от 02.11.2005 N Д-12-1485 (л.д. 13 т. 2).
Коэффициент 1,6 применен налоговой инспекцией и Советом депутатов Клинского района без учета численности населения города. Федеральным законом предусмотрено применение данного коэффициента при численности населения более 100000 человек, тогда как численность населения г. Клин согласно письму Отдела государственной статистики в Клинском районе от 14.11.2005 N 138 составляет 82936 человек (л.д. 14 т. 2).
Неправомерность применения повышающего коэффициента 1,6 за счет статуса города без учета численности населения подтверждена также Определением Верховного Суда РФ от 16 февраля 2005 г., которым исключена статья 9 и Приложение N 7 из Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" N 18/95-ОЗ, установившие данный коэффициент.
В связи с изложенным, доводы налоговой инспекции и Совета депутатов о том, что ИФНС г. Клин при расчете подлежащего уплате земельного налога действовала в соответствии с действующим законодательством являются неправомерными, а расчет суммы земельного налога, подлежащей уплате ЗАО "Клинстройсервис", должен быть произведен следующим образом.
Принадлежность земельных участков заявителя к оценочным зонам г. Клина Московской области указана в справке N 23 от 17.03.04, выданной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Клинскому району, в которой говорится, что земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Терешковой, д. 48, относится ко 2 оценочной зоне, земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г. Клин, ул. Волоколамское шоссе, д. 40 относится к 3 оценочной зоне (л.д. 77 т. 1).
Согласно ст. 8 Федерального закона "О плате за землю" N 22-ФЗ от 09.08.1994 средняя ставка земельного налога в городах и других населенных пунктах, приводится по экономическим районам Российской Федерации и применяется для Центрального района, в котором ведет свою производственную деятельность ЗАО "Клинстройсервис" в размере 1 руб. 70 коп. за кв. м в расчете на год, при средней численности городского населения от 50 до 100 тыс. человек.
В соответствии с тем же Законом (приложение N 2 таблица N 1) в 1994 году ставка земельного налога применялась с коэффициентом 50.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 562 от 07.06.1995 г. "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" средняя ставка земельного налога применялась с коэффициентом - 2.
Постановление Правительства РФ N 378 от 03.04.1996 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" определило коэффициент применяемый к средней ставке земельного налога в размере - 1.5.
В соответствии с Федеральным законом РФ N 29 от 26.02.1997 "О федеральном бюджете на 1997 год" была установлена ставка земельного налога для всех категорий земель с коэффициентом - 2.
Таким образом, принимая во внимание повышающий коэффициент 1,6, установленный Законом Московской области от 01.06.1995 N 9/54 (в редакции от 07.06.1996 N 22/96-ОЗ) налог на земли ЗАО "Клинстройсервис" в 1997 году был равен: 1,7 x 50 x 2 x 1,5 x 2 x 1,6 = 816 рублей.
Данная величина ставки земельного налога была установлена для земель ЗАО "Клинстройсервис" решением Совета депутатов Клинского района N 4/3 от 25 декабря 1996 г., с учетом зон города.
Согласно Федеральному закону РФ N 162 от 28.10.1998 "О ставках земельного налога в 1998 году" средняя ставка земельного налога по всем категориям земель сохранялась такой же, как и в 1997 году и соответственно не индексировалась.
Согласно Федеральному закону РФ N 36 от 22.02.1999 "О федеральном бюджете на 1999 год" средняя ставка земельного налога для всех категорий земель применяется с коэффициентом - 2, и сохраняется такой же, как и в 1998 году.
Согласно Федеральному закону РФ N 227 от 31.12.1999 "О федеральном бюджете на 2000 год" средняя ставка земельного налога для всех категорий земель применяется с коэффициентом - 1,2.
Таким образом ставка земельного налога в 2000 г. на земли занимаемые, ЗАО "Клинстройсервис" составила: 0,816 руб. x 2 x 1,2 = 1 руб. 95 коп.
Данная ставка земельного налога была применена заявителем, согласно уточненной декларации по 3 оценочной зоне в размере 1 руб. 96 коп. за кв. м, и соответственно по 2 оценочной зоне в размере 2 руб. 34 коп. за кв. м.
Согласно ст. 12 Федерального закона N 150 от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год", ставки земельного налога, действующие в 2000 году применяются и в 2001 году для всех категорий земель и соответственно не индексируются.
Из уточненной налоговой декларации за 2001 год, представленной ЗАО "Клинстройсервис" в налоговый орган, следует, что ставка оплаченного земельного налога не изменилась, а именно по 2 оценочной зоне она составляла 2 руб. 34 коп. за кв. м и третьей оценочной зоне 1 руб. 96 коп. за кв. м.
Согласно Федеральному закону РФ N 163 от 14.12.2001 "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога применяются в 2002 году с коэффициентом 2.
Таким образом, ставка земельного налога в 2002 г. для земель ЗАО "Клинстройсервис" равна: 1 руб. 95 коп. x 2 = 2 руб. 92 коп. за кв. м.
Данную ставку земельного налога ЗАО "Клинстройсервис" применило в уточненной декларации по второй оценочной зоне в размере 4 руб. 68 коп. за кв. м, и соответственно по третьей оценочной зоне в размере 3 руб. 92 коп. за кв. м.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ N 110 от у 24.09.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты Российской Федерации" ставка земельного налога в 2003 году применяется с коэффициентом - 1,8.
Таким образом, ставка земельного налога в 2003 г. составила: 3 руб. 92 коп. x 1,8 = 7 руб. 05 коп..
Данная ставка соответствует указанной в уточненной декларации представленной ЗАО "Клинстройсервис" по второй оценочной зоне 8 руб. 42 коп. за кв. м, по третьей оценочной зоне в размере 7 руб. 05 коп. за кв. м.
Исходя из изложенного, ЗАО "Клинстройсервис" должно было оплатить земельный налог в следующих размерах:
в 2000 году
по 2 оценочной зоне (134700 кв. м x 2 руб. 34 коп. кв. м) = 315198 руб.
по 3 оценочной зоне (23000 кв. м x 1 руб. 96 коп. кв. м) = 45080 руб.
на общую сумму 360278 руб.
в 2001 году
по 2 оценочной зоне (134700 кв. м x 2 руб. 34 коп.) = 315198 руб.
по 3 оценочной зоне(23000 кв. м x 1 руб. 96 коп.) = 45080 руб.
на общую сумму 360278 руб.
в 2002 году
по 2 оценочной зоне (134700 кв. м x 4 руб. 68 коп.) = 630396 руб.
по 3 оценочной зоне (23000 кв. м x 3 руб. 92 коп.) = 90160 руб.
на общую сумму 720556 руб.
Решением Совета депутатов Клинского района Московской области N 15/26 от 18.09.2002 ЗАО "Клинстройсервис" была предоставлена льгота по уплате налога на землю в размере 50% от общей суммы, в связи с чем уплате в 2002 г. подлежал земельный налог в размере 360278 руб.
в 2003 году
по 2 оценочной зоне (134700 кв. м x 8 руб. 42 коп.) = 1134174,руб.
по 3 оценочной зоне (23000 кв. м x 7 руб. 05 коп) = 162150 руб.
на общую сумму 1296324 руб.
Решением Совета депутатов Клинского района Московской области N 7/8 от 16.10.03 была предоставлена льгота по оплате налога на землю в размере 50% от общей суммы, и соответственно сумма налога на землю к уплате составила 648162 руб.
В период с 2000 по 2003 год ЗАО "Клинстройсервис" оплатило земельный налог в следующем размере:
за 2000 год
платежное поручение N 151 от 20 марта 2000 г. - 500000 руб.; платежное поручение N 186 от 28 марта 2000 г. - 15301 руб.; платежное поручение N 857 от 15 декабря 2000 г. - 504000 руб.; на общую сумму - 1019301 руб.
за 2001 год
платежное поручение N 217 от 24 апреля 2001 г. - 490000 руб.; платежное поручение N 789 от 10 октября 2001 г. - 14785 руб.; платежное поручение N 948 от 3 декабря 2001 г. - 100000 руб.; платежное поручение N 958 от 5 декабря 2001 г. - 120000 руб.; платежное поручение N 957 от 6 декабря 2001 г. - 80000 руб.; платежное поручение N 959 от 6 декабря 2001 г. - 100000 руб.; платежное поручение N 968 от 10 декабря 2001 г. 500000 руб.; всего на сумму - 1404785 руб.
за 2002 год
платежное поручение N 973 от 10.11.02 - 400000 руб.; платежное поручение N 1002 от 20.11.02 - 100000 руб.; платежное поручение N 1028 от 27.11.02 - 36000 руб.; платежное поручение N 1033 от 28.11.02 - 430000 руб.; платежное поручение N 1059 от 16.12.02 - 42785 руб.; всего на сумму - 1008785 руб.
за 2003 год
платежное поручение N 902 от 27.10.03 - 172718 руб.; платежное поручение N 923 от 30.10.03 - 100000 руб.; платежное поручение N 934 от 05.11.03 - 50000 руб.; платежное поручение N 941 от 10.11.03 - 121748 руб.; платежное поручение N 949 от 11.11.03 - 100000 руб.; платежное поручение N 953 от 12.11.03 - 124000 руб.; платежное поручение N 974 от 17.11.03 - 22500 руб.; платежное поручение N 1007 от 26.11.03 - 96000 руб.; платежное поручение N 1013 от 27.11.03 - 55000 руб.; платежное поручение N 1045 от 08.12.03 - 130000 руб.; всего на сумму - 971966 руб. (л.д. 51 - 75 т. 1).
Таким образом, разница между суммой налога, подлежащей уплате и фактически перечисленной обществом по платежным поручениям составила:
в 2000 г.
1019301 руб. - 360278 руб. = 659023 руб.,
в 2001 г.
1404785 руб. - 360728 руб. = 1044507 руб.,
в 2002 г.
1088785 руб. - 360278 руб. = 648507 руб.,
в 2003 г.
971966 руб. - 648162 руб. = 323804 руб.
Учитывая изложенное, сумма переплаты, произведенной ЗАО "Клинстройсервис" в период с 2000 по 2003 год составила: 659023 руб. + 1044507 руб. + 648507 руб. + 323804 руб. = 2675841 руб.
Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В данном случае ИФНС г. Клин не представила налогоплательщику основания изменения ставки взимания земельного налога и применения ставки в зависимости от рекреационной ценности территории, в оспариваемом решении и требовании не приведен расчет, в соответствии с которым налогоплательщик обязан оплатить земельный налог именно в том размере, который указан в предъявленном ему требовании.
Доводы ИФНС г. Клин о том, что неправильное применение процессуальных норм не может являться единственным основанием для признания решения инспекции недействительным отклоняются, поскольку кроме данного нарушения ИФНС РФ по городу Клин Московской области был произведен неверный расчет ставки земельного налога в период с 2000 по 2003 год, так как в расчетах налоговым органом применены коэффициенты 3,5 и 1,6 не подлежащие применению в данном случае по изложенным выше основаниям.
При указанных обстоятельствах решение ИФНС РФ г. Клин N 72 от 18.02.2004 и требование об уплате налога N 72 по состоянию на 18 февраля 2004 г. подлежат признанию недействительными как противоречащие действующему законодательству и материалам дела.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, ст. 269 п. 1, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 6 декабря 2005 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС РФ г. Клин - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)